О.С.Разумовский
Деятельность,
действие, операция, акт:
анализ теорий и моделей
Обращение к проблематике теории деятельности сегодня может показаться
довольно странным, так как интерес к ней у нас по сравнению с 70-ми и 80-ми
годами в последние десять лет существенно снизился. Его не подогрел и прошедший
в 1995 г. в Москве Международный конгресс по теории деятельности (см.:
Вопросы философии. – 1996. – № 5). Это третий в истории
конгресс. Два предыдущие проходили в Германии и Финляндии. На нем произошла,
наконец, “встреча” западных в основном концепций и теорий деятельности с
нашими, отечественными, которые имели своим источником известную работу
К.Маркса “Тезисы о Фейербахе”. Можно думать, что эта “встреча” даст какие-то
результаты, возможно, какой-то идейный синтез. До этого, на наш взгляд,
философская теория деятельности в отечественной интерпретации носила
абстрактный, часто, – схоластический характер. Положение в целом не
спасало то, что один из ее лидеров Г.П.Щедровицкий последние годы жизни много
занимался уже не теоретико-деятельностным подходом, а
деятельностно-организационным, то есть прикладным по своей направленности.
Отметим теперь также то, что в отечественной философии до сих пор не произошло
“встречи” казалось бы таких близких по содержанию направлений, каковы
обсуждаемая философская теория и общенаучное, интердисциплинарное направление,
которое представляют теории операций и принятия решений. Необходима “встреча”
теории деятельности и с оптимологией. Гораздо лучше обстояло дело с
ассимиляцией результатов современной психологии.
Цель
нашей небольшой работы – оценить значение результатов философской теории
деятельности, теорий операций, принятия решений и оптимологии для развития и
продуктивного синтеза на новом витке философской теории деятельности.
Результаты такого анализа крайне необходимы для развития теории поведения
бихевиоральных систем (би-систем) – “бихевиористики”, – охватывающей
поведение живых систем, общества и гибридных (смешанных) систем, то есть теории
объекта оптимологии, которой мы занимаемся ряд лет1. Эти результаты
необходимы для частных по отношению к ней различных “актуалистских” (от лат.
actus – действие) дисциплин и наук, о которых мы уже говорили или будем
говорить дальше.
Обратимся
к ряду понятий теории деятельности, которые работают в целом ряде концепций деятельности
на протяжении длительной истории. Это не только понятия активности, актуализма,
деятельности, но и понятия действия, противодействия, взаимодействия, операции,
акта и др. На наш взгляд, разработка теории деятельности в нашей литературе
протекала в основном в ключе анализа социальной деятельности или, более
абстрактно, – человеческой деятельности вообще. Между тем, возникло
определенное отстранение анализа от фундаментальной идеи Гераклита о всеобщей
активности материи и духа, их самодвижения. В Новое время идею Гераклита стал
развивать Г.Лейбниц в форме так называемого “актуализма”(согласно которому
“субстанция по своей природе не может быть бездеятельной”). Фактически же идея
всеобщей активности смыкается с принципами всеобщности движения и изменения, от
которых производны любые утверждения, касающиеся деятельности и действий
вообще.
Сама
идея действия изначально, то есть с времен античности, смыкалась с идеей
возможности (потенции) действия, как это было сформулировано Аристотелем в его
8-й книге “Метафизики”2. При этом у Аристотеля речь идет о
становлении как переходе от потенции к действию. Правда, Аристотель не смог
дать строгих определений этих понятий, а остановился на биоморфных и
техноморфных аналогиях и примерах: семя – организм, глыба мрамора –
изваяние и др. Понятия действия и акта у него смыкаются с понятием движения
(энергии). Кстати, смысл греческого “energia” и латинского “actus” близки. В
итоге у Аристотеля видов актуализации, то есть видов действия столько же,
сколько видов движения (а именно: возникновение – уничтожение, изменение
качества, рост – убыль, перемещение в пространстве). Действие у него в
целом – это процесс, имеющий оттенок фатальности, имперсональности и
автоматизма по отношению к потенции. Эта концепция затем прорабатывалась и
углублялась в средневековой схоластике.
В
противовес этому, благодаря Лейбницу, развивается актуализм, который в XIX веке
получил развитие в панпсихизме Э.Гартмана, в психологии Г.Спенсера и
Х.Гёффдинга. Позже он проявляется в психологии в так называемом “активизме” у
В.Вундта и Ф.Паульсена. Он завершается в работах Дж.Джентиле и его
последователей уже в XX веке в форме диалектики самодействия персонального.
Здесь понятие “операция” понимается как действование на базе известной
гегелевской формулы “цель – средство – результат”.
Общий
смысл и значение разбираемых понятий в рамках социо-культурного подхода можно
найти в работах М.Вебера, Ф.Знанецкого и др. Существует идущая от К.Маркса
традиция, представленная у нас в рамках деятельностного подхода. Нам
представляется, что ее смысл очень четко показан в свежей работе нашего
философа С.Г.Ларченко3. Известна хорошо разработка В.П.Фофановым в
том же ключе понятия социальной деятельности4. Важное значение имеют
результаты современной отечественной психологии (например, в работах
Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна и др.); прагматизма и праксеологии (в работах
Р.Акоффа, О.Ланге, Дж.Макмюррея, Ф.Эмери и др.), “активизма” и “актарианизма”.
В упомянутых нами работах Вундта и Паульсена ценным является представление
“акта” как законченного и ограниченного во времени процесса деятельности,
который имеет свою качественную определенность, но направляется он чувством и
зависит от оценивающих способностей субъекта деятельности. Субстрат действия и
субстанция объекта при этом не играют роли. Однако, мы придаем особое значение
результатам прикладных наук, а, именно, теорий операций и принятия решений5.
Деятельность
определяют как специфически человеческую форму активного отношения к окружающему
миру, содержание которой составляет его (мира) целесообразное изменение и
преобразование. При этом предполагается наличие отношения (и определенное
противопоставление) субъекта и объекта6. Субъект действия в широком
смысле – это какая-либо би-система. Все они суть мезосистемы.
Итогом процесса деятельности является “опредмечивание”, понимаемое в широком
смысле, а не как простое появление “вещи”7.
Однако
обрисованная здесь трактовка понятия деятельности представляется нам узкой и
неполной: она излишне антропоцентрична, она и непоследовательна, так как
логически не соотносится напрямую с гераклитовским принципом фундаментальной
активности мира. Необходимо понятие “деятельность вообще”, сопоставимое
по объему и смыслу с понятием “активности мира”, оно же его эквивалент. На наш
взгляд, оно обобщает неявно понятия “действия”, “операции” и “акта”, является
для них родовым. Последние понятия тоже надо различать и определять. Будем
иметь в виду то, что действие понимается и (1) как относительно
эффективный результат, какое-то изменение в объекте, в предмете действия
(закономерное и случайное, но вытекающее из природы агента действия или
“актора”, а не какое угодно). Действие понимают и (2) как некоторое
усилие, напряжение, затрата энергии, работа по изменению объекта (тоже
соответствующие естественным законам, алгоритмам, программам, а также
потребностям, интересам, целям и т.д.). Действию сопоставляется аналогичное
природе объекта противодействие. Вместе действие и противодействие образуют взаимодействие.
Все они локализованы в пространственно-временных локусах, соответствующих
природе актора и объекта, они также темпоральны. Не случайно, что физическое
“действие”, как оно было выражено Ж.Лагранжем и У.Гамильтоном в известном
принципе наименьшего действия, имеет размерность энергия ´
время.
Термин
акт в принципе, в силу семантики, – это тоже действие, но это и
фиксированное во времени событие, поступок или, даже, отрезок времени действия.
Понятие “активности” (от лат. – activus) – отображает состояние
деятельности, часто – интенсивной, а не любой. Понятие акта
представляется весьма важным для общей теории деятельности, отображая атом
деятельности.
Позади
действия, акта и операции в бихевиоральных системах находятся, возбуждая их, потребность
как стимул, оформляющая их функциональный инвариант. У человека –
это цель как высший стимул действия человека.
Антропоцентричность
понятия “деятельности” категорически необходимо преодолевать, и это можно
сделать, совершив еще один шаг, а, именно, отнести его (совершенно обоснованно)
к объективным свойствам более широкого класса систем, чем
человекодеятельные – к би-системам. Объективно, деятельность (и действия,
операции, акты) – это суть то общее, что обеспечивает их жизнеспособность,
это – фундаментальное свойство данных систем. Деятельность как понятие в
ключе “деятельностного подхода” – лишь вид “деятельности би-систем”
как их родового свойства.
Наконец,
о понятии операция (от лат. operatio – действие), которое в
наиболее развитых формах присутствует в теориях функционирования экономических
и финансовых систем, а также в военной, производственной, торговой, страховой,
технологической и др. практике и управлении как видов деятельности. Во всех
этих случаях операция – понятие антропоцентрическое. Операция понимается
как законченный цикл действий и актов или одно действие, акт, благодаря
которому реализуется / не реализуется определенная цель в условиях
сложности достижения цели – посредством ряда, серии шагов, – действий
и актов. Это понятие также не лишено антропоцентризма, от которого можно
избавиться, если отнести его (обоснованно) к би-системам.
Понятие
операция широко применяется в специальной теории исследование
операций при построении имитационных моделей, хотя сложные системы из-за
нечеткости знания их структур и других параметров, например, в сетевом
планировании и управлении плохо поддаются операциональному описанию.
Исследование операций, будучи разделом кибернетики, может рассматривать систему
упрощенно – как систему входов и выходов вещества, энергии и информации,
ограничиваясь при этом анализом целенаправленных действий (и их результатов)
как дискретных процессов. Вместе с тем, здесь учитывается распределение
операций во времени и пространстве (расписание, план и др.), а также
неопределенности разного рода, риск срыва операций ввиду действия случайных
факторов, ограничений, включая ресурсные и др.
Необходимо
на примерах прояснить смысл понятий действие, операция и акт как
это выглядит в русском языке (по латыни они синонимичны). Возьмем простой
пример забивания гвоздя молотком. Здесь удары молотка суть действие как работа,
требующая затраты энергии (и использования навыков и т.п). Перемещение гвоздя в
доске в результате каждого отдельного удара – это акты. Цель –
полностью забить гвоздь в доску, руководствуясь простым планом операции.
Окончательный итог, результат получается из серии таких актов, образующих в
целом операцию “забивание гвоздя”. Аналогично я, с помощью памяти, действуя на
уровне скрытых от сознания действий, “вытаскиваю” необходимые слова-термины из
подсознания в их грамматическом значении в сознание. Перед нами акты. Складывая
их на основе синтаксиса языка как плана размещения слов в предложении как в законченной
мысли, я совершаю операцию, тоже достигая цели: адекватного изложения какой-то
мысли. Впрочем, это же может и не проговариваться вслух, а быть латентным, но
осознаваемым. Образ предмета с точки зрения теории распознавания образа я
воспринимаю посредством ряда актов нахождения характеристических точек предмета
или его других признаков, а также параллельного сопоставления их посредством
памяти с тем, что там было ранее запечатлено через серию актов связывания
опорных пунктов контуром. Затем следует акт сопоставления контура с ранее
отпечатанным в памяти целостным образом предмета. Происходит распознавание
образа как целостная операция. Примеры можно продолжить, их множество в теориях
операций и принятия решений. Конечно, в сложных случаях мы при помощи мышления
агрегируем мелкие акты по признакам их сходства, обозначая их тоже как акты,
или, напротив, дифференцируем их на мелкие акты в соответствии с истинной
природой самого объекта, как, например, слово-термин в конкретной ситуации нами
складывается из звуков или их заместителей (моделей) букв в каком-то
исторически определенном алфавите.
Исторически,
исследование операций возникло как поиск оптимальных решений8.
Фактически, в цепочке понятий активность – деятельность вообще –
действие – [социальная деятельность и действие] – операция –
акт –деятельность вообще и социальная в частности, взятые как понятия,
выступают как обезличенные, абстрактные, размытые по смыслу, неопределенные и
общие континуумы определенных, дискретных и разнообразных по природе действий,
актов и операций. Общая континуальность здесь дифференцируется в частном и
конкретном.
Теперь
отметим, что, согласно принципам оптимального управления Р.Беллмана и
Л.С.Понтрягина, деятельность всех би-систем эффективна и имеет максимально значимый
для них смысл тогда, когда она оптимизируется, даже если предыдущий шаг, акт,
действие были неоптимальны. Фактически, речь здесь идет о простой “ячейке” и,
вместе с тем, общей схеме действия, акта, операции, построенной из четырех
компонентов:
S
Сi ®
[ pАn (m)] Þ
О ¾>
R,
где
S
Сi – cреда
как сумма внешних условий, ®
действие условий, pAn – агент действия или
“актор” , индексы n – потребность, а p – цель, m –
средства и ресурсы, О – объект действия, Þ –
акт, операция (в принципе, взаимодействие), ¾> –
порождение результата, R – результат. Перед нами, открытая система,
которая находится в определенной среде и в соответствующих условиях, она имеет
определенные свойства, программу поведения и цель, ресурсы, ограничения и т.д.
Заметим,
что действие, операция, акт благодаря обратной связи всегда рефлектируются
актором. Все они суть направленные изменения к чему-то не просто
интересующему актора, а к тому, что является наилучшим из всех возможных Ri –
состояний, свойств, внешних объектов и т.д. Действие и т.п. – это функция
всех би-систем, в основе которого потребность, мотивированная каким-то
критерием и реализуемая в соответствии с какой-то шкалой ценностей. Шотландский
философ Дж.Макмюррей (1891–1976) говорил: “Я действую, следовательно существую”9.
Это не только парафраз Декарта, но и мысль, близкая тому, что можно найти в
“Тезисах о Фейербахе” Маркса.
В
наше время философ Э.Берн прямо отождествил действие и работу10.
Кроме того, у человека и общественных организмов надо различать две общие формы
деятельности – индивидуальную и коллективную. Но, в принципе, как мы
считаем, схема здесь едина и система (оптимизирующих) действий и операций
разного рода связана с теми же алгоритмами, которые мы выше обрисовали.
Отметим
теперь, что в литературе соотношение разбираемых понятий теории деятельности
трактуется по крайней мере в 2-х вариантах. Л.С.Выготский11, а также
современные экономисты-теоретики придерживаются такой схемы:
Человеческая деятельность – действие –
операция (как акт)
Напротив,
наш известный математик А.А.Ляпунов12 предлагал иную
последовательность:
Человеческая деятельность – операция –
действие (как акт).
Нам
представляется, что разногласия возникают из-за разницы в определении
разбираемых понятий. Мы, в соответствии с нашими определениями, уже
продемонстрировали обоснованную схему их следования. Заметим вместе с тем, что
человека практического на самом деле более всего интересуют не абстракция
деятельности и не подобные схемы, а объективная потребность и необходимость
циклического воспроизведения в реальной деятельности этих схем действий,
операций и актов, обладающих важнейшим признаком – оптимальности и
эффективности (целереализации).
Формально,
в контексте семантики понятий и их степени абстрактности, общая актуалистская
картина, которую мы можем считать обоснованной, такова:
Активность – деятельность вообще –
деятельность би-систем – социальная деятельность – деятельность
человека-индивида – [действие] – операция – акт
Здесь
представлена система родо-видовых отношений активности в форме перехода от
общих к частным и конкретным безотносительно к субстрату активности. “Действие”
стоит здесь в скобках для того, чтобы выделить его специфику как усилия,
затраты энергии, как работы. Би-системы не существуют без действия,
“не-действие” всегда лишь временно и относительно, даже если перед нами
анабиоз, а бездействие – это смерть би-системы. Формально, – реальное
действие всегда суть экстремальный случай из всех возможных вариантов.
Фактически, действие мы рассматриваем и как инструмент и как процесс
дискретного характера, вызывающий тоже дискретный ряд, континуум актов и
операций в пространстве возможных действий. Подчеркнем, что объективно, в
действительности не может существовать и одной пары тождественных целиком действий,
операций и актов. Они различны хотя бы в пространственно-временном смысле.
Если
учесть все сказанное нами в этой работе, а также то, что известно из
психологии, культурологии, социологии и других дисциплин, изучающих человека
(то есть, из антропологии вообще), то можно построить содержательную схему или
модель человеческой деятельности в следующем виде:
1.
Агент социального действия “А” – это обобщенный Человек,
биосоциальное существо, обладающий сознанием, культурой, традициями, навыками
действия, способный к рефлексии, существующий в локализованном пространстве и
времени, зависящий от среды и ее ресурсов, стремящийся оптимизировать для себя
и/или для окружающего его актуального мира все, что попадает в сферу его
действий и т.д.
2.
Объект его действий “О” – он сам и его окружение, среда, то есть
это и его мысли, чувства, поступки, ценности, мысли других людей, вообще, любые
доступные ему процессы, вещи, физические поля разного рода, актуальное для него
пространство и время, отношения разного рода, изменения в нем самом и вне его в
природной и им, человеком, созданной искусственной сфере технического,
экономического, культурного, политического, информационного, научного,
образовательного и т.д. миров.
3.
Этот агент или “актор” (от слова акт – действие) имеет потребности
разного рода, он способен к рациональному (эффективному) действию и выбору; он
осознает себя, свои способности, силы, средства, ресурсы, в том числе, хотя и
относительно адекватно, свои возможности и пределы своих возможностей, свои
личные и общие ценности, нормы и т.п. Он осознает и оценивает свое актуальное
внешнее, среду. На основе этого он оформляет свои интересы, направленные
к себе и к иному, к другому, он их отбирает и сортирует среди альтернатив по
степени срочности реализации, актуальности и оптимальности, он распределяет их
в пространстве возможных действий и расписания действий во времени; т.д.
4.
Агент “А” формулирует или усваивает извне относительно точно и адекватно в
рамках расписания и пространства возможных действий цели, – ближайшие
и отдаленные (дерево целей), лучшие и худшие и т.д. по каким-то критериям; он
относительно точно и адекватно определяет условия и их динамику; он определяет
относительно удачно и рационально оптимальный план, его полезность и
альтернативные варианты действий (дерево целей и дерево действий) в
пространстве и времени.
5.
Агент “А” переходит затем в фазу критической оценки альтернативных целей
и расписания, плана действий, он испытывает при этом колебания и сомнения,
которые затем преодолеваются за счет убеждения себя самого с помощью разума и
воли или с чужой помощью – в рациональности, оптимальности, актуальности,
неотложности целей и плана, полезности и т.д. ожидаемого результата от
достижения целей и плана действий. После этого агент действия принимает
решение начать действия.
6.
Этот актор, находясь в пространстве возможных действий, совершает за счет
действия акт, – оптимальный, полезный для него в данных
условиях, а затем, после фазы краткого или продолжительного выжидания, получает
некоторый результат, какой-то эффект.
7.
Наш актор оценивает результат по критериям оптимальности и, в случае
ошибок и сбоев, а также неудовлетворенности итогом, или совершает новые акты,
не теряя при этом из вида ближние и отдаленные, актуальные и неактуальные,
срочные и несрочные цели и задачи, или прекращает их в силу разных причин
(отсутствие необходимых сил, средств и ресурсов, нехватка времени, низкая или
недостаточная полезность итога, и т.п.).
Заметим,
что, в принципе, существует асимметрия между не только плохими и
хорошими выбором и действиями в количественном плане (много хорошего, добра,
красоты и пользы вместо бесполезного, просто плохого и дурного, что диктуется
моральными, эстетическими и прагматическими соображениями), но и действиями
оптимальными и неоптимальными, эффективными и неэффективными13.
8.
Актор затем может приступить к планированию и проектированию, а затем,
аналогичным образом, к реализации действий для продвижения к другой частной
и/или более общей и отдаленной цели, организуя операцию и осуществляя
действия для ее проведения по критериям оптимальности, которые, что надо
подчеркнуть, могут при этом претерпеть какие-то изменения.
В
литературе существует немало подобных схем и моделей, подробности которых давно
уже разобраны разными авторами, расшифрованы и конкретизированы кроме теорий
операций и принятия решений – в социологии и психологии, в праксеологии и
в этологии, в эргономике и в экономико-математическом моделировании, в других
дисциплинах. Наша схема или модель, как и немало других, на первый взгляд,
представляется внесоциальной, подобно другим она напоминает робинзонаду. Но
ведь здесь выражена общая сущностная форма и схема деятельности любого рода,
которая может иметь разное наполнение. В этом смысле она претендует примерно на
то, что представляют из себя формулы математики или физики. Конечно, к
сказанному можно добавить многое. Но смысл нашей работы состоял в том, чтобы
перекрыть как-то несомненный разрыв между абстрактной и общей теорией
деятельности и конкретными схемами, в которых проблемы деятельности, подобно
социологии и психологии, праксеологии или теории экономической деятельности
решаются значительно более конкретно.
Примером
работы такого характера для нас была известная книга Р.Акоффа и Ф.Эмери “О
целеустремленных системах”14. В ней же мы найдем точно
соответствующую сказанному чисто методологическую мысль, которая, правда
принадлежит специалисту по философии науки И.Сингеру, но которой придерживались
упомянутые авторы: “...Если мы представляем науку как систему связанных между
собой точек зрения, то перед нами не возникает задачи вновь объединить эти
точки зрения. Задача синтеза, которую ставят перед собой некоторые философы и
ученые, основана на недоразумении: результаты разных научных дисциплин
принимаются за отправные точки опыта вместо того, чтобы сделать концептуальный
анализ их опыта как целого исходным пунктом научного анализа, осуществляемого
разными дисциплинами”15.
Примечания
1
См.: Разумовский О.С. Бихевиоральные системы. – Новосибирск, 1993; Он
же. Оптимология. Концепция и становление // Полигнозис. –
1998. – № 4. – С.3–26; Он же. Оптимология, ч.1. –
Новосибирск, 1999.
2
См.: Аристотель. Метафизика / Аристотель. Соч. в 4-х т. – М.,
1976. – Т. 1. – С.223–233.
3
См.: Ларченко С.Г. Социальные детерминации этнокультурного
развития. – Новосибирск, 1999.
4
См.: Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. –
Новосибирск, 1981.
5
См.: Вентцель Е.С. Исследование операций: задачи, принципы,
методология. – М., 1980; Исследование операций. Методологические
аспекты. – М., 1972; и др.
6
См.: Огурцов А.П., Юдин Э.Г. Деятельность // Филос. энциклоп.
словарь. – М., 1983. – С.151–152.
7
См.: Фофанов В.П. Социальная деятельность... – С.152–153.
8
См.: Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь.
Изд. 3-е. – М., 1993. – С.125, 228.
9
See: Duncan A.K. On the nature of person. – N.Y., 1990. – P.5.
10
См.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих
взаимоотношений. – СПб, 1992. – С.11.
11
См.: Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.,
1956.
12
См.: Ляпунов А.А. Предисловие // Исследование операций.
Методологические аспекты. – М., 1972. – С.6.
13
См.: Разумовский О.С. Идея оптимальной этики // Гуманитарные науки
в Сибири. – 1996. – № 1. – С.19–24; Wolf S.
Assymetrical Freedom // The Journal of Phylosophy. – 1980, vol.
LXXVII. – № 3. – P.151–166.
14
См.: Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. – М., 1974
[See: Ackoff R., Emery F. On Purposeful Systems. – Chicago-N.Y.,
1972].
15
Там же. – С.13.