Рецензия на книгу
Н.И.Чуев
Военная мысль в древнем Китае.
История формирования военных теорий. –
М.: Любимая книга, 1999. – 220 с.
Вопросы становления и развития древнекитайской цивилизации привлекают в последнее время все более пристальное внимание исследователей. Являясь неотъемлемой частью китайской цивилизации, военная сфера занимает в ней важное место. Без научного объяснения многих вопросов военной теории Китая целый ряд экономических, политических, философских и культурологических проблем не может получить адекватного освещения. Вместе с тем, несмотря на обширность литературы, посвященной военной мысли древнего Китая, практически отсутствуют работы, увязывающие возникновение военной теории с процессами развития различных сфер жизни древнекитайского общества, показывающие целостную картину взаимосвязей взглядов военной школы и других школ философской мысли. Работа Н.И.Чуева восполняет данный пробел.
В первой главе,
посвященной развитию военной практики и представлений о войне, делается вывод,
что объективными условиями возникновения военно-теоретической мысли в древнем
Китае были достигнутый там уровень экономического и социально-политического
развития общества, потребовавший оформления научных концепций войны и мира,
т.е. военной теории; возникновение социального неравенства и государства;
высокий уровень развития военной практики (значительный масштаб войн и
численность армий, накопление военного опыта). К субъективным условиям возникновения
военной теории относились развитие взглядов на войну и военное дело под
влиянием норм культа предков в XIV–V вв. до н.э. и последующее
освобождение мировоззрения от этих норм (не в последнюю очередь в силу
истребления в междоусобных войнах аристократии – носительницы норм культа
предков); открытие общественным сознанием древних китайцев связей войны с
развитием общества и, прежде всего, с экономикой и политикой.
Во второй и третьей главах
рассмотрена история становления и основное содержание военных аспектов
философских концепций древнего Китая, таких как раннее конфуцианство, легизм,
моизм. Особое внимание уделено учению ранних даосов, в котором
широко представлена военная проблематика. Выясняется, что во всех школах
древнекитайской мысли были не только поставлены важнейшие военно-философские
проблемы, но и предложены разнообразные, хотя во многом и противоречащие друг
другу варианты их решения. Подход даосов по содержанию и методологии
оказался близок к положениям военной школы бин цзя, специализировавшейся
исключительно в области военной теории. Военная школа была тесно связана и с
“учением о символах и числах” как формальной методологией древнекитайской
научной мысли. Связь эта была двойственной – военная теория опиралась на
учение о числах и использовала его в своих построениях, а с другой стороны сама
внесла заметный вклад в его формирование. Выявленные автором особенности не
позволяют говорить о теории военной школы как о механической сумме развития
военных идей в общефилософской мысли. Военная школа бин цзя стала
обобщением и осмыслением военной практики своего времени на базе возникавших в
древнем Китае теоретических представлений.
Общий подход
древнекитайской военно-теоретической мысли к анализу проблем войны, а также ряд
конкретных представлений о ее закономерностях продолжают сохранять актуальность
и в наше время. В связи с этим древняя теория изучается и используется как на
Дальнем Востоке, так и на Западе. Книга Н.И.Чуева полезна для тех, кто
занимается китайской историей и культурой, историей военной науки и искусством,
историей военно-философской мысли. Учитывая значительное влияние на
общественно-политическую жизнь современного Китая со стороны традиционной
культуры, она может помочь в изучении внешней политики и внутриполитических
процессов в этой стране, причем не только учеными, но и практическими
работниками военных, дипломатических и других учреждений, имеющих дело со
стратагемностью китайского мышления.
А.В.Варенов
Институт археологии и этнографии СО РАН,
Новосибирск