Информационное сообщение
о семинарах и Круглом столе по теме
“Образование как ценность и ценности образования”

 

Институтом философии и права СО РАН совместно с международной кафедрой ЮНЕСКО и курсами повышения квалификации специалистов Министерства труда и социального развития РФ в январе – ноябре 1999 г. проведено 4 семинара-совещания и Круглый стол по проблеме “Образование как ценность и ценности образования”.

Эти семинары и Круглый стол позволили выявить, что в образовании сегодня происходят радикальные изменения: глобализация, интернационализация, регионализация, демократизация и т.д. Кое-кто даже не боится говорить о “кризисе” в этимологическом смысле этого слова, – хотя на греческом “кризис” означает “решение”, – и в двояком смысле. То есть в силу изменений в структурах и тех представлениях, которые стоят за этим, мы переживаем “решающий” период, ведущий к коренным и необратимым переменам. Вместе с тем, и это вытекает из первого утверждения, мы переживаем период, когда без принятия “решений” не обойтись.

Под воздействием глубинных изменений в характере миграции рабочей силы и делокализации предприятий происходят изменения в образовании вообще и особенно в профессиональном образовании. Теперь предприятия размещаются в большой степени там, где имеется хоть и малоквалифицированная, но зато дешевая рабочая сила, в то время как исключительно квалифицированные кадры вынуждены все чаще мигрировать в те места, где осуществляется масштабное развитие производства или развития новых технологий.

Увеличивается “спрос” на образование и возникающие в связи с этим у государств трудности, происходящие наряду со старением населения и удлинением сроков обучения, вызванным одновременно как требованием поднять уровень образования, так и трудностями, связанными с поиском рабочего места теми, кто не имеет минимального образования. К этому добавляется стремление правительства сделать так, чтобы молодежь оставалась в школе, что позволяет тем самым искусственно “сокращать” число безработных и избегать возникновения детской преступности или условий возникновения такой преступности.

Экспоненциальный рост научных знаний в образовании (в том числе новых информационных и коммуникативных технологий) усиливают интеграцию культур, межнациональные и культурные связи, феномен глобализации и интернализации культуры, а с другой стороны – отчаянное стремление, если не сказать больше, защитить культурную и языковую самобытность каждого самого малочисленного народа.

С увеличением размеров безработицы среди лиц с высшим образованием существенно изменяется шкала ценностных ориентаций в образовании. С одной стороны, существует необходимость в интернационализации программ и возможностей получения фундаментальной подготовки в рамках системы высшего образования, а с другой – необходимость соответствия программ конкретным условиям на местах.

Впечатляющее число профессоров и преподавателей, которые имеют одновременно статус научных работников, однако пропорционально меньшее число эффективных научных исследований в области стратегии и тактики образования и еще меньшее число “привязанных к конкретным условиям” действительно новых, эффективных, образовательных технологий. Ценность учета индивидуальных образовательных потребностей исключительно велика для самореализации личности, для повышения ее адаптационных возможностей в обществе, профессиональной мобильности человека и “по горизонтали”, и “по вертикали”.

Перед лицом коренных изменений, которые приводят к возникновению парадоксов, переживаемых сейчас обществом и, следовательно, системой образования, очень важно преодолеть эти противоречия, т.е. не рассуждать “или это, или то”, а, скорее, говорить “и то, и это, в зависимости от условий”, ибо подходы и практические меры должны быть привязаны к конкретной ситуации и содействовать созданию факторов и структур в образовании, способствующих оптимальному решению глобальных задач образования. На семинарах неоднократно отмечалось, что необходима разработка конкретных социально-правовых технологий, обеспечивающих реализацию провозглашенного права на равные возможности в получении образования различных групп населения. Проблемам реализации права на профессиональное образование социально незащищенных групп населения и личностям с ограниченными возможностями был посвящен специальный Круглый стол “Профессиональное образование как фактор развития человеческих ресурсов”.

На семинарах и Круглом столе неоднократно подчеркивалась необходимость преодоления конфликта между экономическим подходом (когда учебное заведение рассматривается как “предприятие”, работающее по законам рынка) и культурным подходом (когда образование рассматривается как “башня из слоновой кости, предназначенная только для хранения и развития знаний”).

На семинарах также высказывалось мнение о необходимости государственного регулирования процессами образования, создания механизмов, обеспечивающих сохранение высокого качества, уровня и ценностей образования.

Универсальный подход к образованию предполагает многообразие форм сотрудничества между всеми учреждениями, чья миссия заключается в том, чтобы содействовать устойчивому человеческому развитию и культуре мира. Достоинство такого подхода заключается в том, что он позволил “дисциплинировать” обсуждение проблем образования, в том числе и профессионального, как одной из главных культурных ценностей общества.

На семинарах и Круглом столе, посвященных обсуждению проблем образования как ценности и ценности образования, в качестве итогового был сделан следующий вывод.

В силу тесных связей образования с проблемами общества оно (образование) совершенно естественным образом выходит за свои рамки и затрагивает все вопросы, связанные с существованием человечества в конце нынешнего века: вопросы устойчивого развития, включая охрану окружающей среды, укрепление мира и взаимное понимание между людьми, вопросы демократии, свободы и прав человека, но также и все то, что имеет отношение к изменениям, происходящим в мире труда, в характере экономической деятельности, в невиданном расцвете новых информационных и коммуникационных технологий.

 

 

Т.И.Саломатова, канд. филос. наук,
старший научный сотрудник Института
философии и права СО РАН