Информационное
сообщение
о семинарах и Круглом столе по теме
“Образование как ценность и ценности образования”
Институтом философии и права СО РАН совместно с международной кафедрой ЮНЕСКО и курсами повышения квалификации специалистов Министерства труда и социального развития РФ в январе – ноябре 1999 г. проведено 4 семинара-совещания и Круглый стол по проблеме “Образование как ценность и ценности образования”.
Эти семинары и Круглый стол позволили выявить,
что в образовании сегодня происходят радикальные изменения: глобализация,
интернационализация, регионализация, демократизация и т.д. Кое-кто даже не
боится говорить о “кризисе” в этимологическом смысле этого слова, – хотя
на греческом “кризис” означает “решение”, – и в двояком смысле. То есть в
силу изменений в структурах и тех представлениях, которые стоят за этим, мы
переживаем “решающий” период, ведущий к коренным и необратимым переменам.
Вместе с тем, и это вытекает из первого утверждения, мы переживаем период,
когда без принятия “решений” не обойтись.
Под воздействием глубинных изменений в
характере миграции рабочей силы и делокализации предприятий происходят
изменения в образовании вообще и особенно в профессиональном образовании.
Теперь предприятия размещаются в большой степени там, где имеется хоть и
малоквалифицированная, но зато дешевая рабочая сила, в то время как
исключительно квалифицированные кадры вынуждены все чаще мигрировать в те
места, где осуществляется масштабное развитие производства или развития новых
технологий.
Увеличивается “спрос” на образование и
возникающие в связи с этим у государств трудности, происходящие наряду со
старением населения и удлинением сроков обучения, вызванным одновременно как
требованием поднять уровень образования, так и трудностями, связанными с
поиском рабочего места теми, кто не имеет минимального образования. К этому
добавляется стремление правительства сделать так, чтобы молодежь оставалась в
школе, что позволяет тем самым искусственно “сокращать” число безработных и
избегать возникновения детской преступности или условий возникновения такой
преступности.
Экспоненциальный рост научных знаний в
образовании (в том числе новых информационных и коммуникативных технологий)
усиливают интеграцию культур, межнациональные и культурные связи, феномен
глобализации и интернализации культуры, а с другой стороны – отчаянное
стремление, если не сказать больше, защитить культурную и языковую самобытность
каждого самого малочисленного народа.
С увеличением размеров безработицы среди лиц с
высшим образованием существенно изменяется шкала ценностных ориентаций в
образовании. С одной стороны, существует необходимость в интернационализации
программ и возможностей получения фундаментальной подготовки в рамках системы
высшего образования, а с другой – необходимость соответствия программ
конкретным условиям на местах.
Впечатляющее число профессоров и
преподавателей, которые имеют одновременно статус научных работников, однако
пропорционально меньшее число эффективных научных исследований в области
стратегии и тактики образования и еще меньшее число “привязанных к конкретным
условиям” действительно новых, эффективных, образовательных технологий.
Ценность учета индивидуальных образовательных потребностей исключительно велика
для самореализации личности, для повышения ее адаптационных возможностей в
обществе, профессиональной мобильности человека и “по горизонтали”, и “по
вертикали”.
Перед лицом коренных изменений, которые
приводят к возникновению парадоксов, переживаемых сейчас обществом и, следовательно,
системой образования, очень важно преодолеть эти противоречия, т.е. не
рассуждать “или это, или то”, а, скорее, говорить “и то, и это, в зависимости
от условий”, ибо подходы и практические меры должны быть привязаны к конкретной
ситуации и содействовать созданию факторов и структур в образовании,
способствующих оптимальному решению глобальных задач образования. На семинарах
неоднократно отмечалось, что необходима разработка конкретных
социально-правовых технологий, обеспечивающих реализацию провозглашенного права
на равные возможности в получении образования различных групп населения.
Проблемам реализации права на профессиональное образование социально
незащищенных групп населения и личностям с ограниченными возможностями был
посвящен специальный Круглый стол “Профессиональное образование как фактор
развития человеческих ресурсов”.
На семинарах и Круглом столе неоднократно
подчеркивалась необходимость преодоления конфликта между экономическим подходом
(когда учебное заведение рассматривается как “предприятие”, работающее по
законам рынка) и культурным подходом (когда образование рассматривается как
“башня из слоновой кости, предназначенная только для хранения и развития
знаний”).
На семинарах также высказывалось мнение о
необходимости государственного регулирования процессами образования, создания
механизмов, обеспечивающих сохранение высокого качества, уровня и ценностей
образования.
Универсальный подход к образованию
предполагает многообразие форм сотрудничества между всеми учреждениями, чья
миссия заключается в том, чтобы содействовать устойчивому человеческому
развитию и культуре мира. Достоинство такого подхода заключается в том, что он
позволил “дисциплинировать” обсуждение проблем образования, в том числе и
профессионального, как одной из главных культурных ценностей общества.
На семинарах и Круглом столе, посвященных
обсуждению проблем образования как ценности и ценности образования, в качестве
итогового был сделан следующий вывод.
В силу тесных связей образования с проблемами
общества оно (образование) совершенно естественным образом выходит за свои
рамки и затрагивает все вопросы, связанные с существованием человечества в
конце нынешнего века: вопросы устойчивого развития, включая охрану окружающей
среды, укрепление мира и взаимное понимание между людьми, вопросы демократии,
свободы и прав человека, но также и все то, что имеет отношение к изменениям,
происходящим в мире труда, в характере экономической деятельности, в невиданном
расцвете новых информационных и коммуникационных технологий.
Т.И.Саломатова, канд. филос. наук,
старший научный сотрудник Института
философии и права СО РАН