Международный конгресс
“Новые технологии науки и образования на пороге III тысячелетия”

22–25 ноября 1999 г. в Новосибирске (Россия) состоялся Международный конгресс “Новые технологии науки и образования на пороге III тысячелетия”. Он проведен в рамках проекта Федеральной целевой программы “Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997–2000 гг.”, имеющей статус президентской программы (ФЦП “Интеграция”) и Российского Фонда Фундаментальных исследований (Проект № М0341; грант № 99-06-85077). Организаторы Конгресса – Международная кафедра ЮНЕСКО “Экологическое образование в Сибири” АлтГТУ (Новосибирский филиал), Новосибирский государственный педагогический университет, Институт философии и права СО РАН. Конгресс поддержан Администрацией Новосибирской области.

В работе Конгресса приняли участие 250 ученых, преподавателей, организаторов образовательного и научного процесса, представителей международных, государственных, общественных организаций и деловых кругов из 15 стран (Белоруссии, Германии, Индии, Италии, Казахстана, Китая, Кореи, Молдовы, России, США, Турции, Узбекистана, Украины, Швеции).

Большинство участников Конгресса составили представители России и особенно Сибири и Дальнего Востока из 17 городов.

На пленарных заседаниях Конгресса выступили академик РАМН В.П.Казначеев, зам. главы Администрации Новосибирской области П.В.Решедько, представитель Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Н.М.Канаев, ректор НГПУ П.В.Лепин, член консультативного совета ООН и ЮНИСЕФ, зам. генерального директора организации “Вестник Мира” Судха Рани Гупта (Индия), зав. сектором права Института философии и права СО РАН А.К.Черненко, зав отделом валеологии Научного центра клинической и экспериментальной медицины СО РАМН С.В.Казначеев, директор Государственной научно-технической библиотеки СО РАН Б.С.Елепов.

Конгресс обстоятельно проанализировал состояние современного образования и науки в контексте формирования новых образовательных технологий. Обсуждение данных проблем происходило на двух пленарных заседаниях и в ходе работы следующих секций.

Наука и образование: проблемы и перспективы интегративного развития.

Здоровье нации: духовность и образование.

Интегративные процессы в образовании и праве. Управление современным образовательным процессом.

Региональные аспекты развития науки и образования. Конкретные образовательные технологии.

Работали Круглые столы:

– диалектический способ обучения. Формирование логического мышления учащихся;

– мировоззренческие ориентиры и психическое здоровье человека;

– состояние и перспективы формирования физического здоровья человека;

– выставочное дело как образовательная технология.

Всего на Конгрессе заслушано 205 докладов и сообщений. Наиболее обстоятельный и глубокий анализ был проведен по направлению “Образовательные технологии: теоретико-методологический аспект. Конкретные технологии образовательного процесса”. В обсуждении этих вопросов участвовало более 150 ученых и преподавателей различных образовательных учреждений. Многие выступления были посвящены проблемам формирования новой образовательной доктрины, тем трудностям, с которыми сталкивается современное образование на пороге нового столетия (Э.Г.Винограй – Кемерово, В.В.Крюков, И.А.Вальдман, А.Ж.Жафяров Л.Н.Сивохина и др – Новосибирск). Состоялась большая и интересная дискуссия по вопросам интеграции науки и образования в современном информационном обществе, рассмотрены пути оптимизации информационных процессов как условия развития научной и образовательной деятельности (Н.П.Лукина – Томск, А.Н.Гендин, М.В.Кочетков – Красноярск, И.Д.Эйнгорн – Новосибирск и др.)

Особенностью Конгресса стало обсуждение состояния здоровья нации в контексте развития современного воспитания, образования и просвещения. В исследовании данных проблем приняли участие врачи, валеологи, психологи, экологи. Плодотворным оказалось обсуждение проблем формирования системы экологического образования и просвещения, состояния и перспектив формирования и развития физического, психического здоровья человека с опорой на духовность как интегративную силу образования (С.Р.Гупта – Индия, В.И.Шилкина – Петропавловск Казахский, Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.А.Павлова, Б.О.Майер – Новосибирск и др.)

В работе Конгресса большое внимание было уделено вопросам правового обеспечения развития образования в современных условиях. Участники Конгресса анализировали такие острые проблемы современности как молодежная наркомания, рост агрессивности и преступности, алармизма в молодежной среде; поставлена проблема формирования концепции правового образования молодежи (Ф.Прусс – Германия, И.М.Габдулгафарова – Оренбург, Ю.А.Лязина – Уфа, Н.И.Макарова, Н.В.Наливайко., Е.С.Синицын (Новосибирск) и др. Правовая проблематика анализировалась с привлечением ведущих юристов Сибири.

Участники Конгресса единодушно заявили, что выдвинутый еще в 1995 г. (I Международный конгресс под эгидой ЮНЕСКО “Образование и наука на пороге III тысячелетия”) принцип “К новой России – через образование и науку” стал еще более актуален и приоритетен в стратегии перехода к стабильному. социально устойчивому развитию общества. Основой развития современной образовательной системы должны стать новые образовательные технологии, аккумулирующие в себе самые передовые знания о мире, природе и человеке и позволяющие готовить высокообразованных людей, высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

Конгресс принял итоговые документы, в которых очерчена современная образовательная концепция на пороге III тысячелетия в контексте проблем здоровья нации, духовности, образования; отмечены основные тенденции и направления развития образовательных технологии на рубеже XXI века: проблемы и перспективы интегративного развития науки и образования; вопросы интеграции образования и права. Конгресс продемонстрировал, что происходят активные поиски прин­ципов построения целостного образовательного пространства школы, вуза ориентированных на становление целостной личности ребенка, молодого человека. Происходит непрес­танное освоение опыта мирового педагогического наследия как в логике предмета (учебного модуса гуманитарного и естественнонаучного зна­ния), так и в гуманистической направленности процесса становления куль­турного самосознания – в прямом соответствии с возрастными характе­ристиками психофизических и интеллектуальных возможностей личности. Соблюдается исходный принцип целостности “картины мира” и нового знания, в постоянном, совершенствовании себя как субъекта труда, общения, познания. Результаты конференции продемонстрировали тот факт, что образовательные системы все более эволюционируют в направлении фундаментализации и расширения профиля подготовки, уни­версализации специалистов – осуществляется переход от классической дисциплинарно-профессиональной, рецептурной подготовки специалистов к мультидисциплинарному, проблемно-ориентированному, новаторскому образованию.

Современный человек живет в условиях насыщенной информационной среды и задача образования – научить жить в этом потоке, создать предпосылки и условия для непрерывного квалификационного роста. Именно с информатизацией связываются реальные возможности построения открытой системы образования, позволяющей каждому человеку выбрать собственную стратегию обучения. Совершенно новые возможности для преподавателей и учащихся открывают современные коммуникационные системы. Все это позволяет уже сегодня говорить о перспективах создания глобальных систем дистанционного образования, позволяющих на основе новых информационных технологий обеспечить эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым. Участники Конгресса считают, что важнейшим условием развития образования и науки является строгое обеспечение естественных, фундаментальных прав человека внутри государственных и международных структур. Соблюдение этого условия служит базовой составляющей устойчивого развития общества. В этих целях следует использовать правовые технологии как научную основу формирования правовой системы России.

Изданы шесть томов материалов конгресса.

 

Зам. председателя Оргкомитета Конгресса,
д-р филос. наук Н.В.Наливайко