Региональный семинар
“Логика и история философии”

 

Семинар состоялся 4 октября 1999 г. в Институте философии и права СО РАН (г. Новосибирск). Сделанные на семинаре доклады можно распределить по тематике на три основные группы: 1) историко-философские без специального обращения к проблемам логики (В.П.Горан, В.Н.Акулинин, Э.В.Барбашина, В.В.Павловский); 2) логико-гносеологические без специальной привязки к истории философии (А.А.Шевченко, В.М.Резников); 3) логико-гносеологические на историко-философском материале или историко-философские на логико-гносеологическом материале (Е.В.Орлов, В.Н.Карпович, В.И.Ожогин).

В.П.Горан (ИФиПр СО РАН, Новосибирск) представил доклад “Специфика детерминации историко-философского процесса на разных этапах”. Во-первых, автор выделил в своём докладе два типа этапов истории философии в Европе – эволюционные и переломные этапы, отнеся к первым античный, средневековый и нововременной, а ко вторым – этапы генезиса философии в Древней Греции, формирование христианской религиозной философии, философию эпохи Возрождения и современную философию. Во-вторых, он выделил два типа детерминации историко-философского процесса – его “внешнюю” социально-историческую детерминацию и самодетерминацию. В третьих, в докладе была поставлена проблема соотнесенности выделенных типов детерминации истории философии с типами её этапов. Заключительный вывод доклада состоял в том, что на эволюционных этапах более явственно сказывается самодетерминация историко-философского процесса, а социально-историческая его детерминация особенно заметна на переломных этапах.

В.Н.Акулинин (НГУ, Новосибирск) выступил с докладом “Проблемы истории истории философии”. Доклад носил ярко выражено проблемный характер и ставил под сомнение сам смысл историко-философских исследований. Автор доклада проанализировал понятие “история философии” и указал на противоречие между содержанием и объёмом понятий “история” и “философия”, поставив, таким образом, под сомнение возможность истории философии как части собственно философии как предметной области. Если построение истории философии и возможно, то не иначе как позитивной научной дисциплины, скорее являющейся разделом истории, но не философии.

Э.В.Барбашина (ИФиПр СО РАН, Новосибирск) сделала доклад “Укорененность феноменологии в предшествующей традиции и влияние на неклассические философские направления”. Согласно автору, создание и разработка в трудах Гуссерля феноменологии, как “философской главной науки”, “как радикально нового направления” никоим образом не означает, что она не может быть вписана в историко-философскую традицию. Однако не имеет смысла в историко-философской работе устанавливать отдельные мыслительные связи или рассматривать феноменологию в терминах заимствования. Более перспективным представляется обнаружение основных комплексов проблем, которые присутствуют в традиции и являются ведущими для феноменологии. Они следующие: интенциональность, психический акт, переживание, внимание к аргументации в философии Брентано, философия как наукоучение у Фихте и Больцано, длительность у Бергсона, а также восходящая к Декарту проблематика феноменологической редукции (метафизическое сомнение Декарта). Среди наиболее близких и значимых приверженцев феноменологии выделяются следующие: члены “геттингенского кружка”, работы которых соответствуют дескриптивной феноменологии Гуссерля; Мерло Понти и Левинас, учения которых соответствуют генеалогической, то есть 2-й стадии развития феноменологии; Хайдеггер и Сартр, идеи которых составляют содержание экзистенциальной феноменологии (3 этап); Шелера, который положил начало антропологическому этапу феноменологии. Кроме того, большинство ведущих направлений современной европейской философии развивается в ориентации на феноменологическое учение: или на следование ему или на отрицание.

В.В.Павловский (КГУ, Красноярск) выступил с докладом “Концепции новых левых: прошлое, настоящее и будущее” Автор указал, что философские и теоретические взгляды “новых левых” (Г.Маркузе, Ю.Хабермас, Р.Дебре, Ф.Фанон, Мао Цзедун и др.) были далеко не так новы, как это представлялось и представляется многим. Своими корнями они уходят в XIX век (П.Прудон, Ф.Лассаль, М.Бакунин, П.Кропоткин, Е.Дюринг, Э.Бернштейн и др). Истоки эти идей и соответствующей протестной, а в ряде случаев революционной или бунтарской деятельности следует искать в ещё более далёком прошлом, связанном с появлением и формированием мелкой буржуазии (XVIII–XVI и даже ранее)

Докладчик утверждал, что в настоящее время идеи и практика “новых левых” в ряде стран пребывают в относительном социально-политическом “анабиозе”. Однако это – временно. По его прогнозу, переосмысление и новая модернизация философско-теоретических установок “новых левых” станут актуальными уже в первом десятилетии следующего века, когда начнётся новый этап обострения экономических, политических и социальных противоречий во многих странах мира. И левые начала XXI века, – в основном молодёжь из новых средних слоёв назовёт себя “новейшими левыми”, наскоро перекрасив такие родные им (по социальной природе) старые идеологии и концепции. И всё опять как бы повторится сначала, но – с новыми результатами.

А.А.Шевченко (ИФиПр СО РАН, Новосибирск) выступил с докладом “Минимальная рациональность как проблема”. Докладчик указал на то, что постулаты рациональности во многом определяются типом дискурса и соответствующим контекстом. Меньше внимания уделяется анализу степеней рациональности. Особый интерес представляет здесь понятие “минимальной рациональности”. Выявление постулатов минимальной рациональности важно как для прояснения теоретической основы и предпосылок всякого понимания, так и для отнесения той или иной практики либо к научной (минимальная научная рациональность), либо к философской (минимальная рациональность как предпосылка философского знания). Попытка выявления таких постулатов для философии науки, политической философии и общефилософского дискурса связана с рядом специфических проблем. Их решение требует рассмотрения таких вопросов как соотношение рациональности и соизмеримости, рефлективное равновесие, роль и место презумпций в философском дискурсе.

В.М.Резников (ИФиПр СО РАН, Новосибирск) в докладе “Принцип необходимости математики и математическая практика” подверг суровой критике концепцию методологического натурализма в подходе Куайна. Автор показал, что, концепция не является адекватной в качестве философии математики. Данная проблематика исследована на примере утверждений об измеримости множеств, независимых от аксиоматики Цермело-Френкеля. Следуя Куайну, методологический натуралист для того, чтобы обосновать математический результат, должен обязательно использовать его в составе обоснованной научной теории, которая должна обеспечить правильный прогноз. Вывод нужного математического результата с помощью правил вывода из аксиом для методологического натурализма вовсе не является обязательным. Такого рода подход не согласуется с математической практикой, вопреки декларации Куайна и его последователей об особом пиетете по отношению к реальной научной практике.

Е.В.Орлов (СибГУТИ, Новосибирск) представил тщательно аргументированный доклад: “Аристотелевское решение апории Менона” Помимо общераспространённого иcтолкования этого решения (универсальное знание и применение универсального знания к частным случаям, An.pr.B,21 и An.post. A, 1) в докладе был дан анализ An. post. B, 19, который существенно дополнил это истолкование. Также была уточнена аристотелевская концепция предпознания, и, показано отличие предпознания, необходимого для доказательства от предшествующего знания, применяемого к частным случаям; продемонстировано отличие ошибки от лжи в связи с применением универсального знания к частным случаям.

В.Н.Карпович (ИфиПр СО РАН, Новосибирск) в докладе “Интерполяция у Аристотеля и в современной логике” рассмотрел сравнительные характеристики аристотелевской логической теории и современной математической логики. Было продемонстрировано, что для Аристотеля вопросы сущности и существования различались, более того, решались разными логическими средствами. Сущность устанавливалась определением, существование – доказательством. В современной же логике определение трактуется наравне с другими посылками. В результате, роль определений в аристотелевской логике гораздо более важная, чем в современной: при использовании определений в составе силлогизма оно становится средством объяснения, и все следствия из такого объяснения принимаются на объясняющие положение; в современной логике, наоборот, определения считаются устранимыми в принципе.

В.И.Ожогин (НГУ, Новосибирск) выступил с докладом “Проблема рациональности и логики в восточной философии”. Доклад вызвал большой интерес. Автор обосновал позицию, согласно которой обсуждение проблемы рациональности возможно только в том случае, если в данной культуре существует, хотя бы как вариант, картина мира, основанная на идее порядка. Вторым важным условием является характер языка – его способность адекватно эту идею отобразить, в том числе письменно. Не менее значим и тип наличных социальных отношений в виде упорядоченной структуры общества. Применительно к Индии и Китаю в классический период их истории было продемонстрировано, что все три указанных условия находят своё полное фактологическое подтверждение.

Однако, заметил автор, несмотря на объединяющую идею порядка, имеет смысл говорить о культурно-обусловленных типах рациональности и, как следствие, о типах соответствующих им логик (напр., буддийская и моистская, – явно отличные от аристотелевской). Вопрос о возможности и сущности универсальной рациональности остаётся открытым.

А.А.Шевченко и В.М.Резников на основе сделанных докладов написали статьи, которые публикуются в данном номере настоящего журнала. Остальные доклады планируется опубликовать в других изданиях.

Д.В.Винник,
Институт философии и права СО РАН