В. В. Бобров

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ”УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА”

Если с истории человечества снять идеологические наслоения с их нравственно-политическими оценками происходивших событий, то она предстанет перед читателем как непрерывная борьба людей между собой и природой за физическое, социальное и духовное пространство с присущими для всего живого признаками естественного отбора. Важнейшим критерием для проведения анализа международных отношений является состояние государственных и административных границ. Сам факт их существования означает свершившийся в определённый момент раздел между племенами (нациями, народами) территории, т.е. физического пространства, с необходимыми для жизнедеятельности ресурсами. Любая перекройка этих границ происходила и происходит в настоящее время в интересах перераспределения ресурсов в пользу более сильной стороны. Нравственные категории “добра и “зла”, “справедливости” и “несправедливости” победителями и побеждёнными используются в таких случаях в диаметрально противоположных смыслах в строгом соответствии с степенью удовлетворения своих потребностей. В предыдущей статье эти вопросы, по мнению автора, получили достаточное освещение, чтобы исследовать проблему устойчивого социального развития в рамках международных отношений1.

Исследование проблемы устойчивого развития общества в пределах государственных границ в силу размытости оценочных критериев представляет значительно большую трудность. Во-первых, необходимо определиться с самим понятием “устойчивое развитие общества”, содержание которого предполагает некую направленность и необратимость совершающихся социальных процессов, их допустимые в рамках устойчивости количественные и качественные характеристики и т.п. Во-вторых, требуется выяснить приоритетный перечень субъектов и объектов данного развития, исследование которых позволит уточнить сущностную природу социальных процессов. В-третьих, на основе потребностей человека целесообразно установить основные факторы и природу ценностных оснований социального развития.

В большей части работ, посвящённым проблеме устойчивого развития, преимущественно рассматриваются экологические вопросы, состояние с продовольственными и топливно-энергетическими ресурсами, что отвечает интересам населения всей земли, но не социально-групповым или индивидуальным потребностям политически и экономически сильных субъектов общественных отношений, имеющих возможности жить за счёт других. В настоящей статье основное внимание сосредоточено на задачах социального управления по созданию и распределению СОП (совокупного общественного продукта).

В отличие от международных отношений, где в качестве результата перераспределения ресурсов между странами фиксируются изменения в положении государственных границ и в уровне торговых показателей, внутри государства эволюционное или революционное перемещение ресурсов в форме собственности от одних социальных групп к другим происходит менее заметно.

На рис.1 системно представлены потребности человека, условия их удовлетворения и механизмы отражения материальной и социальной действительности в сознании людей. Здесь видно, что все вопросы развития общества следует изучать через социализирующие признаки индивидов (возрастные, половые, расовые, национальные, профессиональные, имущественные, территориальные и т.п.), служащие исходным объединительным основанием для выражения социально-групповых требований одних общественных групп к другим и к обществу. В зависимости от конкретной ситуации, связанной с условиями удовлетворения актуализированных потребностей, индивиды, создавая общественные организации, выходят на социально-групповой уровень потребностей. Интересы же всего государства обязаны отстаивать органы государственного управления, которые должны:

– во внешней политике защищать территориальную целостность, политическую, экономическую и духовную независимость страны;

– во внутренней политике обеспечивать баланс социально-групповых и индивидуальных интересов в обществе. В этом заключаются общегосударственные потребности развития общества. Уровни потребностей представлены на рис.2.

Рис. 1. Структура потребностей человека.

На основе вышесказанного можно сформулировать содержание понятия “устойчивое развитие общества”, как процесс возникновения, формирования, функционирования и замещения политических, экономических, семейно-родственных, образовательных, культурно-просветительных и других социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство населения, передачу подрастающим поколениям социально-значимого опыта, создание и распределение между членами общества совокупного общественного продукта, сохранение невозобновляемых ресурсов и окружающей среды. Это – общегосударственный интерес, реализация которого сопряжена с непрерывной борьбой с интересами социально-группового и индивидуального уровней, а также с внешним воздействием.  

Рис. 2. Уровни потребностей человека.

В рамках общественного разделения труда ключевое место занимают вопросы собственности, потому что производство и распределение СОП происходит на правах владения, распоряжения и пользования субъектов общественных отношений средствами производства и предметами труда, произведенными продуктами и услугами. Дискуссии о преимуществах и предпочтительности частной или общественной форм собственности2 малопродуктивны, так как ведутся они, как правило, с позиций социально-групповых интересов и не могут служить достаточным основанием для общегосударственных решений. В качестве предварительного замечания необходимо сказать, что собственностью объявляются (становятся) лишь те средства, которые находятся в недостатке и представляют некоторую ценность для удовлетворения потребностей людей. Любое присвоение одними индивидами или социальными группами собственности означает лишение других права владения, распоряжения или пользования какими-то ресурсами. Поэтому аргументация в пользу частной собственности, как источнике свободы личности, отражает социально-групповые интересы людей с высокими доходами, позволяющими им удовлетворять широкий спектр своих потребностей (обладать свободой выбора), что не могут делать остальные члены общества. В этом состоит сущностное содержание понятия “свобода” (наличие выбора в удовлетворении актуализированных потребностей человека), а не только в выражении своего отношения к материальной и социальной действительности. Имеются ещё более сложные терминологические “ловушки”.

Например, вопрос о собственности на землю предполагает всестороннее исследование содержания самого понятия, всех имеющихся на практике и теоретически возможных видов общественных отношений, связанных с ним. Во-первых, земля – это территория, населенная людьми и разделённая государственными (административными) границами. Во-вторых, земля – это источник ресурсов (водных, лесных, подземных и т.д.), но не сам ресурс, как декларируется в ст.9 Конституции Российской Федерации. В этом случае, как и в первом, земля должна принадлежать всему населению страны. Наконец, в-третьих, земля – это средство производства сельскохозяйственной продукции, место для строительства и т.п. Здесь возникают две проблемы. С одной стороны, эффективное использование земли для производства продукции и услуг, а, с другой стороны, соблюдение экологических требований к сохранению окружающей среды. Форма собственности и смена субъектов собственности на землю в данном случае роли не играют. Главное для устойчивого социального развития общества – постоянная работа органов государственного управления над разрешением двух вышеуказанных проблем. Необходимость этого видна в Указе Президента РФ № 337 от 7 марта 1996 года “ О реализации конституционных прав граждан на землю”, в котором не предусмотрены меры по обеспечению эффективного землепользования и защите экологической среды, созданы правовые условия (п. 8) по захвату частными и юридическими лицами участков с природными ресурсами и т.п.3.

Проблему собственности в целом можно представить по формам объединения её субъектов (частная и все виды общественной), по характеру отношения к ней (владение, распоряжение и пользование) и по содержанию (средства производства и средства потребления). Частная форма собственности отличается от всех форм общественной тем, что субъект собственности сосредоточил в одних руках права владения, распоряжения и пользования. Субъекты общественных форм собственности (начиная от семейной и кончая государственной), в силу своей многочисленности создают органы управления своей собственностью и передают им право распоряжения. Любой собственник тяготеет к получению от имеющейся собственности максимальной личной выгоды. Частный собственник это делает за счёт членов всего общества, что вынуждает государство максимально ограничивать его деятельность и не допускать такой формы собственности в жизненно важных отраслях общественного разделения труда.

Во всех формах общественной собственности, в отличие от частной, возникают разноуровневые противоречия: между субъектами собственности и обществом; между самими субъектами собственности; между субъектами собствености и органами управления и т. д. При этом, чем больше собственников, тем большее влияние на положение дел оказывают органы управления, обладающие правом распоряжения собственностью. Особую опасность для общества данная тенденция представляет при государственной собственности, когда министерства и ведомства, вместо защиты общественнных интересов, начинают преследовать свои социально-групповые. Подобные тенденции получили развитие в социально-экономических процессах в СССР в 60-х годах, что в конечном счёте привело к распаду государства. Об этом ещё в 1928 году в статье “Собственность и социализм” предупреждал Н.Н.Алексеев: “Основная ошибка социализма ...заключается в том, что все социалистические проекты стремятся реформировать частную собственность путём изменения её субъектов. ...В результате передела сохраняется даже старый порядок частной собственности, только с новыми субъектами. ...Нужно начать с преобразования собственности как правоотношения, ...с преобразования содержания собственности и с пересмотра вопроса об отношении субъекта собственности к объектам”4.

Устойчивость социального развития страны во многом зависит от решения двух проблем, касающихся управления собственностью. Во-первых, средства производства должны использоваться с максимальной эффективностью для создания необходимой продукции и предоставления услуг. В этом заключается общегосударственный интерес и он во многом совпадает с потребностями собственников. Противоречие носит косвенный характер и выражается в различии потребностей по результатам трудовой деятельности: общество заинтересовано в количественных и качественных показателях продукции и услуг, а владельцы средств производства рассматривают эффективность в максимальной оплате своей деятельности при минимальных затратах на производство. Абсолютизация той и другой тенденций опасна для общества. В первом случае возможно господство затратного использования средств производства, а в другом, общество может лишится многих товаров и услуг в силу убыточности их производства. Следовательно, необходимо гармоничное сочетание различных форм собственности на средства производства с постоянным изучением эффективности их использования и своевременным внесением корректив с позиций общегосударственных потребностей, отражающих баланс всех социально-групповых интересов в обществе. Во-вторых, произведенную продукцию и услуги требуется распределить между членами общества как совокупный общественный продукт. Децильный коэфициент в Советском Союзе по разным источникам составлял (4-6) : 1. В настоящее время в России он вышел на уровень (25-30) : 1. Такой глубокий разрыв явно не способствует устойчивости социального развития, но и прежнее соотношение вызывало раздражение в обществе как “уравниловка”, не позволяющая реализовать потенциал способных и предприимчивых людей. Вероятно только систематическая работа органов государственного управления по регулированию имущественного положения членов общества, не допускающая опасного соотношения между богатыми и бедными и обеспечивающая одновременно удовлетворение потребностей людей в социальном пространстве, позволит своевременно находить параметры устойчивости общественного развития.

Таким образом, даже краткий анализ некоторых сущностных причин социальных процессов говорит о необходимости постоянного совершенствования социальной действительности в интересах эффективной работы всех членов общества по созданию СОП и оптимальному его распределению, позволяющему получать каждому человеку достаточное количество ресурсов и возможностей для самоутверждения в социальной среде. Основным регулятором общественных отношений является правовая система и её оптимальным содержанием предполагается баланс социально-групповых интересов в обществе. На решение данной задачи должна быть направлена и вся воспитательная работа.

Примечания

1 См.: Бобров В.В. Устойчивое развитие в свете теории потребностей // Гуманитарные науки в Сибири.- 1996. – № 1. – С.14-19.

2 См.: Бархатов В.И. Особенности реформирования государственной собственности при переходе к рыночной экономике: Дис. докт. .экон. наук. – М., 1993; Задорин Н.М. Социально-философский анализ отношений собственности: Дис. канд. филос. наук. – Свердловск: УГУ,1987;  Захарова Л.Н. Собственность и личность. Челябинск, 1991; Козуб Т.А. Собственность как объективная детерминанта развития человека: Дис. канд. филос. наук. – Харьков: ХГУ, 1987; Мокичев С.В. Структура собственности и её динамика в условиях перехода к рынку: Дис. докт. экон. наук. – СПб.: СПбГУ, 1993; Понизовкин И.А. Экономические аспекты разгосударствления собственности и приватизации в Российской Федерации: Дис. канд. .экон. наук. – М.: МПГУ, 1994 и др.

3 См.: О реализации конституционных прав граждан на землю / Указ Президента Российской Федерации № 337 от 7 марта 1996 года. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 11. – С.2704 -2706.

4 Алексеев Н.Н. Собственность и социализм // Русская философия собственности. ХYIII-ХХ вв (Сборник) / Сост.К.Исупов, И.Савина. – СПб., 1993. – С. 373-374.

© 1997 г. Институт философии и права СО РАН,
Новосибирск