Н. С. Розов

РАЦИОНАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ:
ЦЕННОСТИ, СФЕРЫ БЫТИЯ И ДИНАМИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ

Фундаментальные проблемы и требования к подходу. Рациональная философия истории (РФИ) есть подход, направленный на целостное осмысление прошлого, настоящего и будущего человечества (и его основных частей), соблюдающий современные общезначимые познавательные нормы и опирающийся на теоретические результаты социальных и исторических наук [Розов,1995}. Фундаментальные проблемы теоретической истории как научного обеспечения РФИ можно представить в виде следующих вопросов:

1. Какова динамика истории  (движущие силы, механизмы, тенденции, закономерности исторического развития)?

2. Какова структура истории, ее периодизация и социально-пространственное членение (части, фазы, стадии, формации, цивилизации, мировые системы, эпохи)?

3. Каков общий ход истории, то есть, структура истории, объясненная через ее динамику (переходы, трансформации, большие циклы, прогресс и регресс, эволюция)?

В решении этих научных проблем философское мышление участвует во вспомогательной роли через установление необходимых оснований. Главную роль РФИ выполняет при постановке и решении следующих групп проблем:

4. В чем состоит смысл истории (понимаемый как ее отношение в целом и отношение ее элементов к некоему более глубокому плану бытия)?

5. Каковы должны быть пути или подходы к историческому самоопределению, то есть, установлению (обнаружению, конструированию) своего места в Истории со стороны сообществ (цивилизаций, наций, культур, религий, социальных слоев, этносов) и индивидов?

6. Каковы этические и практические выводы из результатов решения проблем 1–5?

Ценностные предпосылки. При выборе критериев для отбора существенной феноменологии использованы результаты этико-философских исследований по выявлению и обоснованию общезначимых ценностей [von Kutschera, 1991; Розов, 1993], в числе которых оказались всем известные витальные ценности (жизнь и здоровье человека), гражданские ценности (право иметь семью, воспитывать детей по своему разумению, защита жилища, личное достоинство и свобода), а также экономическая ценность “минимального жизнеобеспечения” (ср. с “принципом максимина” по Парето). На этой основе формулируется ценностная предпосылка выбора феноменологии для теоретико-исторических исследований: значимо то, что снижает, сохраняет или повышает возможности осуществления указанных выше общезначимых ценностей, значимо также само мировоззрение людей прошлого и их отношение к этим изменениям.

Онтологические предпосылки. Перечислим аспекты (“сферы бытия”) исторического развития.

1. Биотехносфера – биологическая природа индивида и популяций, окружение живой и неживой природы, чисто материальные аспекты техники, производства и их последствий (ср. с “первым миром” К.Поппера).

2. Психосфера – все психические свойства, процессы, неотчуждаемые от человека компоненты менталитета. Способ бытия психосферы основан на психофизиологической природе индивидов, их общении между собой и деятельностном освоении окружения. Психосфера шире, чем “второй мир” К.Поппера, поскольку наряду с индивидуальным субъективным опытом включает неосознаваемые установки, мотивы, потребности, страхи, влечения, причем не только индивидуальные, но также групповые и массовые, объективную реальность устной речи.

3. Культуросфера – пространство образцов (в смысле Кребера), отчуждаемых от человека и передающихся из поколения в поколение. Образцы существуют в трех связанных бытийных формах: как идеальные объекты (образы, смыслы и знаки), материальные носители, индивиды, способные понимать эти тексты и пользоваться соответствующим смысловым и образным содержанием; (сравни с “миром идей” Платона, “миром целей” Канта, “миром ценностей” Г.Риккерта, М.Шелера, “третьим миром” К.Поппера, [Kroeber, 1952, Розов, 1992]. Если стихия устной речи принадлежит психосфере, то язык, фиксированный в словарях, грамматиках, литературных и прочих текстах, очевидно, относится к культуросфере.

4. Социосфера объединяет социальные, политико-правовые и экономические сущности и процессы. Способ бытия социальных форм как главных элементов (единиц анализа) социосферы состоит во взаимосвязи следующих бытийных форм: а) культурные образцы отношений между людьми (роли, ожидания, нормы, структуры, институты и т.п.); б) индивиды (как биологические тела); в) психика, структурированная этими образцами; г) элементы биотехносферы (например, ресурсы окружения и материальные блага), воспринимаемые этими индивидами согласно образцам отношений. Онтологическую автономию социального успешно раскрыли Э.Дюркгейм и П.Сорокин. Идея интеграции предметов истории, социологии, антропологии, политических и экономических наук обоснована И.Валлерстайном [Wallerstein, 1988].

В качестве методологической основы для теоретической истории возьмем концепцию развития исследовательских программ Имре Лакатоса [Лакатос, 1995].

Основным компонентом “твердого ядра” исследовательской программы теоретической истории является концептуальная (комплексная) модель исторической динамики (КМИД), соединяющая понятия базовых факторов динамики, динамических стратегий, тенденций, циклов и тренд-структур, принципов эволюции, ойкумен и исторических систем. Представим некоторые базовые понятия модели.

Динамические стратегии – это типовые объективные ориентации принятия решений людьми, стремящимися преодолеть ситуации неудовлетворения (или недостаточного удовлетворения) их ценностей и потребностей [Snooks, 1996]. В модели утверждается производный характер всех остальных стратегий развития человеческих сообществ по отношению к следующим 7 (а не 4, как в первоначальной модели Г.Снукса) базовым динамическим стратегиям:

1. Антропно-воспроизводственная стратегия (АВС) – увеличение числа детей в семьях, выращивание, воспитание и образование новых поколений, соответствующее увеличение числа семей. Данная стратегия при достаточной продовольственной базе , в рамках определенных порогов детской смертности, эпидемий и масштабов насильственной гибели (в войнах и т.п.) проявляется в виде тенденции демографического роста.

2. Миграционная стратегия (МС) – переселение и хозяйственное освоение новых территорий; также универсальна и осуществляется всегда при наличии тенденции демографического роста и соседних незанятых территорий со сходными природными условиями.

3. Технологическая стратегия (ТС) – заимствование (реже самостоятельное совершенствование), реализация и распространение методов и средств материальной деятельности.

4. Стратегия насилия-обороны (СНО) – набеги, грабежи, завоевания, конфискации и экспроприации как чисто принудительный отъем ресурсов и благ у других общностей или групп, а также действия по подготовке к насилию и/или по обороне – обеспечению безопасности от насилия. Если данная стратегия и не универсальна, то крайне широко распространена, поэтому отсутствие насилия требует специальных объяснений.

5. Коммерческая стратегия (КМС) есть налаживание и расширение обмена между индивидами и общностями – дары, потлач, бартер, торговля, ростовщичество, кредитование, инвестирование и т.д. Коммерция, как известно, не исключает принуждения и большой асимметрии в получении выгоды. Данная стратегия осуществляется в той или иной форме всегда при экономической разнородности регионов, наличии и безопасности путей сообщения, слабости или отсутствии стратегии насилия и властных запретов.

6. Культурная стратегия (КЛС) – заимствование, совершенствование и распространение любого рода образцов деятельности, мышления, общения, которое не направлено прямо на рост материального выхода (как в случае родственной технологической стратегии), но лучше удовлетворяет социокультурные ценности и потребности субъектов (нередко и объектов) стратегии.

7. Социоинженерная стратегия (СИС) – заимствование, совершенствование (гораздо реже – изобретение) и распространение социальных форм для изменения режима социального функционирования – порядка власти, прав на принятие и проведение решений, отношений обмена, доступа к ресурсам и благам. Данная стратегия не то что не универсальна, но, по-видимому, противоречит сущностной склонности к стабильности и рутинизации всех биологических популяций и человеческих сообществ (см. соответствующий закон, сформулированный Р.Коллинзом) [Коллинз, 1994, с.73]. Соответственно, объяснения требует каждый случай принятия социоинженерной стретегии.

Динамические стратегии и факторы во Всемирной истории. Приведем отдельные примеры проявления и взаимодействия динамических стратегий и базовых природных факторов.

Наступление ледников и похолодание, освоение огня, пещер и каменных орудий, появление одежды (природный вызов оставляет в живых только популяции с эффективными ТС). Одомашнивание растений и животных – неолитическая революция (взаимоусиливающие ТС, АВС и МС). Вытеснение одних племен (народов) другими (МС и СНО). Политогенез как формирование государств через организацию обороны, ирригации и накопление-распределение годичных запасов продовольствия (контур взаимоусиливающих СНО, ТС и СИС). Засоление, истощение почв и переселение (ухудшение природных условий вследствие ТС, решение проблемы через МС). Вторжение соседних держав с последующей оккупацией и построением даннических деспотий, империй (МС, СНО и СИС). Постройка и “функционирование” египетских пирамид, вавилонских дворцов, греческих и римских храмов и театров, средневековых монастырей, университетов (КЛС посредством ТС и СИС). Создание Делосского военно-морского союза и возвышение Афин (СНО, затем КЛС посредством СИС). Принудительная христианизация народов (КЛС посредством СНО). Постройка Китайской стены (СНО посредством ТС и СИС). Расцвет средневекового Китая с I по XVI-XVIII вв., подъем Запада с XVI века по наши дни, подъем и расширение Московской Руси и Петровской Империи в XVII-XVIIIвв. (АВС, МС, СНО, ТС, КМС, СИС, КЛС – взаимоусиление всех динамических стратегий!). Международная самоизоляция Китая с середины XV в. (СИС, подавляющая внешнюю КМС). Вытеснение европейцами азиатов из международной торговли в Индийском океане, завоевание Южной и Северной Америки (западные КМС и СИС посредством СНО подавляют местные СИС и КМС). Монополизация внешней торговли, конец НЭПа, коллективизация в СССР (СИС посредством СНО подавляют внутреннюю и внешнюю КМС). Меры ограничения рождаемости в современном Китае (СИС, торомозящая АВС). Глобализация телевидения, компьютерных сетей (Западные КМС и КЛС посредством ТС блокируют или вытесняют незападные КЛС).

Тренд-структуры и коэволюция. Количественные изменения в истории объясняются через понятие тренд-структуры – устойчивого комплекса контуров положительных и отрицательных связей между тенденциями, порожденными динамическими стратегиями. При активизации положительных обратных связей в тренд-структуре имеют место мегатенденции роста [Розов, 1992, гл. 4]. При достижении порогов величин параметров активизируются отрицательные обратные связи, что приводит к равновесию. При некоторых сочетаниях условий и значений параметров контуры положительной обратной связи начинают работать на отрицательный рост, и тогда имеет место мегатенденция упадка системы вплоть до распада, превращения в ресурс других систем или нового возрождения. Таково принципиальное объяснение больших циклов в истории.

Качественные и структурные изменения объясняются через коэволюцию – совместное действие законов эволюции социальных форм, эволюции культурных образцов, эволюции психосферы и эволюции биотехносферы (где “технический прогресс” и биологическая эволюция являются подпроцессами).

Тренд-структуры и законы коэволюции “сфер бытия” направлены прежде всего на объяснение непреднамеренных изменений в истории как следствий реализации динамических стратегий.

Исторические системы – социальные целостности с определенными пространственными и временными границами, внутри которых существенные изменения подчинены единой логике развития [Wallerstein, 1988] *. Существуют четыре главных типа исторических систем: общества (классическая категория социологии Маркса, Дюркгейма, Вебера) мир-империи [Wallerstein, 1988],  мир-экономики [Бродель, 1992; Wallerstein, 1988] и цивилизации (традиция Данилевского-Шпенглера-Тойнби). Имеющиеся в литературе концепции относительно каждого типа ойкумен, исторических систем, их частей и аспектов имеют методологический статус “защитного пояса”.

Синтез парадигм и ход истории. Идеи решения поставленных выше фундаментальных проблем теоретической истории пока имеют статус лишь “положительных эвристик”. Внешний слой “положительных эвристик” по И.Лакатосу указывает “где и что искать”, это направляющие онтологические предпосылки, доводы и предположения, направленные на развитие “опровержимых вариантов” исследовательской программы – идей как модифицировать и уточнять “защитный пояс” .

В рамках КМИД каждый тип исторических систем отождествляется с устойчивым комплексом динамических стратегий, действующих в рамках единой тренд-структуры, следствиями действия которых являются устойчивые конфигурации (сочетания принципов или законов) коэволюции социальных форм, культурных образцов, психосферы и биотехносферы. С другой стороны, каждый тип исторических систем отождествляется с аттрактором по И.Пригожину [Prigogine, 1986]. “Попадание в зону аттрактора” означает резкое усиление контуров отрицательной обратной связи, установление равновесных режимов, медленное эволюционное накопление новых признаков. Социальные кризисы суть “блуждание” системы в бифуркационной зоне (состояние современной России, между прочим). Транссистемные переходы осуществляются в пространстве аттракторов за счет мегатенденций [Розов, 1992, гл. 4] как комплексов положительных обратных связей между тенденциями роста. Итак, ход Всемирной истории описывается как сеть транссистемных переходов между аттракторами – типами исторических систем, вызванных мегатенденциями – взаимоусилением динамических стратегий и их эволюционных последствий.

Проблема смысла истории: подход к решению. В соответствии с выделенными выше общезначимыми ценностями и сферами бытия следует рассматривать четыре главных аспекта смысла исторических явлений и смысла всей Всемирной истории:

1) экологический смысл (роль в изменениях биотехносферы с точки зрения обеспечения жизни и здоровья людей, сохранения биологического разнообразия);

2) психоисторический смысл (эффект с точки зрения развития психических качеств человека);

3) социально-исторический смысл (роль в сужении-расширении возможностей защиты общезначимых ценностей – безопасности жизни, достоинства, свобод, минимального жизнеобеспечения индивидов);

4) культурно-исторический смысл (роль в сужении-расширении внутренней свободы, содержательного богатства и разнообразия выбора стремлений и ориентиров жизни и деятельности).

В смысловом пространстве, построенным по этим или иным эскизным наметкам, могут уточняться и решаться остальные фундаментальные проблемы философии истории: проблемы исторического самоопределения сообществ и индивидов, проблемы этико-практических следствий.

Итак, открывается широкое поле философских и научных исследований. Нужна междисциплинарная интеллектуальная коалиция. Способно ли наше академическое сообщество на такую стратегию?

 

Примечание

* Ср. с идеальными типами М.Вебера, которые, однако, ориентированы больше на синхронию, а не на диахронию).

Литература

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIIIвв. Т.3. Время мира. М., Прогресс, 1992.

2. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Соч. М. – Марбург, 1994. – Т. 1. – С. 79-123.

3. Коллинз Р. Социология: наука или антинаука? // ТЕЗИС. – 1994. – Т.4.

4. Коротаев А.В. Объективные социологические законы и субъективный фактор // Анналы. Альтернативность истории. – Вып. 3. – Донецк, 1992.

5. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995.

6. Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. – Новосибирск, 1992.

7. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования: Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе. – М., 1993.

8. Розов Н.С. Возможность теоретической истории: ответ на вызов Карла Поппера // Вопр. философии. – 1995., – № 12.

9. Kroeber A. The Nature of Culture. – Chicago, 1952.

10. Kutschera von F. Grandlagen der Ethik. – Berlin, 1982; Idem. Fondamenti dell’Etica. – Milano, 1991.

11. Prigogine I. Values, Systems, Structures and Affinities // Futures. – August, 1986. – P. 493-507.

12. Rowls J. A Theory of Justice. – Harvard University Press, 1971.

13. Snooks G. The Dynamic Societies. Exploring the sources of global change. – Routledge, London, New-York, 1996.

14. Wallerstein I. World-Systems Analysis // Social Theory Today. – Cambridge, 1988.

© 1997 г. Новосибирский государственный университет