Н. В. Исакова

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ:
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Современный период, который с полным основанием можно назвать переходным, характеризуется сменой одного социального устройства другим. Это затрагивает все элементы общественной системы, в том числе и главный среди них - человека как носителя всех социальных качеств: через него реализуются все общественные отношения и связи, на него проецируются все проблемы. Соответственно осуществление любых реформ, финансирование каких бы то ни было социальных программ будет эффективным лишь в том случае, если оно ложится на подготовленную почву. В силу этого поведение и ценностные ориентации современного человека и должны представлять для исследователей центральный интерес.

Главным объектом нашего внимания должны стать не только и не столько ориентации индивида в конкретных областях деятельности (они часто могут быть ситуативны), сколько мировоззренческий пласт его сознания, который детерминирует иерархию ценностей и выходит на первый план в переходные эпохи. Мировоззрение же суть не что иное как культурологический срез образа жизни человека, его культура, в рамках которой происходит формирование новой модели жизнедеятельности с целью адаптации к современным социальным условиям.

Столь глубинная трансформация в сознании и поведении человека неизбежно сопровождается поиском иной точки опоры в меняющемся мире. Критерием же выбора наиболее целесообразной линии поведения может служить многократно апробированный опыт, зафиксированный в этнической культуре и проецирующийся, часто в неявной форме, на совокупность установлений в существующих межэтнических сообществах. Модификация этнической модели поведения на новом витке социального развития с учетом новых привходящих факторов и есть, как представляется, тот путь, на котором можно избежать издержек искусственных построений прошлого и будущего и найти оптимальный вариант, соответствующий объективным тенденциям современного общества. Это очевидно в свете негативных и позитивных результатов последнего столетия.

Обращение в настоящем контексте к изучению жизни этносов, чьи многовековые достижения концентрируются в их культурах, исторически оправдано: этносы представляют собой древнейшие и самые отработанные формы организации человеческой жизнедеятельности, адаптированные к определенной территории с ее ландшафтом, климатом, сырьевыми ресурсами. За свою длительную историю они приобрели вид законченной системы, где каждый элемент связан с другими и нарушение в одном влечет изменение в других. При нормальном функционировании этноса создается защита для человека от разного рода разрушительных влияний среды. В свою очередь, следование индивида некоторым фиксированным правилам поведения, не нарушающего целостность этноса (т.е. в соответствии с культурными нормами), позволяет ему ощущать себя органической частью целого, иметь гарантии своего существования.

В определенные исторические периоды эта целостность разрушается, приводя к деформации системы защиты человека. Возможность же восстановления этой целостности зависит от конкретной ситуации – специфики региона проживания субъекта действия. И здесь существенен как общий контекст Сибири, так и особенности ее северной части, как непосредственного объекта нашего интереса.

Сибирь населяет множество народов. На этой территории скрещиваются азиатские и европейские культурные влияния, сталкиваются культуры древние и современные. Здесь проживают аборигены с тысячелетней историей и пришлое население (как с XVI века, ставшее коренным, так и мигранты последних десятилетий). В Сибири совместно существуют этнические сообщества как локализованные, так и дисперсно расселенные, как организованные в государственные образования, так и не имеющие таковых.

Разновременные волны миграций определили своеобразие Сибири и в том отношении, что здесь имела место ранее и происходит сейчас интеграция в систему всеобщих связей (региональных, государственных, международных) этнических сообществ, находившихся к моменту начала взаимодействий на разных стадиях цивилизационного развития.

На этом фоне Север – регион, где социальная жизнь определяется как нигде его природным своеобразием, и, в свою очередь,оказывает активное обратное воздействие на окружающую среду. Так,экстремальные природные условия – суровый климат и связанные с ним ограниченные ресурсы среды для проживания здесь большого количества населения детерминировали развитие специфических форм жизнедеятельности, а именно: дисперсное расселение на огромной территории небольших коллективов, очаговое освоение северных пространств, а также особенности современной среды обитания (отсутствие разветвленной сети дорогостоящих здесь коммуникаций и неразвитость инфраструктуры). Труднодоступность региона определила, в конечном счете, и современную незащищенность аборигенного населения, его слабую конкурентоспособность в рамках техногенной цивилизации, что было обусловлено более длительным, чем у других этносов, пребыванием в изоляции от окружающего мира, сравнительно поздним включением в международную систему связей.

С другой стороны, имеет место обратное влияние современного социального фактора на природу и жизнь местного населения, что принимает часто разрушительные формы. Речь идет об интенсивных миграционных потоках на Север людей, ориентированных на кратковременное там пребывание и руководствующихся в своей деятельности установками, выработанными в другой социально-исторической и географической среде (а то и вообще действующих безо всяких правил). Происходит активное вмешательство в природу, в образ жизни коренного населения. Создается прецедент столкновения интересов, систем ценностей и этнических психологических установок.

В целях оздоровления ситуации в регионе, оптимизации социальных процессов и, в конечном счете, выработки новой, более адекватной современным условиям, модели жизнедеятельности человека целесообразно предложить ряд принципов нового подхода в региональной социальной политике, где центр тяжести переносится в основном на использование традиционных форм поведения человека в регионе. Представляется, что совокупность данных принципов составляет в настоящий момент необходимые и достаточные условия для достижения поставленной цели. К их числу относятся:

I. Общинная организация жизнедеятельности как базовое социальное образование в северных поселениях;

II. Интеграция принципов народной культуры в основание стратегической политики в регионе;

III. Формирование личности нового типа.

I. Общинная организация представляет собой традиционный вариант жизни для многих этносов и таким образом имеет историческое обоснование. В современный период она непосредственно связана с самоопределением коренных народов в новых условиях. Будучи фундаментальным признаком, она сопряжена с тремя другими основополагающими  видами занятий, формами собственности и управления.

Традиционные виды хозяйственной деятельности являются основой существования северных народов, их этнической идентичности. несмотря на уменьшение базы этих занятий вследствие увеличения промышленной зоны – свертывание охотничьих угодий, загрязнение рек и нерестилищ, а также сокращение доли занятого в традиционных отраслях населения, они по-прежнему остаются привлекательными для местных жителей в силу их этнически сформированных психофизиологических возможностей и способностей. А гарантом защищенности здесь может выступать община.

В условиях современной многоукладности хозяйства коренное население Севера в большей мере тяготеет к коллективной форме собственности (в тех или иных ее вариантах и сочетаниях с государственной и индивидуальной в зависимости от конкретных социальных и природных условий) и, соответственно, к общинному принципу образа жизни в северных селах.

При наличии слоя интеллигенции, ее активности в защите интересов коренного населения, что свидетельствует о высоком уровне национального самосознания, можно говорить об определенной самодостаточности северных сообществ, возможности их перейти к коллективной форме организации жизни (в отличие от прежней – совхозной , государственной). Последним завершающим ее элементом должно быть самоуправление, ибо только местные жители, знающие свои местные ресурсы, могут наиболее рационально ими распоряжаться.

Итак, все названные этнически значимые признаки замкнуты на общину, подтверждая ее базовое значение как центрального звена по организации жизнедеятельности коренного населения в сложной социальной иерархии, которое и должно быть общественно признано. Деятельность по решению этой задачи, а также по осуществлению нормального функционирования общины (ибо именно она концентрирует всю полноту жизни коренного северного населения), может быть осуществлена через ряд мер:

1. Постепенный переход к самоуправлению северных (как преимущественно моноэтнических, так и полиэтнических) сообществ (общин), получающих законодательно закрепленные права и способных отстаивать свои интересы на всех уровнях государственного устройства. Это позволит реализовать не абстрактно провозглашаемые, а конкретные права человека,

2. Регулирование отношений собственности: государственной, коллективной, частной и поиск оптимальных вариантов их сочетания в каждом конкретном случае,

3. Осуществление экологического контроля за деятельностью промышленных предприятий, затрагивающей территорию общины,

4. Рациональное использование природных и человеческих ресурсов, входящих в компетенцию общины,

5. Законодательное закрепление приоритетов в сфере традиционных видов труда для аборигенного и старожильческого населения,

6. Налаживание системы подготовки специалистов из числа коренных народов для традиционных отраслей хозяйства,

7. Создание института руководителей для представителей коренного населения, способных возглавить северные хозяйства в рыночных условиях, обладающих предприимчивостью и высоким уровнем профессиональных знаний,

8. Забота о развитии социальной инфраструктуры и среды жизнедеятельности северных поселков,

9. Осуществление контроля за льготами, предоставляемыми различным категориям населения или частным лицам, с точки зрения социальной справедливости,

10. Осуществление государством политики социальной защиты коренного населения в отношении традиционных занятий и прав собственности на пастбища и охотничьи угодья.

II. Культуры этносов, обживших ту или иную территорию, содержат уникальную информацию, апробированную временем и социальным опытом. Поверхностный взгляд на эти культуры как нечто второстепенное второсортное вызван восприятием лишь более или менее их внешних сторон, отдельных фрагментов, находящихся в обращении (ритуалы, праздники, одежда, художественные произведения и т. д.). До сих пор практически невостребованным оказалось знание сердцевины культуры – свода норм, ценностей и стереотипов поведения (регулирующих взаимоотношения человека и мира),скрытых в глубинных ее слоях.

В описании реальной социокультурной ситуации в регионе просматривается столкновение двух субъектов, носителей традиционного и технократического типа мышления в связи с расширением сферы промышленного освоения края. И этот конфликт оборачивается для сторон по-разному. Так, если для представителей “промышленного” направления это – внешние ограничители их деятельности, препятствующие осуществлению прагматического (экономического) интереса, то для коренного населения он затрагивает основы их существования путем сокращения хозяйственных угодий и загрязнения природной среды обитания.

Представляется, что данное противоречие – не только разных уровней интересов (экономического- одних и глубинного, сущностного – других), а в глубине осознания проблемы. Иными словами, главный нерв противостояния – в непонимании пришлыми здесь людьми, что стратегическое освоение пространств Севера невозможно без огромного количества информации и навыков, накопленных коренными народами. Альтернативным стратегическим был бы путь, по объему информации и глубине опыта сопоставимый с аборигенным. Пока же приоритеты для сторон конфликта различны. Для одних это – очевидная с ближнего расстояния мощь промышленной цивилизации и совсем для ее представителей неочевидная – стратегия традиционной культуры. И все это – несмотря на многочисленные прецеденты катастрофических потерь последнего столетия вследствие забвения культуры во имя технической цивилизации.

Таким образом, ко второму принципу подхода к оптимизации жизнедеятельности на Севере можно отнести следующее концептуальное положение – интеграция системных знаний народной культуры как аборигенного, так и старожильческого населения, ибо именно в них отражен многовековой опыт обживания человеком среды, целесообразного хозяйственного поведения. Для этого необходимо осуществление следующих шагов:

1. Переход от знания внешних атрибутов традиционных культур к постижению глубинного опыта регулирования взаимоотношений человека и природы, межличностного общения;

2. Переход от тактической деятельности получения быстрых результатов к стратегической – к выстраиванию прогностической линии поведения;

3. Замена антропоцентристской модели поведения (с ее атеизмом и мировоззренческой парадигмой, согласно которой “человек- средоточие и вершина мира”) иерархией ценностей, где человек есть часть природы;

4. Дешифровка невербальных языков культур, целенаправленный анализ информации опыта, сконцентрированных в сводах норм, ценностей и навыков традиционных культур коренного населения региона;

5. Накопление и систематизация знаний, которые должны на себя взять представители коренных народов, знающих вербальные и невербальные языки своих культур;

6. Актуализация опыта, заложенного в народных культурах, через систему образования: создание учебников, пособий и руководств, разработку новых курсов и дисциплин по народной культуре для детских воспитательных и образовательных учреждений;

7. Использование опыта традиционных народных культур при разработке правовых принципов поведения человека на Севере и законодательное закрепление их в качестве обязательных правил поведения для приезжего населения.

III. Кардинальные социальные сдвиги не могли не отразиться более всего на носителе социальных качеств – человеке. Личностный срез жизнедеятельности северных сообществ можно рассмотреть, анализируя следующие направления изменений. Так, патерналистская политика государства по отношению к народам Севера через систему льгот имела свои позитивные и негативные стороны. В частности, усиленная государственная поддержка северян в области образования дала возможность сформировать отряд национальной интеллигенции, которая представляет и активно отстаивает интересы своих народов на всех уровнях – от местного до государственного. Но та же политика льгот привела и к негативным последствиям, а именно – к укоренению потребительских, иждивенческих настроений среди аборигенного населения. Новое время требует их преодоления.

И если в контексте проблемы человека для современного периода характерен переход к таким социальным отношениям, где индивид, выдерживая конкуренцию, сам должен строить стратегию собственной жизни, то на Севере в этом плане существует еще и необходимость преодоления тенденции потребительского, безинициативного поведения со стороны некоторых социальных групп из числа аборигенного населения.

Кроме того существуют определенные различия в поведении и ценностных ориентациях разных групп коренного населения – аборигенного и старожильческого, обусловленные историко-географическими особенностями их традиционных культур. Так, многовековой опыт проживания народов Севера в рамках своей природы с ее коротким теплым периодом, повышенной ранимостью и замедленной способностью к восстановлению детерминировал закрепление типа “адаптационного” поведения. Старожильческое население имеет другие культурные традиции, которые определены историческим опытом освоения другой природной среды и концентрируются в типе “преобразовательного” поведения, который по своим характеристикам близок к современному.

Соответственно народности Севера испытывают тройное напряжение: во-первых, в противостоянии с пришлым населением за сферу труда, собственность на угодья, экологический контроль и самоуправление; во-вторых, в сопоставлении по типу поведения со старожильческим населением, имеющим иные культурные традиции; в-третьих, в сравнении с самими собой прошлого социально-исторического периода.

Преодоление стрессового состояния и чувства подавленности – главная задача на пути решения проблемы личности в новых условиях. Концептуальное видение цели движения в данном направлении состоит в формировании идеологии, в центре которой – новый тип личности, способной реально выстраивать стратегию собственной жизни, наделенной чувством хозяина – обладающей в границах своей территории и ответственностью за свою деятельность. Здесь целесообразны следующие действия:

1. Создание фундамента для выхода из состояния психологической подавленности и роста чувства собственного достоинства уже самим утверждением в реальной жизни принципов общинной организации и использованием ценностей традиционных культур в создании стратегической политики в регионе;

2. Формирование нового мировоззрения путем смены приоритетов в картине мира, последовательно раскрываемой через систему школьного образования: переход от формулы “человек – вершина мироздания” к идее человека как части мира;

3. Использование опыта традиционных культур в создании иерархии ценностей человека, на вершине которой такие как ориентация на духовность, уважение к старшим и т.п.;

4. Воспитание у человека чувства хозяина, сочетающего в себе две стороны – накопление большого объема профессиональных знаний и навыков и формирование чувства ответственности за свою деятельность, предусматривающего и блокирующего возможные разрушительные ее последствия;

5. Рост уровня национального самосознания и этнической идентичности через позитивный опыт культурного обмена (традиционными материальными и духовными ценностями и технологиями) как в рамках своих территориальных округов, так и за их пределами;

6. Деятельность национальной интеллигенции по распространению профессиональных достижений национальных культур в области литературы, искусства, издательского дела, что способствовало бы росту чувства гордости за свою культуру;

7. Формирование чувства уверенности в завтрашнем дне у представителей коренного населения путем создания со стороны государства реально функционирующей системы социальной защиты.

 

© 1997 г. Институт философии и права СО РАН,
Новосибирск