ПЕРСПЕКТИВЫ И ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА
НА БАЗЕ КАФЕДРЫ ЮНЕСКО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

12 февраля 1997 г. в Новосибирске при НГУ и СО РАН Генеральным директором ЮНЕСКО Федерико Майором была открыта Международная кафедра ЮНЕСКО «Устойчивое развитие, науки об окружающей среде и социальные проблемы». Главную цель Кафедры определил Ф.Майор при ее открытии. А именно: стратегическая задача создания сети подобных кафедр является формой партнерства научных кругов, которая наилучшим образом подходит для выполнения тех сложных задач, которые будут стоять перед наукой и образованием в XXI веке. Именно обмен знаниями является основополагающей задачей в деятельности ЮНЕСКО.

Участие России в программной деятельности ЮНЕСКО - это приобщение к передовому опыту и новейшим технологиям, использование мировой экспертизы, новый уровень интеллектуального сотрудничества по решению глобальных и национальных проблем. Россия принимает активное участие в принятых ЮНЕСКО планах действий по усилению межвузовской интеграции и академической мобильности.

Кафедра призвана осуществлять единую систему исследований, обучения, стажировок, информационной работы в области новых технологий; естественнонаучных, социальных, юридических и экономических аспектов устойчивого развития. С помощью образования можно придать импульс большего сближения людей, диалога, взаимообогащения различных культур, уменьшения проявлений нетерпимости и, в конечном счете, вооруженных конфликтов.

Большое внимание уделяется формированию политики в этих областях. В рамках деятельности кафедры налаживается сотрудничество между высококвалифицированными, имеющими международное признание исследователями и исследовательскими группами НГУ, Института философии и права и институтами СО РАН, СО РАМН, вузами Сибири, а также соответствующими секторами ЮНЕСКО и межправительственными программами. К данному времени НГУ и институты Академгородка уже имеют определенные результаты и организационные структуры для осуществления деятельности в указанных областях.

При Международной кафедре ЮНЕСКО созданы или находятся в процессе становления следующие центры:

·         Центр информационных технологий и грантов по устойчивому развитию ;

·         Информационно - сервисный центр;

·         Центр учебно-образовательных проектов;

·         Центр фольклора «КрАсота»;

·         Правовой центр;

·         Сибирское региональное отделение Международного института стратегии и практики развития образования взрослых;

·         Центр экологической безопасности Сибирского региона;

·         Центр экологии и энергетики Сибири;

·         Центр подготовки и переподготовки кадров социальных работников;

·         Центр ассоциированных школ ЮНЕСКО;

·         Центр визуальных исследований культур народов Сибири.

В ближайшее время планируется:

·         развертывание специализированных научных подразделений, предусматривающих дальнейшее развитие комплексных крупномасштабных научно-образовательных проектов под эгидой ЮНЕСКО - Международной школы «Образование через научные исследования» на озере Байкал.

·         создание Международного учебно-научного Центра в целях подготовки высококвалифицированных кадров по проблемам устойчивого развития для науки, образования и системы управления в регионе Сибири (вузы, НИИ, система среднего специального и общего образования, материальное производство и культура, органы государственного управления), а также в странах СНГ, особенно Среднеазиатского региона. В перспективе имеется в виду расширение образовательной деятельности на страны «дальнего зарубежья», особенно Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

Не имея возможности подробно осветить все направления деятельности кафедры, ее планы, перспективы развития, остановимся на проблемах образования.

За год существования кафедры ЮНЕСКО были проведены следующие мероприятия в области образования:

22 апреля 1997 года

Участие в «2-nd Educational Advising Fair» проводимом информационным центром по вопросам образования в США. (г. Новосибирск)

3-10 августа 1997 года

Организован и проведен Первый Международный симпозиум «Окружающая среда – Здоровье – Развитие в Сибири» (г. Новосибирск). где рассматривались вопросы экологического образования, обучения и воспитания.

5-11 сентября 1997 года

Участие в совещании вузов России «Региональные аспекты международного сотрудничества» (г. Ростов-на-Дону, г. Новороссийск).

21-24 октября 1997 года

Организация и участие в Пятой выставке инвестиционных идей, технологий, учебных и образовательных программ, технических средств обучения. (г. Новосибирск) Участие на выставке отмечено специальным дипломом.

23 октября 1997 года

Организация и проведение конференции «Интеграция науки, образования и культуры» в рамках международного конгресса «Образование Сибири – XXI веку» (г. Новосибирск). Выпущен сборник докладов.

5-7 декабря 1997 года

Участие в научно-практической конференции «Культура, здоровье, туризм» на секции по проблемам образования. (г. Новосибирск)

6 января – 4 февраля 1998 г.

Организация международного семинара в Израиле «Использование современных достижений в системе образования»

9 февраля 1998 года

Проведение совместно с Институтом философии и права СО РАН семинара – совещания «Формирование экологической культуры, как фактора стабильности общества»

1-23 февраля 1998 года

Организация и проведение двух курсов лекций по экологическому образованию для руководителей и преподавателей системы профтехобразования.

14-17 апреля 1998 года

Участие в Международной образовательной выставке «УЧСИБ 98» Работа кафедры ЮНЕСКО на выставке отмечена Малой золотой медалью «Сибирской Ярмарки»

·         Международная ярмарка образовательных услуг (The Novosibirsk Workshop of Education).

·         Круглый стол «Проблемы преподавания иностранных языков»

·         Презентация Сибирского отделения международного института стратегии и развития образования взрослых.

·         Презентация: «Системы образования США, Возможность получения образования в США. Программы стипендий и грантов»

·         Презентация: «Системы образования Израиля. Возможность получения образования в Израиле»

·         Круглый стол «Дополнительное образование: проблемы и перспективы»

·         Презентация проекта «Экологическое образование и воспитание школьников»

·         Семинар – совещание по проекту ЮНЕСКО «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»

Октябрь – ноябрь 1998 года

Члены кафедры приняли участие в чтении лекций, проведении семинаров, совещаний и круглых столов по проблемам эффективного формирования кадрового потенциала в социальной сфере на курсах повышения квалификации социальных работников Министерства труда и социального развития.

Интеллектуальное сотрудничество в области образования осуществляется на различных уровнях и в многообразных формах. Например, Международная комиссия по образованию для ХХ1 века проводит совещания экспертов, готовит рекомендации и международные конвенции на основе опыта ЮНЕСКО, нормативные акты, социально-правовые технологии развития образования, а также международные информационные сети по обмену знаниями. ЮНЕСКО с 1991 года (раз в два года) издает доклады о положении дел в области образования. В приложениях к докладу приводятся Всемирные показатели по образованию - уникальный набор статистических данных, представляющих резюме ключевых аспектов образования по более чем 160 странам ЮНЕСКО. Там же рассматриваются глобальные перспективы дальнейшего прогресса в достижении целей образования для всех, проблемы расширения образовательного выбора с рассмотрением мировых тенденций поиска «стандартов» в области образования.

Интеллектуальное сотрудничество, представляющее собой одну из наиболее важных задач ЮНЕСКО, позволяет эффективно использовать имеющиеся людские и финансовые ресурсы в области образования, науки, культуры, сосредоточиться на укреплении национальных потенциалов, прежде всего в развитии и подготовке кадров.

На генеральных конференциях ЮНЕСКО разрабатываются рекомендации по развитию непрерывного образования, об образовании взрослых, о необходимости более рационального и справедливого распределения образовательных ресурсов между различными социальными группами. Последняя проблема в России приобрела особую остроту, поэтому игнорирование международного опыта в этом вопросе недопустимо.

Сотрудничая с признанными специалистами мирового уровня различных стран, ЮНЕСКО осуществляет совместные проекты по разработке легко измеряемых и признаваемых на международном уровне показателей качества и уровня образования для всех.

Общеизвестно, что качество обучения зависит не только от квалификации учителей, уровня научно- методической литературы, компьютерной грамотности, информационной оснащенности, но и от повседневного функционирования системы образования, нормальных условий жизнедеятельности образовательных коллективов. Сегодня в условиях небывалого кризиса системы образования в России, хронической невыплаты зарплат учителям, роль научно-обоснованного оптимального расходования мизерных средств возрастает. Только при четком понимании различных аспектов системы образования и присущих ей проблем может быть обеспечено надлежащее планирование и управление такой системой.

Кафедра ЮНЕСКО предоставляет дополнительные возможности для интеграции научно - образовательного потенциала, различных образовательных учреждений и специалистов, способных дать четкий анализ различных аспектов системы образования, выделив наиболее приоритетные направления и формы системы образования сегодня, оптимальные образовательные модели и технологии. Так например, техническое и профессиональное образование переживает период глубоких изменений и переориентации. В результате стремления идти в ногу с быстрым технологическим прогрессом и меняющимися потребностями рынка труда появилось множество национальных моделей форм и структур в образовании, которые нуждаются в международном экспертном анализе. Внедрение новых технологий в сферу трудовой деятельности требует от образования сформированности знаний и навыков многоцелевого характера, практических связей с промышленностью, сельским хозяйством, предпринимательскими структурами. В связи с этим очень остро встала проблема непрерывного образования, постоянного обновления учебных курсов в соответствии с нововведениями и изменениями оказания поддержки деятельности национальных целевых групп в конкретных сферах образования.

Кафедра ЮНЕСКО совместно с Институтом Философии и Права разрабатывает проекты создания базовых учебных заведений со специализированной подготовкой по проблематике устойчивого развития (социальных экологов, социальных работников) в Новосибирске, других регионах. В образовательной работе используется научно-педагогический потенциал Новосибирска и вузовских центров Сибирского региона. Предусматривается также применение новейших информационных технологий и дистантных форм обучения, разработка и тиражирование учебных программ, учебных пособий, создание региональных информационных банков данных по услугам в научно-образовательной сфере.

Интеллектуальное сотрудничество позволяет более эффективно разрабатывать программы в области как формального, так и неформального образования, позволяющего всем людям удовлетворять свои базовые потребности и заниматься производительной деятельностью в обществе, приобретающем все более технологический характер.

По данным ЮНЕСКО решающим фактором эффективности образования сегодня является стиль административного управления и организации учебного процесса. Поэтому проблемы подготовки и переподготовки руководителей образовательных, административных учреждений в новых условиях становятся решающими.

К числу мероприятий проведенных по инициативе кафедры ЮНЕСКО и Института философии и права в сотрудничестве с другими организациями, в частности, с управлением социальной защиты населения администрации Новосибирской области, относятся межрегиональная конференция «Семья и женщина как фактор стабильности в новых социально-экономических условиях» и Круглый стол «Актуальные проблемы социальной защиты населения в современных социально-экономических условиях» (проведенный под руководством и по инициативе начальника управления социальной защиты населения Администрации Новосибирской области А.Л.Станкова), на которых была предпринята успешная попытка интеграции научно-образовательного и организационно-управленческого потенциалов для решения комплексных проблем социальной защиты.

Потенциал кафедры ЮНЕСКО необходимо наращивать по следующим направлениям:

1. Развертывание работы по интеграции научно- образовательного, культурно- творческого, организационно- управленческого потенциалов в регионе для преодоления кризиса в Российском образовании.

2. Создание междисциплинарных экспертных советов в Сибирском регионе для определения стратегии и оптимальных технологий в образовании.

 


Т.И.Саломатова,
канд. филос. наук, ученый секретарь
Международной кафедры ЮНЕСКО