ПЕРСПЕКТИВЫ И ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА
НА БАЗЕ КАФЕДРЫ ЮНЕСКО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
12 февраля 1997 г. в Новосибирске при НГУ и СО РАН Генеральным директором ЮНЕСКО Федерико Майором была открыта Международная кафедра ЮНЕСКО «Устойчивое развитие, науки об окружающей среде и социальные проблемы». Главную цель Кафедры определил Ф.Майор при ее открытии. А именно: стратегическая задача создания сети подобных кафедр является формой партнерства научных кругов, которая наилучшим образом подходит для выполнения тех сложных задач, которые будут стоять перед наукой и образованием в XXI веке. Именно обмен знаниями является основополагающей задачей в деятельности ЮНЕСКО.
Участие России в программной деятельности ЮНЕСКО - это
приобщение к передовому опыту и новейшим технологиям, использование мировой
экспертизы, новый уровень интеллектуального сотрудничества по решению
глобальных и национальных проблем. Россия принимает активное участие в принятых
ЮНЕСКО планах действий по усилению межвузовской интеграции и академической
мобильности.
Кафедра призвана осуществлять единую систему исследований, обучения, стажировок, информационной работы в области новых технологий; естественнонаучных, социальных, юридических и экономических аспектов устойчивого развития. С помощью образования можно придать импульс большего сближения людей, диалога, взаимообогащения различных культур, уменьшения проявлений нетерпимости и, в конечном счете, вооруженных конфликтов.
Большое внимание уделяется формированию политики в этих областях. В рамках деятельности кафедры налаживается сотрудничество между высококвалифицированными, имеющими международное признание исследователями и исследовательскими группами НГУ, Института философии и права и институтами СО РАН, СО РАМН, вузами Сибири, а также соответствующими секторами ЮНЕСКО и межправительственными программами. К данному времени НГУ и институты Академгородка уже имеют определенные результаты и организационные структуры для осуществления деятельности в указанных областях.
При Международной кафедре ЮНЕСКО созданы или находятся в процессе становления следующие центры:
· Центр информационных технологий и грантов по устойчивому развитию ;
· Информационно - сервисный центр;
· Центр учебно-образовательных проектов;
· Центр фольклора «КрАсота»;
· Правовой центр;
· Сибирское региональное отделение Международного института стратегии и практики развития образования взрослых;
· Центр экологической безопасности Сибирского региона;
· Центр экологии и энергетики Сибири;
· Центр подготовки и переподготовки кадров социальных работников;
· Центр ассоциированных школ ЮНЕСКО;
· Центр визуальных исследований культур народов Сибири.
В ближайшее время планируется:
· развертывание специализированных научных подразделений, предусматривающих дальнейшее развитие комплексных крупномасштабных научно-образовательных проектов под эгидой ЮНЕСКО - Международной школы «Образование через научные исследования» на озере Байкал.
·
создание Международного
учебно-научного Центра в целях подготовки высококвалифицированных кадров по
проблемам устойчивого развития для науки, образования и системы управления в
регионе Сибири (вузы, НИИ, система среднего специального и общего образования,
материальное производство и культура, органы государственного управления), а
также в странах СНГ, особенно Среднеазиатского региона. В перспективе имеется в
виду расширение образовательной деятельности на страны «дальнего зарубежья»,
особенно Азиатско-Тихоокеанского региона.
Не имея возможности подробно осветить все направления деятельности кафедры, ее планы, перспективы развития, остановимся на проблемах образования.
За год существования кафедры
ЮНЕСКО были проведены следующие мероприятия в области образования:
22 апреля 1997 года
Участие в «2-nd Educational
Advising Fair» проводимом информационным центром по вопросам образования в США.
(г. Новосибирск)
3-10 августа 1997 года
Организован и проведен Первый
Международный симпозиум «Окружающая среда – Здоровье – Развитие в Сибири» (г.
Новосибирск). где рассматривались вопросы экологического образования, обучения
и воспитания.
5-11 сентября 1997 года
Участие в совещании вузов России
«Региональные аспекты международного сотрудничества» (г. Ростов-на-Дону, г.
Новороссийск).
21-24 октября 1997 года
Организация и участие в Пятой
выставке инвестиционных идей, технологий, учебных и образовательных программ,
технических средств обучения. (г. Новосибирск) Участие на выставке отмечено
специальным дипломом.
23 октября 1997 года
Организация и проведение
конференции «Интеграция науки, образования и культуры» в рамках международного
конгресса «Образование Сибири – XXI веку» (г. Новосибирск). Выпущен сборник
докладов.
5-7 декабря 1997 года
Участие в научно-практической
конференции «Культура, здоровье, туризм» на секции по проблемам образования.
(г. Новосибирск)
6 января – 4 февраля 1998 г.
Организация международного
семинара в Израиле «Использование современных достижений в системе образования»
9 февраля 1998 года
Проведение совместно с Институтом
философии и права СО РАН семинара – совещания «Формирование экологической
культуры, как фактора стабильности общества»
1-23 февраля 1998 года
Организация и проведение двух
курсов лекций по экологическому образованию для руководителей и преподавателей
системы профтехобразования.
14-17 апреля 1998 года
Участие в Международной
образовательной выставке «УЧСИБ 98» Работа кафедры ЮНЕСКО на выставке отмечена
Малой золотой медалью «Сибирской Ярмарки»
·
Международная ярмарка
образовательных услуг (The Novosibirsk Workshop of Education).
·
Круглый стол «Проблемы преподавания
иностранных языков»
·
Презентация Сибирского
отделения международного института стратегии и развития образования взрослых.
·
Презентация: «Системы
образования США, Возможность получения образования в США. Программы стипендий и
грантов»
·
Презентация: «Системы
образования Израиля. Возможность получения образования в Израиле»
·
Круглый стол
«Дополнительное образование: проблемы и перспективы»
·
Презентация проекта
«Экологическое образование и воспитание школьников»
·
Семинар – совещание по
проекту ЮНЕСКО «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»
Октябрь – ноябрь 1998 года
Члены кафедры приняли участие в
чтении лекций, проведении семинаров, совещаний и круглых столов по проблемам
эффективного формирования кадрового потенциала в социальной сфере на курсах
повышения квалификации социальных работников Министерства труда и социального
развития.
Интеллектуальное сотрудничество в области образования осуществляется на различных уровнях и в многообразных формах. Например, Международная комиссия по образованию для ХХ1 века проводит совещания экспертов, готовит рекомендации и международные конвенции на основе опыта ЮНЕСКО, нормативные акты, социально-правовые технологии развития образования, а также международные информационные сети по обмену знаниями. ЮНЕСКО с 1991 года (раз в два года) издает доклады о положении дел в области образования. В приложениях к докладу приводятся Всемирные показатели по образованию - уникальный набор статистических данных, представляющих резюме ключевых аспектов образования по более чем 160 странам ЮНЕСКО. Там же рассматриваются глобальные перспективы дальнейшего прогресса в достижении целей образования для всех, проблемы расширения образовательного выбора с рассмотрением мировых тенденций поиска «стандартов» в области образования.
Интеллектуальное сотрудничество, представляющее собой одну из наиболее важных задач ЮНЕСКО, позволяет эффективно использовать имеющиеся людские и финансовые ресурсы в области образования, науки, культуры, сосредоточиться на укреплении национальных потенциалов, прежде всего в развитии и подготовке кадров.
На генеральных конференциях ЮНЕСКО разрабатываются рекомендации по развитию непрерывного образования, об образовании взрослых, о необходимости более рационального и справедливого распределения образовательных ресурсов между различными социальными группами. Последняя проблема в России приобрела особую остроту, поэтому игнорирование международного опыта в этом вопросе недопустимо.
Сотрудничая с признанными специалистами мирового уровня различных стран, ЮНЕСКО осуществляет совместные проекты по разработке легко измеряемых и признаваемых на международном уровне показателей качества и уровня образования для всех.
Общеизвестно, что качество обучения зависит не только от квалификации учителей, уровня научно- методической литературы, компьютерной грамотности, информационной оснащенности, но и от повседневного функционирования системы образования, нормальных условий жизнедеятельности образовательных коллективов. Сегодня в условиях небывалого кризиса системы образования в России, хронической невыплаты зарплат учителям, роль научно-обоснованного оптимального расходования мизерных средств возрастает. Только при четком понимании различных аспектов системы образования и присущих ей проблем может быть обеспечено надлежащее планирование и управление такой системой.
Кафедра ЮНЕСКО предоставляет дополнительные возможности для интеграции научно - образовательного потенциала, различных образовательных учреждений и специалистов, способных дать четкий анализ различных аспектов системы образования, выделив наиболее приоритетные направления и формы системы образования сегодня, оптимальные образовательные модели и технологии. Так например, техническое и профессиональное образование переживает период глубоких изменений и переориентации. В результате стремления идти в ногу с быстрым технологическим прогрессом и меняющимися потребностями рынка труда появилось множество национальных моделей форм и структур в образовании, которые нуждаются в международном экспертном анализе. Внедрение новых технологий в сферу трудовой деятельности требует от образования сформированности знаний и навыков многоцелевого характера, практических связей с промышленностью, сельским хозяйством, предпринимательскими структурами. В связи с этим очень остро встала проблема непрерывного образования, постоянного обновления учебных курсов в соответствии с нововведениями и изменениями оказания поддержки деятельности национальных целевых групп в конкретных сферах образования.
Кафедра ЮНЕСКО совместно с Институтом Философии и Права разрабатывает проекты создания базовых учебных заведений со специализированной подготовкой по проблематике устойчивого развития (социальных экологов, социальных работников) в Новосибирске, других регионах. В образовательной работе используется научно-педагогический потенциал Новосибирска и вузовских центров Сибирского региона. Предусматривается также применение новейших информационных технологий и дистантных форм обучения, разработка и тиражирование учебных программ, учебных пособий, создание региональных информационных банков данных по услугам в научно-образовательной сфере.
Интеллектуальное сотрудничество позволяет более эффективно разрабатывать программы в области как формального, так и неформального образования, позволяющего всем людям удовлетворять свои базовые потребности и заниматься производительной деятельностью в обществе, приобретающем все более технологический характер.
По
данным ЮНЕСКО решающим фактором эффективности образования сегодня является
стиль административного управления и организации учебного процесса. Поэтому
проблемы подготовки и переподготовки руководителей образовательных,
административных учреждений в новых условиях становятся решающими.
К числу мероприятий проведенных по инициативе кафедры ЮНЕСКО и Института философии и права в сотрудничестве с другими организациями, в частности, с управлением социальной защиты населения администрации Новосибирской области, относятся межрегиональная конференция «Семья и женщина как фактор стабильности в новых социально-экономических условиях» и Круглый стол «Актуальные проблемы социальной защиты населения в современных социально-экономических условиях» (проведенный под руководством и по инициативе начальника управления социальной защиты населения Администрации Новосибирской области А.Л.Станкова), на которых была предпринята успешная попытка интеграции научно-образовательного и организационно-управленческого потенциалов для решения комплексных проблем социальной защиты.
Потенциал кафедры ЮНЕСКО необходимо наращивать по следующим направлениям:
1. Развертывание работы по интеграции научно- образовательного, культурно- творческого, организационно- управленческого потенциалов в регионе для преодоления кризиса в Российском образовании.
2. Создание междисциплинарных экспертных советов в Сибирском регионе для определения стратегии и оптимальных технологий в образовании.
Т.И.Саломатова,
канд. филос. наук, ученый секретарь
Международной кафедры ЮНЕСКО