Р.С. Васильевский
ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКЛЬТУНЫХ КОНТАКТОВ НА СЕВЕРЕ ТИХОГО ОКЕАНА
(К 100–ЛЕТИЮ ДЖЕЗУПОВСКОЙ СЕВЕРО-ТИХООКЕАНСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ)
Проблемы этногенеза народов
тихоокеанского побережья Северо-Восточной Азии и Северо-Западной Америки, их
этнокультурные взаимоотношения уже более столетия привлекают внимание
специалистов различных научных направлений: археологов, этнографов,
антропологов, лингвистов, а в последние годы также генетиков, экологов,
демографов, как отечественных, так и зарубежных в первую очередь ученых США,
Канады, Японии. И это закономерно. От изученности культур народов Северной
Пасифики в значительной степени зависит разработка таких ключевых проблем Северо-Тихоокеанской
археологии как раннее освоение палеолитическим человеком Северо-Востока Азии и
Северной Америки, роль южных элементов в формировании североазиатских культур,
этногенетические процессы, происходившие в Северо-Восточной Азии и
Северо-Западной Америке. Все эти сюжеты и сегодня вызывают живой интерес
широкого круга исследователей и страстно дискутируются.
Общая ориентация в генеральной
тенденции научного изучения культур аборигенов Северной Пасифики была дана
работами Джезуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции (1897–1903 гг.).
Инициатором организации экспедиции выступил известный американский антрополог и
этнолог Ф. Боас, активно поддержанный президентом Американского Музея
Естественной истории в Нью-Йорке М.К. Джезупом [W.W. Fitzhugn,
A. Crowell, 1988, p.14].
В это время устанавливается
тесное сотрудничество между Американским Музеем Естественной истории и
Российской Академией Наук. По рекомендации акад. В.В. Радлова в состав
Джезуповской экспедиции были включены В.Г. Богораз и В.И. Иохельсон,
хорошо известные научной общественности своими этнографическими и
лингвистическими исследованиями в 1894–1896 гг. на р. Колыме.
Для изучения народов Сахалина
и Нижнего Амура Ф. Боас пригласил проф. Лейпцигского Университета,
ориенталиста Б. Лауфера.
Проект экспедиции был
тщательно проработан и включал, даже по современным категориям, глобальные
историко-культурные и этнографические задачи. Основными среди них можно
назвать:
1) выявление происхождения
ранних обитателей Северной Америки;
2) исследование
взаимоотношений между коренным населением Северо-Восточной Азии и
Северо-Западной Америки;
3) рассмотрение взаимодействий
азиатских и американских культур [Boas, 1905, p.92].
В.Г. Богоразу поручалось
изучение чукчей и азиатских эскимосов, В.И. Иохельсону – коряков, а
также юкагиров и якутов Колымы.
Группа американских ученых во
главе с Ф. Боасом начали полевые работы на северном побережье
Северо-Западной Америки в Британской Колумбии летом 1997 г. Год спустя к
исследовательским операциям приступили группы В.Г. Богораза,
В.И. Иохельсона и Б. Лауфера. Исследования в Северо-Восточной Азии
были сопряжены с большими трудностями и проводились в более тяжелых условиях,
чем в Америке: в районах сурового климата, короткого лета, слабой заселенности
и слабых коммуникаций. Исследовательский маршрут В.Г. Богораза, например,
начинался изучением оленных чукчей бассейна р. Анадыря. В силу специфики
оленеводческого хозяйства их изучением можно было заниматься только в зимних
стойбищах. Поэтому полевые работы среди оленных чукчей В.Г. Богораз
проводил фактически зимой 1998–1999 гг. После успешных исследований на
р. Анадырь В.Г. Богораз изучал культуры и этнографию чукчей на
северо-востоке Камчатки и Чукотском полуострове.
В.И. Иохельсон в течении
1899–1900 гг. занимался изучением оленых и приморских коряков, сначала в
низовьях р. Гижига, а затем на побережье Пенжинской Губы, на западном
берегу Камчатки.
Б. Лауфер начал полевые
работы на северо-восточном Сахалине, куда он прибыл в июле 1898 г. Здесь
он обследовал поселения нивхов и эвенков. Осенью 1898 г. – зимой,
весной 1899 гг. он продолжил исследования на острове, работая среди
эвенков и айнов центрального и южного Сахалина. В конце марта 1899 г.
Б. Лауфер перебазировался в Хабаровск и с открытием навигации спустился
вниз по Амуру, обследуя нанайцев. Здесь он провел и первые археологические
раскопки древних полуподземных жилищ.
Все участники экспедиции
работали с большим энтузиазмом, изумительной настойчивостью в достижении
поставленных целей. Во время полевых маршрутов собраны обширные коллекции
этнографических, археологических, антропологических, зоологических материалов,
насчитывающие тысячи предметов, записаны сотник фольклорных и грамматических
текстов, сделаны уникальные фотографии [A. Freed, R. Freed and
L. Williamson, 1988, p.97–103].
Результаты исследований были
обобщены в 10 крупных монографиях и сотнях научных статей.
По своей многоплановости,
объемности научных взглядов из них выделяются – трехтомная монография
В.Г. Богораза “The Chukchee”, изданная в “трудах Джезуповской экспедиции”
в 1904–1909 гг. [Bogoras, 1904–1909], (две части этой работы –
“Социальная организация” и “Религия” – были переведены и изданы на русском
языке в 1934, 1939 гг.), двухтомная монография В.И. Иохельсона “The
Koryak” [Jochelson, 1908]; монография Б. Лауфера, посвященная искусству
народов Амура [Laufer, 1902].
Несмотря на некоторые
неточности и отдельные спорные теоретические построения в свете новейших данных
эти работы до сегодняшнего дня остаются достаточно обстоятельными
исследованиями по истории и этнографии северо-восточных палеоазиатов и народов
Нижнего Амура. В них монографически законсервированы частицы той жизни,
деятельности, мировоззрения чукчей, коряков, нанайцев, нивхов, которые остались
в прошлом веке.
Заслуживают внимания
историко-этнографические взгляды исследователей о взаимоотношениях народов
Северной Пасифики. В.Г. Богораз и В.И. Иохельсон совместно с
Ф. Боасом разработали концепцию об азиатско-американской цепи родственных
племен. Сходство между палеоазиатами Северо-Восточной Азии и индейцами
Северо-Западной Америки они устанавливали на основе сравнительно-исторического
изучения материальной культуры, религиозных представлений, мифологии.
Обращалось также внимание на некоторые особенности в культуре народов Нижнего
Амура, сближающие их с северо-восточными палеоазиатами (конструкции жилищ
полуземлянок, охота на морского зверя, тип собачьей упряжки, элементы
декоративного искусства).
Особо рассматривались
мифологические сюжеты. В.И. Иохельсон посвятил этой теме специальный
доклад “Об азиатских и американских элементах в мифах коряков”, зачитанный на
XIV конгрессе американистов, в котором произвел статистические вычисления. По
его подсчетам из 122 эпизодов корякского фольклора общим с индейским является
71 эпизод, с эскимосскими – 16, с эскимосскими и индейскими – 13,
одновременно с эскимосскими и индейскими – 5.
Основываясь на этих расчетах
он пришел к заключению, что общий характер и содержание корякских мифов
указывает на тесную связь с циклами мифов американских индейцев. При этом
В. Иохельсон отмечал, что центральное место в мифах коряков занимает
фигура Ворона, что сближает их с сагами индейцев Северо-Западной Америки, в то
время, как Ворон в качестве культурного героя и творца не характерен для
эскимоссов, в мифологии которых центральное место занимает Седна – морская
владычица [Иохельсон, 1904, с.33–38].
Исходя из положения, что
северо-восточные палеоазиаты (коряки, чукчи, ительмены) теснее, чем эскимосы,
связаны с крайними северо-западными индейцами Америки В. Иохельсон в ряде
своих публикаций развивая идею о так называемом “эскимосском клине”, который
разорвал первоначально единую цепь родственных меду собой племен Северо-Восточной
Азии и Северо-Западной Америки.
Б. Лауфер впервые для
региона Амура капитально рассмотрел образцы и сюжеты искусства аборигенных
племен, включая знаменитые петроглифы Сакачи-Аляна.
Он дал первую классификацию
орнаментальных мотивов этого искусства, выделяя несколько видов:
спирально-ленточный, циркульный, драконовый, олений, рыбий и др.
Спирально-ленточных орнамент Б. Лауфер считал нивхским по происхождению, а
виды зооморфных мотивов связывал с влиянием китайских культур [Laufer, 1902].
Высказанная им мысль о связи
спирально-ленточного орнамента с медвежьими праздниками и культом медведя
оказалась созвучной мнению многих современных специалистов [Иванов, 1963,
с. 322–330].
В свете проблемы “Человек и
Природа” актуальным остается вывод В.Г. Богороза о том, что основой
мировоздания чукчей служили представления о всеобщей взаимосвязи предметов и
явлений. Анализируя религиозные представления и мифологические сюжеты чукчей
В.Г. Богораз отмечал, что чукчи рассматривают себя как часть природы и не
пытаются разрушать природную целостность, а стремятся приспособиться к ней
[Bogoras, 1907]. Подобные воззрения на окружающий мир фиксировались
В. Иохельсоном у коряков [Jochelson, 1907, p.66–69].
Подводя итоги работ
Джезуповской экспедиции, Ф. Боас, писал: “Богораз и Иохельсон независимо
пришли к заключению о существовании тесного родства между фольклором народов
Северо-Восточной Сибири, с одной стороны, и Южной Аляски и Британской
Колумбии – с другой... Использовав эту путеводную нить, мы исследовали
культурные сходства во всей этой зоне и нашли достаточное доказательство того,
что в прошлом должно было существовать тесное родство между индейскими
племенами Тихоокеанского побережья Северо-Западной Америки и народами Восточной
Сибири. Тот исключительного интереса факт, что родство проявляется всего яснее
к западу от Берингова пролива, особенно среди коряков, доказывает, что сходные
черты культуры не могли быть переданы непосредственно через эскимосов.
Насколько можно судить по имеющемуся в нашем распоряжении материалу, сходство
между эскимосами и индейцами северо-западного побережья менее значительно, чем
между коряками и чукчами и теми же индейцами. Отсюда мы должны заключить, что
эскимосы – новопришельцы на тихоокеанском берегу Америки, что их
первоначальна родина находилась к востоку от реки Макензи и что они разорвали
существовавшие в прошлом связи между сибирскими и индейскими племенами, –
связи, оставившие следы во многих чертах культуры общих народов обоих берегов
Берингова моря” [Boas, 1905, p.99].
В вопросе о происхождении
северо-восточных палеоазиатов мнения участников экспедиции разделились.
Ф. Боас считал, что сибирские племена были крайним западным звеном
американских индейцев и что первая миграция из Азии в Новый Свет произошла в
период уменьшения оледенения [Boas, 1905, p.100]. В. Иохельсон выступал
сторонником американского происхождения палеоазиатов, полагая, что, “племена
американской расы двинулись к северу, перешли на Азиатский материк и заняли
северо-восточную часть Сибири”. К “американоидам” Азии он относил не только
чукчей, коряков и ительменов, но и юкагиров и гиляков [Jochlson, 1926,
p.90–95].
Богораз, солидаризируясь с
В. Иохельсоном в вопросе “эскимосского клина” выступил против его идеи их
американского происхождения. Он считал, что азиатские эскимосы – это
остатки очень древнего народа, о чем говорят более древние черты, сохранившиеся
в их языке, и что эта “древнейшая культура распространилась некогда из Азии
через Берингов перешеек в Америку”. Истоки сложения палеоазиатов, по его мнению
находились в Азии [Богораз, 1927, с.43].
Джезуповская
Северо-Тихоокеанская экспедиция явилась капитальным событием в истории мировой
науки. В процессе полевых работ ее участниками была выработана технология
этнографического изучения народов Северной Пасифии, накоплена своего рода,
энергетика для дальнейших научных изысканий в области истории, археологии,
этнографии, лингвистики на Северо-Востоке Азии и в Северо-Западной Америке.
Можно сказать, что история Джезуповской экспедиции одна из историй определившая
ориентиры этнокультурных исследований наступающего ХХ века.
Столетие Джезуповской
экспедиции широко отмечалось научной общественностью. Международные научные
конференции и симпозиумы проводились в Смитсоновском институте в Вашингтоне, в
Институте истории, археологии и этнографии ДВО РАН во Владивостоке, в
Университете Аляска в Фербенксе.
Мобильные
археолого-этнографические выставки, материалы которых демонстрировали
культурно-исторические связи коренных народов Тихоокеанского побережья
Северо-Восточной Азии “Северо-Западной Америки экспонировались в музеях
Хабаровска, Благовещенска, Владивостока, Южно-Сахалинска,
Петропавловска-Камчатского, Магадана. Инициатором и организатором этих
интересных выставок был энергичный и неутомимый В. Фицхью –
руководитель Арктического исследовательского центра Смитсоновского Института.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богораз
В.Г. Древнее переселение народов в Северной Евразии в Америке // Сб.
Музея антропологии и этнографии. – Л., 1927. – С.43.
2. Иванов
С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. – М.-Л.,
1963. – 500 с.
3. Иохельсон
В.И. Об азиатских и американских элементах в мифах коряков //
Землеведение, т. 3/ – М., 1904.
4. Boas
F. The Jesup North Pacific Expedition. Proceedings of the Jnternational
Congress of Americanists. 13 Ses. New-York, 1905. – P.91–100.
5. Bogoras
W. The Chukchee. The Jesup North Pacific Expedition. –
Leiden-New-York. – 1904–1909.
6. Fizhugh
W., Crowell A. Crossroads of Continents: Berigian Oecumene //
Crossroads of Coutinents. – Washington, 1988.
7. Freed
S.A., Freed R.S., Williamson L. The American Museums jesup North Pacific
Expedition // Cross of Coutinents. – Washington, 1988.
8. Jochelson
W. The Koryak. – Leiden-New-York. 1908.
9. Laufer
B. The Decorative Art of Amur Tribes. – Leiden-New-York. 1902.
У 1999 г. Институт археологии и этнографии
СО
РАН, Новосибирск