А.В. Бауло
Ритуальные колчаны обских
угров*
*
Выражаю признательность А.П. Бородовскому и А.И. Соловьеву за
оказанные консультации при подготовке статьи.
В представлениях обских угров многие духи-покровители
выступали в роли богатырей. Любимым и наиболее почитаемым из них был Небесный
Всадник – младший сын Нуми-Торума – Мир-сусне-хум (у
манси), Урт-ики или Вэрт (у хантов). Жертвовать ему полагалось,
прежде всего, предметы богатырского одеяния и снаряжения: различных форм шлемы
и островерхие шапки, пояса, халаты, накидки, сапоги, седла; большинство из них
были украшены фигурой скачущего всадника1.
В этот комплекс необходимо включить и ритуальные
колчаны, обнаруженные в селении Тугияны на Большой Оби, где проживают
нижнеобские ханты и потомки сосьвинско-ляпинских манси.
В составе атрибутики домашних святилищ важное место
здесь занимал набор вещей, преподнесенных Вэрту, куда входили шлем с
семью фигурами всадников и пояс с подобными четырьмя или пятью фигурами2.
Третьей составной частью богатырского снаряжения был ритуальный колчан. Приведу
описание обнаруженных в 1998 г. экземпляров.
1. Колчан с семью фигурами медведей из сукна
бордового и синего цвета, с горловиной у головной фигуры (рис.1, а). Он
изготовлен во второй половине XX в., его
размеры составляют 29x74 см. Края
длинных и одной торцевой стороны состоят из узких полосок красного сукна; из
него также сшита обратная сторона колчана. К углам колчана пришиты оранжевые и
белые атласные ленты, полоски бордового сукна. Шесть фигур на лицевой стороне
размещены парами, седьмая – отдельно; она окружена двумя полосками
орнамента, составленного из треугольников. На фигуры медведей ниже шеи нашиты
монеты.
2. Колчан с семью фигурами медведей из сукна красного
и зеленого цвета, все квадраты по периметру оторочены лисьим мехом (см. рис.1, б).
Изготовлен в начале XX в., размеры 30 x 75 см. К одной из торцевых сторон пришита шкурка с
лисьей головы. Вдоль длинных сторон к местам соединения квадратов пришиты
красные узкие пояски. Большая часть задней стороны колчана выполнена из
зеленого сукна, меньшая – из красного. Шесть фигур размещены парами,
седьмая – отдельно. На головы медведей нашиты серебряные монеты
достоинством в 5 коп. начала XX в.
|
|
|
Рис. 1 (а, б, в, г, д) – ритуальные колчаны с фигурами
медведей. |
Рис. 2 (а, б, в, г, д) – ритуальные колчаны с фигурами
ящериц. |
Рис. 3 (а, б) – ритуальные колчаны с зооморфными фигурами. |
3. Колчан с семью фигурами медведей из сукна
красного и зеленого цвета, с горловиной у головной фигуры (см. рис.1, в).
Изготовлен в середине XX в.,
размеры 27 x 75 см. К углам колчана пришиты
красные ленты атласа. Шесть фигур размещены парами, седьмая – отдельно; ее
с двух сторон окружают полоски орнамента, составленного из треугольников. На
нижнюю часть спины у медведей нашиты монеты.
4. Колчан с семью фигурами медведей из сукна
черного и зеленого цвета, с горловиной у головной фигуры (см. рис.1, г).
Изготовлен в 1930-х гг., размеры 32 x 70 см. Три стороны изделия оторочены лисьим мехом. К
углам колчана пришиты черные и зеленые полоски сукна, ленты белого атласа.
Шесть фигур размещены парами и разделены между собой белыми атласными
полосками; седьмая располагается отдельно, ее с двух сторон окружают полоски
белого атласа. На фигуры медведей ниже голов нашиты 20 коп. монеты.
5. Колчан с семью фигурами медведей из сукна
оранжевого и зеленого цвета, с горловиной у головной фигуры (см. рис.1, д).
Изготовлен в 1930-х годах, размеры 26 x 74 см.
Обратная сторона сшита из квадратных кусков сукна оранжевого, зеленого и
красного цвета. К серединам 1-го и 4-го квадратов с внешних сторон пришиты
кисточки из сукна зеленого и оранжевого цвета, узкие оранжевые полоски бархата,
в концы которых вшиты круглые маленькие пуговицы (только у 1-го квадрата).
Горловина имеет завязки из оранжевых суконных лент; ее края обшиты узкой
полоской голубого бархата, при этом с одной стороны она образует кольцо, на
другом в концы полосок вшиты маленькие пуговицы. Шесть фигур размещены парами,
седьмая располагается отдельно; ее с двух сторон окружают полоски орнамента,
составленные из ромбов и треугольников. На голове медведя, расположенного у
горловины, нашита 20 коп. монета 1924 г. выпуска. Внутри колчана находился
черешковый наконечник стрелы. На дне сундучка вместе с колчаном обнаружены еще
три черешковых и вильчатых наконечника. На крышке сундучка лежала стрела
(деревянное древко, оперение на конце, вильчатый наконечник).
6. Колчан с семью фигурами ящериц из толстого
шерстяного сукна красного и черного цвета (см. рис.2, а). Вторая
половина XIX в. Длина колчана 68 см,
ширина у горловины – 20 см, в нижней части – 22 см. В работе
использованы оленьи сухожилия. Обратная сторона выполнена из двух красных и
двух черных квадратов сукна. К углам и середине нижней торцевой стороны пришиты
кисточки из 3-х красных и 2-х черных полосок сукна. К местам соединения углов
двух нижних квадратов пришиты узкие длинные суконные полоски, связанные между
собой. Такие же полоски сукна пришиты к месту соединения верхнего квадрата и
орнаментированной полоски. На лицевой стороне у входного отверстия под двумя
кусочками черного сатина зашиты монеты достоинством в 5 коп. 1850 г. и 10
коп. 1847 г. Шесть ящериц размещены парами, седьмая – отдельно.
Головная фигура с трех сторон окружена полосками орнамента; подобная полоска
украшает горловину с обратной стороны.
7. Колчан с семью фигурами ящериц из толстого
шерстяного сукна красного и синего цвета (см. рис.2, б). Начало XX в. Размеры 19x67 см. К
серединам длинных сторон пришито по два красных шерстяных шнура. К закругленной
торцевой стороне пришиты три кисточки, состоящие из одной красной и одной синей
полосок сукна. Шесть ящериц размещены парами, седьмая – отдельно. Головная
фигура с двух сторон окружена полосками орнамента, составленного из
треугольников и ромбов; рядом с ней пришита 5 коп. монета рубежа XIX–XX вв.
8. Колчан с семью фигурами ящериц из сукна красного и
черного цвета, с горловиной у головной фигуры (см. рис.2, в). Изготовлен
в 1950-х годах, размеры 20x72 см. К углам
квадратов пришиты кисточки из суконных лент черного и красного цвета, пестрого
ситца; в состав лент входит фигурка ящерицы из сукна красного цвета. Обратная
сторона изделия выполнена из пестрого ситца с преобладанием красного цвета.
Шесть ящериц размещены парами, седьмая – отдельно. По бокам головной
фигуры с левой стороны под кусочками ситца зашиты две монеты; внутри колчана
находились 15 и 20 коп. монеты 1948, 1961 годов.
9. Колчан с семью фигурами ящериц из сукна синего и
красного цвета (см. рис.2, г); входное отверстие обшито мехом
лисы-крестовки – подобный способ оформления известен по средневековым
миниатюрам киданей: горловина колчана оторочена хвостом пушного зверя3.
Вторая половина XX в., размеры 21x80 см. К углам квадратов пришиты кисточки из суконных
лент синего и красного цвета, зеленых и розовых атласных лент; в состав лент
включена фигурка ящерицы из сукна красного цвета. Шесть ящериц размещены
парами, седьмая – отдельно. На поле второго сверху квадрата с обратной
стороны пришита монета; внутри колчана находились монеты 1949–1980-х годов.
10. Колчан с семью фигурами ящериц из сукна синего и
красного цвета (см. рис.2, д). Изготовлен в 1970-х годах, размеры 20x77 см. Горловина оторочена мехом лисы-крестовки. К
углам квадратов пришиты кисточки из красного и зеленого сукна, белых атласных
лент, пестрых ситцевых полосок; в состав лент включена фигурка ящерицы из сукна
красного цвета. Часть кантов квадратов выполнена из сукна зеленого цвета. Шесть
ящериц размещены парами, седьмая – отдельно. Справа от головной фигуры
ящерицы на поле нашита 20 коп. монета 1961 г. Колчан лежал в сундуке на
лисьей шкуре.
Два последних колчана с фигурами ящериц, безусловно,
выполнены одной мастерицей. Этой женщиной был выполнен и колчан, опубликованный
мной в 1998 г. в качестве ритуального пояса4. Рисунок колчана был
воспроизведен с предоставленной В.М. Кулемзиным фотографии 1982 г., на
обратной стороне которой имелась надпись: “пояс для Урта”. Исправляя
ошибку, следует отметить, что в комплекте с колчаном на чердаке дома Калистрата
Гришкина находились и три ритуальные стрелы с железными вильчатыми
наконечниками.
11. Колчан с семью зооморфными фигурами
(ящерица ? гагара ? выдра ?) из сукна красного и зеленого цвета, с горловиной у
головной фигуры (рис.3, а). Начало XX в., размеры 18 x 70 см. Обратная сторона изготовлена из трех кусков
красного и зеленого сукна. Вдоль длинных сторон к углам изделия и серединам
2-го и 3-го квадратов пришиты узкие красные шерстяные пояски; кроме того, к
углам колчана – красные и зеленые суконные ленты, зооморфная фигурка из
сукна красного цвета. Шесть фигур расположены парами, седьмая отдельно. Фигуры
изображены с четырьмя лапами, головой, хвостом и “священной” вставкой. На
лицевой стороне трех квадратов рядом с головами фигур пришиты монеты достоинством
в 10 и 15 коп. конца XIX – начала
XX вв. “орлом” вверх. Внутри колчана находились бумажные
ассигнации достоинством в 3 и 5 руб. 1905 г., 10, 500, 1000 руб.
1918 г., 50000 руб. 1921 г. и 50 руб. 1922 г.
12. Колчан с семью зооморфными фигурами (ящерица ?
гагара ? выдра ?) из сукна красного и зеленого цвета, с горловиной у головной
фигуры; оторочен собольим мехом (см. рис.3, б). Изготовлен в 1930-х
годах. Размеры 28 x 84 см. Обратная сторона выполнена
из сукна зеленого цвета. К углам пришиты кисточки из пяти красных и зеленых
суконных лент, шкурки с собольих лапок, к середине нижней торцевой
стороны – “хвост” (шкурка). К одному из углов пришита зооморфная фигурка
из сукна зеленого цвета. Шесть фигур расположены парами, седьмая отдельно.
Фигуры изображены с четырьмя лапами, головой, хвостом и “священной” вставкой.
На лицевой стороне каждого квадрата рядом с головами фигур пришито по одной
монете достоинством в 10 коп. 1922–1925 годов “орлом” вверх. Внутри колчана
находились монеты достоинством 10 коп. 1922 г. и 2 коп. 1926 г.
Таким образом, у данного вида культовой атрибутики
выделяются следующие общие признаки: форма колчана; использование сукна двух
цветов; выполнение фигур методом инкрустации, при этом шесть фигур размещены
парами, седьмая – отдельно; в составе лент сохраняется и восьмая фигура.
На лицевой стороне рядом с фигурами или на них нашиты монеты; монеты находятся
и внутри изделия. В комплекте с колчанами в “священных” сундуках хранятся
стрелы или их наконечники. Безусловно, что ритуальные колчаны и жертвенные
покрывала обских угров объединены, как техникой их изготовления, так и смысловым
содержанием (предметы богатырского одеяния и снаряжения для Небесного
Всадника).
Сложным остается вопрос о причинах изображения на лицевой стороне колчанов фигур медведей и ящериц. По информации А.В. Головнева, ящерицы относятся к кругу ближайшей родни медведя5, что позволяет с некоторой натяжкой свести их изображения на колчанах к единому смысловому сюжету. Необходимо напомнить и то, что фигура медведя вырезалась на внешней стороне так называемых напальников или щитков, выполненных из мамонтовой кости или оленьего рога и предохранявших большой палец руки от удара тетивы при стрельбе из лука6. Таким образом символическое изображение медвежьей фигуры украшало сразу два элемента снаряжения охотника-лучника (воина) – ритуальный колчан и щиток.
Известно, что берестяные колчаны широко бытовали у обских угров – так на рисунке конца XVII века за спиной остяка видна верхняя часть колчана, ремень которого переброшен через плечо и голову охотника7. Пелымские манси жертвовали своим духам-покровителям стрелы, которые хранили в специально изготовленном из бересты колчане8.
Более важно найти параллели традиции украшать лицевую
сторону колчана рисунками. В этом плане богатый материал обобщен
Н.В. Малиновской, которая проанализировала сведения о 84 колчанах с орнаментированными
обкладками, найденных на огромной территории евразийских степей9. Колчаны чаще всего делались из бересты, сверху окрашенной в
черный и красный цвет. Обкладки – резные костяные пластины –
украшались фигурками оленей, собак, зайцев, кошачьих хищников, лошадей и птиц;
при этом орнамент скрепленных обкладок образовывал на лицевой стороне колчана
несколько поперечных зон. Наиболее употребляемыми приемами резьбы была техника
выемчатых треугольников и ромбов10.
Говоря о датировке колчанов с орнаментированными
обкладками, Н.В. Малиновская отметила тот факт, что данный материал
представляет собой четко выделяющийся тип вещей, стилистически, орнаментально и
технически единый на огромной территории от Днестра до Казахстана. В частности,
к востоку от Волги резные обкладки колчанов зарегистрированы в погребениях XIII–XIV вв. в
Южном Приуралье и Целиноградской области11.
Сцена, воспроизведенная на обкладках колчана из
станицы Вороной (Поднепровье), повторяет известный рисунок охоты сокольничего:
человек скачет верхом на коне, а на правой его руке сидит сокол. Полностью
соглашаясь с Н.В. Малиновской в том, что характер изображения животного и
посадка всадника аналогичны тем, которые выполнены на булгарских бляхах с
охотничьими сценами X–XIV вв., необходимо с сожалением признать, что плохая
сохранность пластины заставила автора принять изображение сокола за “воина в
остроконечном шлеме”12. Однако в данном случае важнее другое: сюжет
соколиной охоты воспроизводится и на жертвенных покрывалах манси13.
Таким образом, ритуальные колчаны обских угров по
прежнему повторяют ряд деталей средневековых изделий: оторочку горловины мехом;
украшение лицевой стороны фигурками животных, орнаментом из ромбов и
треугольников; зонирование фигур; кроме того, размеры культовых изделий сопоставимы
с размерами реальных колчанов. Скорее всего, заимствование подобной традиции
произошло в XIII–XIV вв., когда предки современных манси проживали на
территории Западного Урала и активно контактировали со своими южными соседями.
1 Kannisto A. Materialien zur Mythologie der Wogulen // MSFOu. – Helsinki, 1958. – Vol. 113; Прыткова Н.Ф.
Жертвенное покрывало казымских хантов // СМАЭ. – 1949. –
Т. 11. – С.376–379; Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом
и Космос. – Новосибирск,1990 и др.
2 Бауло
А.В. Атрибутика домашних святилищ нижнеобских хантов // Проблемы
археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Мат-лы VI годовой итоговой сессии ИАЭТ СО РАН. –
Новосибирск, 1998. – Т. 4. – С.404–409.
3 Худяков
Ю.С. Вооружение центрально-азиатских кочевников в эпоху раннего и развитого
средневековья. – Новосибирск, 1991. – С.77.
4 Бауло
А.В. Ритуальные пояса обских угров // Сибирь в панораме тысячелетий
(материалы международного симпозиума). – Новосибирск, 1998 –
Т. 2. – С.59–60.
5 Головнев
А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург,
1995. – С.266.
6 Иванов
С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX – нач. XX вв. //
ТИЭ. – М.-Л., 1954. – Т. 22. – С.48–49.
7 Идес
И., Бранд А. Записки о русском посольстве в Китай. –
Иркутск,1967. – С.100.
8 Kannisto A.
Materialien... – S.307.
9 Малиновская
Н.В. Колчаны XIII–XIV вв. с костяными орнаментированными обкладками на территории
евразийских степей // Города Поволжья в средние века. –
М.,1974. – С.132–175.
10 Там
же. – С.135.
11 Там
же. – С.158–160,164; Кадырбаев М.К. Зооморфные костяные пластины из
Северного Казахстана // Древности Казахстана. – Алма-Ата,
1975. – С.130–140.
12
Малиновская Н.В. Колчаны XIII–XIV вв. ... – С.139.
13
Бауло А.В. Жертвенные покрывала
обских угров из Ханты-Мансийского музея // Народы Сибири: история и
культура. – Новосибирск, 1997. – С.96–97.
Институт археологии и этнографии СО РАН,
Новосибирск