А.В. Бауло

 

Ритуальные колчаны обских угров*

 

* Выражаю признательность А.П. Бородовскому и А.И. Соловьеву за оказанные консультации при подготовке статьи.

 

В представлениях обских угров многие духи-покровители выступали в роли богатырей. Любимым и наиболее почитаемым из них был Небесный Всадник – младший сын Нуми-Торума – Мир-сусне-хум (у манси), Урт-ики или Вэрт (у хантов). Жертвовать ему полагалось, прежде всего, предметы богатырского одеяния и снаряжения: различных форм шлемы и островерхие шапки, пояса, халаты, накидки, сапоги, седла; большинство из них были украшены фигурой скачущего всадника1.

В этот комплекс необходимо включить и ритуальные колчаны, обнаруженные в селении Тугияны на Большой Оби, где проживают нижнеобские ханты и потомки сосьвинско-ляпинских манси.

В составе атрибутики домашних святилищ важное место здесь занимал набор вещей, преподнесенных Вэрту, куда входили шлем с семью фигурами всадников и пояс с подобными четырьмя или пятью фигурами2. Третьей составной частью богатырского снаряжения был ритуальный колчан. Приведу описание обнаруженных в 1998 г. экземпляров.

1. Колчан с семью фигурами медведей из сукна бордового и синего цвета, с горловиной у головной фигуры (рис.1, а). Он изготовлен во второй половине XX в., его размеры составляют 29x74 см. Края длинных и одной торцевой стороны состоят из узких полосок красного сукна; из него также сшита обратная сторона колчана. К углам колчана пришиты оранжевые и белые атласные ленты, полоски бордового сукна. Шесть фигур на лицевой стороне размещены парами, седьмая – отдельно; она окружена двумя полосками орнамента, составленного из треугольников. На фигуры медведей ниже шеи нашиты монеты.

2. Колчан с семью фигурами медведей из сукна красного и зеленого цвета, все квадраты по периметру оторочены лисьим мехом (см. рис.1, б). Изготовлен в начале XX в., размеры 30 x 75 см. К одной из торцевых сторон пришита шкурка с лисьей головы. Вдоль длинных сторон к местам соединения квадратов пришиты красные узкие пояски. Большая часть задней стороны колчана выполнена из зеленого сукна, меньшая – из красного. Шесть фигур размещены парами, седьмая – отдельно. На головы медведей нашиты серебряные монеты достоинством в 5 коп. начала XX в.

Рис. 1 (а, б, в, г, д) – ритуальные колчаны с фигурами медведей.

Рис. 2 (а, б, в, г, д) – ритуальные колчаны с фигурами ящериц.

Рис. 3 (а, б) – ритуальные колчаны с зооморфными фигурами.

 

3. Колчан с семью фигурами медведей из сукна красного и зеленого цвета, с горловиной у головной фигуры (см. рис.1, в). Изготовлен в середине XX в., размеры 27 x 75 см. К углам колчана пришиты красные ленты атласа. Шесть фигур размещены парами, седьмая – отдельно; ее с двух сторон окружают полоски орнамента, составленного из треугольников. На нижнюю часть спины у медведей нашиты монеты.

4. Колчан с семью фигурами медведей из сукна черного и зеленого цвета, с горловиной у головной фигуры (см. рис.1, г). Изготовлен в 1930-х гг., размеры 32 x 70 см. Три стороны изделия оторочены лисьим мехом. К углам колчана пришиты черные и зеленые полоски сукна, ленты белого атласа. Шесть фигур размещены парами и разделены между собой белыми атласными полосками; седьмая располагается отдельно, ее с двух сторон окружают полоски белого атласа. На фигуры медведей ниже голов нашиты 20 коп. монеты.

5. Колчан с семью фигурами медведей из сукна оранжевого и зеленого цвета, с горловиной у головной фигуры (см. рис.1, д). Изготовлен в 1930-х годах, размеры 26 x 74 см. Обратная сторона сшита из квадратных кусков сукна оранжевого, зеленого и красного цвета. К серединам 1-го и 4-го квадратов с внешних сторон пришиты кисточки из сукна зеленого и оранжевого цвета, узкие оранжевые полоски бархата, в концы которых вшиты круглые маленькие пуговицы (только у 1-го квадрата). Горловина имеет завязки из оранжевых суконных лент; ее края обшиты узкой полоской голубого бархата, при этом с одной стороны она образует кольцо, на другом в концы полосок вшиты маленькие пуговицы. Шесть фигур размещены парами, седьмая располагается отдельно; ее с двух сторон окружают полоски орнамента, составленные из ромбов и треугольников. На голове медведя, расположенного у горловины, нашита 20 коп. монета 1924 г. выпуска. Внутри колчана находился черешковый наконечник стрелы. На дне сундучка вместе с колчаном обнаружены еще три черешковых и вильчатых наконечника. На крышке сундучка лежала стрела (деревянное древко, оперение на конце, вильчатый наконечник).

6. Колчан с семью фигурами ящериц из толстого шерстяного сукна красного и черного цвета (см. рис.2, а). Вторая половина XIX в. Длина колчана 68 см, ширина у горловины – 20 см, в нижней части – 22 см. В работе использованы оленьи сухожилия. Обратная сторона выполнена из двух красных и двух черных квадратов сукна. К углам и середине нижней торцевой стороны пришиты кисточки из 3-х красных и 2-х черных полосок сукна. К местам соединения углов двух нижних квадратов пришиты узкие длинные суконные полоски, связанные между собой. Такие же полоски сукна пришиты к месту соединения верхнего квадрата и орнаментированной полоски. На лицевой стороне у входного отверстия под двумя кусочками черного сатина зашиты монеты достоинством в 5 коп. 1850 г. и 10 коп. 1847 г. Шесть ящериц размещены парами, седьмая – отдельно. Головная фигура с трех сторон окружена полосками орнамента; подобная полоска украшает горловину с обратной стороны.

7. Колчан с семью фигурами ящериц из толстого шерстяного сукна красного и синего цвета (см. рис.2, б). Начало XX в. Размеры 19x67 см. К серединам длинных сторон пришито по два красных шерстяных шнура. К закругленной торцевой стороне пришиты три кисточки, состоящие из одной красной и одной синей полосок сукна. Шесть ящериц размещены парами, седьмая – отдельно. Головная фигура с двух сторон окружена полосками орнамента, составленного из треугольников и ромбов; рядом с ней пришита 5 коп. монета рубежа XIXXX вв.

8. Колчан с семью фигурами ящериц из сукна красного и черного цвета, с горловиной у головной фигуры (см. рис.2, в). Изготовлен в 1950-х годах, размеры 20x72 см. К углам квадратов пришиты кисточки из суконных лент черного и красного цвета, пестрого ситца; в состав лент входит фигурка ящерицы из сукна красного цвета. Обратная сторона изделия выполнена из пестрого ситца с преобладанием красного цвета. Шесть ящериц размещены парами, седьмая – отдельно. По бокам головной фигуры с левой стороны под кусочками ситца зашиты две монеты; внутри колчана находились 15 и 20 коп. монеты 1948, 1961 годов.

9. Колчан с семью фигурами ящериц из сукна синего и красного цвета (см. рис.2, г); входное отверстие обшито мехом лисы-крестовки – подобный способ оформления известен по средневековым миниатюрам киданей: горловина колчана оторочена хвостом пушного зверя3. Вторая половина XX в., размеры 21x80 см. К углам квадратов пришиты кисточки из суконных лент синего и красного цвета, зеленых и розовых атласных лент; в состав лент включена фигурка ящерицы из сукна красного цвета. Шесть ящериц размещены парами, седьмая – отдельно. На поле второго сверху квадрата с обратной стороны пришита монета; внутри колчана находились монеты 1949–1980-х годов.

10. Колчан с семью фигурами ящериц из сукна синего и красного цвета (см. рис.2, д). Изготовлен в 1970-х годах, размеры 20x77 см. Горловина оторочена мехом лисы-крестовки. К углам квадратов пришиты кисточки из красного и зеленого сукна, белых атласных лент, пестрых ситцевых полосок; в состав лент включена фигурка ящерицы из сукна красного цвета. Часть кантов квадратов выполнена из сукна зеленого цвета. Шесть ящериц размещены парами, седьмая – отдельно. Справа от головной фигуры ящерицы на поле нашита 20 коп. монета 1961 г. Колчан лежал в сундуке на лисьей шкуре.

Два последних колчана с фигурами ящериц, безусловно, выполнены одной мастерицей. Этой женщиной был выполнен и колчан, опубликованный мной в 1998 г. в качестве ритуального пояса4. Рисунок колчана был воспроизведен с предоставленной В.М. Кулемзиным фотографии 1982 г., на обратной стороне которой имелась надпись: “пояс для Урта”. Исправляя ошибку, следует отметить, что в комплекте с колчаном на чердаке дома Калистрата Гришкина находились и три ритуальные стрелы с железными вильчатыми наконечниками.

11. Колчан с семью зооморфными фигурами (ящерица ? гагара ? выдра ?) из сукна красного и зеленого цвета, с горловиной у головной фигуры (рис.3, а). Начало XX в., размеры 18 x 70 см. Обратная сторона изготовлена из трех кусков красного и зеленого сукна. Вдоль длинных сторон к углам изделия и серединам 2-го и 3-го квадратов пришиты узкие красные шерстяные пояски; кроме того, к углам колчана – красные и зеленые суконные ленты, зооморфная фигурка из сукна красного цвета. Шесть фигур расположены парами, седьмая отдельно. Фигуры изображены с четырьмя лапами, головой, хвостом и “священной” вставкой. На лицевой стороне трех квадратов рядом с головами фигур пришиты монеты достоинством в 10 и 15 коп. конца XIX – начала XX вв. “орлом” вверх. Внутри колчана находились бумажные ассигнации достоинством в 3 и 5 руб. 1905 г., 10, 500, 1000 руб. 1918 г., 50000 руб. 1921 г. и 50 руб. 1922 г.

12. Колчан с семью зооморфными фигурами (ящерица ? гагара ? выдра ?) из сукна красного и зеленого цвета, с горловиной у головной фигуры; оторочен собольим мехом (см. рис.3, б). Изготовлен в 1930-х годах. Размеры 28 x 84 см. Обратная сторона выполнена из сукна зеленого цвета. К углам пришиты кисточки из пяти красных и зеленых суконных лент, шкурки с собольих лапок, к середине нижней торцевой стороны – “хвост” (шкурка). К одному из углов пришита зооморфная фигурка из сукна зеленого цвета. Шесть фигур расположены парами, седьмая отдельно. Фигуры изображены с четырьмя лапами, головой, хвостом и “священной” вставкой. На лицевой стороне каждого квадрата рядом с головами фигур пришито по одной монете достоинством в 10 коп. 1922–1925 годов “орлом” вверх. Внутри колчана находились монеты достоинством 10 коп. 1922 г. и 2 коп. 1926 г.

Таким образом, у данного вида культовой атрибутики выделяются следующие общие признаки: форма колчана; использование сукна двух цветов; выполнение фигур методом инкрустации, при этом шесть фигур размещены парами, седьмая – отдельно; в составе лент сохраняется и восьмая фигура. На лицевой стороне рядом с фигурами или на них нашиты монеты; монеты находятся и внутри изделия. В комплекте с колчанами в “священных” сундуках хранятся стрелы или их наконечники. Безусловно, что ритуальные колчаны и жертвенные покрывала обских угров объединены, как техникой их изготовления, так и смысловым содержанием (предметы богатырского одеяния и снаряжения для Небесного Всадника).

Сложным остается вопрос о причинах изображения на лицевой стороне колчанов фигур медведей и ящериц. По информации А.В. Головнева, ящерицы относятся к кругу ближайшей родни медведя5, что позволяет с некоторой натяжкой свести их изображения на колчанах к единому смысловому сюжету. Необходимо напомнить и то, что фигура медведя вырезалась на внешней стороне так называемых напальников или щитков, выполненных из мамонтовой кости или оленьего рога и предохранявших большой палец руки от удара тетивы при стрельбе из лука6. Таким образом символическое изображение медвежьей фигуры украшало сразу два элемента снаряжения охотника-лучника (воина) – ритуальный колчан и щиток.

Известно, что берестяные колчаны широко бытовали у обских угров – так на рисунке конца XVII века за спиной остяка видна верхняя часть колчана, ремень которого переброшен через плечо и голову охотника7. Пелымские манси жертвовали своим духам-покровителям стрелы, которые хранили в специально изготовленном из бересты колчане8.

Более важно найти параллели традиции украшать лицевую сторону колчана рисунками. В этом плане богатый материал обобщен Н.В. Малиновской, которая проанализировала сведения о 84 колчанах с орнаментированными обкладками, найденных на огромной территории евразийских степей9. Колчаны чаще всего делались из бересты, сверху окрашенной в черный и красный цвет. Обкладки – резные костяные пластины – украшались фигурками оленей, собак, зайцев, кошачьих хищников, лошадей и птиц; при этом орнамент скрепленных обкладок образовывал на лицевой стороне колчана несколько поперечных зон. Наиболее употребляемыми приемами резьбы была техника выемчатых треугольников и ромбов10.

Говоря о датировке колчанов с орнаментированными обкладками, Н.В. Малиновская отметила тот факт, что данный материал представляет собой четко выделяющийся тип вещей, стилистически, орнаментально и технически единый на огромной территории от Днестра до Казахстана. В частности, к востоку от Волги резные обкладки колчанов зарегистрированы в погребениях XIIIXIV вв. в Южном Приуралье и Целиноградской области11.

Сцена, воспроизведенная на обкладках колчана из станицы Вороной (Поднепровье), повторяет известный рисунок охоты сокольничего: человек скачет верхом на коне, а на правой его руке сидит сокол. Полностью соглашаясь с Н.В. Малиновской в том, что характер изображения животного и посадка всадника аналогичны тем, которые выполнены на булгарских бляхах с охотничьими сценами XXIV вв., необходимо с сожалением признать, что плохая сохранность пластины заставила автора принять изображение сокола за “воина в остроконечном шлеме”12. Однако в данном случае важнее другое: сюжет соколиной охоты воспроизводится и на жертвенных покрывалах манси13.

Таким образом, ритуальные колчаны обских угров по прежнему повторяют ряд деталей средневековых изделий: оторочку горловины мехом; украшение лицевой стороны фигурками животных, орнаментом из ромбов и треугольников; зонирование фигур; кроме того, размеры культовых изделий сопоставимы с размерами реальных колчанов. Скорее всего, заимствование подобной традиции произошло в XIIIXIV вв., когда предки современных манси проживали на территории Западного Урала и активно контактировали со своими южными соседями.

 

Примечания

1 Kannisto A. Materialien zur Mythologie der Wogulen // MSFOu. Helsinki, 1958. Vol. 113; Прыткова Н.Ф. Жертвенное покрывало казымских хантов // СМАЭ. – 1949. – Т. 11. – С.376–379; Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. – Новосибирск,1990 и др.

2 Бауло А.В. Атрибутика домашних святилищ нижнеобских хантов // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Мат-лы VI годовой итоговой сессии ИАЭТ СО РАН. – Новосибирск, 1998. – Т. 4. – С.404–409.

3 Худяков Ю.С. Вооружение центрально-азиатских кочевников в эпоху раннего и развитого средневековья. – Новосибирск, 1991. – С.77.

4 Бауло А.В. Ритуальные пояса обских угров // Сибирь в панораме тысячелетий (материалы международного симпозиума). – Новосибирск, 1998 – Т. 2. – С.59–60.

5 Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург, 1995. – С.266.

6 Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX – нач. XX вв. // ТИЭ. – М.-Л., 1954. – Т. 22. – С.48–49.

7 Идес И., Бранд А. Записки о русском посольстве в Китай. – Иркутск,1967. – С.100.

8 Kannisto A. Materialien... – S.307.

9 Малиновская Н.В. Колчаны XIIIXIV вв. с костяными орнаментированными обкладками на территории евразийских степей // Города Поволжья в средние века. – М.,1974. – С.132–175.

10 Там же. – С.135.

11 Там же. – С.158–160,164; Кадырбаев М.К. Зооморфные костяные пластины из Северного Казахстана // Древности Казахстана. – Алма-Ата, 1975. – С.130–140.

12 Малиновская Н.В. Колчаны XIIIXIV вв. ... – С.139.

13 Бауло А.В. Жертвенные покрывала обских угров из Ханты-Мансийского музея // Народы Сибири: история и культура. – Новосибирск, 1997. – С.96–97.

 

Институт археологии и этнографии СО РАН,

Новосибирск