А.А. Люцидарская
Личные имена: канон и мода
(на томских материалах XVII – начала XVIII в.)*
* Работа выполнена при поддержки РГНФ (грант № ).
Имена собственные – не что иное, как знаковая система действующая в обществе, образующая особый пласт в соционормативной культуре. Действуя в обществе для осуществления коммуникативных связей, они так или иначе нормируются определенными правилами, заданными традициями или устойчивыми канонами. Выработанная поколениями соционормативная практика и круг употребляемых личных имен становятся традиционными в определенное время для определенного общества.
В Русском государстве XVII столетия для имянаречения существовал православный канон. В начале века еще достаточно широко бытовали, полученные в наследство от дохристианского периода, неканонические, по сути языческие, имена. Однако, под влиянием православной церкви круг неканонических имен заметно сокращался, и уже к началу XVIII в. такие имена вышли из употребления. Их отблеском остались действующие и по сей день фамилии (Вишняк – Вишняков, Третьяк – Третьяков и т.п.).
Среди канонических имен, становящихся традиционными, существовала заслуживающая внимания динамика. Одни имена преобладали в определенные отрезки времени, другие отходили на второй план. “Групповая традиция меняется быстро и легко. Для нее часть традиции заменяется модой, действующей на протяжении ряда лет или даже десятилетий. Эта мода присуща и неразделяема для некоторого ряда смежных когорт, которые в быту условно называются, скажем, “поколением таких-то годов”, но на самом деле меньше, чем поколение. Такая большая когорта может менять свою моду по мере взросления, может сохранять привязанность к ней всю жизнь, но в любом случае сохраняются межкогортные различия в ориентациях и формах поведения, лежащие за пределами общеэтнических традиций”1.
Судя по материалам источников, мода на имена существовала в XVII в. точно также, как она существует и в наше время. Но если в современном обществе мода на имена не ограничена рамками, то в XVII столетии она существовала в пределах православного канона, где предписывалось нарекать ребенка именем святого согласно дню рождения. На первый взгляд кажется, что это правило действовало и имена распределялись в соответствии с количеством дней святых в церковном календаре. Между тем, при более пристальном внимании можно выявить доминирующее влияние моды при имянаречении. Эта тенденция тем ярче проявляется, чем ближе подходит к рубежу XVII–XVIII веков. Разумеется, имеет смысл вести речь лишь о мужских именах, так как массовый материал имеется в источниках только о лицах мужского пола. Что касается женских имен, то здесь приходится оперировать случайными фактами не достаточными для построения аргументированных выводов. На основе источников ХУП столетия можно лишь утверждать о бытовании тех или иных женских имен в данный отрезок времени.
Среди мужских канонических имен первого поколения колонистов Сибири, как впрочем и последующих, безусловно доминировало имя Иван. Этому прежде всего способствовало то обстоятельство, что в святцах имелось 64 дня, посвященных этому имени. Истоки популярности имени Иван коренятся и в периодах русской истории, когда у власти находились такие значительные фигуры как собиратель русских земель воедино Иван Калита, позднее Иван Грозный. Ставшее широко распространенным имя в дальнейшем транслировалось последующими поколениями. Наличие большого количества Иванов среди одного поколения обуславливало дальнейшее распространение этого имени в последующих, так как сыновей нередко называли в честь отцов, дедов или близких родственников. Распространенным явлением было наличие в одной семье нескольких сыновей с одним и тем же полюбившимся именем, чаще всего именно Иваном. Однако, при безусловном преобладании этого имени над другими, в разные отрезки времени процентное соотношение Иванов к общему количеству носителей имен в обществе не было одинаковым.
В одной из предыдущих работ, посвященных личным именам первопоселенцев Сибири, приводится динамика мужских имен2. В дальнейшем этот материал был дополнен временными параметрами и выделением возрастных групп среди носителей имен. Данные подсчетов сведены в таблицу3.
Таблица
Мужские имена жителей Томска и Томского уезда
Год |
Категория
населения |
Порядок
распределения |
Процентное
соотношение (%) |
Общее количество
носителей имен |
Количество имен в
группе носителей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1667–1668 |
Женатые томские служилые люди и их
родственники |
Иван Петр Федор Василий Алексей Степан Дмитрий Кирилл |
19 5,4 5 4,8 4 3,7 3,4 3,4 |
292 |
63 |
1667–1668 |
Дети служилых людей в возрасте до 16
лет |
Иван Петр Федор Кирилл Алексей Василий Михаил Яков |
22 6,5 4,4 4,4 3,9 3,9 менее 3% |
202 |
54 |
1703 |
Дети боярские, подъячие |
Иван Михаил Петр Андрей Алексей Василий Федор |
22 7 7 6 6 6 5 |
112 |
25 |
1703 |
Конные казаки |
Иван Василий Алексей Федор Андрей Дмитрий Петр |
22 9 6 5 5 4,8 4,5 |
355 |
46 |
1703 |
Пешие казаки |
Иван Федор Алексей Петр Григорий Василий Михаил Андрей |
17 7 6 5 5 5 4,6 4,4 |
516 |
53 |
1703 |
“Казачьи дети” |
Иван Василий Федор Алексей Михаил Петр Григорий |
18 7 5 5 5 5 5 |
636 |
61 |
1703 |
Дети служилых в возрасте до 15 лет |
Иван Василий Федор Алексей Петр Михаил |
18 9,5 6 6 4 4 |
1619 |
77 |
1703 |
Дети служилых и посадских до 11 лет
включительно |
Иван Василий Федор Петр Алексей Михаил Степан (Стефан) Андрей Григорий |
21 6,6 6,6 5,4 5, 2 5,1 4,9 4,8 4,8 |
604 |
58 |
1703 |
Дети служилых и посадских людей в
возрасте до 6 лет включительно |
Иван Алексей Василий Степан (Стефан) Григорий Михаил Федор |
17,5 7 6,5 5,3 5 5 5 |
788 |
64 |
1703 |
Дети посадских и служилых в возрасте
10–11 лет |
Иван Андрей Федор Михаил |
22 7,5 7,1 6,6 |
255 |
34 |
1703 |
Дети служилых и посадских в возрасте
до 2-х лет |
Иван Алексей Степан (Стефан) Михаил Василий Дмитрий Григорий Федор Петр Семен |
16,4 6,7 6,1 5,6 5 5 5 4,6 4 4 |
194 |
45 |
Приведенная выше таблица составлена на основе двух интереснейших источников, первый – переписная книга служилых людей Томска за 1667–1668 гг. с перечислением сыновей и близких родственников мужского пола. К сожалению сохранность этого документа оставляет желать лучшего и часть теста нечитабельна. Однако в книге имеются сведения о 158 взрослых и 252 детях мужского пола . Второй источник – книга более позднего периода (1703 г.), содержащая сведения о владельцах недвижимости в Томском уезде и членов их семей. В обоих источниках указывается возраст сыновей, что позволяет проследить степень распространения тех или иных имен в разных возрастных группах.
Привлекает внимание количество действующих в обиходе имен. Рассмотрев данные таблицы можно сделать вывод, что практически около 50 имен находили себе применение. В группах носителей имен, насчитывающих более 500 человек круг имен расширялся за счет редких, малоупотребляемых.
Бросается в глаза уменьшение количества Иванов (до 4%) к концу XVII в. Молодое поколение служилых, какими являлись в целом пешие казаки по отношению к другим группам (дети боярские, конные казаки) насчитывало в своих рядах к 1703 г. 18% Иванов по отношению к общему числу носителей имен этой категории населения. Еще более молодое поколение – “казачьи дети” (дети служилых не поверстанные в службу) и собственно дети в возрасте до 15 лет насчитывали также 18% Иванов. Однако, следует учесть, что две последние группы более многочисленны. Такая же картина наблюдается и среди детей в возрасте от 6 до 12 лет. Обращает на себя внимание тот факт, что для поколений, годы рождения которых приходятся на последнюю треть XVII в. и позднее, наиболее употребляемыми именами (после имени Иван) становятся Василий и Федор. К началу XVII в. картина меняется. На первое место выходит имя Алексей. Возможно это связано с именем наследника престола царевича Алексея.
Большой массив данных позволяет говорить о преобладании тех или иных имен в определенные годы в ограниченном регионе. Однако, сложно выделить приоритетные, модные имена, так как в массив включаются люди разных возрастов. Выявить “модные” имена можно и на более коротком отрезке времени: для этого нужно взять имена детей служилого и посадского населения, которым в 1703 г. исполнилось 10–11 лет. Для сравнения данных в другую группу включены дети этих же категорий населения в возрасте до 2-х лет. В результате проведенного анализа отмечены значительные различия. Наиболее приоритетными именами среди 10–11-летних сибиряков (годы рождения 1682–83) значились после имени Иван (составлявшим 22%) следующие: Андрей, Федор, Михаил, Степан (Стефан), Петр, Григорий Алексей. Следует отметить, что имя Андрей впервые вышло на первую после Ивана позицию и составило 7,5%. Впервые среди “лидеров” появляется имя Степан , в западной огласовке – Стефан. Совсем юные томичи, рожденные в 1702–1703-х годах, носили преимущественно такие имена: Иван (16,4%), Алексей (6,7%), Степан (Стефан) – 6,1%. Далее располагались имена: Михаил, Василий, Дмитрий, Григорий, Федор. К этому времени заметно снижается доля Иванов – более чем на 5%. Происходит смена приоритетов среди других имен, на первое место выходит Алексей – имя, еще 10 лет назад не входившее в пятерку наиболее популярных. Между тем, имя Андрей, столь часто встречаемое десятилетие назад, не выявляется даже среди первых десяти значимых имен. Остается только размышлять, какие механизмы действующих в обществе стереотипов обеспечивали столь резкие повороты в сфере имянаречения.
В современном мире моду на те или иные имена определяет популярность и высокий авторитет тех или иных личностей (вспомним целое поколение Юриев после полета первого космонавта) героев книг, фильмов, известных актеров, политических деятелей и т.п. По-видимому, нечто похожее происходило и в далеком прошлом. Рождение наследников престола, увеличение значимости определенного святого, возрастание популярности отдельных личностей, пользующихся авторитетом среди представителей той или иной социальной среды – все эти и подобные им факторы могли влиять на доминирование одних имен над другими. Иные объяснения затруднительны, ибо канон православных имен не менялся.
Следует заметить, что семейные традиции (имеется в виду наречение детей в честь отцов и дедов) среди первопоселенцев Сибири не были к началу ХУШ в. достаточно развиты. Интересно, что анализ имен крещеных дворовых из числа аборигенного населения подтверждает отсутствие преемственности традиций имянаречения у первопоселенцев. В 1703 г. имена, которые носили дворовые в возрасте до 16 лет и проживающие в семьях томичей, идентичны по составу и частоте употребления именам детей этого же возраста служилых и посадских людей. Естественно, что при крещении малолетних дворовых родственные связи учитываться не могли.
В итоге можно сделать вывод, что православный канон не являлся определяющим фактором при наречении тем или иным именем. В силу вступали другие механизмы, которые и обеспечивали популярность имени на определенный срок.
Примечания
1 Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. – М., 1989. – С.164.
2 Люцидарская А.А. Личное имя в системе коммуникативной культуры (Сибирь XVII – начала XVIII в.) // Гуманитарные науки в Сибири. – 1996. – №3. – С.92–96.
3 РГАДА, СП, оп.5, кн.154; кн 1371.