А.А. Люцидарская

 

Личные имена: канон и мода
(на томских материалах
XVII – начала XVIII в.)*

 

* Работа выполнена при поддержки РГНФ (грант № ).

 

Имена собственные – не что иное, как знаковая система действующая в обществе, образующая особый пласт в соционормативной культуре. Действуя в обществе для осуществления коммуникативных связей, они так или иначе нормируются определенными правилами, заданными традициями или устойчивыми канонами. Выработанная поколениями соционормативная практика и круг употребляемых личных имен становятся традиционными в определенное время для определенного общества.

В Русском государстве XVII столетия для имянаречения существовал православный канон. В начале века еще достаточно широко бытовали, полученные в наследство от дохристианского периода, неканонические, по сути языческие, имена. Однако, под влиянием православной церкви круг неканонических имен заметно сокращался, и уже к началу XVIII в. такие имена вышли из употребления. Их отблеском остались действующие и по сей день фамилии (Вишняк – Вишняков, Третьяк – Третьяков и т.п.).

Среди канонических имен, становящихся традиционными, существовала заслуживающая внимания динамика. Одни имена преобладали в определенные отрезки времени, другие отходили на второй план. “Групповая традиция меняется быстро и легко. Для нее часть традиции заменяется модой, действующей на протяжении ряда лет или даже десятилетий. Эта мода присуща и неразделяема для некоторого ряда смежных когорт, которые в быту условно называются, скажем, “поколением таких-то годов”, но на самом деле меньше, чем поколение. Такая большая когорта может менять свою моду по мере взросления, может сохранять привязанность к ней всю жизнь, но в любом случае сохраняются межкогортные различия в ориентациях и формах поведения, лежащие за пределами общеэтнических традиций”1.

Судя по материалам источников, мода на имена существовала в XVII в. точно также, как она существует и в наше время. Но если в современном обществе мода на имена не ограничена рамками, то в XVII столетии она существовала в пределах православного канона, где предписывалось нарекать ребенка именем святого согласно дню рождения. На первый взгляд кажется, что это правило действовало и имена распределялись в соответствии с количеством дней святых в церковном календаре. Между тем, при более пристальном внимании можно выявить доминирующее влияние моды при имянаречении. Эта тенденция тем ярче проявляется, чем ближе подходит к рубежу XVIIXVIII веков. Разумеется, имеет смысл вести речь лишь о мужских именах, так как массовый материал имеется в источниках только о лицах мужского пола. Что касается женских имен, то здесь приходится оперировать случайными фактами не достаточными для построения аргументированных выводов. На основе источников ХУП столетия можно лишь утверждать о бытовании тех или иных женских имен в данный отрезок времени.

Среди мужских канонических имен первого поколения колонистов Сибири, как впрочем и последующих, безусловно доминировало имя Иван. Этому прежде всего способствовало то обстоятельство, что в святцах имелось 64 дня, посвященных этому имени. Истоки популярности имени Иван коренятся и в периодах русской истории, когда у власти находились такие значительные фигуры как собиратель русских земель воедино Иван Калита, позднее Иван Грозный. Ставшее широко распространенным имя в дальнейшем транслировалось последующими поколениями. Наличие большого количества Иванов среди одного поколения обуславливало дальнейшее распространение этого имени в последующих, так как сыновей нередко называли в честь отцов, дедов или близких родственников. Распространенным явлением было наличие в одной семье нескольких сыновей с одним и тем же полюбившимся именем, чаще всего именно Иваном. Однако, при безусловном преобладании этого имени над другими, в разные отрезки времени процентное соотношение Иванов к общему количеству носителей имен в обществе не было одинаковым.

В одной из предыдущих работ, посвященных личным именам первопоселенцев Сибири, приводится динамика мужских имен2. В дальнейшем этот материал был дополнен временными параметрами и выделением возрастных групп среди носителей имен. Данные подсчетов сведены в таблицу3.

 

Таблица

 

Мужские имена жителей Томска и Томского уезда

 

Год

Категория населения

Порядок распределения

Процентное соотношение

(%)

Общее количество носителей имен

Количество имен в группе носителей

1

2

3

4

5

6

1667–1668

Женатые томские служилые люди и их родственники

Иван

Петр

Федор

Василий

Алексей

Степан
(Стефан)

Дмитрий

Кирилл

 

19

5,4

5

4,8

4

3,7

 

3,4

3,4

292

63

 

1667–1668

Дети служилых людей в возрасте до 16 лет

Иван

Петр

Федор

Кирилл

Алексей

Василий

Михаил

Яков

 

22

6,5

4,4

4,4

3,9

3,9

менее 3%

 

202

54

1703

Дети боярские, подъячие

Иван

Михаил

Петр

Андрей

Алексей

Василий

Федор

22

7

7

6

6

6

5

 

112

25

1703

Конные казаки

Иван

Василий

Алексей

Федор

Андрей

Дмитрий

Петр

 

22

9

6

5

5

4,8

4,5

355

46

1703

Пешие казаки

Иван

Федор

Алексей

Петр

Григорий

Василий

Михаил

Андрей

 

17

7

6

5

5

5

4,6

4,4

516

53

1703

“Казачьи дети”

Иван

Василий

Федор

Алексей

Михаил

Петр

Григорий

 

18

7

5

5

5

5

5

636

61

1703

Дети служилых в возрасте до 15 лет

Иван

Василий

Федор

Алексей

Петр

Михаил

 

18

9,5

6

6

4

4

1619

77

1703

Дети служилых и посадских до 11 лет включительно

Иван

Василий

Федор

Петр

Алексей

Михаил

Степан

(Стефан)

Андрей

Григорий

 

21

6,6

6,6

5,4

5, 2

5,1

4,9

 

4,8

4,8

604

58

1703

Дети служилых и посадских людей в возрасте до 6 лет включительно

Иван

Алексей

Василий

 Степан (Стефан)

Григорий

Михаил

Федор

 

17,5

7

6,5

5,3

5

5

5

788

64

1703

Дети посадских и служилых в возрасте 10–11 лет

Иван

Андрей

Федор

Михаил

 

22

7,5

7,1

6,6

255

34

1703

Дети служилых и посадских в возрасте до 2-х лет

Иван

Алексей

Степан (Стефан)

Михаил

Василий

Дмитрий

Григорий

Федор

Петр

Семен

 

16,4

6,7

6,1

5,6

5

5

5

4,6

4

4

194

45

 

Приведенная выше таблица составлена на основе двух интереснейших источников, первый – переписная книга служилых людей Томска за 1667–1668 гг. с перечислением сыновей и близких родственников мужского пола. К сожалению сохранность этого документа оставляет желать лучшего и часть теста нечитабельна. Однако в книге имеются сведения о 158 взрослых и 252 детях мужского пола . Второй источник – книга более позднего периода (1703 г.), содержащая сведения о владельцах недвижимости в Томском уезде и членов их семей. В обоих источниках указывается возраст сыновей, что позволяет проследить степень распространения тех или иных имен в разных возрастных группах.

Привлекает внимание количество действующих в обиходе имен. Рассмотрев данные таблицы можно сделать вывод, что практически около 50 имен находили себе применение. В группах носителей имен, насчитывающих более 500 человек круг имен расширялся за счет редких, малоупотребляемых.

Бросается в глаза уменьшение количества Иванов (до 4%) к концу XVII в. Молодое поколение служилых, какими являлись в целом пешие казаки по отношению к другим группам (дети боярские, конные казаки) насчитывало в своих рядах к 1703 г. 18% Иванов по отношению к общему числу носителей имен этой категории населения. Еще более молодое поколение – “казачьи дети” (дети служилых не поверстанные в службу) и собственно дети в возрасте до 15 лет насчитывали также 18% Иванов. Однако, следует учесть, что две последние группы более многочисленны. Такая же картина наблюдается и среди детей в возрасте от 6 до 12 лет. Обращает на себя внимание тот факт, что для поколений, годы рождения которых приходятся на последнюю треть XVII в. и позднее, наиболее употребляемыми именами (после имени Иван) становятся Василий и Федор. К началу XVII в. картина меняется. На первое место выходит имя Алексей. Возможно это связано с именем наследника престола царевича Алексея.

Большой массив данных позволяет говорить о преобладании тех или иных имен в определенные годы в ограниченном регионе. Однако, сложно выделить приоритетные, модные имена, так как в массив включаются люди разных возрастов. Выявить “модные” имена можно и на более коротком отрезке времени: для этого нужно взять имена детей служилого и посадского населения, которым в 1703 г. исполнилось 10–11 лет. Для сравнения данных в другую группу включены дети этих же категорий населения в возрасте до 2-х лет. В результате проведенного анализа отмечены значительные различия. Наиболее приоритетными именами среди 10–11-летних сибиряков (годы рождения 1682–83) значились после имени Иван (составлявшим 22%) следующие: Андрей, Федор, Михаил, Степан (Стефан), Петр, Григорий Алексей. Следует отметить, что имя Андрей впервые вышло на первую после Ивана позицию и составило 7,5%. Впервые среди “лидеров” появляется имя Степан , в западной огласовке – Стефан. Совсем юные томичи, рожденные в 1702–1703-х годах, носили преимущественно такие имена: Иван (16,4%), Алексей (6,7%), Степан (Стефан) – 6,1%. Далее располагались имена: Михаил, Василий, Дмитрий, Григорий, Федор. К этому времени заметно снижается доля Иванов – более чем на 5%. Происходит смена приоритетов среди других имен, на первое место выходит Алексей – имя, еще 10 лет назад не входившее в пятерку наиболее популярных. Между тем, имя Андрей, столь часто встречаемое десятилетие назад, не выявляется даже среди первых десяти значимых имен. Остается только размышлять, какие механизмы действующих в обществе стереотипов обеспечивали столь резкие повороты в сфере имянаречения.

В современном мире моду на те или иные имена определяет популярность и высокий авторитет тех или иных личностей (вспомним целое поколение Юриев после полета первого космонавта) героев книг, фильмов, известных актеров, политических деятелей и т.п. По-видимому, нечто похожее происходило и в далеком прошлом. Рождение наследников престола, увеличение значимости определенного святого, возрастание популярности отдельных личностей, пользующихся авторитетом среди представителей той или иной социальной среды – все эти и подобные им факторы могли влиять на доминирование одних имен над другими. Иные объяснения затруднительны, ибо канон православных имен не менялся.

Следует заметить, что семейные традиции (имеется в виду наречение детей в честь отцов и дедов) среди первопоселенцев Сибири не были к началу ХУШ в. достаточно развиты. Интересно, что анализ имен крещеных дворовых из числа аборигенного населения подтверждает отсутствие преемственности традиций имянаречения у первопоселенцев. В 1703 г. имена, которые носили дворовые в возрасте до 16 лет и проживающие в семьях томичей, идентичны по составу и частоте употребления именам детей этого же возраста служилых и посадских людей. Естественно, что при крещении малолетних дворовых родственные связи учитываться не могли.

В итоге можно сделать вывод, что православный канон не являлся определяющим фактором при наречении тем или иным именем. В силу вступали другие механизмы, которые и обеспечивали популярность имени на определенный срок.

 

Примечания

1 Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. – М., 1989. – С.164.

2 Люцидарская А.А. Личное имя в системе коммуникативной культуры (Сибирь XVII – начала XVIII в.) // Гуманитарные науки в Сибири. – 1996. – №3. – С.92–96.

3 РГАДА, СП, оп.5, кн.154; кн 1371.