Е.Ф. Фурсова
Символика застежек духовных книг
старообрядцев-федосеевцев Западной Сибири
Древние рукописные и
старопечатные книги русского старообрядчества Сибири являются не только
ценнейшим источником по истории ранней сибирской литературы, истории сибирского
крестьянства, но даже в своем оформлении содержат элементы материальной
культуры, несущие информацию о религиозном мировоззрении славянства прошлых
эпох. Несмотря на солидные книжные хранилища, собранные Археографическими
комиссиями сибирского и уральского центров, много литературы еще бытует в среде
сторонников старой веры и используется в их обрядовой практике.
В ходе полевых
этнографических работ 1980–90-х годов было просмотрено около двухсот старых
книг XVII–XIX вв. в разных местностях западносибирского региона, из
которых собрания федосеевских общин оказались наиболее старыми и разнообразными
по составу. В сравнению с поморскими старообрядцами, федосеевцы более строги и
замкнуты. Наставники не регистрируются в органах власти, формально ссылаясь на
малочисленность сторонников этого согласия. Действительно, в настоящее время
общины находятся на грани вымирания, так как пожилым людям не удалось привлечь
детей и внуков к своей вере. Многие из посещающих ныне моленные дома стариков и
старух являются выходцами из зажиточных до коллективизации семей, раскулаченных
и сосланных впоследствии на север Томской области. Судьба многих не
способствовала получению навыков в изучении старославянского языка, причину
чего информаторы видят в раннем лишении родителей, которые традиционно являлись
духовными учителями детей, а также в принудительных, изнуряющих работах в
колхозах, во время войны и пр.
Несколько раз многие
федосеевские общины подвергались отграблениям. В настоящее время особенно с
частой периодичностью похищаются медные литые образа и кресты, деревянные
иконы. Нередко кражи сопровождаются избиением пожилых людей – наставников,
прихожан. В меньшей степени пострадали книжные собрания богослужебных и
“беседных” книг, испольуемых до сих пор для чтения в кругу семьи –
“Страсти Христовы”, “Златоуст”, сборники “О мерзости запустения”, “Житие
Николы”, сборники духовных стихов и пр. Собственно хранение книг в домах,
видимо, спасало их от краж. Однако, лишь считанные единицы умеют сегодня читать
по-старославянски. Немотря на то, что сохранились литература по знаменному
пению (“Фитник”, “Обиход”, “Обиходник”, “Ирмосы” и пр.), во многих общинах
из-за отсутствия знающих, т.н. “грамотных”, людей прекратились песнопения во
время богослужений.
Старообрядческие книги по
старому обычаю застегивались на специальные застежки, выполненные из меди и ее
сплавов в форме “луковиц”, напоминавших купола православных храмов, или более
сложные, сочетавшие элементы барокко с христианской символикой, например
восьмиконечный крест с орудиями страстей (см. рис. 1, 6–8).
Подобные традиционные застежки мы имели возможность наблюдать и в настоящее
время в федосеевских общинах. Однако среди общей массы особое внимание
привлекают такие, в которых первая или верхняя пластина имеет полукруглую форму
с пазом для язычка второй пластины, представляющейся в виде распластанного
зверя со ртом-“клювом” (см. рис. 1, 1–3). Они изготовлены,
по-видимому, кустарным способом, так как по литой форме необходимые узоры
процарапаны вручную. По количеству подобные застежки составляют около половины
и, несмотря на некоторую вариативность, достаточно единообразны, что позволяет
объединить их в одну группу. Таким образом, первая пластина в застегнутой книге
располагается горизонтально, прикрепляясь к переплету мелкими гвоздиками,
вторая – вертикально и держится на кожаном ремешке, прикрепляющемся
гвоздиками к другой стороне переплета. Как это ни парадоксально, но
обнаруженные материалы дают возможность провести аналогию с известными
древнеславянскими археологическими материалами.
|
Рис. 1. Застежки духовных книг. 1–3 - застежки первого типа; 4–5 - застежки второго
типа; 6–8 - литые и штампованные застежки; 9 - среднеднепровская фибула Y–YII вв. из
пеньковских поселений |
В свое время
Б.А. Рыбаков предложил интерпретацию космогонии среднеднепровских фибул
V–VII вв., изображающих “лютого зверя” (см. рис. 1, 9), в
которых увидел выражение универсальной идеи деления вселенной на небо, мир
богов, обжитую людьми землю и преисподнюю – подземный мир с таинственными
обитателями1. Если следовать подобной идее, то можно считать, что
верхняя пластинка застежек книг представляет собой солнечный диск,
фантастический зверь (ящер?) с четырьмя лапами и птичьей головой являет
обитателя преисподней и плавно соединяется с земным миром. “Земная жизнь”
представлена узкой пластиной, символизирующей временность пребывания на земле,
подчеркивающей переходной характер этого состояния. На слитые воедино землю и
подземелье “идут” из небесной сферы зигзагообразные линии, трактуемые
исследователями как изображение влаги, дождя. Тема плодородия усиливается
изображением солнечных знаков – кружкового орнамента – которые можно
трактовать и как источник жизни, и как оберег от злых обитателей
земного/подземного.
Известно, какое большое
значение старообрядцы всегда придавали книгам, как трепетно относились и как
берегли “кладезь мудрости”. Н.Н. Покровский писал о современных верованиях
“истинных христиан” в необходимость застегивать книги после чтения и проклятиях
в адрес забывшего это сделать2. Необходимость оберегать от
“лукавого” все предметы культа и даже быта, позволяют видеть именно
апотропейное назначение рассматриваемого вида застежек. Множественную символику
охранно-продуцирующего смысла в виде кружков, между которыми размещены
зигзагообразные линии, видим и в типологически иных застежках второго типа (см.
рис. 1, 4, 5). Они также изготовлены кустарями с
процарапыванием орнаментов и по численности значительно уступают описанным
выше. Отличаются вытянутой формой, заканчивающейся двуглавым существом (кони?
птицы?). Как известно, остатки материальной дохристианской культуры восточных
славян, отражающие их языческое мировоззрение, включают в качестве амулетов
коней с “солнечным” кружковым орнаментом, птиц3. Типологически более
поздние застежки, изготовленные не вручную, а литьем и штамповкой по абрису в
некоторой степени повторяют ранние “обереги” первого типа (см. рис. 1, 6–8).
Книги духовного содержания,
отражавшие в своем оформлении языческие верования славянства столь отдаленного
времени, несомненно, еще одно красноречивое свидетельство того, как тесно
переплелись языческая и христианская идеологии даже у таких “ортодоксов”
христианства как старообрядцы, и насколько глубоки корни многих относительно
поздних элементов народной культуры. В то же время выявляется интересный сам по
себе факт – христианская духовная литература "охранялась"
и донесла до нашего времени языческие по содержанию обереги.
Примечания
1 Рыбаков Б.А.
Язычество Древней Руси. – М., Наука, 1987. – С.198–201.
2 Покровский Н.Н.
Путешествие за редкими книгами. – М.: Книга, 1984. – С.20.
3 Седов В.В. Восточные
славяне в VI–XIII вв. – М., Наука,
1982. – С.267, 268.