К.А. Алехин
К вопросу о традиционной
медицине таежных эвенков
Традиционные формы
жизнеобеспечения коренных народов Северной Сибири напрямую связаны с
природно-климатическими условиями этого региона. Особенности климата и
ландшафта, кочевой, как правило, образ жизни, дисперсный характер расселения
предъявляют жесткие требования к человеку, к его умению приспосабливаться и
выживать в экстремальной ситуации. В этих условиях коренными жителями Сибири
был выработан целый комплекс навыков, обеспечивающий не только успешное выживание,
но и продуктивное хозяйственное освоение территории. Изучение подобного опыта
сибирских народов, и, в частности, эвенков, представляет немалый интерес.
Упомянутый комплекс навыков
выживания в таежной зоне подразумевает не только владение основными орудиями
труда, умение обеспечить себя пищей, жильем и одеждой, но и набор определенных
правил поведения по отношению к другим людям и к окружающей среде. Соблюдение
подобных правил обеспечивает необходимую в экстремальных условиях
психологическую стабильность человека.
Важным элементом
рассматриваемого комплекса являются навыки медицинской помощи, сохранения
физического здоровья. Традиционных воззрений эвенков на болезни и исцеление
исследователи касались неоднократно, в частности, об этом есть упоминания в
работах К.Н. Кострова1,
П.Н. Третьякова2, К.М. Рычкова3, Д.А. Кытманова4, Г.М. Василевич5, А.И. Мазина6 и др. Следует учесть, однако, что, как правило,
внимание исследователей привлекали отдельные, наиболее яркие, а порой просто
экзотические проявления эвенкийской культуры здравоохранения, систематического
же изложения эта тема не получила. С другой стороны, хотя по “народной
медицине” в целом, траволечению и т.п. написано немало, не было попытки
рассмотреть подобные навыки в контексте той или иной этнической культуры.
Полевой материал для данной
работы был получен в ходе исследований в пос. Суринда Эвенкийского АО
осенью-зимой 1998 года. Население поселка в подавляющем большинстве занято
традиционными видами деятельности – охотой и оленеводством, в силу этого
значительную часть времени проводит в лесу, и многие навыки традиционного
врачевания продолжают жить в поселке, если и не в виде живой практики, то по
крайней мере в памяти старшего поколения.
Говоря о традиционной
медицине, мы намерено не касаемся никаких действий, связанных с беременностью и
помощью при родах. Данные, имеющиеся в литературе7 свидетельствуют, что деятельность такого
рода была тесно связана с традиционной системой верований и обрядов, отнюдь не
ограничиваясь собственно акушерством. Не рассматриваем мы и широко распространенную
в традиционном эвенкийском обществе практику исцеления больного шаманом. Это
тема отдельного исследования, к тому же, помощь шамана следует рассматривать
как деятельность квалифицированного специалиста. Нас же интересует прежде всего
общедоступный набор знаний и умений.
В настоящее время среди
коренных жителей Эвенкии широко распространено убеждение в том, что
предшествующие поколения болели реже, “аккуратно жили”. От информаторов
неоднократно приходилось слышать утверждения о том, что все болезни
приключаются с ними исключительно во время пребывания в поселке, в лесу же, на
охоте или при стаде, они фактически не испытывают никаких недомоганий. Тем не
менее, из литературы известно о многочисленных болезнях, с которыми приходилось
сталкиваться населению тайги и в прежние годы, о паническом страхе эвенков
перед различными эпидемиями (оспы, тифа, чумы) в конце XIX – начале XX века,
когда среди эвенков твердо бытовало мнение, что подобные болезни принесены к
ним извне, от других народов, и в частности, от русских. По свидетельству
К.Н. Кострова, подвергшиеся эпидемии группы эвенков прекращали все
контакты с внешним миром, а русских, встречавшихся им, не подпускали на
расстояние ружейного выстрела8. Об этом
же говорят и бытовавшие до 30-х годах ХХ в. обозначения для ряда недугов:
“русская немощь” или “остяцкая немощь”9.
К.М. Рычковым были
описаны некоторые собственно эвенкийские заболевания, возникновение которых уже
не приписывалось чужому влиянию. Обращает на себя внимание то, что большая их
часть, судя по симптомам, относится к разного рода расстройствам нервной
системы, в частности (в написании К.М. Рычкова), Аmuvki (“спячка”), Hijaнцevki (“пьяная
болезнь”), Бали (заторможенность всех реакций, длительное “зависание”), Hijaнцерен
(по Рычкову, “еще одно умопомешательство”) и др.10 Расстройства
других систем человеческого организма в числе болезней, от которых страдают
эвенки, фактически не упоминаются ни у Рычкова, ни у других исследователей и
наблюдателей традиционного эвенкийского быта.
В то же время, бытование у
эвенков значительного набора лекарственных трав и прочих природных средств
самого разного назначения говорит о том, что подобные расстройства были
достаточно частым делом. Можно предположить, что традиционное эвенкийское
представление о “болезни” не включало в себя травмы, простудные заболевания,
расстройства пищеварительной системы и прочие недомогания.
Современные жители
исследуемого района знают, помнят и используют многие из целебных свойств
местных растений. В частности, при простудах, переохлаждении, температуре
используют отвары дикой ромашки, зверобоя, молодых сосновых шишек, багульника,
корни черной смородины. При заболеваниях легких могут также применяться
медвежий жир, отваренное собачье мясо, отвар молодых березовых листьев. При
расстройствах пищеварительного тракта универсальным средством считается отвар
осиновой коры, в частных случаях могут также применяться отвар листьев
кровохлебки в качестве вяжущего, соцветий пижмы при гельминтах, корней
шиповника при язве (в последнем случае целебным считается также действие
древесной серы, принимаемой внутрь). В случае расстройств печени могут
применять опять-таки пижму, шиповник, брусничный лист. Необычайно действенным
снадобьем, помогающим “от всех болезней”, считается медвежья желчь, причем
современные охотники сами ее практически не используют, предпочитая продавать
приезжим покупателям. Для снижения давления, при головных болях и т.п. местные
жители могут использовать листья иван-чая, брусники, а также корни кровохлебки.
При ожогах, равно как при порезах и ранах наиболее эффективным средством
считается древесная сера (нютэ, жидкая смола скапливающаяся обычно в основании
ствола раздвоенных деревьев). При ожогах также может применяться измельченный
лиственничный гриб, при обморожениях – медвежий жир. Очень многие растения
считаются эффективными при заживлении ран, порезов, ссадин и т.п. –
чистотел, черная смородина, иван-чай, молодые листья березы или корни кровохлебки.
При ревматических болях и для повышения общего тонуса организма активно применяются
ванны и припарки из пихтовой хвои или едва появившихся сосновых шишек.
Следует учитывать, что
подобные знания отнюдь не носят массового характера. К известным всем снадобьям
в настоящее время относятся, пожалуй, осиновая кора, древесная сера и медвежья
желчь (в силу ее товарной ценности). Носителями информации о лекарственных
травах являются, как правило, женщины, на них же лежит забота об их сборе и
заготовке. На общем фоне выделяются несколько авторитетных знатоков, к которым,
в случае необходимости, обращаются за помощью их несведущие соседи. Как
правило, медицинские познания отдельного человека определяются его личным
опытом и носят в силу этого весьма отрывочный характер.
Особого внимания заслуживает
трава, известная под эвенкийским обозначением мэрэнчинэ, ряд информаторов
называет ее также “медвежий корень”. Ей приписывается способность
чудодейственного заживления ран, в том числе огнестрельных, необычайно
эффективное обезболивающее и противовоспалительное действие. К примеру, описан
случай полного исцеления (ранение в плечо, осложненное воспалением мягких
тканей) за три дня после двух доз мэрэнчинэ (пули вышли, боль исчезла, раны затянулись,
воспаление полностью снято). При этом, снадобье имеет ярко выраженное опьяняющее
действие, длящееся около суток – головокружение, эйфория, нарушенная
координация движений, пробелы в воспоминаниях. В качестве снадобья используется
именно корень этого растения, как правило в виде отвара, но случается и в сухом
виде. В отличие от перечисленных выше лекарственных растений, информация о
мэрэнчинэ (или “медвежьем корне”) не имеет свободного хождения. Если само
существование такого растения, его внешний вид и действие еще могут быть
открыты чужаку (с многочисленными оговорками и мистификациями), то выдавать
конкретное место, где оно растет, категорически нельзя под угрозой того, что
больше этой травы в жизни никогда не встретишь. Владение этой информацией
строго индивидуально, ей не делятся даже с близкими родственниками. Хотя,
известен случай, когда охотник, будучи ранен, поделился информацией об
известном ему месте произрастания мэрэнчинэ со своим напарником, не имея сил
добраться туда самому. Встречается также запрет принимать “медвежий корень”,
если нет открытой раны (это связано, очевидно, с его упомянутым выше сильным
опьяняющим действием).
Массовое медицинское
обслуживание жителей тайги началось уже в годы советской власти. В возникающих
поселках создавались медпункты и больницы, организовывалась выездная
медицинская помощь, массовые прививки, предотвращавшие повторение эпидемий, все
большее распространение получали медикаменты фабричного производства.
Любопытное свидетельство о начале распространения лекарств среди эвенков
оставил Д. Кытманов: “До лекарства тунгусы большие охотники, но пьют его
оригинальным способом. Неаккуратно, но с удовольствием и полной верой”11.
Как бы то ни было, в результате распространения на Севере научно обоснованной
медицины, традиционные лечебные навыки стали оттесняться на второй план. Мы не
стремимся сейчас давать оценку мероприятиям советской власти, равно как и
ситуации, сложившейся после ее упразднения. Однако необходимо отдавать отчет в
произошедших в конечном счете изменениях. К примеру, руководство совхозов,
стремясь обеспечить действенное медицинское обслуживание своим оленеводам и
охотникам, долгое время обеспечивало их бесплатно т.н. “Аптечками охотника” с
большим набором лекарственных средств на разные случаи жизни. В настоящее
время, когда о массовой поставке бесплатных медикаментов говорить не приходится,
вдруг обнаружилось, что лекарственные свойства многих местных растений в
значительной мере позабыты поколением, не нуждавшимся в их использовании.
В новейшее время, с
организацией централизованной медицинской помощи, с фактическим уходом в прошлое
смертельных эпидемий, равно как и шаманской практики, в эвенкийской культуре по
прежнему продолжает сохраняться представление о некоторых заболеваниях, как о
результате недоброжелательного воздействия сверхъестественных сил. Внезапное и
сильное ухудшение состояния, сопровождающееся различными симптомами как
психического, так и соматического характера может трактоваться как действие
прогневавшихся духов (бугадыл), “скрутивших” свою жертву в наказание за
нарушение определенных поведенческих норм – кража вещей с чужого лабаза,
надругательство над могилой и т.п. Боязнь подобной болезни до сих пор является
реальной силой, влияющей на поведение и взрослых и детей. В случае, если духи
“скрутили”, традиционные лекарственные средства оказываются бесполезными, равно
бесполезным и даже нелепым выглядит обращение в органы здравоохранения. Если
болезнь не проходит сама, помочь могут лишь определенные ритуальные действия (с
огнем, бросанием в огонь жира и произнесением словесным формул), проводить
такие обряды могут, как правило, пожилые женщины, пользующиеся авторитетом целительниц.
Подводя итоги, можно
заключить, что в рамках понятий традиционной эвенкийской культуры, угроза
здоровью человека может иметь различную природу и подразумевает различную
реакцию. Обычное недомогание болезнью как таковой не считается и снимается при
помощи традиционных средств, многие из которых были упомянуты выше. В более
серьезных случаях, когда традиционные средства оказываются беспомощны, сама
болезнь получает в глазах окружающих некое конкретное воплощение и требует
особых действий и обрядов, выходящих за рамки собственно медицинского знания.
Примечания
1 Костров К.Н. Очерки Туруханского
края. – ККМ 7886/179.
2 Третьяков П.И. Туруханский край, его
природа и жители. – СПб, 1871.
3 Рычков К.М. Енисейские тунгусы //
Землеведение. – 1917. – Кн. 1–4.
4 Кытманов Д.А. Туземцы Туруханского
края // Северная Азия. – 1927. – №2–3.
5 Василевич Г.М. Эвенки. – Л.,
1969.
6 Мазин А.И. Традиционные верования и
обряды эвенков-орочонов. – Новосибирск, 1984.
7 Костров К.Н. Очерки…, л.39; Василевич
Г.М. Эвенки; Мазин А.И. Традиционные верования… – С.59–61.
8 Костров К.Н. Очерки..., л.43.
9 Кытманов Д.А. Туземцы… – №3.
10 Рычков К.М. Енисейские тунгусы.
11 Кытманов Д.А. Туземцы… – №2.