Тарас Максимович Михайлов

 

 

21 марта 1999 г. исполнилось 70 лет ведущему бурятскому этнографу, заслуженному деятелю науки Республики Бурятия и Российской Федерации Тарасу Максимовичу Михайлову.

Мне приятно писать о Тарасе Максимовиче. Наши с ним судьбы переплелись более сорока лет назад в Москве, в годы нашей учебы в аспирантуре. Тогда Тарас Максимович был аспирантом МГУ, а я проходил аспирантуру в Институте этнографии АН СССР. У нас оказалось много общего, но главное – каждый из нас хотел понять суть религиозных верований своего народа, проникнуть в сокровенные тайны духовного наследия своих предков.

Во многом схож и путь, который мы прошли к моменту своей встречи. Оба мы родились и выросли в улусе. В якутских и бурятских селах долго сохранялась традиционная этническая культура. Думаю, что Т.М. Михайлов уже тогда получил большой запас знаний о религиозных верованиях и обрядах бурят.

Тарас Максимович закончил Укырскую начальную школу, Хохорскую и Верхне-Идинскую семилетние школы, Боханское педагогическое училище в Иркутской области. Лучшие сельские учителя Сибири не только учили детей, но всегда считали своим долгом направлять их, порой буквально за руку отвозить в города, где есть вузы. Так, учительница А.Н. Убугунова отвезла Т. Михайлова после окончания педагогического училища в Иркутск. Земной поклон Учительнице за этот ее шаг.

Т.М. Михайлов закончил учебу в университете в 1951 г. и один год проработал в родном педучилище, затем был направлен на комсомольскую работу. В 1952 г. его избрали секретарем Усть-Ордынского окружкома ВЛКСМ. В 1955–1956 гг. он находился на партийной работе. В 1956–1958 гг. Т.М. Михайлов работал директором средней школы в с. Тальяны, в 1958–1959 гг. он был заместителем редактора Боханской районной газеты. Все эти годы не угасало стремление Т.М. Михайлова к научной работе. Он самостоятельно собирал в это время фольклорно-этнографические материалы, встречался со знатоками старины, живо интересовался традиционной бурятской культурой.

В 1960 г. Т.М. Михайлов поступает в целевую аспирантуру МГУ. Т.М. Михайлову очень повезло – его научным руководителем в аспирантуре был профессор С.А. Токарев, один из столпов советской этнографии, крупнейший религиевед, Учитель, воспитавший плеяду российских этнографов. Темой кандидатской диссертации Тараса Максимовича был избран "Бурятский шаманизм и его пережитки". Эта тема стала главным предметом исследований Т.М. Михайлова. Он ей предан до сих пор. По окончании аспирантуры Т.М. Михайлов был принят на работу в БКНИИ СО АН СССР младшим научным сотрудником, где он работает и поныне. Здесь он успешно защитил кандидатскую диссертацию, а в 1989 г. – докторскую, в том же Московском государственном университете, где он обучался в аспирантуре. Т.М. Михайлов внес весомый вклад в бурятскую этнографию. Он автор более 180 работ. Главные из них – монографии: "Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.)" (1980), "Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции" (1987). В этих монографиях собран и обобщен огромный фактический материал, использованы архивные, фольклорные, археологические и лингвистические данные, привлечены собственные полевые записи автора. В первой монографии Т.М. Михайлов предпринял попытку проследить истоки религиозных верований бурят, выявить их генетические связи путем сравнительного анализа верований бурят, монголов и тюркских народов Сибири. Во второй монографии автор исследует структурные элементы бурятского шаманизма, раскрывает социальные функции шаманов и их роль в истории этноса. Особое внимание в монографии уделено влиянию буддизма и христианства на традиционные бурятские верования и обряды, охарактеризованы религиозная ситуация в Бурятии в конце XIX – начале XX в. и эволюция традиционных верований в советский период. Эти книги получили высокую оценку исследователей. Не случайно заключение монографии "Бурятский шаманизм: история, структура, социальные функции" (с. 255–264) было включено в сборник "Shamanism. Soviet Studies of Traditional Religion in Siberia and Central Asia" – New York. – London, 1990, pp. 110 – 120.

Т.М. Михайлов – многогранный ученый. Он известен не только как религиевед, но и как историк и фольклорист. Так, он участвовал в подготовке и издании капитального двухтомного труда "История культуры Бурятии", в котором Т.М. Михайловым написаны 10 глав и параграфов, общим объемом 10 п.л. Многочисленные статьи, доклады и тезисы докладов бурятского ученого опубликованы в сборниках, изданных в Москве, Ленинграде, Венгрии, США и т.д. Т.М. Михайлов всегда активно участвовал в организации проведении научных конференций в Улан-Удэ.

В краткой юбилейной статье трудно осветить все аспекты деятельности Т.М. Михайлова. Поэтому в заключение хочу ограничиться своими впечатлениями о наших встречах с Тарасом Максимовичем. Мы часто встречались на конференциях в разных городах Советского Союза, и во время моих командировок в Улан-Удэ. Каждая встреча с ним была для меня праздником души. Внешне невозмутимый, Тарас Максимович в личном общении очень заботлив и доброжелателен, горяч в спорах, но всегда уважителен к мнению оппонента.

Как хорошо, что на нашем жизненном пути встречаются люди, готовые поделиться теплом своей души. К таким людям, несомненно, относится и Тарас Максимович.

Пожелаем же крепкого здоровья юбиляру, дальнейших творческих успехов, добрых встреч с друзьями и коллегами!

 

Н.А.Алексеев