Михаил Никифорович Мельников
13
августа 1998 г. скончался Михаил Никифорович Мельников, один из крупнейших
ученых-фольклористов Сибири, профессор Новосибирского государственного
педагогического университета, член-корреспондент Петровской академии наук и
искусств, член Союза писателей СССР... Послужной список этого щедрой души
человека и подвижника народной культуры не ограничивается этим перечнем
должностей и званий. Пришлось ему поработать и на заводе, и поднимать сельское
хозяйство. Путь его в науку был трудным и долгим, но он с честью прошел его,
заняв одно из почетных мест в ряду русских фольклористов Сибири.
Любовь и интерес к народной культуре, к меткому слову, к
песне проявились в детстве. Пятилетний Миша часами слушал сказки своей старшей
сестры Ирины Никифоровны (его няни), в семь лет пересказывал их друзьям.
Сельский быт, труд и народная песня, сказка рано запали в душу впечатлительного
мальчика, а потом всю последующую жизнь были неиссякаемым источником радости и
бескомпромиссной продолжительной борьбы за сохранение этого источника, живая
вода которого была целительной для многих десятков поколений и несла
удивительно богатую информацию об историческом прошлом народа, об его труде и
педагогическом таланте.
М.Н. Мельников родился 10 августа 1921 г. в пос.
Михайловском Чулымского района Западно-Сибирского края (ныне Новосибирская
обл.) в семье крестьянина-середняка. Отец его, Никифор Исакович был родом из
села Рудня Борисовского уезда Минской губернии. В 1926 г. семья переехала
в село Тоя-Монастырская, где его отец построил мельницу. В 1930 г. их
семью раскулачили и выслали в Васюганские болота Томской области. Ужасы тех лет
нашли частичное отражение в его повести “Северное сияние”. Через два года
родители были восстановлены в правах как “неправильно лишенные”, ибо не имели
наемных рабочих. Но хозяйство и мельница были уничтожены, и семья из 12 человек
оказалась нищей, гонимой. Невзгоды, выпавшие в детстве на долю Михаила Никифоровича,
закалили его характер, воспитали в нем стойкость и умение жить в любых
условиях. Это помогло ему вынести все тяготы военных лет. когда, прибавив себе
два года, он уходит служить в армию. Оттуда возвращается в 1947 г. после шести
с половиной лет службы. Демобилизован в чине младшего лейтенанта с ранением в
ногу, с контузиями и боевыми наградами (среди них Орден Отечественной войны II
степени и медаль “За отвагу”).
К этому времени он окончил вечерний университет
марксизма-ленинизма и был студентом-заочником Белорусского университета. В
1948 г. поступил в Новосибирский государственный педагогический институт
на филологический факультет, в 1951 г. окончил полный курс института по
специальности русский язык и литература и получил звание учителя средней школы.
Но судьба распорядилась по-иному. В 1952 г. его, филолога, отправляют на
укрепление сельского хозяйства. Сначала работал директором МТС в Ордынке,
затем – председателем укрупненного колхоза. Жители тех сел до сих пор
помнят Михаила Никифоровича и с уважением отзываются о нем.
В феврале 1963 г. он вернулся в родной пединститут, где
прошел славный путь от ассистента до профессора. В 1967 г.
М.Н. Мельникову Объединенный совет при Томском университете присуждает
ученую степень кандидата филологических наук, в 1972 г. он утвержден в
ученом звании доцента по кафедре “русская литература / курс
фольклористики”. В 1985 г. решением ВАК М.Н. Мельникову в виде
исключения без защиты докторской диссертации присвоено ученое звание профессора.
В 1988 г. он принят в члены Союза писателей СССР. В 1995 г. избран
членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств.
М.Н. Мельников – человек широкой души, натура
неуемная, деятельная, и он не мог заниматься творчеством в рамках своей узкой
специальности – филолога-фольклориста. Натура широко одаренная,
беспокойная, он брался за многие формы деятельности: хозяйственник, педагог,
лектор, пропагандист народной культуры, писатель и на каждом поприще добился
прекрасных результатов. Возможно, львиную долю своих сил и времени он отдавал в
ущерб научной и писательской работе спасению от забвения традиционной народной
культуры и ее возрождению. Благодаря организации ежегодных фольклорных
экспедиций через широкую корреспондентскую сеть им и его студентами-филологами
собрано более ста тысяч произведений разных жанров фольклора русского,
белорусского и украинского происхождения. Почти все собрание систематизировано
и передано в Государственный архив.
Его исследования велись по трем основным направлениям:
1) фольклор и народная педагогика; 2) фольклорные взаимосвязи
восточных славян Сибири; 3) экология культуры. Собранный материал лег в
основу многих сборников, антологий и томов восточнославянского сибирского
фольклора. Его работы печатаются в издательствах “Наука” Сибирского отделения,
“Советский композитор”, в журналах “Известия СО РАН”, “Сибирские огни".
М.Н. Мельников – автор более ста научных
публикаций. Из них свыше 20 книг (монографий, учебных и методических пособий,
словарей, сборников фольклора). Назову наиболее важные из них: “Русский детский
фольклор Сибири” (Новосибирск, 1970), “Календарно-обрядовая поэзия сибиряков”
(Новосибирск, 1981), “Хороводные и игровые песни Сибири” (Новосибирск, 1985),
“Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Песни. Заговоры.”
(Новосибирск, 1997). Эти тома выполнены в соавторстве с Ф.Ф. Болоневым. В
последнем томе музыковедческий раздел подготовлен Н.В. Леоновой. Проблемы
сохранения традиционной культуры, ее оживления, а также вопросы
духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения были подняты в его
книгах “Поиски сокровищ. Записки фольклориста”, “Васюганье: путь в никуда?”.
Изучению фольклорных взаимосвязей русского, белорусского, украинского народов в
Сибири М.Н. Мельников уделил очень большое внимание. Он был одним из
пионеров в исследовании этой темы, которая нашла отражение в ряде его статей и
книг. “Свадьба Обско-Иртышского междуречья” (М., 1983), “Фольклорные
взаимосвязи восточных славян Сибири. Фольклор старожильческого русского
населения: опыт типологии.” (Новосибирск, 1988) и др.
Процессы межнационального общения, протекающие в Сибири,
языковые, этнические, хозяйственно-бытовые и прочие контакты, взаимное
проникновение и обогащение культур близкородственных народов и аборигенов
края – все волновало Михаила Никифоровича и нашло отражение в его трудах.
Создавая их, Мельников использовал местный сибирский материал, но проблемы
сохранения и возрождения народной культуры, поднятые им, имеют межнациональное
значение. Они в равной степени плодотворны для развития традиционной культуры
русского, белорусского и украинского народов. В своих трудах, выступлениях,
лекциях он всегда горячо проводил, отстаивал идеи единения, родства и братства
восточнославянских народов. С не меньшей страстью он отстаивал право сибирских коренных
народов на развитие их традиционных культур. Он мечтал о наступлении
духовно-экологической цивилизации, о совестливом и гармоничном обществе,
которое обязательно должно прийти на смену нынешнего финансово-спекулятивного,
с его “волчьими законами”, с прозападной ориентацией. Этот путь он считал
тупиковым, ибо ведет к утрате самобытности народов, к их духовно-нравственному
одичанию. Мы “не выживем физически, если погибнем духовно”. В культуре народа в
нерасчлененном единстве, по его мнению, сосуществуют три основы: традиционное
народное творчество, духовно-религиозное и профессиональное искусство. В каждое
из них М.Н. Мельников внес свой вклад. Культурное пространство, освоенное
им, огромно, последующие поколения должны о нем знать, а соратники и ученики
продолжить его подвижничество.
Много сил и времени Михаил Никифорович отдавал составлению и
редактированию сборников научных работ сибирских фольклористов. Под его
редакцией увидели свет более 14 книг, из них 6 сборников “Сибирского
фольклора”. Он автор нескольких художественных произведений. Его повести,
сказы, очерки, стихи печатались в журнале “Сибирские огни”, местных и
республиканских газетах, коллективных сборниках.
Как педагог и прекрасный лектор, он уделял много внимания
учебно-методической и просветительской работе. Его лекции были открытыми. Их
посещали преподаватели школ и вузов, писатели, журналисты. Опыт учебной и
учебно-собирательской работы им обобщен в статьях и брошюрах: “Сибирский
фольклор: программа полевых наблюдений собирателя”, “Приемы и методы развития
научного мышления студентов в процессе изучения фольклора”, “Народные традиции
как фактор нравственного воспитания детей и молодежи” и др.
Последние 12 лет Мельников работал над составлением четырех
томов из 60-томной серии “Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего
Востока”. Издан том “Русский календарно-обрядовый фольклор. Песни. Заговоры.”
Проделана большая работа над составлением тома “Предания. Былички. Легенды”, а
также томов украинского и белорусского фольклора Сибири.
Его статьи, книги, выступления получили высокую оценку у
многих специалистов. К его мнению прислушивались, ждали передачи с его
участием, руководители фольклорных коллективов, молодые фольклористы ждали
совета. Но были и недруги из среды тех, “кто не любит отчизны своей”, но зато
умеют изощренно ставить палки в колеса патриотически настроенным деятелям
культуры, лишать их возможности выступать в средствах массовой информации.
Михаил Никифорович уделил много внимания развитию
фольклорного движения в Сибири. Он был руководителем Западно-Сибирского
вузовского фольклорного центра, председателем областного Совета по фольклору,
осуществлял научное руководство фольклорным движением, разрабатывал программы
возрождения традиционной народной культуры. Под его научной опекой более 16 лет
работали Русский дом народных традиций, Областной центр этнографии и фольклора,
почти 10 лет – семейный фольклорный театр. Проводились фольклорные
фестивали, получившие международное признание. В рамках фестивалей проводились
научные конференции, семинары и школы-семинары. Все это имеет положительное
значение и благоприятно влияет на размах фольклорного движения, на развитие
народного творчества.
Беспокоило М.Н. Мельникова и современное состояние
семьи, которая утрачивает основные функции жизнеобеспечения нации. Она, к
сожалению, часто перестает быть той основой общества, которая наследует,
сохраняет и передает культуру народа от поколения к поколению. Она –
хранительница культурных традиций народа, его самобытности. Он планировал написать
на эту тему несколько книг. Создана книга “Школа материнства”, готовилась книга
“Школа отцовства”, но смерть прервала труд подвижника.
Ф.Ф. Болонев