В.П.Горан
Генетическая связь философии и в Древней Греции
I
В европейской культурной традиции философия изначально связана с демократией прежде всего генетически. Из лежащих на поверхности обстоятельств в пользу этого утверждения можно указать на следующие. Во-первых, и у европейской философии, и у европейской демократии общая родина – Древняя Греция, причем их появление на свет произошло практически одновременно. Во-вторых, показателен пример такого влиятельного и могущественного древнегреческого государства, как Спарта. Известно, что сфера действия демократических институтов (полномочия народного собрания, участие демоса в выборах должностных лиц и в реализации судебной власти) была там предельно узкой даже для рабовладельческого государства тех времен. Политический режим этого государства был по сути аристократическим. Но известно также и то, что Спарта не дала миру ни одного философа.
Спартиаты славились прежде всего как воины. Нельзя сказать, что они были совершенно бесплодны в сфере духовного творчества. Но в этой области их способности проявлялись не в философии, а, например, в музыке (знаменитый дорийский лад) и в поэзии. Причем для Спарты характерен
интерес к своеобразной лирической поэзии – к хоровой лирике. К тому же интерес к ней был связан с творчеством поэтов Терпандра и Алкмана, которые не были уроженцами Лаконии: первый родился на о. Лесбос, второй – в лидийском городе Сарды. Но то, что благоприятные условия для своего творчества оба нашли именно в Спарте, весьма показательно, как показательно и то, что это было во второй половине VII в. до н.э., т.е. тогда именно, когда в Греции вызревали и условия рождения философии. Однако созрели они настолько, что обеспечили появление философии, отнюдь не в Спарте, где отсутствовала какая-либо перспектива движения общества к демократии, а там именно, где получили развитие и утвердились демократические начала политической жизни и формировалась полисная демократия – в Ионии, первоначально конкретно в Милете. И если сопоставить, с одной стороны, полное отсутствие демократической перспективы в Спарте и столь же полное отсутствие там интереса к философии, который не обнаружился там даже и тогда, когда она уже была создана другими, а с другой стороны то, что философия и родилась, и успешно развивалась в тех полисах, где утвердилась демократия или, во всяком случае, демократические умонастроения были достаточно влиятельными, то вывод о генетическом родстве философии и демократии в Древней Греции получает еще одно подтверждение.В-третьих, когда речь идет о связи процесса рождения философии с демократией, нелишне помнить о том, что демократические процедуры принятия политических решений, равно как и судебных процессов, способствовали выработке умения рациональной аргументации. А опыт владения таким умением и особенно применения его при свободном публичном обсуждении общественно значимых вопросов, делал возможным весьма вольное отношение и к мировоззренческим вопросам. Тем самым создавались условия возможности относительно свободного от оглядки на авторитет традиции рационального подхода и к проблемам, составившим в дальнейшем предмет философского теоретизирования.
Даже если ограничиться только приведенными доводами, утверждение о генетическом родстве философии и демократии в Древней Греции представляется не лишенным оснований. Однако более внимательный подход обнаруживает наличие затруднений при отстаивании данного утверждения. В данной статье мы выделим два таких затруднения, одно из которых связано с вопросом о социально-исторической обусловленности генезиса греческой философии, взятом в его общем виде, а второе связано с конкретным соотнесением генезиса философии непосредственно с греческой демократией. Если эти два затруднения не будут преодолены, утверждение о генетическом родстве философии и демократии будет оставаться уязвимым.
Первое затруднение состоит в том, что родилась греческая философия отнюдь не в качестве того, что можно было бы если не квалифицировать непосредственно как социальную
философию, то по меньшей мере без особых затруднений сближать с тем, что таким словосочетанием обозначается в наше время. Нет, она родилась как философия природы. А в современной философии эти две ее ветви разошлись настолько, что связь между ними если и допускается, то только как весьма опосредствованная. И хотя ссылка на отмеченную особенность современной философии не может быть доводом, имеющим прямое отношение к древней философии, все же показательно, что даже если опираться только на античные первоисточники наших сведений о первых философах, то они тоже не оставляют сомнений в том, что самые первые из творцов философии как будто были озабочены не непосредственно проблемами, которые должно квалифицировать как социально-философские, но, напротив, свое внимание сосредоточивали на природе. Поэтому раскрыть содержание связи рождения философии с социально-историческими процессами того времени – это одна из сторон комплексной проблемы генезиса философии, которая в целом все еще актуальна в том смысле, что нет общепризнанного удовлетворительного ее решения, хотя не одно поколение исследователей упорно трудилось над его поиском, и эта работа продолжается и по сей день.Вместе с тем подчеркивание нами проблемности данной ситуации не должно оставлять впечатление, что мы оцениваем ее как совершенно безнадежную. Применительно к обсуждаемой здесь ее стороне определенные результаты позволяет получить сопоставление учений первых греческих философов с теми более ранними представлениями соотносимого с ними мировоззренческого уровня, носителем которых была мифопоэтическая традиция. Сопоставление как их содержания, так и формы выражения этого содержания позволяет сделать вывод, что рождение философии было сопряжено с процессами в мировоззренческом сознании определенной части древнегреческого общества, суть которых состояла в его демифологизации. А эта последняя была, в свою очередь, только одним из проявлений переориентации соответствующей части общества на новую систему ценностей. Учет ценностной нагруженности мировоззренческих ориентаций, представленных и рождающейся философией, и мифопоэтической традицией, позволяет не только сделать вывод общего характера о социально-исторической обусловленности каждой из них и тем самым решить положительно, по меньшей мере на таком абстрактно-общем уровне, вопрос о соответствующей обусловленности и генезиса философии. Это позволяет также и конкретизировать данное положительное решение указанного вопроса на уровне учета процессов, итоговым результатом которых было
становление демократии.Действительно, в период, когда создавались предпосылки появления философии и когда философия рождалась, а затем делала свои первые шаги, система ценностей, освящение которым обеспечивала мифология, была аристократической. Новая система ценностей, выражение и обоснование которой обнаруживается, на наш взгляд, в учениях самых первых философов, составляющих милетскую школу, была системой ценностей становящейся полисной демократии. Если попытаться вкратце подытожить результаты поиска в очерченном направлении причин рождения греческой философии, то их можно свести к следующим двум главным (подробнее об этом см.: Горан В.П. О социально-исторической обусловленности генезиса греческой философии // Гуманитарные науки в Сибири. – 1996. – №1; 1997. – №1).
Первая – разлом в мировоззренческом сознании, ситуация противостояния указанных только что мировоззренческих ориентаций, обусловливающая потребность для каждой из них в специфически духовных средствах своего самоутверждения в общественном сознании (вызвавшие их к жизни соответствующие материальные их предпосылки складывались до и относительно независимо от проявлений действия данной потребности в общественном сознании). Причем, если прежняя аристократическая ориентация была традиционной и могла
в какой-то мере опираться на авторитет мифопоэтической традиции, хотя, как мы увидим далее, в этих новых условиях обе они (и аристократическая ориентация, и мифопоэтическая традиция) не смогли остаться незатронутыми процессами обновления и, соответственно, не смогли совершенно обойтись без определенных новаций, то новая демократическая ориентация вынуждена была искать качественно новые средства своего самоутверждения в общественном сознании. Творчески наиболее активная часть ее носителей не могла не предпринимать усилий в данном направлении, и одним из результатов этого стало рождение философии, знаменовавшее радикальный разрыв со старой традицией, отказ от слепого следования вере в нее, установку на обоснование и защиту новых ориентаций с опорой на рациональные доводы, на разум.Вторая социально-историческая причина, определившая эту специфику рождающейся философии как средства рационального обоснования мировоззренческих ориентаций, – атомизация общества. А именно эта особенность изменений в сфере общественного бытия, затрагивающих его глубинные пласты, в значительной мере определила и становление демократии как формы организации политической жизни древнегреческого общества. И положение о генетической связи рождения философии с демократией получает, таким образом, еще одно подтверждение, причем уже на уровне рассмотрения глубинных причин генезиса и философии, и демократии.
Однако отражение процесса атомизации общества и на уровне общих принципов, и на уровне тоже принципиальных, но менее общих положений имело место в учениях не только философов, которых есть основание относить к сторонникам демократии, но и мыслителей, определенно ориентированных на аристократические ценности. Это обстоятельство и составляет второе из обозначенных выше затруднений, которые вытекают из признания генетической связи философии с демократией. Рассмотрению этого второго затруднения будет посвящена вторая часть данной статьи. А пока присмотримся внимательнее к первому.
Составляющее его основу обстоятельство, что главным объектом внимания самых первых философов был не непосредственно социальный миропорядок, а миропорядок природный, определенно соотносится с сущностной спецификой новизны рождающейся философии как действительно новой, неведомой до этого формы общественного сознания. К основополагающим стронам этой новизны принадлежит прежде всего то, что философия осуществляет выявление и выражение рациональными
средствами концептуального содержания соответствующего мировоззрения, его логическое упорядочивание, организацию в соответствии с принципами построения теории. Вместе с тем все это составляет только необходимое условие возможности главного – выхода на метауровень по отношению к содержанию собственно мировоззрения. Свою главную функцию философия реализует как рефлексивная метамировоззренческая теория. Важнейшая часть этой ее главной функции – выявление концептуальных основ мировоззрения и их рациональное обоснование (подробнее о специфике философии см.: Горан В.П. Философия. Что это такое? // Философия науки. – 1996. – №1(2); 1997. – №1(3)).Форма проявления этой специфики философии в первых философских учениях и состояла в том, что акцент в них делался не непосредственно на социальном, а на природном миропорядке. При этом картина природного миропорядка выстраивалась так, чтобы она могла служить опорой при обосновывании соответствующих идеалов социального миропорядка. В этом и состоит, на наш взгляд, по меньшей мере часть объяснения того обстоятельства, что объектом внимания самых первых творцов греческой философии была главным образом природа, а не общество. Новые демократические идеалы социального миропорядка получали в их учениях обоснование максимально возможного для такой картины мира уровня общности и фундаментальности, а именно – на основе представления, что соответствующие принципы есть общие принципы всего миропорядка в целом, есть космические принципы, царящие прежде всего в природе, и в силу именно этого естественные также и для людей, для общества.
Яркую иллюстрацию правомерности такого объяснения дает единственный сохранившийся фрагмент Анаксимандра – ученика и ближайшего последователя первого греческого философа Фалеса. Приведем этот фрагмент в переводе И.Д.Рожанского: “А из коих возникают сущие (вещи?), в них же они и переходят, погибая по необходимости, ибо несут наказание и получают друг от друга возмездие за несправедливость, согласно порядку времени” (Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М.,1979. С.142). В историко-философской литературе уже весьма прочно утвердилась точка зрения, что терминология Анаксимандра во второй части его фрагмента “целиком взята из области гражданско-правовых отношений” (Там же). Это демонстрирует тесную связь его космологического мышления с правосознанием его эпохи: социальный принцип справедливости выступает у него в качестве космического принципа. Согласно Аристотелю (О небе, В 13.295 b 10) и Ипполиту (Опровержение всех ересей I, 6, 1), он обосновывал и положение, что, ни на что не опираясь, Земля не движется ни в одном из направлений (т.е. висит в космическом пространстве) вследствие ее равноудаленности от всех точек периферии космоса. Здесь налицо один из первых подходов к представлению об изотропности космического пространства (см. Также: Симпликий. Комм. к “О небе” D 1. 308 а 17, с.679, 1 // Фрагменты ранних греческих философов. 12 (Анаксимандр) А 17), которое определенно соотносится с важнейшим принципом раннегреческой демократии – принципом исономии, т.е. равноправия перед законом граждан полиса.
Взгляд на человеческий мир как на включенный в космический миропорядок и составляющий с этим последним естественное единство, не был для того времени чем-то совершенно новым. Он характерен и для традиционного мифологического сознания, в котором “Устройство мира природы является отражением устройства общества – отражением еще примитивным и непосредственным, характерным для человека, сознающего свою слабость перед лицом природы” (Дж.Томсон. Исследования по истории древнегреческого общества. Доисторический эгейский мир. – М., 1958. – С.34). Новизна того, что сделали творцы первых философских учений, состояла, во-первых, в новизне принципов, положенных ими в основу их космологических построений, а новизна этих последних определялась новизной демократического содержания выражаемых ими ценностных ориентаций. Во-вторых, качественно новой была созданная ими рациональная форма не только выражения нового содержания, но, главное, и его обоснования, что достигалось посредством выделения природы в качестве специального объекта уже рационально-теоретического интереса.
Творцы первых философских учений в той мере, в какой они изображали природу устроенной в соответствии с принципами, продолжением действия которых оказывался демократический социальный миропорядок, занимали активную позицию в деле утверждения этого миропорядка посредством обоснования его “естественности”. Соответственно, давая такое “природное” обоснование непосредственно социальному содержанию нового мировоззрения, по отношению к нему философия именно в силу того, что она возникла как философия природы, выполняла метамировоззренческую роль. При этом она выходила на проблемы, сохранившие статус собственно философских проблем и на последующих этапах развития философии, когда наивный “натурализм” ее зачинателей был в прошлом. Более того, часть этих проблем оказалась сквозной для всей античной философии. Из этих последних для нашей темы важна проблема “единое – многое”.
Ее разработка не только у первых философов, но и в дальнейшем была тесно связана с судьбами древнегреческой демократии: сначала с ее расцветом, затем с кризисом, вырождением в охлократию и, наконец, с ее крахом. Но это – тема отдельного исследования. Здесь нас интересуют только первые шаги философии.
Создатель философии как качественно новой формы общественного сознания Фалес Милетский заложил основы решения данной проблемы, отдающего приоритет единому. Он предложил монистическую версию онтологического субстанциализма, предприняв попытку объяснения природы из нее самой. Как известно, у него вода есть единое начало всего сущего. Причем приоритет, который в его учении принадлежит единому, не есть нечто само собой получившееся у него вследствие того простого обстоятельства, что в его учении вода есть единственное субстанциальное начало. Его внимание к принципу единства всего было осознанным. Такой вывод следует из того, что поиск единого во всем – его особая забота:
Много слов отнюдь не выражает мудрую мысль
Поскольку принцип единства распространялся первыми философами на весь миропорядок в целом, картина мира в их учениях имела холистический характер. А дальнейшее развитие такого холистического миропонимания вскоре привело к тому, что выкристализовывается понятие космоса. Вместе с тем, так как первые философы ввели понятие первоначала как инструмента объяснения мира из него самого, как внутреннее для мира его первоначало, развитие этого понятия вело к постановке и разработке проблемы микроструктуры мира. В рамках поиска решения этой проблемы формировался противоположный холистическому элементаристски-редукционистский подход к миру. Антитеза “холизм – элементаризм” была одной из конкретизаций подхода к проблеме “единое – многое”. А разработка этих проблем казалось бы только общей онтологии была вместе с тем и разработкой общеонтологического основания, соответственно, холистически-коллективистского и элементаристически-индивидуалистического подходов к проблеме социального миропорядка.
Развитие этих подходов имело место несколько позднее. Но уже у Фалеса можно усмотреть их зачатки. У него единство – высшая ценность по сравнению со многим. Социальный смысл этого ценностного ранжирования – обоснование полисного единства. Это – идеал гражданского коллективизма. Причем Фалесов монистический вариант онтологического субстанциализма влечет также вывод, что отмеченный идеал коллективизма предполагает признание равноправия всех граждан полиса. Если в универсуме “все произрастает и течет в ладном согласии с природой предка-родоначальника, от которого все произошло” (Ипполит. Опровержение всех ересей. I,1 // Фрагменты ранних греческих философов. Фалес А 12в), то и для членов гражданского коллектива полиса такое единство (в конечном итоге) их происхождения допускает истолкование как основание для вывода об их равноправии даже с позиций традиционного принципа генетизма, согласно
которому положение человека в обществе определяется его происхождением. Поэтому, если признать правомерность предлагаемой здесь реконструкции социального смысла монистической картины мира в учении Фалеса, допустимо также признать, что отмеченное равноправие граждан полиса как бы подкрепляет единство полиса “снизу”, т.е. от составляющих его “элементарных единиц” – отдельных граждан. Это соответствует тому, что процесс атомизации общества зашел уже достаточно далеко, хотя идеалу единства полиса еще отдается предпочтение.Здесь мы подошли к уже зафиксированному выше второму затруднению, вытекающему непосредственно из признания генетической связи греческой философии с демократией. Его рассмотрению будет посвящена вторая часть данной статьи, которую мы надеемся опубликовать в следующем выпуске настоящей серии этого журнала.