Ю.Г.Марков

Урбанизация и проблема формирования систем расселения

Город есть система, творящая социальные блага. К этому мы привыкли и в этом состоит секрет притягательной силы города. Однако, не всегда осознается, что эти блага даются нам, как правило, ценой отказа от благ природных, от экологического комфорта.

Сегодня стали отчетливо видны опасности безграничного роста городского населения. Урбанизация оказалась процессом перехода человека из тропических джунглей в каменные джунгли современных городов. Система городских поселений, вырастающая до гигантских размеров на глазах одного поколения становится опасной не только для физического и психического здоровья человека, но и для всей экосистемы Земли. Перед человечеством во весь рост встает задача сдерживания катастрофического разрастания городских агломераций и формирования оптимальных систем расселения. Но для этого надо понять существо и механизмы самого процесса урбанизации, особенности городских экосистем, а также специфику миграционных подвижек населения, которыми мы в конечном итоге должны научиться управлять.

Феномен урбанизации

Каких-нибудь 10 тыс. лет назад общая численность населения Земного шара по оценкам специалистов находилась в пределах 5-10 млн. человек1. Появление первых городов, возникших в междуречье Тигра и Ефрата, относится к периоду 5-6 тыс. лет назад. И хотя в средние века население Земли составляло уже 2,5 млрд. человек, рост городов в течение многих сотен лет был незначителен. Лишь к 1800 г. доля городских жителей достигла величины 2,4%. Однако, в некоторых странах Западной Европы урбанизация в начале Х1Х в. уже шла быстрыми темпами. Например, во Франции в 1800 г. доля городского населения составляла 20% и в последующие полвека достигла величины 25%. В Англии процесс развивался ещё стремительнее. В 1800 г. здесь начитывалось 32% городских жителей, а в 1850 г. городское население уже составляло 50%. Ещё через 20 лет оно приблизилось к 80%.

Современная технология сельскохозяйственного производства, как показывает опыт, позволяет сократить сельское население до 8-10% без риска подорвать продовольственную базу страны.

Опасность урбанизации заключается, впрочем, не столько в угрозе подрыва продовольственной базы, сколько в неконтролируемом росте крупных городов. Число городов, в которых проживает более 1 млн. жителей, исчисляется уже сотнями. На карте мира немало супергородов с численностью населения более 10 млн. человек. По прогнозам в теперь совсем уже близкий XXI век Сан-Паулу войдет с населением 21,5 млн. человек, агломерация Токио-Иокогама – 23,8 млн., Шанхай – 25,9 млн., Мехико – 27,6 млн. человек2. Эффективное управление такими гигантами фактически становится невозможным. Обеспечение продовольствием, удаление отходов и снабжение водой превращаются для таких городов в проблему, которая в скором времени вообще может оказаться неразрешимой.

Ускоренный рост городов начинается с развитием капиталистических отношений и приобрел стремительный, неуправляемый характер в эпоху промышленной революции, когда произошел переход к крупному машинному производству. Последнее потребовало усиленного притока рабочей силы на предприятия (преимущественно из окрестных сел) и концентрации населения в городах. Чем крупнее становился город, тем большей притягательной силой он обладал, так что весь процесс оказывался подчиненным закону экспоненциального роста. Вместе с концентрацией населения шла концентрация материальных и духовных ценностей, происходило накопление культурных достижений. Крупные города стали генераторами научно-технического и социокультурного прогресса. Здесь происходила аккумуляция научных и образовательных учреждений. Жители городов оказывались включенными в сложную систему социальных контактов и самой разнообразной информации. Развитие сети коммуникаций придавало городу характер целостного организма. Разнообразие социальной среды давало горожанину возможность для выбора деятельности, развивало его интересы, наполняло жизнь различного рода событиями и развлечениями. Город стимулирует неограниченное расширение потребительских запросов, формирует у человека определенный стиль жизни и образ мыслей. Здесь сосредотачиваются практически все отрасли и виды производства продукции и услуг, отвечающих тому или иному историческому периоду.

Не будет большой ошибкой утверждать, что городской стиль жизни ежедневно и ежечасно рождает и поддерживает у человека идеологию потребительства. Эта идеология особенно хорошо вписывается в систему производственных отношений, где прибыль является главной целью производства. Законы капиталистических отношений и законы урбанизации действуют в одном и том же русле, давая простор друг другу. Капитал заинтересован в неограниченном росте городов, где формируется основная масса прибыли, а города в свою очередь обязаны капиталу, обеспечивающему возможности для их непрерывного расширенного воспроизводства, развития и процветания.

Явление урбанизации имело место и при социализме в странах Восточной Европы и Советском Союзе. Объективная потребность в индустриализации сделала города центрами промышленного роста, что не могло не привести к массовому потоку сельских жителей в города. Крестьяне приходили к станкам, пополняя ряды рабочего класса. Господствующая марксистская идеология через средства массовой информации поощряла эти процессы. Достаточно вспомнить тезис о рабочем классе как передовом отряде общества, об отсталости и мелкобуржуазности крестьянской массы. Во множестве фильмов, книг и картин воспевался ландшафт, начиненный корпусами заводов и дымовых труб.

В России 1917 г. было только 2 города с населением более 500 тыс. жителей. В Советском Союзе конца 70-х годов таких городов было уже 46. Из них 20 городов имели население более 1 млн. жителей. Однако, наиболее характерная черта урбанизации советского периода – строительство новых городов. Такие города возникли в районах промышленного освоения территорий, в местах, где строились крупные предприятия. В период, предшествующий так называемой перестройке, в Советском Союзе было образовано около 1200 новых городов. Из общего прироста численности городского населения за этот период более 35% приходилось на новые города.

Человек в городской среде

Город концентрирует в себе не только население, но и различного рода загрязнения, оказываясь самым узким местом в экологической системе регионов. В городе сосредоточено огромное количество источников газообразных и аэрозольных загрязнителей. Среди стационарных источников особенно выделяются энергетические установки. Во время отопительного сезона объемы выбросов сернистого газа стационарными источниками составляют приблизительно 30 т. в сутки на каждые 100 тыс. жителей, оксидов азота – 20 т. в сутки.

Чтобы снизить уровень загрязнения городской атмосферы, часто предпринимают меры по выносу промышленных предприятий на периферию городов. Это оказывается не лучшим решением. Дело в том, что в центральных районах температура воздуха обычно бывает на несколько градусов выше, чем на периферии. Это приводит к образованию восходящих потоков воздуха над центром города и подтягиванию к центру загрязненных воздушных масс с промышленных окраин (эффект костра).

Настоящим бедствием для крупных городов стал автомобильный транспорт. Его доля в загрязнении городской атмосферы составляет не менее 50%. Причем загрязнения эти более токсичны, чем выбросы стационарных источников. Как правило, скорость роста автомобильного парка превышает рост пропускной способности городских магистралей. В результате при нарастающей интенсивности движения (до нескольких тысяч штук в час на центральных магистралях) снижается средняя скорость движения (до 10 км/час и менее в часы пик). Автомобильные пробки становятся обычным делом. Растет число дорожно-транспортных происшествий с человеческими жертвами. Интенсивный транспортный шум способен вызывать у людей нервные расстройства, головную боль, повышение кровяного давления и уровня адреналина в крови, мышечное напряжение и т.д. По мнению специалистов шум больших городов сокращает жизнь человека на 8-12 лет3.

Все более усложняется проблема обеспечения горожан чистой питьевой водой. Водоочистные сооружения водопроводов не в состоянии довести воду до требуемых гигиенических стандартов. По данным Госкомсанэпиднадзора, свыше половины населения России потребляют воду, не отвечающую требованиям стандартов качества по ряду показателей. Каждая четвертая проба питьевой воды не укладывается в действующие ГОСТы по химическим показателям, каждая девятая – по бактериологическим показателям4. Положение особенно неблагоприятно в индустриальных районах, где используется вода поверхностных источников. В Сибири таким районом является, в частности, Кузбасс с его высокоразвитой промышленной базой. Основная водная артерия Кузбасса р.Томь характеризуется повышенным содержанием специфических органических соединений (фенолы, формальдегид, метанол, аминосоединения, капролактам и т.д.), а также некоторых металлов, например, железа. В питьевой воде г.Кемерово часто наблюдаются превышения ПДК по фенолу, аминосоединениям и формальдегиду. Аналогичная ситуация в г.Юрге. В этих городах, а также в Киселевске, Прокопьевске и Ленинск-Кузнецком питьевая вода обладает кроме того низкими органолептическими показателями5. Для обеззараживания воды в Кузбассе применяют по преимуществу хлорирование, что в присутствии фенола является опасным, т.к. при этом становится возможным образование диоксинов – особо вредных для здоровья человека токсикантов.

Организация городского водоснабжения на базе подземных источников кажется более предпочтительной и осуществляется во многих городах мира, где обнаружены достаточные запасы грунтовых вод. Однако, исследование состояния грунтовых вод в промышленно развитых районах Европы и США преподнесло сюрприз. При проверке было обнаружено, что от 5 до 10% подземных источников загрязнены нитратами выше допустимой нормы 45 мг/л6. Отрезанные от атмосферного кислорода грунтовые воды самоочищаются крайне медленно и потому легко теряют свои качества при инфильтрации загрязнений в подземные горизонты.

Пригородная эмиграция

Человек тысячью нитей связан с той природной средой, в которой сформировался его генотип и та сложнейшая биохимическая и биофизическая система, которую мы называем человеческим организмом. В отношениях организма с природной средой давно уже установилось динамическое равновесие, при котором природа оказывается поставщиком огромного количества разнообразных химических веществ и микроэлементов, в которых нуждается человеческий организм и которые он получает (или должен получать) по каналам, не фиксируемым нашим сознанием. Например, мы даже не подозреваем, что вместе с мясом коров, которые пасутся на лесных полянах, содержащих ландыши, наш организм получает специфический, найденный лишь в ландыше глюкозид – корвалан, используемый в практике лечения сердечно-сосудистых заболеваний7. Не будет большой ошибкой утверждать, что все наши болезни – результат дисбаланса человеческого организма с окружающей средой. Многое из того, что мы покупаем в аптеке, попросту восполняет пробел, который образовался в результате отрыва человеческого организма от той природной среды, в которой он формировался многие тысячи лет. Человек, сознательно преобразуя среду своего обитания, замещая естественную среду культурной средой городов, перекрыл многие каналы, по которым шел благоприятный для организма поток биохимических и биофизических воздействий. Человек фактически обменял этот поток на поток информации, необходимой для его социального функционирования и развития социально значимых потребностей (материальных и духовных). Непрерывный рост последних ещё более понуждает к замещению природной среды техногенными системами городов.

Заметим, что идеология и психология потребительства в существенной степени рождаются именно в условиях городского стиля жизни. Чем крупнее город, тем выше его потенциал по части удовлетворения потребительских запросов его населения. Урбанизация и потребительство – два параллельных, взаимосвязанных процесса. И с этой точки зрения, как то, так и другое представляются противоестественными и опасными для судеб человеческой цивилизации.

Симптоматично, что в процессе роста городских систем уже в XYIII веке в Англии, когда даже Лондон не насчитывал 1 млн. жителей, стихийно возникло специфическое явление, получившее название пригородной эмиграции – стремление людей к переселению в пригородные районы. Явление это охватило прежде всего состоятельные слои населения, которые располагали для поездки в город личными экипажами. В XIX веке переселение в пригороды зажиточных слоев населения приобретает более широкие масштабы как в Европе, так и в США. Это связано с развитием общественного транспорта и железных дорог. В начале века, с распространением личного автотранспорта, отток населения в пригороды шел волна за волной, захватывая в том числе и людей с относительно невысоким доходом8. Иметь в пригороде дом и земельный участок с садом стало предметом особого престижа, своеобразным символом высокого социального положения.

В России движение населения в пригородные зоны городов приобрело массовый характер лишь в послевоенное время (с 50-х годов) и пошло по линии приобретения садовых участков и дач, используемых по преимуществу в летнее время. Ныне многие российские города окружены многослойным кольцом садоводческих кооперативов и дачных поселков. Пригородные земли и ландшафты оказываются не просто занятыми садовыми участками, но подвергаются довольно сильному антропогенному воздействию: возникает множество новых дорог и троп, вырубаются зеленые насаждения, загрязняются реки и водоемы, повсеместно увеличивается поток людей и машин, что приводит, в конечном счете, к резкому изменению пригородных экосистем. Происходит фактически удвоение селитебных территорий. Чуть ли не каждая семья добавляет к своей городской квартире загородный домик, удовлетворяя тем самым глубоко спрятанную потребность быть ближе к земле и природе.

Очевидно, что пригородная эмиграция в любых её формах представляет собой фактор, стимулирующий процессы урбанизации. Если бы по каким-то причинам такая эмиграция вдруг стала невозможной, то вековечная тяга человека к земле, начиная с некоторого момента, могла бы, возможно, повернуть вспять процессы переселения в города: люди снова потянулись бы в деревню. Теперь же, когда пригородная эмиграция становится массовым явлением, опустошение деревни представляется необратимым процессом. Видимо, недалек тот день, когда горожанин вынужден будет взять на себя дополнительное бремя сельскохозяйственного производства, что, несомненно, приведет к подрыву психофизиологических и энергетических ресурсов человеческого организма.

Становится актуальной задача создания специальных механизмов, сдерживающих урбанизацию. В “Повестке дня на XXI век”, принятой Конференцией ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г., задача ставится следующим образом: “Для того, чтобы уменьшить миграцию в большие города, правительства должны улучшать условия жизни в сельских районах и поощрять развитие городов среднего размера, предоставляющих рабочие места и жилье. Необходимо разумное управление, чтобы предотвратить расширение городов за счет сельскохозяйственных земель и районов с хрупкой экологией”9. Разработка стратегии устойчивого развития потребует пересмотра всей нынешней политики расселения. Ясно, что принципы расселения должны быть иными, исключающими явление пригородной эмиграции, которое ведет к расщеплению сознания и поведенческого стереотипа между городским и сельским стилем жизни, а в экономической сфере, фактически, к ликвидации разделения труда между промышленным и сельскохозяйственным производством.

Один из возможных путей развития систем расселения мог бы состоять в следующем. Ядрами этих систем должны стать города с населением не более 500 тыс. человек. Непосредственно к городам примыкают сельскохозяйственные угодья, которые препятствуют пространственному расширению городов. На этот счет должно быть разработано соответствующее законодательство. За сельскохозяйственными угодьями формируется пояс рекреационных территорий. Здесь располагаются санатории, дома отдыха, туристические базы, пансионаты и прочие рекреационные объекты.

Между городом и примыкающими к нему селами устанавливаются тесные экономические связи, налаживается эквивалентный обмен промышленной и сельскохозяйственной продукцией. Развитые системы транспортной коммуникации и связи делают для селян легкодоступными культурные, образовательные, торговые и другие городские учреждения и предприятия, а для горожан – рекреационные объекты. Для перевозок используется по преимуществу общественный транспорт. Переселенческая миграция между городом и деревней не будет ничем ограничена, зато должно будет исчезнуть уродливое по своей сути явление пригородной эмиграции в различных его формах (садовые и огородные участки, дачи и т.д.). Можно ожидать, что в этом случае установится естественное динамическое равновесие между городом и селом, между промышленным и сельскохозяйственным производством, между городским и сельским образом жизни.

Возможно, правы были классики, когда писали, что “только путем слияния города и деревни можно устранить нынешнее отравление воздуха, воды и почвы...”10. Высказанные выше соображения о трехпоясной системе расселения дают нам фактически модель такого слияния.

Примечания

1 Кейфиц Н. Рост народонаселения.// В мире науки. – 1989. №11. – С.57.

2 Зарубин Г.П., Новиков Ю.В. Гигиена города. – М.,1986. – С.4.

3 Сигаев А.В. Планировочные и транспортные проблемы городских агломераций. – М.,1978. – С.108.

4 Агентство Волжской Экологической информации. Вып.5/14/, июнь 1997 г., с.7.

5 Территориальная комплексная программа охраны окружающей среды Кемеровской области до 2005 года, т.4. – Кемерово, 1993. – С.20-21.

6 Морис Ла Ривьер Ж.В. Угроза водным ресурсам. // В мире науки. – 1989. – №11. – С.42.

7 Адабашев И.И. Трагедия или гармония? – М.,1973. – С.138-139.

8 Мамфорд Л. История урбанизации. Появление города. // Смит Р.Л. Наш дом планета Земля. – М.,1982. – С.179-182.

9 Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Составитель Майкл Китинг. – Женева, 1993. – С.12-13.

10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20. – С.307-308.