И.Б. Карпунина,
А.П. Мелентьева
Сельская семья Западной
Сибири в 1960–1980-е гг.:
изменение численности и хозяйственных возможностей*
В научной литературе семья рассматривается не только как демографическая
ячейка общества, где люди предстают как субъекты воспроизводства самих себя, но
и как хозяйственная единица, в рамках и силами которой осуществляется
разнообразная экономическая деятельность. С этих позиций семья исследуется
социологами и экономистами. Применительно к сельской семье Сибири ее
демографические и социально-экономические аспекты наиболее полно разработаны в
трудах Т.И. Заславской, А.Р. Михеевой, З.И. Калугиной и др.
Вместе с тем явно ощущается недостаток исторических работ по данной проблематике.
Нуждаются в освещении особенности развития сельской семьи и двора в Сибири, их
взаимообусловленность, факторы функционирования личных подворий, взаимосвязь с
общественным хозяйством, перспективы изменения личных подсобных хозяйств (ЛПХ)
и др.
В данной статье предпринята попытка показать
численность и размер сельской семьи Западной Сибири в 60-е – 80-е годы,
характер влияния принимаемых государственными органами решений на изменение ее
хозяйственных возможностей. Анализ проблемы базируется на материалах Всесоюзных
переписей населения 1959, 1970, 1979 и 1989 гг., а также сводных годовых
отчетов колхозов.
Особенности складывания семейной структуры сельского
населения неразрывно связаны с тенденциями развития социально-демографической
ситуации на селе. Поэтому долгосрочные изменения в брачности, рождаемости,
разводимости, смертности, половозрастном составе и т.п. являлись важнейшими
факторами, определившими динамику численности семей разного типа и размера. На
период 60-х – 80-х годов приходятся существенные перепады в численности
поколений, участвующих в формировании семейной структуры. В сельской местности
эти перепады усиливались в результате миграционного оттока населения. За весь
30-летний период сельское население Западной Сибири сократилось на 25,9% (с
5527,3 тыс. до 4097,7 тыс. чел.). В еще большей мере (на 27,8%) произошло
уменьшение сельского семейного населения: в 1959 г. члены сельских семей
(с учетом живущих отдельно) насчитывали 5369,8 тыс. чел., в 1979 г. –
3990,3 тыс., в 1989 г. – 3877,3 тыс. чел.
Процесс изменения численности семей на селе был
обусловлен не только существенным перераспределением населения между городом и
деревней в пользу первого, но и переменами в возрастной и брачной структуре
жителей деревни. Население старело, и в нем уменьшалась доля бракоспособных
молодых людей. Удельный вес лиц 60 лет и старше в сельском населении Западной
Сибири неуклонно повышался: в 1959 г. он составил 8,5%, в
1970 г. – 11, в 1979 г. – 13,1, в 1989 г. – 14,8%.
Доля 20–29-летних была нестабильна и особенно резко упала в 60-е гг.: в
1959 г. она равнялась 17,5%, в 1970 г. – 9,2, в
1979 г. – 17, в 1989 г. – 14,4%. Возрастали относительные
показатели численности одиноких людей: в 1959 г. они составили в сельском
населении 7,5%, в 1989 г. – 8,3%.
Все эти факторы обусловили в 60-е – 80-е годы
сокращение как количества семей (на 13,5%), так и числа домохозяйств (семьи с
учетом хозяйств одиночек) – на 14,5%. Особенно резкое снижение этих
показателей произошло в 60-е гг. – соответственно на 14,1 и 16,5% (табл.1).
Т а б л и ц а 1
Динамика численности домохозяйств в селах Западной
Сибири*
Показатель |
Год |
|||
1959 г. |
1970 г. |
1979 г. |
1989 г. |
|
Число домохозяйств, тыс. |
1720,2 |
1436,5 |
1498,1 |
1470,0 |
В том числе состоящих из: |
|
|
|
|
1 чел. |
415,5 |
315,8 |
370,6 |
340,9 |
2 чел. |
303,8 |
281,4 |
363,1 |
394,1 |
3 чел. |
299,3 |
235,4 |
306,6 |
263,5 |
4 чел. |
274,6 |
241,0 |
250,6 |
285,5 |
5 чел. |
202,6 |
179,4 |
118,9 |
121,3 |
6 и более чел. |
224,4 |
183,5 |
88,3 |
64,7 |
Число семей |
1304,7 |
1120,7 |
1127,5 |
1129,1 |
* Подсчитано по: Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года.
РСФСР. – М., 1963. – С.432–435, 444–447; Итоги Всесоюзной
переписи населения 1979 года. Т.VI. Ч.I. Б.г. – С.16–17; Численность
и состав населения СССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1979
года. – М., 1985. – С.230–239; Краткая
социально-демографическая характеристика населения РСФСР (по данным Всесоюзной
переписи населения 1989 года). Ч.III. – М., 1991. – С.64, 88-89.
В 70-е – 80-е годы происходил некоторый, хотя и
весьма незначительный рост числа семей. Общее же количество домохозяйств в 70-е
годы несколько выросло, а в 80-е – опять сократилось.
Наиболее существенные перемены происходили в удельном
весе малых (из 2-х чел.) и больших (6 и более чел.) семей. Доля первых в общей
семейной структуре увеличивается с 1959 по 1989 г. с 23,3 до 34,9%,
вторых – уменьшается с 17,2 до 5,8%. Причем главные изменения в
соотношениях семей по величине произошли в 70-е годы, когда наиболее высокими
были среднегодовые темпы прироста малых домохозяйств, а их удельный вес увеличился
с 25,1% в 1970 г. до 32,2% в 1979 г. В этот же период резко
сократилась доля больших семей – с 16,4 до 7,8%. В 80-е годы темпы
прироста малых семей и снижения крупных проявляют тенденцию к затуханию. В
течение всего периода на селе стабильно доминировали семьи из 2-х чел. Это во
многом объяснялось ростом числа пожилых пар без детей в связи с большой
миграцией молодежи в город. К относительно устойчивым по своему положению в
общем числе семей можно отнести домохозяйства, состоявшие из 3–5 чел. По данным
всех переписей населения, их общий удельный вес был около 60%.
За весь рассматриваемый период общей была тенденция
сокращения среднего размера сельской семьи: в 1959 г. она состояла из 3,9,
а в 1989 г. – из 3,3 чел. Это было обусловлено рядом факторов,
наиболее важными из которых были, с одной стороны, стремление к обособлению
молодых семей и их отделение от родителей (процесс нуклеаризации), с
другой – все более распространяющаяся малодетность, рост числа бездетных
семей. Со временем соотношение этих двух факторов менялось. До начала 70-х годы
главную роль в уменьшении размера семьи играло снижение рождаемости. За 60-е
годы число родившихся на 1000 чел. сельского населения региона снизилось
вдвое – с 30,5 до 15,2 чел. Отчетливо проявилось уменьшение доли рождений
детей высокой очередности. Если в 1960 г. 47% родившихся в сибирских селах
составляли дети третьей, четвертой и последующих очередностей, то в
1970 г. на эти рождения приходилось уже только 28%1.
Главным фактором сокращения семьи в 70-е – 80-е
годы становилась нуклеаризация. По данным переписи населения 1970 г.,
совместно с родителями и родственниками проживали 23% всей семей России, в
1979 г. их доля уменьшилась до 20,3%, а в 1989 г. – до 18,1%2. Наглядно процесс разделения семейств
демонстрируют и другие показатели – динамика удельного веса 2-членных, а
также возрастающая доля нуклеарных семей. В 1979 г. семьи с одной
супружеской парой с детьми (или без них) составляли в селах Западной Сибири
70,8%, в 1989 г. – 76,0%.
Таким образом, в 60-е – 80-е годы происходил
процесс становления современной сельской семьи. Вместе с резким сокращением
численности семей осуществился переход к их малодетности, молодые семьи
отделялись от родительских. В результате этого уменьшился средний размер семьи,
повысилась доля небольших домохозяйств. Социальной нормой на селе стала простая
нуклеарная семья.
Величина и тип семьи существенно влияли на ее
хозяйственные функции, а значит и возможности производства продуктов питания и
получения доходов от личного подсобного хозяйства. Очевидно, что размеры
личного подворья в разных семьях не были одинаковы. Социологические
исследования выявили зависимость между размером сельской семьи и способом
получения ею доходов3. Там, где важным
источником семейного дохода являлось личное подсобное хозяйство, семьи были
заметно крупнее тех, в чьем бюджете преобладали поступления от общественного
производства. Заинтересованность в подсобном хозяйстве вела к укреплению
семейных связей. И наоборот. Семьи колхозников были обычно больше семей рабочих
и служащих, менее ориентированных на приусадебное хозяйство. По данным
выборочного обследования, с 1972 по 1989 г. средний размер семьи
колхозников в Западной Сибири снизился с 3,82 до 3,68 чел., оставаясь при этом
больше среднего размера семей рабочих и служащих (3,51 чел.)4. Сокращение доли крупных семей как бы
отражало их отход от личного подворья.
Состояние личного подсобного хозяйства зависело и от
того, каковы были семьи – молодые или семьи пенсионеров, одиночки или
крупные домохозяйства. Они располагали разными потребностями и возможностями
его ведения: имели различные жилищные условия, размеры и качество хозяйственных
построек, проживали в поселениях, отличающихся уровнем социально-экономического
развития и степенью урбанизированности, получали неодинаковую помощь со стороны
общественных хозяйств. Социологи выявили такую закономерность: хозяйства
наименьших размеров вели одиночки, неполные семьи и семьи с малолетними детьми;
средних размеров – супружеские пары без детей, среди которых преобладали
семьи пожилых людей. Более крупное хозяйство, как правило, держали семьи с
детьми и родственниками старшего поколения5.
Вместе с тем условия ведения семьями личных подсобных
хозяйств существенно коррелировались политикой государства, которая либо
способствовала, либо тормозила их развитие. В 60-е – 80-е годы по мере
обострения в стране продовольственной проблемы значение личных хозяйств в
самообеспечении сельского населения продуктами и повышении реальных доходов
возрастало. В то же время происходило уменьшение их численности, но темпы по
годам были неравномерными, что прослеживается по годовым отчетам колхозов в
Новосибирской области за 20 лет (тыс.)6:
1961 г. – 56,1 1966 г. – 51,1 1971 г. –
42,4 1976 г. –
42,4
1962 г. – 55,2 1967 г. – 50,9 1972 г. –
41,9 1977 г. –
42,3
1963 г. – 55,0 1968 г. – 50,1 1973 г. –
41,8 1978 г. –
42,8
1964 г. – 52,6 1969 г. – 48,6 1974 г. –
41,6 1979 г. –
43,5
1965 г. – 51,5 1970 г. – 43,7 1975 г. –
41,9 1980 г. –
43,1
Динамика численности колхозных дворов ярко отразила
политику государства по отношению к ЛПХ. Она строилась на положении о
преимуществах крупномасштабного социалистического сельского хозяйства и
отмирании мелких индивидуальных хозяйств, якобы тормозивших развитие
общественного производства. Ошибочность этого утверждения была признана только
в 80-е годы7. Практически на протяжении всего периода
аграрная политика и практика были направлены на свертывание ЛПХ, несмотря на
то, что колхозно-совхозный сектор не способен был в полной мере обеспечить
потребности населения продуктами питания.
Особенно значительно уменьшилось количество колхозных
дворов за первое десятилетие рассматриваемого периода – на 12,4 тыс. В эти
годы темпы сокращения были наиболее высокими, чем в последующие. Такая ситуация
возникла под воздействием следующих факторов. Прежде всего, в конце 50-х –
начале 60-х годов проводилась очередная кампания по свертыванию ЛПХ. Считалось,
что по мере роста общественных хозяйств способность их полностью удовлетворять
потребности населения в продуктах питания возрастала, а ЛПХ являлись серьезным
препятствием, отвлекая работников от трудового участия в колхозах и совхозах.
Местным властям вменялось в обязанность проводить обмеры приусадебных земель с
целью урезания тех участков, которые были выше установленных норм, закупать
личный скот у населения. С 1959 по 1964 г. общая площадь земельных
участков личного пользования уменьшилась в целом по РСФСР на 10%, в Западной
Сибири – на 18%, в том числе в Новосибирской области – на 12%, в
Омской – на 10%. Еще значительнее пострадало животноводство. По всем
регионам РСФСР поголовье крупного рогатого скота (КРС) в личной собственности
населения уменьшилось на 23%, по Новосибирской области – на 7,2%, в том
числе коров – на 7,4%, свиней – на 45,8, овец и коз – на 29,8%8. Часть сельских жителей, не имея
возможности держать личное подворье в достаточных для их семей размерах, стала
покидать деревню. Именно на период интенсивного осуществления политики
ограничения ЛПХ приходился повышенный миграционный отток сельского населения в
города, а также резкое сокращение численности сельских семей, о чем было
сказано выше. Так же резко (в 2,6 раза) за 60-е годы уменьшилась численность
колхозников – с 960,7 тыс. до 368,1 тыс. чел. Все это привело к сокращению
количества и размеров ЛПХ.
Для приостановления тенденции уменьшения крестьянских
подворий в октябре 1964 г. принимается постановление ЦК КПСС и Совета
Министров СССР "Об устранении необоснованных ограничений личных подсобных
хозяйств колхозников, рабочих и служащих", осуждавшее политику предшествующих
лет и предусматривающее комплекс мер, направленных на развитие ЛПХ:
восстановление урезанных приусадебных земельных участков, пересмотр норм
содержания скота, оказание помощи владельцам ЛПХ в обработке участков и
обзаведении скотом и птицей, заготовке кормов9.
Предпринимаемые меры сразу отразились на индивидуальных хозяйствах: с 1965 по
1968 год темпы снижения численности крестьянских дворов замедляются, увеличивается
приусадебный клин земли с 17,3 тыс. до 18,2 тыс. га, растет поголовье скота:
КРС – с 357,5 тыс. до 402,3 тыс. голов, коров – со 196,4 тыс. до
197,2 тыс., свиней – со 119,4 тыс. до 155,6 тыс. голов10.
Однако в это же время (май 1966 г.) ЦК КПСС принимает постановление о
введении гарантированной оплаты труда колхозников11, которым закрепляется их материальная
ориентация в основном на общественное производство, что предполагало полную
занятость населения в нем и сокращение в личных хозяйствах. Оплата труда в
колхозах стала расти опережающими темпами. Если в целом по народному хозяйству
прирост среднемесячной денежной заработной платы с 1966 по 1970 г.
составил 26%, в совхозах – 34, то прирост оплаты труда колхозников –
42%12.
Постановление 1966 г. подрывало действие постановления 1964 г., из-за
чего не произошло не только роста ЛПХ, а наоборот – численность личных
подворий с 1966 по 1970 г. снизилась на 7,4 тыс.
В последующие годы тенденция сокращения масштабов ЛПХ
нарастала: снижалась их численность, хотя и замедленными темпами по сравнению с
60-ми годами, уменьшались и земли под приусадебными участками, и средние
размеры самих участков, падало поголовье скота. Так, по Новосибирской области
земля, отведенная в личное пользование колхозников, с 1967 по 1977 г.
уменьшилась с 18,4 тыс. до 13,1 тыс. га, средний размер приусадебного участка
сократился почти на 1/3, количество скота упало в 2 раза.
В то же время стоящая перед аграрным сектором задача
наращивания продовольствия делала необходимым укрепление личных подворий
населения. В постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров "О личных подсобных
хозяйствах колхозников, рабочих, служащих и других категорий граждан и
коллективном садоводстве и огородничестве" (сентябрь 1977 г.),
"О дополнительных мерах по увеличению производства сельскохозяйственной продукции
в личных подсобных хозяйствах граждан" (январь 1981 г.) и в
Продовольственной программе (май 1982 г.) вновь указывалось на
недопустимость ограничения ЛПХ и рекомендовалось создавать благоприятный
общественный климат для их развития, предполагающий исключение фактов ущемления
этих хозяйств. Для этого нужно было расширять виды и объемы помощи ЛПХ со
стороны общественного сектора, развивать интеграционные связи, колхозам,
совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям вменялось в обязанность
заключать договоры с владельцами ЛПХ на выращивание скота и птицы,
разрабатывать свои планы с учетом развития ЛПХ. Следовало обратить внимание на
выпуск в необходимом количестве техники для подсобных хозяйств13.
Постановления хотя и не вызвали коренных улучшений в
индивидуальном секторе, но дали импульс для его дальнейшего развития. Прежде
всего, изменился социально-психологический настрой. В 60-е годы вокруг
владельцев личных хозяйств была создана атмосфера недоброжелательности.
Повсеместно бытовало мнение, что ведение своего хозяйства развивает стремление
к наживе, обогащению и стяжательству, нередко ведет к хищениям общественной
собственности, нарушению трудовой дисциплины, снижению интереса к общественному
труду. К концу 70-х, в начале 80-х годов ЛПХ стало рассматриваться позитивно,
как фактор пополнения продовольственной базы страны. По отдельным показателям
темпы падения индивидуальных хозяйств замедлились, хотя и незначительно, но
выросла их численность, увеличилась площадь приусадебных участков. Расширялось
взаимодействие колхозов и совхозов с подсобными хозяйствами населения: с
владельцами личных подворий заключались договоры на выращивание скота, птицы и
на закупку излишков молока, мяса, яиц, им оказывалась помощь по вспашке
участков, в заготовке кормов, продаже молодняка. Однако колхозы и совхозы
далеко не полностью удовлетворяли запросы владельцев ЛПХ. Социологический опрос
сельского населения Новосибирской области в 1982 г. показал, что они
выделяли пастбища 79% нуждающихся семей, покосы – 45, продавали
корма – 58, молодняк – 43% семей. Транспорт для перевозки грузов
получили 74% семей14. Кроме того, проводимый в эти годы курс на
укрупнение колхозов, преобразование их в совхозы (с 1959 по 1977 г. в
Западной Сибири количество колхозов уменьшилось в 6 раз, а совхозов увеличилось
в 3,2 раза) и особенно интенсивно развернувшаяся в 70-е годы ликвидация
"неперспективных" деревень имели необратимые последствия для личных
хозяйств. Действующая система расселения означала в сущности активное
вытеснение людей из привычных мест жительства, отчуждала их от земли, от своего
хозяйства, разрывала психологические связи с деревенским укладом. В результате
личное подворье либо уменьшалось по размерам, либо сворачивалось и не
возрождалось. В итоге к 80-м годам в селах Западной Сибири средний размер
приусадебного участка в личных хозяйствах составлял 70% от уровня 1967 г.,
поголовье КРС – 72, коров – 69, птицы – 70%. Если в 1966 г.
не имели никакого скота в своем хозяйстве всего лишь 5,7% семей колхозников и
12,9% семей рабочих и служащих, то в 1972 г. – соответственно 10,5 и
17,7%, а в 1981 г. – 14,4 и 22,0%15. Однако, несмотря на трудности своего
существования, приусадебное хозяйство продолжало оставаться для сельской семьи
средством самообеспечения продуктами питания. В то же время принимаемые в эти
годы постановления относительно ЛПХ были ориентированы прежде всего на развитие
государственного сектора аграрной экономики. Проводимая политика совхозизации,
централизации и концентрации сельскохозяйственного производства объективно
принижала значение индивидуальных хозяйств и не способствовала в конечном итоге
увеличению объемов производства в них, что сказывалось на обострении
продовольственного положения в стране.
Таким образом, произошедшие в 60-е – 80-е годы
изменения в сельской семье, проявившиеся прежде всего в сокращении ее
численности и размера, наряду с другими факторами обусловили сужение сферы
приложения крестьянского труда в своем хозяйстве. Активный процесс
нуклеаризации семей, ведущий к их дроблению, в сочетании с этим объективно
ограничивал возможности ведения подсобных хозяйств. В то же время
противоречивая государственная политика по отношению к ним колебалась от
подавления до поддержки индивидуальных хозяйств.
Однако, несмотря на ограничительные тенденции, ЛПХ
были сохранены, так как являлись при всех сложностях того времени необходимым и
приемлемым условием жизни сельской семьи. Более того, разработка в конце
80-х – начале 90-х годов новой аграрной политики, признающей существование
различных форм собственности, создавала реальные условия для равноправного,
наряду с колхозами и совхозами, функционирования и развития ЛПХ. Оно стало
рассматриваться основой таких форм хозяйствования, как семейный, арендный
подряд и фермерство.
* Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект
№ 98–01–00133).
1 Население Западной Сибири в XX веке. – Новосибирск, 1997. – С.81–82.
2 Синельников А.Б. Новые тенденции структурных изменений семьи // Семья в России. – 1996. – № 2. – С.27.
3 См.: Панкратова М.Г. Сельская семья в СССР (проблемы и перспективы). – М., 1974.
4 Состав семей рабочих, служащих и колхозников, их доходы и жилищные условия. Стат. сборник по материалам единовременного выборочного обследования за сентябрь 1972 года, ч. II. – М., 1974. – С.26–27; Состав семей, доходы и жилищные условия рабочих, служащих и колхозников. Стат. сборник, ч. II. – М., 1989. – С.14, 18.
5 Калугина З.И. Личное подсобное хозяйство в СССР. Социальные регуляторы и результаты развития. – Новосибирск, 1991. – С.121.
6 Новосибирская область отражает средние показатели Западной Сибири; ГАНО, ф.Р-1406, оп.1, д.4001, л.1об.; д.4014, л.2; д.4030, л.2; д.4051, л.2; д.4072, л.2об.; д.4092, л.1об.; д.4133, л.1об.; д.4182, л.1об.; д.4255, л.1об.; д.4338, л.31об.; д.4450, л.1об.; д.4649, л.1об.; д.4860, л.1об.; д.5067, л.2; д.5258, л.2; д.5439, л.2; д.5592, л.43; д.5902, л.2; д.6037, л.2; ф.Р-11, оп.1, д.4801, л.13.
7 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. – Т. 15. – М., 1989. – С.116; Калугина З.И. Личное подсобное хозяйство в СССР… – С.204–205; Славина Л.И. Развитие личных подсобных хозяйств в условиях перестройки // Россия нэповская: политика, экономика, культура. Тез. Всесоюзн. науч. конф. – Новосибирск, 1991. – С.289; и др.
8 Народное хозяйство СССР в 1967 г. – М., 1968. – С.352; ГАНО, ф.Р-11, оп.4, д.78, л.16; д.2687, л.36.
9 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. – Т. 5. – М., 1968. – С.517.
10 ГАНО, ф.Р-11, оп.4, д.78, л.16.
11 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. – Т. 6. – М., 1968. – С.111–113.
12 Народное хозяйство СССР в 1970 году. – М., 1971. – С.58, 519.
13 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. – Т. 12. – М., 1979. – С.104–111; т.13. – М., 1981. – С.533–541; КПСС в резолюциях… – Т. 14. – М., 1987. – С.280.
14 Крестьянство и сельское хозяйство Сибири. 1960–1980-е гг. – Новосибирск, 1991. – С.181.
15 Социально-экономическое развитие сибирского села. – Новосибирск, 1987. – С.184; ГАНО, ф.Р-11, оп.4, д.1408, л.54; д.2706, л.45.