Рецензия на книгу

 

Р.А.Гусейнов. История экономики России. – Новосибирск, 1998. – 352 с.

 

Сегодня не только студенчество, но и все общество остро нуждается в новых и интересных учебниках по экономике России. Плюрализм, который ныне господствует в идеологии и настроениях людей, хорош для исследователя, ибо он позволяет без оглядки "на кнут" углубляться в творческий поиск. Но для самого общества, уже не говоря о студентах, всегда необходим какой-то учебник, который бы, открывая простор мышлению и показывая различные точки зрения, все же бы давал какой-то цельный, "монистический" взгляд на исторический процесс. Особенно это необходимо для истории России, особенности которой, как мы уже убедились сегодня, невозможно объяснить одними европейскими или азиатскими советами. Именно таким высоким требованиям в полной мере удовлетворяет недавно вышедшее учебное пособие Р.А.Гусейнова "История экономики России" (Новосибирск: Изд-во ЮКЭА, 1998. – 352 с.).

Книга состоит из Введения, 7 глав и Заключения под названием "Коротко о будущем"! Прежде всего отметим то, что делает эту книгу первоклассным учебным пособием – это 6 обширных и глубоких содержательных Хронологических обзоров, охватывающих время истории России с раннего средневековья до 1998 г., причем русская история дается в сравнении с аналогичными важнейшими процессами в Европе и в мире. Наглядность достигается великолепная! Этой же задаче служат к каждой главе и вопросы – "Подумаем вместе", причем, составлены они так, что не дают однозначного ответа, а приглашают читателя к размышлению и познанию. Эти же цели преследуются порой даже и в названии некоторых параграфов: так, например, § 2 в 5 главе звучит несколько парадоксально, но очень верно по существу: "Была ли Россия капиталистической?"

Но книга Р.А.Гусейнова больше, чем просто новое учебное пособие; это серьезнейшее научное исследование. Для меня оно заключается прежде всего в том, что автор привлек широкий пласт литературы наших дореволюционных, советских, современных российских и зарубежных экономистов, историков, философов разных школ Европы и США, писателей. В наш век узкой профессионализации это довольно редкое явление в научной литературе, которое свидетельствует о высоком уровне научного синтеза. Во-вторых, книга сопровождается 18 статистико-экономическими таблицами (уже не считая различных диаграмм и схем в самом тексте), которые построены по единой авторской методике (что очень важно) и дают пищу для размышлений серьезным исследователям. Само содержание книги, не говоря уже о чисто профессиональном направлении, наполнено интересными реминисценциями в самые различные стороны истории и культуры России.

Но самое главное, конечно, это теоретические подходы. Я не буду подробно перечислять все те теоретические установки, из которых исходит автор, а отсылаю читателя к самой книге, ибо мои слова не смогут быть такими интересными и убедительными как самого автора. Но два момента хотелось бы отметить.

Прежде всего, как мне кажется, Р.Гусейнов в какой-то мере ставить точку в этом надоевшем русском споре: кто мы – Европа или Азия? Он просто исходит из того, что у России и русского народа свой особый путь развития, не похожий ни на жизнь европейца, ни на китайца; мы лишь время от времени касаемся своей орбитой других стран и народов, а затем опять уходим в неизвестные пространства и времена. Такой подход в науке имеет глубокие исторические корни и опосредован он длительным (и даже постоянным!) господством "раздаточного" принципа экономики, всегда выстраивающего на Руси (независимо от "времен года") "служилое общество". Элементы такого общества присутствовали и в Европе, и в Азии, но нигде они не были столь сильны и постоянны. И надо сказать, что само содержание книги дает обильный материал для такого подтверждения.

Такая теоретическая постановка во многом является "знаковой", ибо свидетельствует, что автору удалось снять другое противоречие, в рамках которого часто плутают авторы – между формационным (марксистским) подходом и цивилизационным. При этом он не отвергает то ценное и интересное, что есть в этих двух теориях, а сплавляет воедино, создавая новую теоретическую базу – "цивилизационную доктрину" (с. 44-45), которая в свою очередь мало похожа на классическую "теорию цивилизаций". Поэтому такие понятия, которые применяет автор как "капитализм", "социализм", "цивилизация" не режут слух как в других работах: они показывают лишь направление развития, но не само содержание. Мне думается, что такой подход вполне оправдан, ибо наши потомки будут эти понятия воспринимать совершенно по-другому, чем мы с вами, еще не отошедшие умом и душой от них.

Говоря о книге Р.Гусейнова нельзя не отметить изящество и эмоциональность (в хорошем смысле слова) мысли и слога: недаром его книга открывается высказываниями столь разных и интересных людей как реформатор и судья над декабристами – М.Сперанский, "лишний" человек николаевской России – М.Лермонтов и тоже "лишний" человек, только сталинского времени, – О.Мандельштам!

Книга Р.Гусейнова не только нужное и полезное учебное пособие, но это еще и интересное, оригинальное научное исследование, важнейших источник по истории развития нашей историко-экономической мысли России конца ХХ в.

 

Д.Я.Резун,
Институт истории СО РАН, Новосибирск