Рецензия на книгу
Р.А.Гусейнов. История экономики
России. – Новосибирск, 1998. – 352 с.
Сегодня не только
студенчество, но и все общество остро нуждается в новых и интересных учебниках
по экономике России. Плюрализм, который ныне господствует в идеологии и
настроениях людей, хорош для исследователя, ибо он позволяет без оглядки
"на кнут" углубляться в творческий поиск. Но для самого общества, уже
не говоря о студентах, всегда необходим какой-то учебник, который бы, открывая
простор мышлению и показывая различные точки зрения, все же бы давал какой-то
цельный, "монистический" взгляд на исторический процесс. Особенно это
необходимо для истории России, особенности которой, как мы уже убедились
сегодня, невозможно объяснить одними европейскими или азиатскими советами.
Именно таким высоким требованиям в полной мере удовлетворяет недавно вышедшее
учебное пособие Р.А.Гусейнова "История экономики России"
(Новосибирск: Изд-во ЮКЭА, 1998. – 352 с.).
Книга состоит из
Введения, 7 глав и Заключения под названием "Коротко о будущем"!
Прежде всего отметим то, что делает эту книгу первоклассным учебным
пособием – это 6 обширных и глубоких содержательных Хронологических обзоров,
охватывающих время истории России с раннего средневековья до 1998 г.,
причем русская история дается в сравнении с аналогичными важнейшими процессами
в Европе и в мире. Наглядность достигается великолепная! Этой же задаче служат
к каждой главе и вопросы – "Подумаем вместе", причем, составлены
они так, что не дают однозначного ответа, а приглашают читателя к размышлению и
познанию. Эти же цели преследуются порой даже и в названии некоторых
параграфов: так, например, § 2 в 5 главе звучит несколько парадоксально,
но очень верно по существу: "Была ли Россия капиталистической?"
Но книга
Р.А.Гусейнова больше, чем просто новое учебное пособие; это серьезнейшее
научное исследование. Для меня оно заключается прежде всего в том, что автор
привлек широкий пласт литературы наших дореволюционных, советских, современных
российских и зарубежных экономистов, историков, философов разных школ Европы и
США, писателей. В наш век узкой профессионализации это довольно редкое явление
в научной литературе, которое свидетельствует о высоком уровне научного
синтеза. Во-вторых, книга сопровождается 18 статистико-экономическими таблицами
(уже не считая различных диаграмм и схем в самом тексте), которые построены по
единой авторской методике (что очень важно) и дают пищу для размышлений
серьезным исследователям. Само содержание книги, не говоря уже о чисто
профессиональном направлении, наполнено интересными реминисценциями в самые
различные стороны истории и культуры России.
Но самое главное,
конечно, это теоретические подходы. Я не буду подробно перечислять все те
теоретические установки, из которых исходит автор, а отсылаю читателя к самой
книге, ибо мои слова не смогут быть такими интересными и убедительными как
самого автора. Но два момента хотелось бы отметить.
Прежде всего, как
мне кажется, Р.Гусейнов в какой-то мере ставить точку в этом надоевшем русском
споре: кто мы – Европа или Азия? Он просто исходит из того, что у России и
русского народа свой особый путь развития, не похожий ни на жизнь европейца, ни
на китайца; мы лишь время от времени касаемся своей орбитой других стран и
народов, а затем опять уходим в неизвестные пространства и времена. Такой
подход в науке имеет глубокие исторические корни и опосредован он длительным (и
даже постоянным!) господством "раздаточного" принципа экономики,
всегда выстраивающего на Руси (независимо от "времен года")
"служилое общество". Элементы такого общества присутствовали и в
Европе, и в Азии, но нигде они не были столь сильны и постоянны. И надо
сказать, что само содержание книги дает обильный материал для такого
подтверждения.
Такая теоретическая
постановка во многом является "знаковой", ибо свидетельствует, что
автору удалось снять другое противоречие, в рамках которого часто плутают
авторы – между формационным (марксистским) подходом и цивилизационным. При
этом он не отвергает то ценное и интересное, что есть в этих двух теориях, а
сплавляет воедино, создавая новую теоретическую базу –
"цивилизационную доктрину" (с. 44-45), которая в свою очередь
мало похожа на классическую "теорию цивилизаций". Поэтому такие
понятия, которые применяет автор как "капитализм",
"социализм", "цивилизация" не режут слух как в других
работах: они показывают лишь направление развития, но не само содержание. Мне
думается, что такой подход вполне оправдан, ибо наши потомки будут эти понятия
воспринимать совершенно по-другому, чем мы с вами, еще не отошедшие умом и
душой от них.
Говоря о книге
Р.Гусейнова нельзя не отметить изящество и эмоциональность (в хорошем смысле
слова) мысли и слога: недаром его книга открывается высказываниями столь разных
и интересных людей как реформатор и судья над декабристами – М.Сперанский,
"лишний" человек николаевской России – М.Лермонтов и тоже
"лишний" человек, только сталинского времени, – О.Мандельштам!
Книга Р.Гусейнова не
только нужное и полезное учебное пособие, но это еще и интересное, оригинальное
научное исследование, важнейших источник по истории развития нашей
историко-экономической мысли России конца ХХ в.
Д.Я.Резун,
Институт истории СО РАН, Новосибирск