РЕШЕНИЕ КАДРОВОЙ ПРОБЛЕМЫ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
АКАДЕМИИ НАУК СССР
Одним из феноменов в развитии отечественной науки последних десятилетий можно назвать организацию и деятельность Сибирского отделения Академии наук СССР. Принципы, заложенные в основу его формирования, и вся его история до сих пор привлекают внимание не только отечественных, но и зарубежных исследователей. Современная кризисная ситуация в науке не могла не затронуть этот крупнейший региональный научный комплекс. Но даже в условиях резкого снижения финансирования научным центрам и институтам Отделения в целом пока удается сохранять ранее созданный научный потенциал и получать существенные результаты фундаментального и прикладного характера.
Таким образом, “запас прочности” Отделения оказался довольно высоким. Какие истоки лежат в основе его жизнестойкости в условиях, когда другие научные центры и наукограды в значительной степени утратили возможности для развития научных направлений? Думается, что на этот вопрос нельзя ответить, не зная истории СО РАН и истории людей, которые в конце 50-х
– 60-е годы формировали за Уралом научные коллективы, развивали научные школы и направления.В середине 50-х годов существовали различные варианты развития региональной науки. Разработка концепции развития науки в восточных районах страны была вызвана сформулированной на государственном уровне задачей ускоренных темпов экономического освоения территорий за Уралом. Один из вариантов концепции базировался на традиционном подходе эволюционного, постепенного превращения существовавших в регионе филиалов Академии наук СССР в крупные научные центры на местах за счет пересмотра профиля их деятельности, структуры, ориентации на большую специализацию научных исследований. Этот вариант был
разработан руководителями АН СССР и сразу вызвал среди научной общественности Сибири и Дальнего Востока неоднозначную реакцию из-за несоответствия декларируемого и реального статуса филиалов.Анализ ресурсных возможностей Западно-Сибирского, Восточносибирского, Якутского и Дальневосточного филиалов АН СССР показывал, что для реализации задач, которые ставились перед учеными региона, не было достаточных условий. Общими проблемами для всех филиалов были слабое финансирование исследований и материально-техническое обеспечение учреждений. Хотя наращивание кадрового потенциала сибирской науки в 50-е годы шло активно, темпы роста его численности в филиалах существенно отставали от общеакадемических. Всего в регионе в середине 50-х годов работало не более
3,5% от общего числа научных сотрудников АН СССР.Но главная проблема заключалась не столько в количественном недостатке научных работников, сколько в их качественных характеристиках. Под влиянием региональной ориентации исследований сложилась своеобразная структура “филиальской” науки. Профиль специализации научных работников определялся однотипным для всех филиалов набором тематики, которая отдавала предпочтение геологическим, географическим, биологическим исследованиям. В соответствии с этими направлениями сформировалась отраслевая структура научных кадров. Так, почти треть научных работников Якутского и свыше трети Дальневосточного филиалов вели геологические и географические исследования, практически треть кадров Западно-Сибирского филиала занимались прикладными техническими разработками, и т.п. Дальнейшая специализация филиалов на отдельных направлениях исследований неизбежно сдерживала развитие фундаментальных исследований, междисциплинарной тематики.
При относительной достаточности специалистов с ученой степенью по таким направлениям исследований как технические науки, биология и геология, остро ощущалась их нехватка по физико-математическим, химическим, экономическим специальностям. По нашим данным, в составе Западно-Сибирского филиала представители физико-математических специальностей составляли менее
1%, Якутского –2%, а в других их не было вовсе. Отсутствие крупных специалистов по ведущим направлениям науки в регионе затрудняло не только организацию исследований, но и подготовку кадров по новым научным направлениям. В ряде академических структур из-за дефицита специалистов с ученой степенью проблема кадров руководителей научных подразделений решалась посредством совместительства или приглашения на работу по договору из центральных учреждений.Восточные подразделения АН СССР не в состоянии были обеспечить качественно иной уровень исследований, сопоставимый с центральными институтами страны. В их структуре отсутствовали коллективы, способные оперативно переключиться на разработку фундаментальных проблем. Научная политика, направленная на превращение существующих филиалов в центры, способные решать вопросы и теоретического плана, и изучения производительных сил региона, в сложившихся к середине 50-х годов условиях социально-экономического развития не могла реализоваться успешно. Требовался иной подход к решению этой проблемы.
Альтернативный сценарий организации науки на востоке страны постепенно вызревал в среде ученых, выразителями интересов которых стали академики М.А.Лаврентьев, С.А.Христианович, С.Л.Соболев. Для реализации замысла, состоявшего в том, чтобы создать на территории Сибири и Дальнего Востока сеть комплексных научных центров, впервые организационно объединяемых в так называемое территориальное отделение Академии
– Сибирское, т.е. вынесенное за пределы Москвы и Ленинграда, сложились определенные предпосылки. В первой половине 50-х годов наука по ряду причин оказалась в числе приоритетов государства. Средства, выделяемые на ее развитие, позволили быстро нарастить темпы подготовки кадров через вузы и увеличить число научных работников. Вскоре избыточность научных кадров стала отчетливо ощущаться в столичных городах. Концентрация кадров достигла такой степени, что реализация творческих возможностей ученых оказалась затрудненной. Становилась актуальной задача перераспределения научного потенциала, накопленного в Центре, в пользу других регионов страны.В научном сообществе планы развития науки обсуждались в контексте необходимости общей организационной перестройки науки. Многие ученые отчетливо видели недостатки советской науки: зависимость от идеологических установок и в связи с этим искусственные барьеры для развития тех направлений, которые оказались в немилости у политического руководства; ограниченные возможности для развития новых направлений исследований, которые все больше принимали междисциплинарный характер и которые было сложно развивать в силу сложившейся структуры институтов и монополии отдельных научных школ в центральных НИУ; наконец, отсутствие благоприятных условий для реализации творческого потенциала научной молодежи.
Концепция организации комплексного научного центра на востоке страны, по их мнению, представляла удачный вариант разрешения сложившегося противоречия между потребностями экономического развития и развития самой науки. Оригинальной была не только организационная форма нового центра, но и предлагавшаяся кадровая политика по отношению к ученым: они должны были получить такие условия для работы, которых не было в Центре: свободу научного поиска, в том числе и в тех отраслях, которые были “опальными” в условиях столицы, комфортный уровень жизни, возможность быстрой научной карьеры.
Ученые-организаторы менее всего хотели следовать привычному лозунгу “кадры решают все” в сталинской трактовке. В данном случае проблема кадров была вписана в контекст общей схемы развития науки, и присутствовало понимание, что кадры
– лишь одна из составляющих научного потенциала. Хотя проблему кадров рассматривали как приоритетную, было очевидно, что без мощного финансового и организационного обеспечения переток кадров из европейских НИУ на периферию не произойдет. Были продуманы стимулы для такого перетока, которые учитывали статус ученых, их положение в служебной и социальной иерархии. Был учтен и психологический фактор – преодоление представлений о Сибири как далекой окраине.Интуитивно организаторы Сибирского отделения пошли по пути институционализации неформальных коммуникаций в науке. Ученым, которые обладали известностью, была предоставлена уникальная возможность сформировать из учеников и единомышленников исследовательские коллективы. Привлекательным обстоятельством была относительная свобода действий, когда кандидату на пост директора будущего института предоставлялась возможность набрать штат по своему усмотрению и работать по выбранной тематике. Принцип формирования институтов “под директора” преследовал конкретную цель: в этом случае за Урал переезжали не просто специалисты-одиночки, а люди, объединенные общими научными интересами. На этапе такого “освоения” Сибири удержать кадры мог лидер, чьи установки и ориентации разделяли его ученики и коллеги.
Именно второй вариант, несмотря на сопротивление ряда администраторов науки, получил поддержку партийно-государственных кругов. После принятия постановления, о создании Сибирского отделения АН СССР, наступила пора перевода этого варианта в практическую плоскость.
Период
1958–1959 гг. стал временем бурного роста числа сотрудников институтов Новосибирского научного центра, формирование кадрового состава шло по нескольким направлениям. Некоторые институты набирали сотрудников в Москве, сделав базовыми столичные НИУ, и затем, по мере создания подходящих условий для работы, переводили их в Сибирь. Другие институты зачисляли в штат одновременно и в Москве, и в Новосибирске, третьи – только в Новосибирске. Каждый институт прошел оригинальный путь формирования, однако; общим был принцип комплектования институтов: создание ядра сотрудников из способной молодежи, прошедшей школу под руководством крупных ученых.В институтах физико-математического и химического профиля Новосибирского научного центра (ННЦ) выходцы из европейской части СССР составляли свыше
90%, в биологических – 90, в технических – около 70%. В организованных в рамках Отделения институтах новые направления исследований были не просто продекларированы, а обеспечены кадрами, получившими современную подготовку и навыки научной работы в условиях столичных городов. Беспрецедентный в истории советской науки переток интеллектуального потенциала из Центра на периферию как по количественному, так и по качественному составу стал возможен благодаря нетрадиционной кадровой политике.Несколько десятков ведущих ученых были избраны членами Академии наук СССР на специально выделенные для Сибирского отделения вакансии при условии, что они переедут в Сибирь. Новые члены Академии представили в СО АН СССР практически все основные направления естественных и общественных наук и возглавили институты, отделы, лаборатории. Эта группа ученых стала своеобразным ядром кадровой системы Отделения и проделала большую работу по приглашению в новые институты кандидатов и докторов наук, молодых специалистов и аспирантов, для которых, в свою очередь, также создавались льготные условия для переезда.
Необходимо признать, что если для кандидатов наук перспектива профессионального роста оказалась достаточным стимулом, чтобы перейти на работу в новый центр науки, то специалистов с ученой степенью доктора наук можно было привлечь только сбалансированным развитием научных учреждений и инфраструктуры. Кризисная ситуация со строительством новосибирского Академгородка в
1959 г. повлияла на принятие окончательного решения о переезде на работу в СО АН СССР многих приглашенных докторов наук. В целом и в последующие годы темпы роста численности докторов наук за счет внешнего источника оказались недостаточными: ряд новых институтов Новосибирска и Иркутска в течение двух-трех лет не имели в своем кадровом составе специалистов с докторской степенью. Поэтому должности зав. лабораториями, отделами и секторами замещали кандидаты наук или “неостепененные” сотрудники.В результате массового приема на работу в новые институты молодых специалистов пропорции между старшими и младшими научными сотрудниками существенно отличались от общеакадемических. В научных учреждениях СО АН СССР образовался значительный резерв научных работников, потенциал которых еще предстояло реализовать. Поэтому одной из главных задач кадровой работы в организационный период стало создание предпосылок для профессионального роста молодых ученых.
Интеграция науки и образования, создание многоуровневой системы подготовки кадров, начиная со средней школы и кончая подготовкой докторов наук, имели своей целью обеспечить квалифицированными кадрами прежде всего районы Сибири и Дальнего Востока. Высокие темпы подготовки специалистов позволили снять дефицит
работников в НИИ и вузах. Создание Сибирского отделения АН СССР серьезно усилило позиции академической науки в регионе, позволив ученым решать те задачи, которые ставились на повестку дня еще в середине 50-х годов.Можно сделать вывод, что кадровая политика наиболее успешно реализовалась в Новосибирском научном центре. Хотя принципы комплектования кадров распространялись на все новые институты СО АН СССР, массовый переезд ученых из Центра в другие города Сибири и Дальнего Востока не состоялся. Так, в Иркутске, втором по величине и значимости научном центре Отделения, выходцы из европейской части составляли в новых институтах всего
10–15%.Организация Сибирского отделения АН СССР изменила картину распределения кадров академической науки по отдельным регионам. В
1961 г. численность научных работников за Уралом по сравнению с “досоановской” возросла более чем в три раза. Наиболее крупным научным центром стал Новосибирск: здесь к концу организационного периода сосредоточились половина всех научно-исследовательских институтов и 54% научных кадров Отделения. Идея создания в сжатые сроки на востоке страны крупного научного центра реализовалась успешно применительно к ННЦ. Основанный в Новосибирске наукоград за счет высокой концентрации научно-технического потенциала, уникального экспериментального и опытного оборудования, высококвалифицированных научных кадров и ведущих научных школ мирового уровня обеспечил в рамках существовавшей модели организации советской науки “рывок” в развитии исследований в стратегически значимых для того времени областях науки и техники.1997
г Институт истории СО РАН, Новосибирск