Н.Д.ЗОЛЬНИКОВА

ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННАЯ ВЛАСТЬ
В СТАРООБРЯДЧЕСКОМ ТОЛКОВОМ АПОКАЛИПСИСЕ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ
XX В.

Отношение к официальной власти в старообрядчестве довольно быстро после его возникновения окрасилось, как это сейчас хорошо известно, в эсхатологические тона. В дальнейшем почти во всех ответвлениях староверия были как умеренные течения, склонные к компромиссу с государством и его органами, так и радикальные. Именно последние разрабатывали теорию о близком пришествии антихриста, о порабощении мира его слугами. На каждом отрезке истории создавались оригинальные истолкования событий в свете предсказаний Откровения Иоанна Богослова, когда в очередной эсхатологический вариант включалась конкретика времени. Здесь можно вспомнить старообрядческие разработки о царях-антихристах (Алексее Михайловиче, Петре 1, Николае 1), теорию о “расчлененном” антихристе (имелась в виду череда Самодержцев, являвшихся его воплощением), а также теорию о духовном антихристе, прибывшем в мир не персонифицированно, а поразившем его духовно1.

Старообрядческое творчество в области эсхатологии особенно активизировалось в периоды преследования староверия официальными властями: церковью в союзе с государством или же только государством. После Октября довольно быстро начался такой очередной период, когда старообрядчество попало под преследования вместе с другими конфессиями. По крайней мере на Урале и в Сибири это вызвало очередной взрыв эсхатологических ожиданий, и, соответственно, новые самобытные “надстройки” к прежним вариациям на тему о конце света, как устные, так и письменные. Ряд таких сочинений XX в. стал известен Новосибирскому археографическому центру в 1990-е годы и некоторые из них уже введены в научный оборот2.

Плоды этого творчества староверов практически до последнего десятилетия нашего века хранились в глубокой тайне. Одно из уральских сочинений подобного типа создавалось в устной форме со времени смерти Сталина, когда некоторая “оттепель” сделала возможной более открытую проповедь новейшей эсхатологии в старообрядческой среде без угрозы немедленного ареста. Письменное оформление своих представлений о конце света автор (или авторы) сочинения завершили только в 1980-е годы. Нам уже приходилось писать об этом произведениииллюстрированном (лицевом) толковом Апокалипсисе, вышедшем, по-видимому, из среды уральских беспоповцев часовенного согласия3. Рукопись представляет из себя ряд фотокопий с иллюстраций рукописного же Апокалипсиса начала XX в., которые сопровождаются комментариями одного или нескольких авторов. Комментарии рукописи многослойны (имеются даже на самих фотокопиях) и появились они тоже, возможно, не одновременно.

Обратимся к отразившимся там политическим воззрениям староверов. Как и большинство последователей старой веры, автор уральского сочинения считает, что конец света начнется с событий в России: “явится гнев Божий с Москвы и на весь земной шар”, “и будет всемирная война последняя, все государства передерутся за российскую землю”4. Связывать конец мира с духовным крушением России, последнего оплота истинной веры, начали еще в XVII в., после создания “теории трех отступлений” (“отпадение” католиков, униатов и, наконец, русских православных последнее староверы связали с реформой Никона). Однако уральский сочинитель выступает против того, чтобы уже церковного реформатора патриарха Никона считать, как некоторые, антихристом. Антихрист должен распространить свою власть на всю землю, а о Никоне этого сказать нельзя (л.14 об.).

“Последний антихрист” связан, по мнению старообрядческого писателя, с появлением советской власти. Древний апокалиптический зверь с семью головами и десятью рогами, который должен выйти из моря, осмысливается по-новому. Теперь это советская власть, вышедшая из народа. Истолкование народа как моря имеет давнюю традицию, к тому же и антихрист, по Откровению, выходит из моря (Откр. 13.1).

Семь голов зверя, равно, как и десять его рогов, трактуются как выдающиеся вожди или предтечи советской власти, начиная с Маркса и Энгельса и кончая последними генеральными секретарями ЦК КПСС5. Уральский автор приводит старинную поговорку: “Что у Бога, то и у сатаны” (вероятно, имеется в виду, что сатана всегда пытался извратить божественные дела, по-своему копируя их), и весьма нетрадиционно раскрывает эту поговорку на конкретном материале российской новейшей истории. Он утверждает, что у сатаны тоже есть своя Троица: это Маркс, Энгельс и Ленин (л.38 об.). Обыгрывает уралец и интернациональный лозунг рабочего класса “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”, считая, что это призыв объединяться под печатью антихриста (л.47 об.).

Нам уже приходилось писать о другом старообрядческом истолкователе Откровения Иоанна Богослова о.Симеоне, который в 1920-е годы также считал этот лозунг принадлежащим антихристу. По Писанию, рассуждал о.Симеон, в последние времена единую волю и силу на земле будут иметь только слуги антихриста, в современном же мире вне национальных границ единым оказался только пролетариат, который уже и одержал первую победу в России6. В уральском сочинении нет текстуальных заимствований из произведения о.Симеона. Однако на Урале его монастырь хорошо знали, поскольку он был основан в Западной Сибири выходцами с Урала и пополнялся во многом таковыми же; между староверами обоих регионов существовала тайная переписка. Связь уральцев с монастырем не прерывалась до его разгрома в 1951 г. уже в бассейне нижнего Енисея. Следственное дело арестованных тогда староверов показывает, что сочинения о.Симеона широко распространялись, и скорее всего, на Урале их знали. Следовательно, не исключено и знакомство автора позднейших уральских толкований на Апокалипсис с идеями о.Симеона.

Возмущаясь, видимо, кем-то из своих одноверцев, высказавших, наверное, недоверие к его теоретическим построениям, уральский старовер восклицает: “Даже никониане-еретики сказали, что последний антихрист это советская власть, когда эта власть начиналась” (л.106). Сам же он толкует апокалиптического коня рыжего как советскую власть (рыжий то есть красный). Именно советская власть, по мнению сочинителя, принесла то глобальное смятение в народе, которое предрекал Господь своим апостолам, отправляемым на проповедь его учения: “Предаст же брат брата на смерть и отец сына” (Мф. 10.21). Интересно, что слова эти не из Апокалипсиса, но в старообрядческой среде упорно используются для характеристики “последнего времени” (л.47). Со времени появления советской власти, пишет уралец, “восстали брат на брата, сын на отца, отец на сына, сосед на соседа, кто-то за красных, кто-то за “белых”, кто-то за земли и пашни свои. И так пошли расколы, и кровь полилась” (л.42 об.). Он дает свой комментарий к рисунку, где изображена, по его мнению, драка старика со своей старухой. Такая трактовка живо напоминает прежде всего о мотиве “злой жены”, сатанинского сосуда7, очень популярном в демократической, в том числе и старообрядческой литературе. Старуха в уральском сочинении оказалась пособницей антихриста. Комментарий же к рисунку близок по своей форме к лубку, так долго бытовавшему в народной среде: автор прибегает к раешному стиху. Старуха, вступившая в партию, “и говорит... старику: Отдавай земли! А старик на нее поднял дубину и сказал: Антихристовых коммунистов из ружья убью, а землю не отдам подобру, и в колхоз я не пойду” (л.47).

Может быть, слова эти родились из воспоминаний юности, но хорошо известно, чем кончились для крестьян попытки антиколхозных восстаний, так что похвальба “старика” в исторической перспективе выглядит явно напрасной. Накал этого отрывка, несомненно, вызван и личным счетом к власти. Автор мимоходом горько замечает: “Я до 7 лет рос без молока, и корову отобрал Сталин, негодяй” (л.48 об.). Для характеристики “сталинского времени” вообще используются самые мрачные краски: его олицетворяет апокалиптический Черный конь, когда власти, вспоминает уралец, завладели всей землей, крестьян заставляли на частных коровах боронить пашни и задавили народ огромными налогами (л.43).

Ленину и Сталину (как главным фигурам советской власти) автор уделяет в своей книге очень много внимания. Он даже делает попытку связать их имена с знаменитым “звериным” числом Откровения – 666. Сложите любое из этих имен, предлагает старовер, из спичек по правилам написания почтовых индексов (последние, очевидно, воспринимаются им как одна из “новин” антихристовой цивилизации), и окажется, что спичек использовано 15, как и для числа 666 (л.6 об.). Правда, уралец здесь, несомненно, занимается “подгонкой”: чтобы количество спичек и элементов числа совпало, ему приходится пойти на нарушение правила и изобразить букву “С” в имени Сталина с помощью двух, а не трех линий. Подобные упражнения в старообрядческой среде не новость: и столетия назад они видели “звериное число” в различных терминах или именах властителей, подчас искажая слово, чтобы все сошлось (так, “расшифровке” подвергалось титулование “император”, имя “Наполеон” и т.д.).

И еще один (традиционнейший для старообрядческой эсхатологической литературы) образ можно встретить в уральской рукописи. Это образ павшего Вавилона, безбожного города, который отождествляется с предавшейся во власть сатаны Москвой. Недавно известный уральский археограф В.И.Байдин исследовал рукописный лицевой Апокалипсис XVIII в., иллюстрированный талантливым художником-старообрядцем П.Ф.Заверткиным, “одним из основоположников горнозаводского старообрядческого иконописания” на Урале. По наблюдениям В.И.Бай-дина, в качестве олицетворения Вавилона изображена у Заверткина именно Москва8. Не исключено, что оба лицевых Апокалипсиса принадлежат к крайним хронологическим граням уральской старообрядческой художественной и литературной традиции. Близость трактовок можно обнаружить и в других образах. Так, Заверткин изобразил в качестве вавилонской блудницы, сидящей на семиглавом звере (Откр. 17.3), императрицу Анну Иоанновну, а уральский толкователь XX в. с образом апокалиптической блудницы связал советскую власть (в другом случае Москву как средоточие этой власти) (л.11, 13). Таким образом, трактовка властей предержащих как блудных, неправедных, принадлежащих миру сатаны, нарабатывалась уральским староверием столетиями.

Интересно, что в своих толкованиях уральский старовер принимает и теоретические разработки врагов! Он признает существование в стране строя социализма и даже то, что последний должен эволюционировать к коммунизму (л.109 об.). Одна из характеристик коммунизма его безрыночная сущность, отсутствие денег неожиданно совпала с предсказанием Откровения о том, что в последние времена купцы ничего не смогут продавать (Откр. 18.11); товарообмен будет доступен лишь имеющим печать антихриста (Откр. 13.17). И социализм, и коммунизм у уральского толковника признаки царства антихриста, т.е. имеют знак, обратный теоретическим разработкам марксизма-ленинизма. Подобное использование последних есть все у того же о.Симеона в одном из его сочинений 20–30-х годов.

Как и многие его предшественники в прошлых столетиях, уральский старовер не избежал соблазна попытаться сделать конкретные предсказания о дате конца света, несмотря на ясное указание Евангелия: “О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один” (Мф. 24.36). Ради справедливости стоит отметить, что очень многие старообрядцы помнят об этих словах, отказываясь прогнозировать здесь какие-либо точные даты. И все же в старообрядческой среде долгое время бытовало уходящее корнями в средневековье представление о том, что мир не простоит более семи с половиной тысяч лет. 7500 г. от сотворения мира это 1992 г. от Рождества Христова; в археографических экспедициях не раз приходилось слышать эсхатологические предсказания, приуроченные к этому году или соседним с ним. Видимо, автор уральского сочинения, о котором мы пишем, руководствовался той же легендой, когда писал о начале апреля 1991 г. (древний славянский мартовский год?) или 1992 г., как о возможном времени наступления конца света (л.8, 60, 77, 102 об. и др.). По предположениям толкователя, именно тогда власть окончательно “созреет” для последней битвы со светлыми силами, к тому и должна повести только что объявленная перестройка (л.22 об., 102 об.). Провозглашенный правительством курс на демократизацию не сбивает уральского старовера с его позиций: по его мнению, суть власти не изменится. Сам термин “демократия” (как и “демонстрация”) он, явно используя метод “народной этимологии”, считает производным от слова “демон”, т.е. также принадлежащим миру сатаны (л.32 об.). Любопытно, что отождествление сути доперестроечной и постперестроечной российской власти можно встретить не только в пророчествах уральского старовера, но и в новейшей публицистике, принадлежащей перу образованнейших русских интеллигентов9.

ПРИМЕЧАНИЯ

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект №96-01-0295).

1 Покровскив Н.Н. Тарское “противное письмо” 30 мая 1722 г.// Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. –С.413; Он же. Путешествие за редкими книгами. Гл. 8.–М., 1988; Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988; Байдии В.И. Два ряда портретов XVIII столетия: российские монархи и крестьяне Заверткины// История и генеалогия. Екатеринбург-Париж, 1994. – Вып. 4. – С.48.

2 Герасимов А. Повесть о Дубчесских скитах// Новый мир, 1991, № 9.–С.91–103; Он же. О конце света// Проза Сибири.–1996, 1.–С.278– 286; Зольникова Н.Д. Историко-эсхатологоческое сочинение XX века// Исследования по истории литературы и общественного сознания феодальной России. Новосибирск, 1992. – С.160–190; Она же. Современный писатель-старообрадец с Енисея// Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. – С.283–288; Она же. Сибирские писатели-староверы XX века// Проза Сибири. – 1996, №1.–С. 269–275; Покровский Н.Н. Рукопись сибирских старообрядцев на бересте// Живая старина, 1995, №1. – С.28–39.

3 Зольникова Н.Д. Новейший старообрядческий Толковый Апокалипсис// Сургут, Сибирь, Россия: Докл. и сообщ. междунар. научно-практ. конф. Екатеринбург, 1995. – С.301–310.

4 Собрание старопечатных книг и рукописей Института истории СО РАН, №14/90, л, 1406. Далее ссылки на сочинение даются в тексте статьи курсивом в круглых скобках.

5 См. об этом подробнее: Зольникова Н.Д. Новейший старообрядческий Толковый Апокалипсис. С.308.

6 Зольникова Н.Д. Историко-эсхатологическое сочинение XX века. С.164.

7 Титова Л.В. Беседа отца с сыном о женской злобе. Новосибирск, 1987. – С.293.

8 Бавдин В.И. Два ряда портретов... С.48.

9 См., например, Буртии Ю. “Шестидесятники” перед судом современного конформизма// Лит. газета, 1997, 22 янв.,№3.

© 1997 е. Институт истории СО РАН, Новосибирск