С.А.Красильников

СИБИРСКАЯ ПРОВИНЦИЯ И ЦЕНТР:
КУЛЬТУРНАЯ ГРАНЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ГОДЫ

 

В последнее десятилетие, в первую очередь под влиянием изменений политического характера, публицисты и ученые “обнаружили” и начали активно обсуждать и исследовать противоречия “центр — провинция”, которые в советское время словно не существовали1. Свой вклад в обсуждение проблемы вносят и историки отечественной культуры и интеллигенции. Задача данной публикации видится в том, чтобы более четко обозначить выявившиеся подходы и проинтерпретировать некоторые известные уже в литературе события социокультурного характера 20-х — 30-х годов, имевшие сибиреведческую привязку.

За последние годы состоялось несколько культурологических конференций (Кострома, Иваново, Екатеринбург), в центре внимания которых находилось обсуждение культуры российской провинции и местной интеллигенции сквозь призму взаимоотношения “Центр — периферия”2. Вышло несколько публикаций, в которых историки (В.Л.Соскин, А.А.Данилов, В.С.Меметов) предприняли попытки ретроспективного анализа отмеченной проблемы3.

Статьи носят постановочный характер, сама проблема рассматривается скорее в теоретико-философском, нежели конкретно-историческом плане. Отечественные исследователи сходятся на том, что между центром и провинцией сложились отношения, содержащие элементы конфликтов и противоречий, вызванные тем, что гипертрофия центра объективно ведет к упадку провинции. Дихотомия “Центр-провинция” на протяжении вот уже нескольких веков российской истории воспроизводит, по мнению И.К.Пантина расщепленный тип общественного развития : с одной стороны, модернизирующий центр, с другой — противостоящий ему мир провинции, подвергающийся модернизации4.

По мнению А.А.Данилова и В.С.Меметова, в преодолении сложившегося “раскола между двумя цивилизационными потоками” велики роль и значение позиций провинциальной интеллигенции: “Именно она наиболее органично сочетает в себе лучшие качества как городской (столичной),так и провинциальной (традиционной) культур”5.

Вполне понятное со стороны культурологов стремление дать собственную интерпретацию места культурного фактора в складывании взаимоотношений Центра и регионов, особенно применительно к постреволюционному периоду, привело к возникновению в их среде полемики. Среди исследователей ныне обозначилось два, в известной степени взаимоисключающих друг друга подхода.

В рамках первого из них, достаточно четко и последовательно выраженного в публикациях В.Л.Соскина, феномен советской культуры представлен в качестве культуры особого, тоталитарного типа. Под этим углом зрения им рассматривается и постреволюционная динамика социокультурных связей Центра и провинции. Посредством государственной культурной политики постепенно формировался, а, фактически, насаждался сверху тот тип культуры, который в конечном итоге сглаживал и унифицировал имевшиеся местные социальные, территориальные, этнические и иные особенности. Так, уже первые годы советской власти завершились “мощным утверждением централизаторского начала, что наложило печать на всю последующую историю отношений провинции и центра. В культурной сфере это выразилось в том, что вместо развития подлинно самостоятельного творчества и партнерских отношений, присущих демократическому обществу, утвердились отношения зависимости и подчинения ...”6.

Другое, альтернативное этому суждение как о природе культуры советского общества, так и отношениях в этой сфере Центра и провинции, высказано в ряде работ омских культурологов, в первую очередь, В.Г.Рыженко и В.Ш.Назимовой. По их мнению, советская культура, будучи результатом “общей, но разнонаправленной деятельности “верхов” и “низов” оформилась как уникальный субкультурный сплав, в котором те самые, якобы взаимоисключающие друг друга компоненты (например, революционно-авангардистское и агитационное искусство и народная культура скреплялись не столько прочностью внешних государcтвенно-идеологических скреп, сколько органическим сцеплением тех атомов..., которые... концентрировались в местных культурных гнездах...)”7. Иначе говоря, культура постреволюционного (советского) общества была далека от соответствия тому ее образу, нормам и стандартам, которые конструировались “сверху”. В реалиях же местных социокультурных условий шедший извне нормативный поток подвергался определенной трансформации и сосуществовал в провинции наряду с другими культурными и субкультурными образованиями (эффект “напластования”).

Из сказанного следует, что в современной отечественной исторической культурологии при оценке характера отношений “центр — провинция” одними исследователями делается акцент на то из направлений, что выражается термином “воздействие”, тогда как вторые отдают приоритет аспектам взаимодействия. По сути же, речь идет о различных сторонах и тенденциях постреволюционной социокультурной обстановки, где имело место и подчинение одних культурных потоков другим, и их сочетание, сосуществование, “напластование”.

На наш взгляд культурное взаимодействие периферии (регионов) и Центра представляет собой сложные и многоаспектные отношения нескольких уровней, первый из которых образуют идущие из Центра официальные государственные культурные установки, другой представлен профессиональной культурой, и третий — местными (локальными) культурными образованиями.

Первый из названных уровней взаимодействия и олицетворяет то, что обозначается понятием “воздействие” и формирует сферу государственной культурной политики, которая реализуется посредством деятельности институциональных учреждений (система управления различными отраслями культуры, выстроенная по бюрократической вертикали).

Профессиональная культура также институционально оформлена в сети научных, образовательных и иных учреждений, однако внутри нее существуют не только вертикальные, но и горизонтальные связи и отношения на групповом (корпоративном) и личностном уровнях.

Наконец, существуют местные, локальные культуры (“областные культурные гнезда” по терминологии Н.К.Пиксанова), сформировавшиеся и сложившиеся в результате культурно-исторического развития нескольких поколений. Сам Н.К.Пиксанов, будучи известным теоретиком в области краеведения 1920-х годов отмечал три основных, базовых признака устойчивого территориально-культурного образования (“гнезда”): наличие сложившегося круга лидеров-деятелей культуры; постоянная деятельность; обеспечение преемственности (выдвижение старшими младших)8. Безусловно, предложенный подход не является универсальным или исчерпывающим, однако дает возможность под новым и нетривиальным углом зрения рассмотреть системообразующие факторы развития культуры российской провинции.

Предстоит весьма значительная как теоретическая, так и эмпирическая, поисковая деятельность историков для того, чтобы изучить отмеченные выше процессы вертикального и горизонтального культурного взаимодействия, менявшееся соотношение между ними.

Одним из центральных аспектов в такого рода анализе становится выявление характера и форм связей провинции и Центра в сфере культуры. Очевидно, что приоритетное положение занимали официально санкционированные партийно-государственной системой культурные акции, направленные в провинцию директивным образом, сверху вниз. Данный механизм описан в литературе достаточно подробно.

Менее изучен механизм выдвижения и реализации крупных культурных акций по линии “провинция — центр”, инициированных местной интеллигенцией в союзе с региональным руководством Сибири в 20–30-е годы. Среди многочисленных выдвинутых “снизу” инициатив следует выделить ряд программ, потребовавших значительной координации усилий местных и центральных учреждений. К их числу можно отнести публикацию в основном Сибирской советской энциклопедии, участие Академии наук СССР в комплексном экспедиционном изучении национальных районов Сибири (Якутия, Ойротия), сибирской части Урало-Кузбасса, организация шефства Ленинграда над Западной Сибирью.

Указанные акции имели типические черты. В их разработке и воплощении перекрещивались и согласовывались интересы центральной и региональной номенклатур, интересы профессиональных групп интеллигенции Центра и Сибири.

Рассмотрим один из немногих достаточно результативных примеров совпадения интересов провинции и Центра по линии наращивания научного присутствия Академии наук в сибирском регионе в начале 1930-х годов. Так, еще в 20-х годах Сибирские краевые организации неоднократно обращались к руководству АН с просьбой о проведении в регионе комплексных экспедиционных исследований, учитывая наличие локального прецедента (в Якутии экспедициями АН исследования проводились на протяжении 1925–1931 гг.). Однако реальный сдвиг наметился в конце 1929 г., когда Сибкрайисполком направил обращение не только Президиуму АН, но и Госплану СССР, и Госплан рекомендовал АН активизировать деятельность ученых в Сибири, обещав свое содействие в борьбе за финансовые ресурсы. Интересы Госплана лежали в плоскости необходимости форсированного развертывания работ по Урало-Кузбассу и Ангарстрою, нуждавшихся в срочной научной проработке9.

12 января 1930 г. на заседании Президиума АН в ответ на обращение сибирских властей было принято решение об организации при АН Комиссии по исследованию Сибири, названной впоследствии Сибирской, председателем которой с апреля 1930 г. стал акад. А.Е.Ферсман10. Примечательно, что первоначально в числе деятелей науки, занявших в этом вопросе осторожно-скептическую позицию оказался акад. В.А.Обручев, один из наиболее компетентных ученых в области изучения природных богатств региона. Так, в своем письме к А.Е.Ферсману от 10 февраля 1930 г. он указывал, что анализ имеющихся в его распоряжении данных о состоянии исследования Сибири привел к выводу: “...это дело теперь еще окончательно организовать нельзя ... Свои пожелания Сибисполком точно не формулирует, а говорит в самых общих выражениях ... Мне кажется, что нужно запросить Новосибирск в чем состоят их насущнейшие пожелания, которые не могут быть удовлетворены работой местных учреждений (Отделов геологич. комитетов, Университетов, Технологических институтов, наркоматов и пр.) и только по получении ответа составлять план, иначе получится параллелизм по всем направлениям”11.

Даже создав соответствующую комиссию, АН в лице ведущих ученых предпочитала не форсировать “движение на Восток” и занималась прагматическим согласованием собственных интересов и планов с интересами и планами “регионалов”. Процесс оказался достаточно непростым. Представители Сибкрая (Малкин и Кузьмин) на заседании Комиссии в Ленинграде 14 апреля 1930 г. предложили в качестве модели для развертывания академических экспедиционных работ в Сибири схему, примененную для изучения Якутии (90% средств шло из госбюджета, а 10% — из местного). Кроме этого, сибиряки исходили из того, что местные научные силы, сосредоточенные в крайплане и Обществе изучения Сибири уже обладали значительными разработками, и экспедиции АН должны принять региональные приоритеты и работать в этих рамках.

Известные своими многолетними сибиреведческими исследованиями Б.Н.Городков и А.И.Толмачев отметили наличие типичной коллизии между работниками АН и местными органами, поскольку экспедиции как правило проводились АН по собственным планам и с четко определенными целями, часто специфическими и не совпадавшими с интересами местных властей. Толмачев предложил изменить сложившуюся схему отношений (заказчик — территория, АН — исполнитель работ), отметив, что АН должна будет “сама ставить те вопросы, которые связаны с изучением той или иной территории”12.

Другой аспект дискуссии ученых и “регионалов” касался соотношения фундаментальных и прикладных аспектов в процессе изучения природных ресурсов, в частности, лесных богатств. Точка зрения ученых состояла в том, что в компетенции АН должны быть вопросы комплексного изучения сырьевой базы, тогда как проблемами заготовки, разделки древесины и лесохимии должен заниматься прикладной Институт древесины, и “едва ли АН сможет вложить достаточное количество человеческих сил по этой линии”13.

В октябре 1930 г. Совете по изучению производительных сил АН обсудил и утвердил разработанный Сибирской комиссией и согласованный с краевыми органами план экспедиционных работ на 1931 год на территории Сибири, предусматривавший проведение 17-ти целевых экспедиций ресурсоведческого характера. При этом отмечалось, что требуемые средства значительно превысят совокупные ассигнования из госбюджета на всю экспедиционную деятельность АН в будущем году. У руководства Сибирской комиссии возникло реальное опасение того, что если не добиться у директивных органов понимания “плановой концентрации внимания на изучении Сибирского края”, то “следующие ассигнования будут меньше” и “Сибирь вновь окажется в тени”14.

Однако далее в ход событий вмешался политический фактор. В конце декабря 1930 г. Сектор науки Госплана СССР проинформировал Академию о том, что в связи с последними партийными директивами о приоритетном решении Урало-Кузбасской проблемы (УКП) узким местом грозит стать не проблема финансов, а наличие разработанных планов НИР и их обеспечение научными кадрами из Центра. В сложившейся обстановке Сибирская комиссия интенсивно работала последующие несколько месяцев. В ее составе, помимо прочего, была создана группа по комплектованию кадрами НИР в Сибири в 1931 году15.

На совещании Комиссии 29 января 1931 г. акад. А.Е.Ферсман сообщил о состоявшихся накануне и успешно для АН проведенных переговорах с В.М.Молотовым, благодаря которым АН была обещана финансовая поддержка работ по научному обеспечению УКП16.

Следовало закрепить эту наметившуюся как для сибирских органов, так и для АН позитивную тенденцию в нелегкой межведомственной и межрегиональной борьбе за финансовые и кадровые ресурсы. И в данном контексте предложенная Западно-Сибирскими органами в конце 1930 — начале 1931 гг. инициатива установления шефства Ленинграда над регионом была одинаково выгодна и руководству АН и “регионалам”, пусть и имела характер отчетливо выраженной политической конъюнктуры.

В обращении руководства Запсибкрайисполкома к ленинградскому горсовету и облисполкому от 17 января 1931 г. идеологическое обоснование шефства мотивировалось задачей “закрепить создающуюся связь между Западной Сибирью и Кузбассом, с одной стороны, и Ленинградским пролетариатом — с другой, в целях успешного осуществления Сибирью решений партии и правительства о создании второй угольно-металлургической базы СССР на востоке”17.

В развитие этого обращения крайисполком определял 8 приоритетных направлений шефской помощи, 3 из которых касались кадрового обеспечения (присылка в регион квалифицированных кадров рабочих, руководителей и специалистов; целевая подготовка новых кадров для Кузбасса в ленинградских вузах и техникумах; посылка в Сибирь из Ленинграда на время проведения различных хозяйственных, политических и культурных кампаний бригад, лекторских групп и т.д.), а другие касались создания механизма оказания научной, технической и производственной помощи предприятиям и учреждениям Западной Сибири со стороны профильных им ленинградских. Особое внимание уделялось необходимости “в укреплении связи Сибири и Кузбасса с Ленинградской Академией наук и научно-исследовательскими учреждениями Ленинграда по вопросам научно-технической и исследовательской помощи в деле изучения Сибири”18.

В свою очередь, обязательства сибиряков состояли в том, чтобы сделать “все возможное для улучшения снабжения рабочих Ленинграда сельскохозяйственной продукцией Сибири, а ленинградской промышленности — сибирским сырьем”19.

Шефская кампания, нашедшая отражение как на страницах IV-го тома “Истории Сибири”, так и в ряде специальных публикаций20 в традиционной историографической трактовке оценивалась как общественное движение, имевшее и экономическое, и общекультурное позитивное значение для развития региона. Оснований для радикального пересмотра оценок данного явления нет, тем не менее ряд моментов требует дополнительного изучения и уточнения в свете понимания природы межрегиональных взаимодействий сталинской эпохи. Акция не являлась результатом экспромта и имела взаимоприемлемый для участвовавших в ней сторон характер. Сибирское (а с 1931 г. западносибирское), руководство проявляло понятную настойчивость в установлении официально оформленных и утвержденных договорных связей с руководством крупнейшего, наряду с Москвой, культурного и научно-технического центра, где до 1934 г. располагался и Президиум Академии наук СССР. Это позволяло перевести в общее русло широко тогда практиковавшиеся, но малоэффективные конкретные обращения краевых сибирских организаций в ленинградские — академические, учебные, производственные — с целью оказания региону посильной помощи в решении встававших проблем. В свою очередь, ленинградские руководители также были заинтересованы в упорядочении и минимизации процесса оказания обязательной шефской помощи, адресуя ее конкретному региону и приобретая при этом возможность на получение из госбюджета дополнительных средств и ресурсов под реализацию шефских программ помощи Сибири (увеличение количества целевых аспирантских мест, расходов на экспедиционные исследования в регионе и т.д.). Созданные при АН СССР и Ленинградском университете постоянно действовавшие комиссии, ориентированные на помощь сибирской части Урало-Кузбасса предприняли значительные организационные усилия, чтобы шефство приобрело адресный характер. Помимо подготовки специалистов и направления их в Сибирь на постоянную работу, устанавливалось шефство вузов и научно-исследовательских учреждений над профильными им вузами и учреждениями Западной Сибири (Ленинградский пединститут им. А.И.Герцена над Томским пединститутом и т.д.). Выездная сессия АН, состоявшаяся летом 1932 г. в крупнейших городах Западной Сибири являлась одной из наиболее ярких проявлений культурного патронажа Ленинграда над провинцией, и, одновременно, кульминационной точкой этого движения, активно проявлявшегося только в 1931–1932 гг. Не были реализованы многие из намеченных направлений в плане научного, технического и педагогического сотрудничества, в том числе создания в Сибири филиалов АН СССР и др.

Вместе с тем, описанный выше факт примечателен тем, что дает достаточно отчетливое представление о “сцеплении” интересов различных групп — региональной и центральной политических элит (реализация УКП), региональной элиты и руководства АН (интенсификация научного исследования Сибири), ученых центральных НИУ и местных, сибирских научных коллективов (проведение совместных НИР), вузовских работников провинции и центра (целевая подготовка квалифицированных кадров) и т.д. Есть основания для вывода о том, что если с точки зрения политической и организационной в шефской кампании и преобладал, доминировал элемент воздействия Центра на провинцию, то с точки зрения культурной, интеллектуальной, информационной шел процесс взаимовлияния и взаимообмена между участвовавшими в этом группами интеллигенции — Центра и региона. Естественно, что при громадном различии величин культурных потенциалов Центра (Москвы и Ленинграда) и Сибири даже профессиональные, корпоративные (в данном случае, научные) связи носили характер патронажа, содействия культурным учреждениям и группам региона. Модель отношений, представленная триадой (воздействие — содействие — взаимодействие) имела место и в других сферах культурных отношений “Центр — провинция”, что нуждается в дополнительных исследованиях.

Примечания

* Статья подготовлена в рамках проекта “Сибирская провинция и Центр: культурное взаимодействие в 1920–30-е гг.”, поддержанного РГНФ (грант № 97–01–00114а).

1 Данный феномен описан в одной из последних публикаций В.Л.Соскина: Соскин В.Л. Начальный этап взаимодействия органов советской власти Сибири и центра в области культуры (1917–1920 гг.) // Сибирская провинция и центр: культурное взаимодействие в ХХ веке. — Новосибирск, 1997. — С. 3–5. Подробно о политических аспектах проблемы в послереволюционное десятилетие см.: Шишкин В.И. Москва — Сибирь: история взаимоотношений (1917–1930) // История Сибири: человек, общество, государство. — Новосибирск, НГУ. — 1995.

2 Российская провинция и ее роль в истории государства, общества и развития культуры народа, ч. 1–2. — Кострома, 1994; Интеллигенция, провинция, Отечество: проблемы истории, культуры, политики. Иваново, 1996; Интеллигент в провинции: В 2-х вып. — Екатеринбург, 1997.

3 Соскин В.Л. Центр и провинция — новые “полюса” историографии советской интеллигенции России // Интеллигент в провинции, вып. 2. — Екатеринбург, 1997. — С. 114–118; Данилов А.А., Меметов В.С. Анализ отношений “центр — провинция” и их влияние на деятельность интеллигенции российской провинции // Некоторые современные вопросы анализа российской интеллигенции. — Иваново, 1997. — С. 57–62.

4 См.: Россия в мире XXI в.: материалы обсуждения // Полис. — 1993. — № 2. — С. 34.

5 Данилов А.А., Меметов В.С. Анализ отношений... — С. 61.

6 Соскин В.Л. Начальный этап взаимодействия ... — С. 17–18.

7 Рыженко В.Г., Назимова В.Ш. Советская культура — особый мир или часть отечественного культурного наследия (региональные аспекты проблемы). // Региональные процессы в Сибири в контексте российской и мировой истории. — Новосибирск, 1998. — С. 186.

8 См.: Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. Историко-краеведческий семинар. — М.-Л., 1928. Работы омских историков культуры доказывают плодотворность применения данного подхода в изучении провинциальной культуры.

9 Санкт-Петербургское отделение Архива Российской Академии наук (СПБО АРАН), ф.138, оп.1 (1929), д.57, л.170–171.

10 СПБО АРАН, ф.138, оп.1 (1930), д.70, л.135; д.63, л.49.

11 Там же, д.57, л.144–145.

12 Там же, д.63, л.62.

13 Там же, л.84.

14 Там же, д.70, л.21.

15 Там же, д.68, л.43–47.

16 Там же, д.63, л.24–24об.

17 Государственный архив Новосибирской области (ГАНО), ф.Р–47, оп.1, д.1181, л.83.

18 Там же, л.86–86об.

19 Там же, л.87.

20 История Сибири. Т.4; Сибирь в период строительства социализма... — Л., 1968. — С.419–420; Татаринов В.И. Деятельность партийных организаций Восточной Сибири по подготовке и воспитанию научно-педагогических кадров вузов в годы второй и третьей пятилеток // Деятельность партийных организаций Восточной Сибири по осуществлению ленинского плана строительства социализма и коммунизма. — Иркутск. 1976. — С. 103; Дедюшина Н.А. Подготовка научно-педагогических кадров в сибирских вузах (1920–1941 гг.) // Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917–1941 гг.). — Новосибирск. 1980. — С. 348–349.

У 1998 г. Институт истории СО РАН, Новосибирск