С.П. Нестеров, Я.В. Кузьмин, Л.А. Орлова

Хронология культур раннего железного века
и средневековья Приамурья

В настоящее время в Приамурье по археологическим данным установлена следующая последовательность культур раннего железного века и эпохи средневековья: урильская культура – талаканская, польцевская, тэбаховская культуры (все – польцевское время) – михайловская культура, бурейская группа памятников, найфельдская и троицкая группы мохэской культуры, культура амурских чжурчжэней – владимировская культура. Первые четыре относятся к раннему железному веку, остальные – к средневековью.

Данная группа культур отражает или последовательность их смены в рамках эпохи, или определенный хронологический отрезок. При таком подходе не улавливается с достаточной определенностью сосуществование каких-либо культур, так как они, в силу определенных обстоятельств, могут не нести (или это не фиксируется на конкретном материале) следы взаимовлияния, ассимиляции и других культурных процессов. Одной из важнейших задач в изучении любой культуры является установление ее хронологических рамок и определение места среди археологических культур региона. В решении этого вопроса важную роль играют радиоуглеродные датировки памятников.

В данной работе приводится развернутое обоснование хронологии древних культур раннего железного века и средневековья региона на основании многолетних (1987–1997 гг.) работ авторов в рамках Бурейской археологической экспедиции ИАиЭт СО РАН. Кроме этого, новые датировки получены по материалам прежних раскопок (Михайловского городища, могильника Найфельд, Кочковатки и др.), а также привлечены опубликованные данные по другим памятникам Приамурья1.

Территория, на которой находятся исследованные памятники, включает в себя бассейн р. Амур в пределах России. Несмотря на традиционное деление Амура на Верхний, Средний и Нижний, Приамурье рассматривалось исследователями как единая географическая провинция. При этом в понятие “Приамурье” в зависимости от темы исследования включались различные участки или их сочетание2. Наибольшую сложность в этом плане вызывает участок Среднего Амура – от устья Зеи до устья Уссури. Западная и восточная границы Среднего Амура определяются по геоморфологии долины и характеру течения реки, и древнее население в эти рамки не вписывается (например, мохэ троицкой группы обитали как на Среднем Амуре, так и на Верхнем, вплоть до слияния Шилки и Аргуни; амурские чжурчжэни жили и на Среднем, и на Нижнем Амуре).

Летописные сведения о северной группе шивэй и соотнесение ее с михайловской культурой, известных в Приамурье только к западу от Малого Хингана3, и проживание в это же время хэйшуй мохэ к востоку от этого хребта позволили выделить в Приамурье два больших этно-географических района, названных условно по наиболее крупным притокам Амура Зейско-Буреинским и Сунгарийско-Уссурийским4. Естественной границей между ними является Малый Хинган. Вполне допустимо применение к этим регионам названий Западное и Восточное Приамурье, но следует отметить, что последнее несколько уже Сунгарийско-Уссурийского района, охватывающего междуречье Сунгари и Уссури далеко на юг от Амура.

Для построения хронологической схемы нами было использовано 83 радиоуглеродных датировки, относящихся к 27 археологическим памятникам5. Помимо этого, рассмотрены радиоуглеродные датировки, которые сложно отнести к какой-то конкретной археологической культуре. Всего учтено и проанализировано около 100 радиоуглеродных дат. На рисунке приведены датировки изученных культур и графическое изображение соответствующих им календарных интервалов датировок (±2s)6.

Археологическая характеристика большинства датированных памятников содержится в ряде монографий7.

По урильской культуре имеется 13 датировок. На основании полученных данных можно сказать, что она существовала с XIII по V – начало IV вв. до н. э. (1260–394 гг. до н. э.). Отсутствие значительных “пробелов” в радиоуглеродной хронологии урильской культуры, вероятнее всего, свидетельствует о том, что нами продатированы как ранний, так и поздний этапы ее развития8.

Для польцевской культуры Восточного Приамурья получено 6 датировок, что все еще недостаточно. Они относятся к раннему и среднему этапам культуры9. Дата ЛЕ–652 (1386–928 гг. до н. э.) явно удревнена; остальные датировки укладываются в календарный интервал VIII–III вв. до н. э. (778–204 гг. до н. э.), что позволяет нам говорить о сосуществовании польцевской культуры с поздним этапом урильской культуры в VIII–IV вв. до н. э. Этот вывод соответствует археологическим данным о формировании польцевской культуры на основе урильской10.

Для талаканской культуры Западного Приамурья11 имеется 16 радиоуглеродных датировок (в основном, соответствующих календарному интервалу 1002 г. до н. э. – 530 г. н. э.). Из них только две относятся к Михайловскому городищу (ЛЕ–825) и Букинскому Ключу–1 (СОАН–3744), причем они получены при определении возраста раннесредневековых жилищ михайловской культуры и дают близкие значения. Что касается Михайловского городища, то О.В. Дьякова соотнесла эту дату с более ранним горизонтом, залегающим ниже средневекового12. Присутствие среди коллекции керамики фрагментов талаканской посуды подтверждает справедливость этого вывода. Случай с датой для жилища 2 памятника Букинский Ключ–1 более сложен и не лишен сомнений. Всего для жилища 2 известны три даты, две из которых получены по углю от плах № 3 и 4 рамы-основы и относятся к раннему средневековью (СОАН–3735, СОАН–3743). Радиоуглеродный анализ угля от плахи № 2 этой же рамы-основы (CОАН–3744) показал более древний возраст. Вполне возможно, что эта датировка дает определение возраста для нижнего горизонта культурного слоя, тем более что на этом памятнике есть отдельные находки талаканской керамики, но не исключена и ошибка.

Все другие радиоуглеродные датировки получены для памятника Усть-Талакан, и при этом для каждого объекта имеется несколько определений, иногда трудно соотносимых между собой. Если исходить из датировок конкретных объектов (жилища, яма-погреб), то хронология талаканской культуры будет выглядеть несколько иначе (см. табл.). Учитывая это обстоятельство, ниже приводится детальный анализ усть-талаканских материалов.

Рис. 1. Радиоуглеродные датировки и соответствующие им калиброванные даты
для культур раннего железного века и средневековья Приамурья (±2
a ).

 

Таблица

Варианты датировок усть-талаканских комплексов

Некоторые топографические особенности памятника Усть-Талакан позволяют выделить три комплекса, а найденные в них предметы дают возможность определить относительную внутреннюю хронологию объектов талаканской культуры. В этом плане результаты радиоуглеродного датирования служат определенными реперами.

Наиболее ранним представляется комплекс 1, включающий жилища 5,6,7 (которые были построены в следующей очередности: №6–№7–№5 и одновременно не существовали) и яму-погреб 4.

Согласно калиброванным радиоуглеродным датировкам, время сооружения жилища 6 соответствует трем временным периодам: X–IX вв. до н. э., концу VI–V – началу IV вв. до н. э. и II–I вв. до н. э.; жилище 7 могло быть построено в конце IX– конце VII вв. до н. э., в конце VI–V – начале IV вв. до н. э. или в IV–III – II вв. до н. э. Полученные археологические результаты показывают, что обе постройки практически одновременны. Наиболее древние даты (СОАН–3745, –3746), соответствующие раннему периоду урильской культуры (материал которого на памятнике Усть-Талакан отсутствует), видимо, можно считать ошибочными и исключить из хронологии жилищ 6 и 7.

Радиоуглеродный анализ угля из жилища 5 однозначного ответа не дает. Калибровка даты СОАН–3539 дает временной отрезок начало VIII – конец III вв. до н. э. (±2s), один из интервалов которого – 560–370 гг. до н. э. (±1s), сопоставим с датировкой жилищ 6 и 7.

С другой стороны, по образцу ГИН–8616, дающему при калибровке также три хронологических отрезка, датировка жилища 5 соответствует второй половине I – началу III вв. н. э., что по времени совпадает с датировкой ямы-погреба 4 (I–III вв. н. э.), входящего в территориальный комплекс 1, и близка к дате жилища 4.

Для жилища 4 имеются две радиоуглеродные даты (АА–17214, СОАН–3282). В целом они близки между собой и соответствуют II – концу IV вв. н. э.

Наиболее сложным для интерпретации оказались результаты радиоуглеродного датирования жилища 1. Получены две очень близкие даты по углю (СОАН–3192, –3189) и одна по бересте (СОАН–3281). Первые две датировки соответствуют IV–V вв. н. э., третья – концу II в. до н. э. – II в. н. э. (см. табл.), и соотнести их между собой не представляется возможным.

С одной стороны, если исходить из того, что первые две даты близки к истинному возрасту, то можно допустить, что жилище 1, а также, возможно, жилище 4 существовали в то время, когда в Западном Приамурье, в том числе и на р.Бурее, распространяется михайловская культура раннего средневековья (III–VII вв. до н. э.). С другой стороны, нельзя исключать возможность того, что две поздние даты (СОАН–3192, –3189) связаны с заполнением мусорной ямы, которая была устроена в обрушившемся котловане жилища 1.

Образец обугленной бересты СОАН–3281 взят из-под очага жилища 1, то есть данный образец можно рассматривать как наиболее чистый, а полученную по нему дату конец II в. до н. э. – II в. н. э. – как наиболее достоверную для жилища 1.

Для комплекса 1, куда входят жилища 5–7 и яма-погреб 4, есть два варианта датировки. При первом варианте время существования жилищ 5–7 соответствует V – началу IV вв. до н. э. Это хорошо соотносится с последовательностью сооружения конструкций: №6–№7–№5, но при этом из схемы выпадает яма-погреб 4, хотя в ней найдены ретушированные ножи, как и в жилищах 5 и 7.

При втором варианте время существования жилищ 6–7 относится к II–I вв. до н. э., а конструкции 5 – ко второй половине I – началу III вв. н. э., но при этом жилище 5 синхронизируется с ямой-погребом 4. В целом же при таком варианте выдерживается внутренняя хронология комплекса 1 и становится соотносимой с ним датировка жилищ 1 и 4, а также фрагмента польцевского сосуда (АА–17214), найденного на плечике котлована жилища 4, по нагару которого получена калиброванная дата 32 г. до н. э. – 82 г. н. э. (±1s), или 94 г. до н. э.–126 г. н. э. (±2s)13.

Судя по датировкам усть-талаканских комплексов (см. табл.), талаканская культура существовала или с конца VI в. до н. э. по IV в. н. э. включительно (1-й вариант), или со II в. до н. э. по IV в. н. э. (2-й вариант). В целом, она синхронна польцевской культуре Восточного Приамурья.

Михайловская культура Западного Приамурья охарактеризована 20 радиоуглеродными датами, относящимися, в целом, к календарному отрезку 354 г. до н. э. – 770 г. н. э., но как и в случае с хронологией талаканской культуры, конкретные даты отдельных жилищ получены по сериям радиоуглеродных определений, в результате которых рамки михайловской культуры устанавливаются в пределах III–VII вв. н. э.14 Очевидно, что дата ГИН–7237 (Букинский Ключ–2, жил. 1) ошибочна и может быть из схемы исключена как несоответствующая археологическому материалу. В то же время хорошо видно, что данная культура в бассейне р. Буреи сосуществовала с талаканской культурой (см. рис.). В свете того, что для каждой из этих культур получено достаточное количество датировок, данный вывод можно считать хорошо обоснованным.

Найфельдская группа памятников мохэской культуры, судя по имеющимся восьми датировкам, существовала в интервале 26–1264 гг. н. э. На рисунке 1 хорошо видно, что хронология этой группы разбивается на четыре отрезка, из которых первый (СОАН–3541, могильник Найфельд) синхронен началу кукелевского этапа (I–IV вв. н. э.) польцевской культуры Восточного Приамурья. Так как материал могильника Найфельд не соответствует археологическому материалу польцевской культуры, первый отрезок может быть исключен как ошибочный. Таким образом, остаются три этапа найфельдской группы мохэской культуры, которые в данной публикации выделяются впервые как на основании радиуглеродных дат, так и по различию известного археологического материала: I этап – V–VII вв. н. э., II этап – VIII–IX вв. н. э., III этап – X–XIII вв. н. э.

Троицкая группа памятников мохэской культуры (8 дат) существовала в пределах 690–1390 гг. н. э., то есть одновременно с найфельдской группой в VII–XIII вв. н. э. В отличие от найфельдской группы памятников, которая имела генетические корни в польцевской культуре в восточной части Приамурья, но была пришлой для Зейско-Буреинского района15, троицкая группа для Приамурья была пришлой16. Ее появление в этом регионе можно отнести к VIII в. н. э. и связать с миграцией бохайского населения из Маньчжурии.

По памятникам, относящимся к культуре амурских чжурчжэней Восточного Приамурья, получено 11 радиоуглеродных датировок. Кроме единственной даты СОАН–1630 (630–658 гг. н. э.) (см. рис. 1), остальные укладываются в календарный интервал 882–1257 гг. н. э.

Единственная датировка по памятнику владимировской культуры Западного Приамурья17 соответствует календарной дате 1430–1620 гг. н. э. и ограничивает сверху последовательность средневековых культур региона.

Cреди проанализированных, но не включенных в схему дат имеются такие, которые нельзя отнести с определенностью к какой-либо известной культуре. Так, дата 1425±50 л. н. (СОАН–3286; 540–676 гг. н. э.), полученная по углю из кострища памятника Сухие Протоки–2 на р. Бурее, вполне может быть отнесена к михайловской культуре, так как ее керамика на данном памятнике присутствует. Однако это кострище не связано с жилищем, и поэтому само по себе не идентифицируется с материалами михайловской культуры. Другая дата получена для жилища 3 памятника Усть-Талакан (1175±30 л. н., СОАН–3284; 778–949 гг. н. э.) и сопоставима с хронологией найфельдской и троицкой групп мохэской культуры, но отличается от них лепной керамикой (бурейская группа).

Помимо этого, имеется ряд определений возраста для памятников Сучу (2040±30 л. н., СОАН–1279; 2050±20 л. н., СОАН–789; 2955±35 л. н., СОАН–1660) и Кондон (1200±75 л. н., СОАН–1178; 1950±45 л. н., СОАН–622), которые относятся к раннему железному веку и средневековью, в то время как основная масса археологического материала этих памятников связана с неолитическим слоем. Например, отдельные фрагменты керамики урильской и польцевской культур, а также найфельдской группы мохэской культуры встречены на поселении Кондон18.

Существует также ряд датировок, совершенно не соответствующих археологическим данным. Мы принимаем их за ошибочные, и в большей части случаев не можем объяснить причины столь значительных (до 2000 лет) расхождений радиоуглеродной и археологической хронологий. Тем не менее, мы считаем необходимым представить и такие даты: могильник Шапка, 3500±40 л. н. (ЛЕ–2473) и 3330±40 л. н. (ЛЕ–2474); городище Шапка, 1760±90 л. н. (ГИН–8614); Усть-Талакан, 460±130 л. н. (ГИН–8615).

Анализ радиоуглеродных датировок памятников раннего железного века и средневековья Приамурья подтвердил не только последовательность смены археологических культур, но и их сосуществование на определенных отрезках времени, соответствующих, видимо, переходным периодам. Картографирование памятников показало, что, в отличие от урильской культуры, которая была распространена в Приамурье в целом, в постурильское время формирование культур пошло по схеме разделения их ареалов. В Западном Приамурье за урильской культурой следует (и это подтверждено стратиграфически на ряде памятников в долине р. Буреи19) талаканская культура, которую сменяет раннесредневековая михайловская культура. В Восточном Приамурье следующая за урильской польцевская культура заменяется найфельдской группой мохэской культуры. И только примерно с VIII в. н. э. в Приамурье происходит объединение ареалов культур за счет миграции части населения найфельдской группы мохэ в Западное Приамурье (для Сунгарийско-Уссурийского района они были аборигенным населением, начиная с V в. н. э.) и носителей троицкой группы (или бохайских мохэ) как в Западное, так и в Восточное Приамурье, где они долгое время (по крайней мере, до XIII в. н. э.) сосуществовали друг с другом. Таким образом, на протяжении около 1300–1400 лет (с V в. до н. э. до VIII в. н. э.) развитие культур в Западном и Восточном Приамурье шло разными путями, и причины этого явления требуют специального исследования.

Примечания

1 Семенцов А.А., Романова Е.Н., Долуханов П.М. Радиоуглеродные даты лаборатории ЛОИА // Советская археология. 1969. – №1. – С. 251–261; Деревянко Е.И., Кузьмин Я.В., Нестеров С.П., Орлова Л.А., Сулержицкий Л.Д. Хронология раннесредневековых памятников Приамурья (предварительные результаты) // Гуманитарные науки в Сибири. – 1995. – №3. – С. 93–94.

2 Дьякова О.В. Происхождение, формирование и развитие средневековых культур Дальнего Востока. – Владивосток: Дальнаука, 1993. – Ч. I. – С. 12; Деревянко Е.И. Мохэские памятники Среднего Амура. – Новосибирск: Наука, 1975. – С. 26; Деревянко А.П. Ранний железный век Приамурья. – Новосибирск: Наука, 1973. – С. 8; Медведев В.Е. Приамурье в конце I – начале II тысячелетия: чжурчжэньская эпоха. – Новосибирск: Наука, 1986. – С. 3.

3 Нестеров С.П. Северные шивэй в Приамурье // Традиционная культура востока Азии: Археология и культурная антропология. – Благовещенск, 1995. – С. 105–122.

4 Нестеров С.П. Этно-географические районы Приамурья в эпоху средневековья // Новые материалы по археологии Дальнего Востока России и смежных территорий: Докл. V cессии научно-проблемного совета археологов Дальнего Востока. – Владивосток, 1993. – С. 69–75.

5 Таблицу с полной информацией о датах см.: Нестеров С.П., Кузьмин Я.В., Орлова Л.А., Сулержицкий Л.Д., Джалл Э.Дж.Т. Радиоуглеродное датирование культур раннего железного века и средневековья Приамурья // Обозрение...1994–1997 годы (в печати).

6 Для перехода радиоуглеродного возраста к календарному использовалась компьютерная программа калибровки Гронингенского университета, см.: Van der Plicht J. The Groningen radiocarbon calibration program // Radiocarbon. – 1993. – Vol. 35. – №1. – P. 231–237.

7 Деревянко А. П. Ранний железный век Приамурья. – Новосибирск: Наука, 1973; Он же. Приамурье (I тысячелетие до нашей эры). – Новосибирск: Наука, 1976; Деревянко Е. И. Мохэские памятники Среднего Амура. – Новосибирск: Наука, 1975; Она же. Троицкий могильник. – Новосибирск: Наука, 1977; Медведев В. Е. Культура амурских чжурчжэней, конец X–XI век (по материалам грунтовых могильников). – Новосибирск: Наука, 1977; Он же. Средневековые памятники острова Уссурийского. – Новосибирск: Наука, 1982; Он же. Приамурье в конце I – начале II тысячелетия. Чжурчжэньская эпоха. – Новосибирск: Наука, 1986; Он же. Корсаковский могильник: хронология и материалы. – Новосибирск, 1991 и др.

8 Деревянко А. П. Ранний железный век... – С. 266.

9 Деревянко А.П. Приамурье... – С. 161.

10 Там же. – С. 158.

11 Нестеров С.П. Талаканская группа памятников раннего железного века в Западном Приамурье// Новейшие археологические открытия в Сибири / Матер. IV Годовой итоговой сессии ИАиЭт СО РАН. Дек. 1996 г. – Новосибирск, 1996. – С. 202–205.

12 Дьякова О.В. Типология керамики Михайловского городища и ее значение для стратиграфии памятника// Археология Северной Азии. – Новосибирск, 1982. – С. 83.

13 Джалл Э.Дж.Т., Орлова Л.А., Нестеров С.П., Кузьмин Я.В. Радиоуглеродное датирование пищевого нагара на керамике // Гуманитарные науки в Сибири. – 1996. – №3. – С. 30–32.

14 Нестеров С.П. Северные шивэй в Приамурье... – С. 117.

15 Нестеров С.П. Северные шивэй в Приамурье... – С. 119.

16 Дьякова О.В. О корреляции раннесредневековых культур Приамурья // Материальная культура Востока. – М.: Наука, 1988. – Ч. II. – С. 231.

17 Болотин Д.П. Этнокультурная ситуация на Верхнем Амуре в эпоху позднего средневековья (XIII–XVII века): Автореф. дисс.... канд. истор. наук. – Новосибирск, 1995. – С. 14.

18 Окладников А.П. Керамика древнего поселения Кондон. – Новосибирск, 1984. – C. 4. – С. 64 (Табл. XI:3). – С.69 (Табл. XVI:3). – С. 107 (Табл. LIV:1).

19 Нестеров С.П., Алкин С.В., Богданов Е.С. Исследования на памятниках Букинский Ключ–1 и Безумка // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий / Матер. V Годовой итоговой сесс. ИАиЭт СО РАН, посвященные 40-летию Сибирского отделения РАН и 30-летию Ин-та истории, филологии и философии СО РАН. Дек.1997 г. – Новосибирск, 1997. – С. 262–263.

© 1998 г. Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск;
Тихоокеанский институт географии ДВО РАН,  г. Владивосток;
Институт геологии СО РАН, г. Новосибирск