Г.В. Кубарев, А.Д. Журавлева

ДРЕВНЕТЮРКСКАЯ КЕРАМИКА АЛТАЯ

Исследователями уже рассматривалась и характеризовалась керамика тех или иных археологических культур эпохи раннего средневековья на территории Южной Сибири и Центральной Азии: кыргызов и уйгур1, сросткинской культуры2, культуры чаатас3. Керамика древних тюрок до сих пор не была предметом специального исследования. Одной из основных причин этого является ее малочисленность. Вместе с тем, учет типологического разнообразия и характерных особенностей керамики безусловно важен при общем рассмотрении материальной культуры.

Сразу необходимо отметить, что вся известная на сегодняшний день древнетюркская керамика происходит из погребально-поминальных памятников. Керамика из поселенческих комплексов отсутствует, как и сами публикации по четко датированным древнетюркским поселениям. Находки керамики в древнетюркских погребально-поминальных памятниках Алтая чрезвычайно редки: к настоящему времени известно всего девять целых сосудов, два из которых практически невозможно привлечь к анализу из-за недостаточно качественной публикации, а еще в восьми памятниках обнаружены более или менее информативные фрагменты сосудов. Два сосуда найдены в кургане 22 могильника Кудыргэ4. Это керамические сосуды слабопрофилированной формы с ногтевым орнаментом у края и слегка отогнутым венчиком (рис. 1; 1,2).

Рис. 1. Керамика древних тюрок Алтая и аналогии ей с сопредельных регионов.

1,2 – Кудыргэ, к. 22; 3 – Макажан, оградка; 4 – Юстыд, оградка №2; 5 – Боротал II, к.2; 6 – Юстыд 1, к.8; 7Калбак-Таш, к.2; 8 – Ближние Елбаны IV, м.6; 9 – Монгун-Тайга-57-XXXVI; 10 – тюркский ритуальный курган МТ-57-Х1; 11 – Куркутский комплекс; 12 – Бай-Тайга-59-5; 13 – Барбургазы 1, к.19; 14 – Джаргаланты, к.2; 15 – тюркское погребение на р.Таштык. 1-7, 13 Алтай; 8 – Верхнее Приобье; 9, 10, 12 – Тува; 11 – Прибайкалье; 14 – Монголия; 15 – Минусинская котловина.

 

Плоскодонный сосуд “баночного типа” был найден в мужском погребении в могильнике Курай III, курган 15. Аналогичный по форме сосуд находился в женском захоронении с конем (Курай III, курган 2)6. Крупный фрагмент плоскодонной банки был также обнаружен в погребении 4 могильника Туэкта7.

Сосуд из поминальной оградки Макажан (см. рис. 1; 3) представляет собой грубое подобие вазообразного сосуда – узкое горлышко, плавно расширяющееся тулово8. Орнаментирован резными линиями и налепными шишечками. Дно слегка вогнутое – вероятно изготавливалось на камне или другой подставке с выпуклой поверхностью. Придонная часть крепилась к днищу сбоку таким образом, что спай имеет вертикальное с небольшим наклоном к внешней поверхности направление. Тулово формовалось способом кольцевого ленточного налепа: достоверно фиксируются по спаям 4 ленты. Спаи лент наклонены внутрь. Внутренняя поверхность заглажена щепочкой. Толщина стенок в среднем 0,5 см, но в области плечиков наблюдается утоньшение до 0,2–0,3 см. Верх венчика утолщен за счет отгиба края наружу.

Аналогичен предыдущему по форме сосуд из поминальной оградки №2 с р. Юстыд (рис. 1; 4)9. Он представляет собой толстостенное (толщина стенок 1–1,2 см, толщина дна – 1,5 см), слабопрофилированное изделие с диаметром венчика меньше диаметра тулова. Сосуд орнаментирован двумя поясками прокатки цилиндрического штампа. Технология изготовления: донный начин, причем, придонная часть крепилась к днищу сверху – стык соединения горизонтален, внутренняя поверхность заглажена и только на плечиках изнутри фиксируются следы двух спаев лент. Верх венчика слегка отогнут наружу и утолщен. Внешняя поверхность горловины имеет характерные горизонтальные полоски заглаживания, очевидно, на примитивной вращающейся подставке, однако идентифицировать ее как ручной гончарный круг не представляется возможным – следы вращения довольно короткие, зачастую слегка наклонные.

Боротал II, курган 210. На глубине 15 см в северном углу ямы был найден керамический сосуд (см. рис. 1; 5), тогда как погребение человека с конем находилось на глубине 80 см. Таким образом, сосуд был аккуратно поставлен в своеобразную “нишу” в стене могильной ямы над головой погребенного. Сосуд слабо профилированной горшковидной формы, неорнаментирован. Начин донный, с вертикальным спаем дна и придонной части тулова. Внутренняя поверхность неровная с вмятинами от пальцев, на внешней поверхности прослеживаются следы спаев лент (не менее трех). Верх венчика отогнут наружу.

Юстыд I, курган 8. В богатом древнетюркском погребении мужчины найден небольшой керамический сосуд высотой всего 10 см (см. рис. 1; 6). Сосуд неорнаментирован, горшковидной формы. Технология изготовления: донный начин, спай придонной части с дном вертикальный, тулово изготовлено из одной ленты, верх венчика отогнут наружу. Формовка неаккуратная, асимметричная, стенки толстые относительно небольших размеров сосуда.

Калбак-Таш, курган 211. В захоронении человека с конем в северной части ямы у головы погребенного стоял баночный сосуд с остатками пищи (позвонки барана) (см. рис. 1; 7). По форме он представляет собой небольшую банку-чашу со слегка вогнутым внутрь верхом венчика. Орнаментирован круглыми ямочными вдавлениями по венчику и соединяющими их резными дугообразными линиями. Изготовлен ленточной техникой, предположительно из 2–3 лент. Начин донный с вертикальной линией спая дна и придонной части. Главным отличием этого сосуда является тщательная отделка поверхностей, их аккуратное заглаживание. Сосуд ремонтировался – в верхней части имеются два просверленных отверстия, с помощью которых стягивалась трещина.

Как правило, целые сосуды находят в погребениях, тогда как сосуды использованные при поминальной тризне разбивались – довольно часты находки фрагментов керамической посуды в насыпях курганов, либо в заполнении ям. Фрагменты керамических сосудов найдены в следующих древнетюркских погребениях на Алтае: Юстыд XIV, курган 1; Боротал I, курган 82; Балык-Соок I, курган 10, а также в насыпях курганов: Балык-Соок I, курган 12, 14; Бике I, курган 9. Фрагменты еще одного, по-видимому, слабопрофилированного керамического сосуда горшковидной формы происходят из культового сооружения раннетюркского времени (конец V – VI вв. н. э.) – Кара-Коба, объект 88, кольцо №212. По своим основным характеристикам эти фрагменты керамики близки уже рассмотренным целым сосудам. Исключение составляют, пожалуй, лишь фрагменты сосуда из памятника Боротал I, курган 82. Их отличает высокое качество теста, залощенность стенок, светло-коричневый цвет и наличие необычного для древнетюркской керамики орнамента. Перечисленные особенности позволяют предположить, что эта керамика уйгурского происхождения13. Необычными большими размерами и, возможно, банкообразной формой, судя по склеенной части, выделяются остатки сосуда из насыпи кургана 12 могильника Балык-Соок I. Однако целиком форма и размеры сосуда не восстанавливаются.

Таким образом, все сосуды древних тюрок Алтая объединены одной общей технологической чертой – лепная техника изготовления, совпадающая во многих деталях и такие характеристики как: неаккуратность формовки, грубость формовочной массы, асимметричность форм, преимущественно небольшие размеры и относительно “скудная” орнаментация. По форме и предполагаемому назначению эти сосуды можно разделить на три группы.

Первая группа представлена вазообразными изделиями: диаметр венчика значительно меньше максимального диаметра тулова. Очевидно, в быту сосуды этой группы использовались для хранения жидких продуктов – молочных и спиртных напитков. К ним относятся два экземпляра из поминальных оградок (см. рис. 1; 3,4). Отметим, что сосуды именно этой группы имеют сравнительно “богатый” декор. Эта форма была известна населению Алтая еще в скифское время14. Она получила широкое распространение и среди ранних кочевников соседней Тувы15 и Северо-Западной Монголии16. Интересно отметить, что в поздних пазырыкских курганах появляются сосуды с оформлением верха венчика отгибом наружу17, что в целом было не характерно для ранних кочевников Алтая, но является отличительной чертой сюннуской керамики18.

В погребениях первой половины I тыс. н. э. на Алтае в составе погребального инвентаря керамика практически отсутствует19. Так, в материалах булан-кобинской культуры она представлена тремя неорнаментированными сосудами20. Тогда как на территории Тувы вазообразные лепные сосуды широко представлены как в погребениях21, так и в ритуальных курганах22. Орнамент сосуда из оградки Макажан находит аналогии среди сосудов Тувы предтюркского и тюркского времени. Резные наклонные линии на сосуде сходны с резной штриховкой сосуда из древнетюркского погребения в Монгун-Тайге (см. рис. 1; 9)23, а налепные шишечки характерны как для кокэльской керамики24, так и для чаатинской25. Резной орнамент (прямые, зигзагообразные, наклонные линии и их композиции) часто встречается на кувшинах ранних кочевников Алтая26.

Орнамент сосуда из оградки №2 с р. Юстыд с одной стороны имеет ранние аналогии. На хуннском сосуде из Монголии27, на кувшинах из позднеташтыкских склепов Михайловского могильника на р. Кие в Кемеровской области28, на чаатинских гончарных вазах из Тувы29 прослежен аналогичный технический прием орнаментации – прокатка цилиндрическим штампом с нанесенными на него резными ромбами и треугольниками. Единственное отличие – на алтайском сосуде этот орнамент проще в сравнении с широкими “пышными” поясами на аналогичных сосудах. С другой стороны, во второй половине I тыс. н. э. прокатка цилиндрическим штампом с различными видами геометрических нарезок является характерным элементом орнаментации кыргызских ваз30.

С южным тюркским влиянием связывают исследователи появление плоскодонной посуды в инвентаре погребений сросткинской культуры31. Она представлена небольшими вазообразными сосудами (см. рис. 1; 8).

Вторая группа – сосуды горшковидной формы, слабопрофилированные со слегка выделенным горлом и незначительно раздутым туловом, диаметр венчика приблизительно равен диаметру тулова. К этой группе относится подавляющее большинство сосудов из древнетюркских погребений: Боротал II, курган 2; Юстыд I курган 8; Кудыргэ, курган 22; Курай III, курганы 1,2. Сосуды неорнаментированы за исключением кудыргинских горшочков, украшенных по венчику насечками.

Горшковидная форма керамики появляется на заключительном этапе пазырыкской культуры, что, возможно, связано с влиянием нового населения, появившегося в Южной Сибири в конце I тыс. до н. э. в результате сюннуской экспансии, и продолжает бытовать на протяжении всего I тыс. н. э. Именно такой формы сосуды из Булан-Кобы на Алтае32. Широко представлена посуда горшковидной формы на территории Тувы в могильниках Кокэль33 и Чааты34. В ритуальных курганах гунно-сарматского и древнетюркского времени Тувы наиболее часты находки грубых сосудов горшковидной формы (рис. 1; 10,12)35. Примечательно, в этой связи, что сосуд из ритуального кургана 19 могильника Барбургазы на Алтае36 также горшковидной формы, лепной, небольших размеров, с орнаментом из двух прямых врезных линий (см. рис. 1; 13). С одной стороны, он практически идентичен тувинским из ритуальных курганов гунно-сарматского времени, с другой – алтайским и тувинскому древнетюркским сосудам. Аналогичный горшковидный сосуд был найден в погребении с конем в Монголии (см. рис. 1; 14)37. Горшковидная форма преобладает среди керамики бурхотуйской культуры в Забайкалье38, она близка предтюркской и древнетюркской керамике Алтая и Тувы лепной техникой изготовления, некоторыми особенностями орнамента. Широко представлена горшковидная посуда в погребениях енисейских кыргызов39.

Третью группу составляют баночные сосуды. Они представлены двумя небольшими изделиями из могильников Калбак-Таш, курган 2 и Туэкта, погребение 4. Крупные баночные сосуды для приготовления пищи известны в погребениях ранних кочевников Тувы40 и Монголии41. На Алтае изредка встречаются небольшие закрытые баночные сосуды42 и открытые чаши-миски43, находимые обычно в насыпях курганов скифского времени. Грубые мелкие чаши встречаются и в синхронных погребениях в Туве44. Все эти находки чрезвычайно редки. В первой половине I тыс. н. э. на Алтае получает распространение погребальная посуда банкообразной формы небольших размеров45.

На соседних территориях, испытавших влияние тюркоязычных народов, широкое распространение баночной формы можно отметить у курыкан Прибайкалья46. Сближает алтайскую древнетюркскую посуду с курыканской и орнамент: ямочные вдавления и резные линии – излюбленный мотив погребальной и поселенческой посуды (см. рис. 1; 11). Для енисейских кыргызов баночная форма посуды известна в единичных экземплярах47. Среди тюркских погребений с конем в Минусинской котловине можно отметить находку баночного сосуда в погребении на р. Таштык (см. рис. 1; 15)48.

Таким образом, несмотря на немногочисленность находок керамики в древнетюркских погребально-поминальных памятниках можно сделать некоторые предварительные выводы. Керамика неоднообразна, как кажется на первый взгляд. Она представлена тремя группами сосудов и предположительно можно говорить о преимущественном использовании в определенных целях тех или иных сосудов. Подавляющее большинство этих керамических сосудов использовалось при жизни их владельцев. Они не являются моделями, специально изготовленными для погребений. В пользу этого свидетельствует значительный нагар на многих из них, а в некоторых случаях следы ремонта. Косвенно этот вывод подтверждает и то, что в древнетюркских погребениях неизвестно ни одной категории вотивных вещей.

Практически все указанные группы керамики, так же как технологические элементы, имеют аналогии в керамике предшествующих культур: одни из них традиционны в быту кочевников еще в I тыс. до н. э., форма других начинает развиваться в начале I тыс. н. э. в связи с приходом нового населения, испытавшего влияние сюннуского керамического производства. Свидетельством непосредственного знакомства местного населения с гончарством сюнну являются керамические гончарные печи на р. Юстыд49. Следовательно в формировании древнетюркской алтайской керамической традиции приняли участие и местное и пришлое население.

Широкий ареал аналогичной керамики во второй половине I тыс. н. э. свидетельствует о единой гончарной традиции в среде тюркоязычных народов Южной Сибири, различия же определяются ее развитием в различных этнических образованиях. При таком рассмотрении алтайская керамика древних тюрок предстает отдельным керамическим комплексом в среде родственных керамических комплексов тюркоязычных народов Южной Сибири.

Вместе с тем, необходимо отметить, что такая черта древнетюркской керамики как некоторая ее примитивность (лепная техника изготовления, неаккуратность формовки, грубость формовочной массы и т. д.) с одной стороны, и широкое использование посуды из небьющихся материалов – с другой, свидетельствуют о постепенном угасании традиции керамического производства у древних тюрок Саяно-Алтая. Редкая встречаемость керамической посуды в древнетюркских памятниках может быть соотнесена с практически полным отсутствием керамики у алтайцев50, древнетюркский компонент в этногенезе которых неоспорим. По имеющимся в настоящее время археологическим материалам можно утверждать, что у древних тюрок Алтая наибольшее распространение и разнообразие форм получила “мобильная” посуда из небьющихся материалов – металла (железо, серебро), дерева, “сложносоставные” сосуды (из нескольких слоев дерева, текстиля, органической обмазки) и, возможно, кожаные, тогда как “стационарная” посуда – керамическая отличается примитивностью и чрезвычайно редка. Впрочем, вряд ли это автоматически свидетельствует о большей подвижности и в целом об уровне оседлости древних тюрок по сравнению, например, с кыргызами или уйгурами. Однако неоспоримыми фактами, в том числе, свидетельствующими о своеобразии культуры древних тюрок, могут считаться также отсутствие поселений (не известны на сегодняшний день) и значительно меньшая роль земледелия в комплексном хозяйстве по сравнению с другими тюркоязычными народами Южной Сибири в раннем средневековье.

ЛИТЕРАТУРА

1 Худяков Ю.С. К истории гончарной керамики в Южной Сибири и Центральной Азии // Керамика как исторический источник. – Новосибирск, 1989. – С. 142.

2Адамов А.А. К вопросу о керамике сросткинской культуры // Археология вчера, сегодня, завтра – Новосибирск, 1995. – С. 83–90.

3 Кызласов Л.Р., Мартынов С.В. Из истории производства посуды в Южной Сибири в VI–IX вв. // Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур древнего и средневекового Востока. – М., 1986.

4 Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. – М.-Л., 1965. – С.27,36, рис. 13, 14.

5 Киселев С.В. Курайская степь и Старо-Бардинский район. 1935 // Археологические исследования в РСФСР. 1934–1936 гг. – М.-Л., 1941. – С. 303. Евтюхова Л.А., Киселев С.В. Отчет о работах Саяно-Алтайской экспедиции в 1935 г. // ТГИМ. – Вып. XVI. – М., 1941. – С. 96.

6 Евтюхова Л.А. , Киселев С.В. Отчет о работах ... – Рис. 27.

7 Овчинникова Б.Б. Тюркские древности Саяно-Алтая в VI–X вв. – Свердловск, 1990. – Рис. 31, 17.

8 Кубарев В.Д. Древнетюркские изваяния Алтая. – Новосибирск, 1984. – Табл. ХХХ, 4.

9 Там же. – Рис. 12; 5.

10 Здесь и далее приводятся впервые публикуемые материалы из раскопок Восточноалтайского отряда, руководимого Кубаревым В.Д.

11 Кубарев Г.В. Древнетюркское погребение с р. Чуи // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. – Горно-Алтайск, 1992. – С. 91.

12 Могильников В.А. Культовые кольцевые оградки и курганы Кара-Кобы I // Археологические и фольклорные источники по истории Алтая. – Горно-Алтайск, 1994. – Рис. 17.

13 Кубарев В.Д. Древнетюркские кенотафы Боротала // Древние культуры Монголии. – Новосибирск, 1985. – С. 148.

14 См. напр.: Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. – Новосибирск, 1991. – Рис.12, 13.

15 Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. – М., 1980. – Рис. 49; 2, 4, 5, Рис. 70; 3, 4. Вайнштейн С.И. Памятники казылганской культуры // ТТКАЭЭ, т. II. – М.-Л., 1966. – Табл. I; 9, II; 9, Ш; 12.

16 Цэвээндорж Д. Чандманьская культура // Археология и этнография Монголии. – Новосибирск, 1978. – Рис. 5; 1–13.

17 Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. – Рис. 13; 2.

18 Коновалов П.Б. Хунну в Забайкалье. – Улан-Удэ, 1976. – С. 198.

19 Васютин А.С., Елин В.Н. О хронологических границах Кок-Пашского археологического комплекса из восточного Алтая // Проблемы археологических культур степей Евразии. – Кемерово, 1987. – С. 85–90; Глоба Г.Д. Раскопки курганного могильника Белый Бом II // Археологические исследования в Горном Алтае в 1980–1982 гг. – Горно-Алтайск, 1983. – С. 116–126.

20 Мамадаков Ю.Т. Культура населения Центрального Алтая в первой половине I тыс. н.э.: Дис. ... канд. ист. наук. – Новосибирск, 1990. – С. 95–96, рис. 27; 1, 2.

21 См. напр.: Вайнштейн С.И., Дьяконова В.П. Памятники в могильнике Кокэль конца I тыс. до н.э. – первых веков нашей эры // ТТКАЭЭ. – т. II. – М.-Л., 1966. – Табл. IV; 1, 2, 4; 13, 17, 19; Вайнштейн С.И. Раскопки могильника Кокэль в 1962 г. // ТТКАЭЭ. – т. III. – Л., 1970. – С. 74, табл. II.

22 Грач А.Д. Археологические раскопки в Монгун-Тайге и исследования в Центральной Туве // ТТКАЭЭ. – т. I. – М.-Л., 1960. – Рис. 57, 59; Длужневская Г.В. Курганы-кладбища в Саянском каньоне Енисея // КСИА. – Вып. 170. – Рис. 4; 2.

23 Грач А.Д. Археологические раскопки... – Рис. 32.

24 Вайнштейн С.И., Дьяконова В.П. Памятники в могильнике Кокэль... – Табл. IV; 3–5; Вайнштейн С.И. Раскопки... – Табл. 1; 6,7,15–17,21.

25 Кызласов Л.Р. История Тувы в средние века. – М., 1969. – Рис. 20; 4.

26 См. напр.: Сорокин С.С. Цепочка курганов времени ранних кочевников на правом берегу Кок-Су (Южный Алтай) // АСГЭ. – Вып. 16. – Л., 1974. – Рис. 2; 11, 3; 5, 6, 4; 4, 7; 25, 8; 4, 10; 5, 11; 11.

27 Цэвээндорж Д. Новые данные по археологии хунну // Древние культуры Монголии. – Новосибирск, 1985. – Рис. 8; 1.

28 Мартынова Г.С. Таштыкские племена на Кие. – Красноярск, 1985. – Рис. 110; 2, 114.

29 Кызласов Л.Р. История Тувы... – Рис. 17; 3. Он же. Древняя Тува. – М., 1979. – Рис. 121; 2, 124; 5, 137; 1. Худяков Ю.С. К истории.... – Рис. 3; 1–8.

30 Кызласов Л.Р., Мартынов С.В. Из истории... – Рис. 12; 14. Худяков Ю.С. К истории... – С. 144, рис. 4.

31 Грязнов М.П. История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка. – М.-Л., 1956. – Табл. 56; 4. Могильников В.А. Сросткинская культура // Степи Евразии в эпоху средневековья. – М., 1981. – С. 45. Он же. Два грунтовых погребения сросткинской культуры на Верхнем Алтае // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. – Рис. 1; 9.

32 Мамадаков Ю.Т. Культура населения...

33 Вайнштейн С.И., Дьяконова В.П. Памятники... – Табл. IV; 3,5,10–12,14–17 и др. Вайнштейн С.И. Раскопки... – С. 72, табл. 1.

34 Кызласов Л.Р. История Тувы... – Рис. 17; 2, 4, 19; 1, 20; 1–4.

35 Грач А.Д. Археологические раскопки.... – Рис. 53, 55. Он же. Археологические раскопки в Сут-Холе и Бай-Тайге // ТТКАЭЭ. – т. II. – Рис. 31. Длужневская Г.В. Курганы-кладбища... – Рис. 1; 3–5.

36 Кубарев Г.В. Средневековое погребение с р. Барбургазы // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. – Томск, 1992. – С. 69–71.

37 Евтюхова Л.А. О племенах Центральной Монголии в IX в. // СА. – 1957, №2. – Рис. 7; 5.

38 Асеев И.В., Кириллов И.И., Ковычев Е.В. Кочевники Забайкалья в эпоху средневековья. – Новосибирск, 1984. – С. 68.

39 Грязнов М.П., Худяков Ю.С. Кыргызское время // Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. – Новосибирск, 1979. – Рис. 84; 1,5–9,13–22. Кызласов Л.Р., Мартынов С.В. Из истории... – Рис. 8; 11.

40 Грач А.Д. Древние кочевники... – Рис. 49; 6. Вайнштейн С.И. Памятники казылганской культуры. – Табл. III; 10, 11.

41 Цэвээндорж Д. Чандманьская культура. – Рис. 5; 15–19, 21, 22.

42 Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. – Табл. XXXIX; 1.

43 Могильников В.А., Суразаков А.С. Археологические исследования в долинах рек Боротал и Алагаил // СА, 1980, №2. – Рис. 1; 1, 2, 4.

44 Грач А.Д. Древние кочевники... – Рис. 49; 1, 3.

45 Худяков Ю.С., Скобелев С.Г., Мороз М.В. Археологические исследования в долинах рек Ороктой и Эдиган в 1988 г. // Археологические исследования на Катуни. – Новосибирск, 1990. – С. 143.

46 Асеев И.В. Прибайкалье в средние века. – Новосибирск, 1980. – Табл. I,VI,VII, XXX;3, рис. 15, 16, 23, 26, 27, 38, 48.

47 Кызласов Л.Р., Мартынов С.В. Из истории... – Рис. 15; 119, 58, 135.

48 Нестеров С.П. Погребение с конем на р. Таштык // Археология Северной Азии. – Новосибирск, 1982. – Рис. 1; 2.

49 Кубарев В.Д., Журавлева А.Д. Керамическое производство хуннов Алтая // Палеоэкономика Сибири. – Новосибирск, 1986. – С. 101–119.

50 Тощакова Е.М. Кожаная и деревянная посуда и техника ее изготовления у южных алтайцев // Материальная культура народов Сибири и Севера. – М., 1976. – С. 182.

© 1998 г. Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск