Ю.С. Худяков

Реконструкция узды из древнетюркского погребения
на могильнике Ибыргыс-кисте*

В предметном комплексе культуры древних тюрок Южной Сибири и Центральной Азии одно из ведущих мест занимает конская сбруя. Особенности убранства верхового коня во многом определяли этнографический облик древнетюркской культуры. Не случайно изучению этой темы посвящены обстоятельные статьи и разделы в монографических исследованиях А.К. Амброза, С.И. Ванштейна, А.А. Гавриловой, Д.Г. Савинова, К.Ш. Табалдиева, Л.Р. Кызласова, В.А. Могильникова и других ученых1. Для реконструкции конской узды, характерной для древнетюркской культуры, важное значение имеют находки остатков оголовья из сыромятных ремней с металлическими бляшками, пряжками и подвесками, которые при раскопках древнетюркских памятников в Саяно-Алтае встречаются достаточно редко2. В этой связи несомненный интерес представляет находка узды с хорошо сохранившимися ремнями оголовья и бронзовыми позолоченными бляшками из древнетюркского мужского погребения с конем на могильнике Ибыргыс-кисте в Минусинской котловине.

Могильник Ибыргыс-кисте был исследован автором настоящей статьи в 1983 г.3 Памятник расположен в неширокой лощине между гор, в долине р.Ут, на правобережье р. Абакан, к западу от дороги Усть – Табат-Койбалы, в 3 км от с. Койбалы, в Бейском районе Республики Хакасия. Курган № 4, в котором была обнаружена хорошо сохранившаяся кожаная узда, находился в цепочке из четырех курганов, между курганами №№ 3 и 4. Во всех четырех курганах этой цепочки были обнаружены древнетюркские погребения с лошадьми (рис. 1).

  Рис. 1. Погребение в кургане №4 могильника Ибыргыс-Кисте.

До начала раскопок курган № 4 имел пологую, интенсивно задернованную кольцевую насыпь из массивных песчаниковых плит и обломков рваного камня. Диаметр насыпи – 6 м, высота – 0,1 м. В процессе расчистки надмогильного сооружения было выявлено, что насыпь сложена в виде не вполне симметричного кольца, шириной в 2–3 слоя. В центре кургана провал над могильной ямой, лишенный камней. Внутри кольцевой насыпи, с восточной стороны, находилась неглубокая яма, диаметром – 1,5 м, глубиной – 1 м. В этой яме обнаружен развал костей лошади; позвонки, ребра, лопатки, кости конечностей. Под насыпью находилась глубокая могильная яма с уступом. На уступе, на глубине 1,4 м был обнаружен скелет, череп второго коня и кости барана. На дне могилы, на глубине 1,8 м, находилось погребение человека.

 

Уступ и дно могильной ямы несколько смещены относительно друг друга по длинной оси могилы и отделены наклонной стенкой из деревянных бревен. Скелет коня находился на уступе. Он лежал на животе, с подогнутыми ногами, голова повернута в сторону погребенного человека. Ориентирован головой на юго-запад, в ту же сторону, что и человек. На черепе коня сохранились кожаные ремни узды с бронзовыми позолоченными накладками, в зубах – железные удила. В области шеи, под ремнями узды и накладками сохранились остатки мягких тканей и кожи с гривой коня. Рядом находился череп второго коня с отверстием в теменной части. На костях крупа находились ребра, берцовые кости фаланги второго коня. Подле них лежал череп овцы.

Уступ отделен от дна могильной ямы рядом наклонно стоящих деревянных бревен, вероятно, перекрывавшими подбой. На дне могилы лежал скелет взрослого мужчины, центрально-азиатского монголоида с отдельными чертами южносибирского типа4. Скелет погребенного лежал на спине, вытянуто, головой на юго-запад. Поверх скелета был положен железный палаш в деревянных ножнах, обернутых узкой полоской бересты. Вдоль правой ноги погребенного находился берестяной колчан с карманом, внутри которого находились стрелы с деревянными древками и разнотипными железными наконечниками. Поверх колчана и правой руки погребенного лежали обрывки ремней портупеи колчана с бронзовыми бляшками и пряжками. Железный крюк от колчана лежал между бедренных костей погребенного. На левом бедре умершего находилась железная пластина. Рядом лежал железный черешковый кинжал. На грудных позвонках человека лежала бронзовая бляшка. В области таза и левого локтя находились фрагменты сильно коррозированных железных предметов. Вдоль правой ноги, между бедренной костью и колчаном, лежали обломки деревянной палочки. Возможно, это обломки рукоятки плети. Вдоль правой ноги, от колена до ступни, находились два железных стремени, железные и бронзовые пряжки, бляшки с обрывками седельных ремней. Поверх ступней погребенного лежали кости ноги овцы.

Судя по особенностям конструкции надмогильного и внутримогильного сооружения, обряда погребения и сопроводительного инвентаря, исследованное захоронение относится к числу древнетюркских захоронений с конями со Среднего Енисея5. Погребенный в кургане № 4 могильника Ибыргыс-кисте древнетюркский воин был положен на дно могильной ямы, в подбой, в одежде и с оружием, на спине, в вытянутом положении, был ориентирован головой на юго-запад. В ногах погребенного помещено седло со стременами и нога овцы. Подбой перекрыт наклонными бревнами. На уступе помещен взнузданный конь. Он был положен на живот с подогнутыми ногами, ориентирован головой в ту же сторону, что и человек. Голова коня повернута в сторону умершего человека. Возле головы коня помещена голова второго, заколотого коня. Рядом с крупом положили голову овцы. Часть туши заколотого коня сложили в отдельную яму, рядом с могилой внутри кольцевой насыпи.

В Минусинской котловине встречались древнетюркские погребения под плоскими кольцевыми насыпями, в подбоях могильных ям, со скелетами коней на уступах, с одинаковой ориентировкой человека и коня в одну и ту же сторону на юго-запад6. По характеру погребальной обрядности и инвентарю группа древнетюркских погребений с конем из могильника Ибыргыс-кисте имеет наибольшее сходство с впускными захоронениями в насыпях тагарских курганов на могильниках Сабинка I и Кирбинский Лог на юге Хакасии7. По облику сопроводительного инвентаря впускные погребения из памятников Сабинка I и Кирбинский Лог датируются VIII–IX вв. н. э.8 Древнетюркские погребения с конем из могильника Ибыргыс-кисте, судя по находкам стремян с пластинчатой петлей без перехвата, плоских железных наконечников стрел, типа томаров и овально-крылатых, в составе колчанного набора в кургане № 4 должны относиться к IX–X вв. н. э.9

Среди находок предметов конской сбруи специального рассмотрения заслуживают детали оголовья с фрагментами кожаных ремней, на которые прикреплены пряжки, бляшки, обоймы и начельник. Хотя узда сохранилась не полностью, обрывки ремней с фурнитурой зафиксированы с том положении, в каком они были зафиксированы на черепе коня, что позволяет реконструировать ее первоначальную конструкцию. Железные удила в зубах у верхового коня подверглись сильному воздействию коррозии. Сохранились обломки двух звеньев в месте соединения и обломок правого звена с прямым стержневым псалием и дополнительным кольцом для крепления повода.

От узды сохранились фрагменты нащечных, наносного, налобного и затылочного ремней. На отдельных участках оголовья сохранились двухслойные ремни. От правого нащечного ремня сохранился фрагмент двухслойного ремня, завязанного узлом в месте соединения с наносным ремнем. Этот участок украшен удлиненно-шестиугольной накладкой с орнаментальной компо0ицией, включающей две пламенеющие жемчужины – “чинтамани” и цветок смоквы. Накладка крепилась к ремню шпеньками и железной пластиной с тыльной стороны ремня. Выше ремень становился двухслойным и скреплялся прямоугольной обоймой с ячеистым орнаментом. Вслед за обоймой крепилась восьмерковидная бляшка с орнаментом в виде двух розеток. Далее располагался узел, которым связывались нащечный и наносный ремни. От дальнейшего продолжения этих ремней, вслед за узлом, сохранилось два небольших фрагмента, украшенных укороченными шестиугольными бляшками с изображениями жемчужины в огне (Рис. 2, 2). Выше нащечный ремень снова становится двухслойным. Он украшен последовательно, снизу вверх, удлиненно-шестиугольной накладкой с изображением двух пламенеющих жемчужин и цветка смоквы, обоймой с ячеистым орнаментом, тремя укороченными шестиугольными бляшками с пламенеющими жемчужинами. Выше оба слоя ремня соединены пряжкой с сердцевидной рамкой (Рис. 3, 3). Судя по подобной системе крепления, в данном месте верхний слой нащечного ремня можно было затянуть потуже и закрепить язычком пряжки. От левого нащечного ремня сохранился фрагмент из двух слоев, украшенный удлиненно-шестиугольной накладкой с двумя пламенеющими жемчужинами и цветком смоквы, обоймой с ячеистыми орнаментом и восьмерковидной бляшкой с розеткой и тремя лепестками. Судя по сужению ремешка выше он завязывался в узел, аналогично правому нащечному ремню (см. рис. 2, 3). От ответвления наносного ремня сохранился небольшой фрагмент с укороченной шестиугольной бляшкой и изображением жемчужины в огне. (см. рис. 2, 5). На наносном ремне, кроме двух укороченно-шестиугольных бляшек, крепился начельник – небольшая квадратная бляшка с конической невысокой трубочкой для плюмажа (рис. 2, 4). Выше на участке нащечного ремня, он снова становится двуслойным и украшен удлиненно-шестиугольной накладкой с двумя пламенеющими жемчужинами и цветком смоквы и тремя укороченными шестиугольными бляшками с изображением пламенеющей жемчужины.

Рис. 2. Фрагменты узды из погребения в кургане №4.

Рис. 3. Фрагменты узды и колчанной портупеи из погребения в кургане №4.

Вместо обоймы и пряжки левый двухслойный ремень перетянут на данном участке двумя петлями из узкого сыромятного ремешка (рис. 4, I). Затылочный ремень соединен из двух ремешков. С каждой стороны он украшен удлиненно-шестиугольной накладкой с двумя изображениями чинтамаки и цветком смоквы, и тремя укороченными шестиугольными бляшками с изображением жемчужины в огне. Оба ремешка соединяются пряжкой и обоймой на затылочной части (см. рис. 3, 2). Не вполне ясна конструкция налобного ремня. За черепом коня вместе с затылочным сохранился значительный фрагмент ремня с одной дуговидной бляшкой, украшенной округлым выступом и двумя концами в виде рыбьих хвостов (см. рис. 2, I). Еще одна подобная бляшка с ячеистым орнаментом, изображающим чешую с рыбьим хвостом обнаружена рядом с удилами, с правой стороны черепа коня (см. рис. 2, 6). Если эти бляшки сохранили свое первоначальное положение, то придется признать, что узда имела значительную асимметрию. Остается неясной конструкция оголовья в месте соединения нащечных ремней с подшейным и подчелюстным. Поскольку эти ремни не имели металлических украшений, они не сохранились.

Рис. 4. Фрагменты узды, седельных ремней и колчанной портупеи в кургане №4.

 

 

 

 

Рис. 5. Реконструкция узды из кургана №4.

В реконструированном виде узда должна была состоять из двух нащечных, наносного, налобного, затылочного и подчелюстного ремней. В местах соединения нащечных ремней с наносным они связывались узлами. Вероятно, такая же система крепления была и в местах соединения нащечных, налобного и затылочного ремней. В каких местах к нащечным присоединялись подшейный и подчелюстной ремни, в точности, не ясно.

Ремни оголовья богато украшены пряжками, накладками, разными типами бляшек и обоймами. Их расположение, в основном, подчинено симметрии, хотя некоторые отличия в расположении украшений узды с правой и левой стороны и на соединительных ремнях имеется. В составе узды было 6 удлиненно-шестиугольных и 16 укороченных шестиугольных бляшек. Все они располагались симметрично, чередуясь с другими бляшками на нащечных, наносном и затылочном ремне. Восьмерковидные бляшки располагались симметрично, на нащечных ремнях, ниже узла, соединяющего нащечные с наносным ремнем. Отсутствует симметрия в расположении обойм, пряжек и дуговидных бляшек. Узду украшал один начельник.

Удлиненно-шестиугольные бляшки украшены композицией из двух пламенеющих жемчужин и цветка смоквы. На укороченных шестиугольных бляшках присутствует только пламенеющая жемчужина. В составе уздечного набора эти накладки и бляшки ориентированы таким образом, чтобы чинтамани всегда оказывалась языком пламени вверх.

Изображение пламенеющей жемчужины является одним из самых распространенных канонических символов в торевтике Южной Сибири и Центральной Азии VIII–X вв. н. э. Он играл важное символическое значение в манихейской и буддийской культовой атрибутике. В буддизме этот символ является одной из семи драгоценностей Будды10.

К числу буддийских благопожелательных символов относится, помимо чинтамани – пламенеющей жемчужины, изображение цветка смоквы и парных рыб. Присутствуя в орнаментике сбруйной фурнитуры, эти символы должны были нести охранительную функцию и одаривать исполнением желаний11.

Интересно, что накладки и бляшки с канонической благопожелательной символикой присутствуют в составе инвентаря древнетюркского воина, погребенного в кургане № 4 на могильнике Ибыргыс-кисте, не только в качестве украшений узды, но и седельных ремней и портупеи колчана (см. рис.4, 3, 4). Из-за сильной фрагментарности конструкция этих ремней в точности не восстанавливается, в составе колчанной портупеи присутствовали пряжки с гладким щитком, сердцевидные и прямоугольные бляшки с округлым концом без орнамента (см. рис. 3, I, 4, 5; 4, 2, 5, 6).

Уздечные и седельные накладки и бляшки с каноническим орнаментом изготовлены из бронзы, но были покрыты позолотой и выглядели очень нарядно, свидетельствуя о достаточно высоком социальном статусе погребенного древнетюркского воина12.

Древние тюрки оказались в Минусинской котловине в результате знаменитого успешного похода тюркского войска в 711 г.13 В середине VIII в. они лишились своей государственности, поскольку II Восточнотюркский каганат пал под ударами уйгуров в 745 г. Кок-тюрки, оставшиеся на Енисее, смогли сохранить свое этнокультурное своеобразие в кыргызской этнической среде до конца I тыс. н. э.14 Судя по находкам в могильнике Ибыргыс-кисте и других памятниках Минусинской котловины они сохранили свой достаточно высокий социальный статус в кыргызском государстве, являясь союзниками кыргызских каганов в деле укрепления центральной власти и длительной войне с уйгурами. Вероятно, в результате успешной войны с уйгурами среди кыргызов и минусинских тюрок получила распространение поясная и сбруйная фурнитура с манихейской и буддийской канонической символикой, воспринятая от уйгуров и населения Восточного Туркестана.

ПРИМЕЧАНИЯ

* Работа выполнена при поддержке РГНФ (грант № 98–01–00338).

1 Амброз А.К. Стремена и седла раннего средневековья как хронологический показатель (IV–VIII вв.) // Сов. археология. – 1973. – №4. – С. 92–93; Вайнштейн С.И. Некоторые вопросы истории древнетюркской культуры (в связи с археологическими исследованиями в Туве) // Сов. этнография. – 1966. – №3. – С. 77–79; Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ – как источник по истории алтайских племен. – М.-Л., 1965. – С. 80–87; Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. – Л., 1984. – С. 131–137; Табалдиев К.Ш. Курганы средневековых племен Тянь-Шаня. – Бишкек, 1996. – С. 35–43; Кызласов Л.Р. Древняя Тува (от палеолита до IX в). – М., 1979. – С. 136–140; Могильников В.А. Тюрки // Степи Евразии в эпоху средневековья. Археология СССР. – М., 1981. – С. 37–38.

2 Худяков Ю.С., Кочеев В.А. Древнетюркское мумифицированное захоронение в местности Чатыр у с. Жана-Аул в Горном Алтае // Гуманитарные науки в Сибири. – 1997. – №3. – С. 14–16.

3 Худяков Ю.С. Раскопки могильников Ах-хол и Ибыргыс-кисте // Археологические открытия 1983 года. – М., 1985. – С. 248.

4 Определение антрополога В.А. Дремова.

5 Худяков Ю.С. Кок-тюрки на Среднем Енисее // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. – Новосибирск. 1979. – С. 195–196.

6 Там же. – С. 195.

7 Савинов Д.Г., Павлов П.Г., Пульс Е.Д. Раннесредневековые впускные погребения на юге Хакасии // Памятники археологии в зонах мелиорации Южной Сибири. – Л., 1988. – С. 83–99.

8 Там же. – С. 101.

9 Худяков Ю.С., Хаславская Л.М. О пламевидном орнаменте в южносибирской торевтике // Рериховские чтения 1984 года. – Новосибирск. 1985. – С. 244–249.

10 Терентьев А.А. Опыт унификации музейного описания буддийских изображений // Использование музейных коллекций в критике буддизма. – Л., 1981. – С. 36.

11 Худяков Ю.С., Хаславская Л.М. О пламевидном орнаменте... – С. 249.

12 К сожалению эти ценные находки, которые могли был украсить с 1983 года находится на реставрации в реставрационной лаборатории ИА СО РАН.

13 Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. – М.-Л., 1951. – С. 41.

14 Худяков Ю.С. Кок-тюрки на Среднем Енисее. – С. 206.

© 1998 г. Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск