А.В. ВАРЕНОВ

ЮЖНОСИБИРСКИЕ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ РАННЕЙ И ПОЗДНЕЙ
БРОНЗЫ В ВОСТОЧНОМ ТУРКЕСТАНЕ
*

Целью данной работы является анализ памятников афанасьевской и карасукской эпох из Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, сопоставимых с эпонимными южносибирскими культурами, уточнение их хронологии и ареалов распространения. Ввиду ограниченного объема журнальной статьи, автору пришлось отказаться от рассмотрения андроновских находок из Восточного Туркестана и такой категории археологических источников, как наскальные изображения.

Эпоха ранней бронзы

Открытие “афанасьевских” памятников. Одним из важнейших памятников Северного Синьцзяна является могильник Кээрмуци, расположенный в уезде Алтай. Он был открыт в ходе археологической разведки по поиску и описанию древнетюркских каменных изваяний летом 1961 г. и именно благодаря их присутствию [Ли Чжэн, 1962]. Раскопки производились во второй половине 1963 г. под руководством И Маньбая и Ван Минчжэ [И Маньбай, 1981]. Первыми исследователями могильник был признан разновременным и разнокультурным и на основе не всегда оправданных китайских аналогий датирован тысячелетием от эпохи Западной Хань (III в. до н. э.) до эпохи Тан (VII в. н. э.). В середине 80-х годов появляются сведения об “афанасьевско-андроновском могильнике” Гумугоу в районе оз. Лобнор [Ван Бинхуа, 1983; Хань Кансинь, 1986]. Тогда же Му Шуньин и Ван Минчжэ датировали часть погребений из Кээрмуци 1200–700 гг. до н. э. в силу сходства найденных там кремневых наконечников стрел, каменных сосудов, литейных форм, бронзовых ножей и “керамических яйцевидных сосудов различных типов с карасукской культурой из района Южного Алтая в Советском Союзе” [Му Шуньин, Ван Минчжэ, 1985, с. 4]. Другую часть погребений и находок Кээрмуци, в том числе и “керамическую чашу доу” они приписали современникам саков – племенам хуцзе (уцзе) эпохи Чжаньго – Зап. Хань (V–III вв. до н. э.) [Му Шуньин, Ван Минчжэ, 1985, с. 7]. Своей точки зрения Му Шуньин придерживался и в начале 90-х годов, сопоставляя форму и орнамент яйцевидных сосудов из Кээрмуци с “типичными изделиями карасукской культуры Казахстана” [Му Шуньин, 1993, с. 181, 210]. В середине 90-х годов другие китайские археологи Ван Линьшань и Ван Бо также делят материал Кээрмуци (у них этот топоним транскрибируется уже как Цемуэрцекэ или Цемурцек) на несколько групп, относящихся к эпохе бронзы и раннего железа [Ван Линьшань, Ван Бо, 1995, с. 91], причем чашу доу они сравнивают с афанасьевскими курильницами из Южной Сибири, а яйцевидные сосуды – и с афанасьевской, и с карасукской керамикой [Ван Линьшань, Ван Бо, 1995, с. 89].

Первые упоминания о Кээрмуци в отечественной литературе встречаются в конце 80-х годов [Восточный Туркестан, 1988, с. 148–149]. В работах Ю.А. Заднепровского начала 90-х годов “по всему комплексу находок (яйцевидные, бомбовидные, баночные сосуды, курильницы на поддоне, кремневые наконечники стрел и др.) могильник (Кээрмуци – А.В.) находит прямые аналогии в памятниках афанасьевской культуры Сибири III – нач. II тыс. до н. э.” [Заднепровский Ю.А., 1993, с. 99; Заднепровский Ю.А., 1992, с. 120]. У Вл.А. Семенова “афанасьевские памятники в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на оз. Лобнор и в местечке Кэрмуцци” (так в тексте – А.В.) фигурируют уже как достаточно известный факт [Семенов В.А., 1993, с. 26]. В.И. Молодин и С.В. Алкин, тщательно проанализировав материал могильника Гумугоу на оз. Лобнор, поставили под сомнение “правильность афанасьевской и андроновской культурной идентификации” этого памятника. Вместе с тем, они включили северную часть Синьцзяна в ареал распространения афанасьевской культуры, поскольку там “известны, по крайней мере, два могильника – Кэрмуци (почти на границе с Россией) и Туцю (правильно – Сыдуйтуцю- А.В.) в районе Урумчи, в которых обнаружена классическая для афанасьевской культуры керамика” [Молодин В.И., Алкин С.В., 1997, с. 38].

“Афанасьевская” керамика Синьцзяна. В действительности “прямые аналогии в афанасьевской культуре” из всей “классической” керамики Кээрмуци имеет только найденный в каменном ящике М 24 пиалообразный сосуд на коническом поддоне (рис. 1: 1, 2), именуемый по-китайски доу и сопоставимый с сибирскими курильницами [Вадецкая Э.Б., 1986а, с. 50–51]. Три остальных образца “афанасьевской” керамики из Кээрмуци обнаружены в пределах оградки М16, но вне каменных ящиков и грунтовых могил, которых там шесть. Эти сосуды яйцевидной формы заметно отличаются по характеру орнаментации от афанасьевских. Один, похожий по абсолютным размерам и общим пропорциям на афанасьевский горшок из стоянки Тоора-Даш в Туве [Семенов В.А., 1982, с. 220], сплошь покрыт скомпонованными на манер чешуи веерообразными фестонами, составленными из дугообразных линий от прокатки роликового штампа или качалки с косой насечкой, хотя не исключено, что это оттиски витого шнура (см. рис. 1: 3,4).Другой украшен в верхней части тулова четырьмя кольцевыми рядами ямочных вдавлений, оставленных острой палочкой (см. рис. 1: 5,6). Третий, неорнаментированный яйцевидный горшок из М16 не опубликован.

Яйцевидные сосуды из Кээрмуци не единственные на территории Синьцзяна. Два горшка такой формы найдены в 1976 г. крестьянами при обработке земли на стоянке Сыдуйтуцю (буквально “земляной холм четвертой бригады”), расположенной на территории большой бригады (деревни) Каньэрцзы (у Ван Линьшаня и Ван Бо фигурирует “могильник Каньэрцзы”) в уезде Цитай Синьцзян-Уйгурского автономного района, у северных предгорий Тянь-Шаня, примерно в 450км к юго-юго-востоку от Кээрмуци, по другую сторону Джунгарской котловины [Сюэ Цзунчжэн, 1982, с. 23]. У одного, высотой 14 см, с устьем диаметром 11,5 см, прямой венчик отделен от плечиков горизонтальным налепным валиком с пояском защипов и украшен косой ромбической сеткой резных линий, а тулового орнаментировано наклонными “лесенками”, составленными, насколько можно судить по фотографии, тоже из резных линий, оттисками заостренной палочки и, возможно, гребенки (см. рис. 1: 12). Второй сосуд фрагментирован и не показан на иллюстрации.

Орнаментация первого сосуда из Сыдуйтуцю (Каньэрцзы) для афанасьева необычна, зато встречает неожиданные аналогии в Осинкинском могильнике на Алтае, датированном автором раскопок Д.Г.Савиновым X–VIII вв. до н. э. [Савинов Д.Г., 1975, с. 98–99]. Там так же, как и в Кээрмуци, вне могил найдено четыре попарно расположенных вверх дном яйцевидных сосуда, один из которых украшен по венчику косой сеткой между двумя рядами жемчужника, а ниже, по плечикам, наклонными лесенками (см. рис. 1: 11). По Н.Л. Членовой, дата этого сосуда с “косо поставленными заштрихованными полосами, типичными для ирменскко-большереченских памятников”, “скорее VII, чем VIII–VII вв. до н. э.” [Членова Н.Л., 1994, с. 35]. Правда, в Туруновке-4, на которую она ссылается, косая сетка и наклонные лесенки, судя по публикации, встречаются порознь, а горшки плоскодонные [Молодин В.И., 1985, с. 156–158].

Другая пара горшков из Осинкинского могильника – “митровидная”, круглодонная,причем один сосуд украшен по венчику тремя рядами ямочных вдавлений вертикальной палочкой (см. рис. 1: 13), чем близко напоминает образец из Кээрмуци (ср. рис. 1: 5,6). Стоит сразу заметить, что сосуды из Осинкинского могильника с диаметром по венчику около 35 см и высотой 50–60 см гораздо крупнее, чем их аналоги из Синьцзяна. Близкий к одному из китайских по размерам и тождественный по форме и орнаменту горшок (рис. 1: 14) обнаружен вместе со створкой литейной формы для кельта-лопатки (рис. 1: 15) и медной пластиной летом 1976 г. в погребении в каменном ящике из разрушенного кургана в с. Озерном Онгудайского района Республики Алтай [Погожева А.П., Кадиков Б.Х., 1979, с. 80; Абдулганеев М.Т., Кирюшин Ю.Ф., Кадиков Б.Х., 1982, с. 59–60; Кубарев В.Д., 1988, с. 80–81].

 

Рис. 1. “Афанасьевские” древности из Синьцзяна и их аналоги.

1-10 – из Кээрмуци (Цемурцек) в уезде Алтай (1, 2 – из погребения в большом каменном ящике М24; 3-6 – из оградки М16, но вне погребений; 7-10 – из оградки М17, но вне погребений); 12 – из Сыдуйтуцю (Каньэрцзы) в уезде Цитай; 11, 13 – из Осинкинского могильника в Усть-Пристанском районе Алтайского края; 14, 15 – из кургана у с.Озерное в Онгудайском районе Республики Алтай. 1-6, 11-14 – керамика, 7-10, 15 – камень. Пары 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 изображают одно и то же изделие. Все прорисовки, кроме 11, даны в одном масштабе. Масштаб фонографий разный. 11 – по Н.Л.Членовой, 13 – по Д.Г.Савинову, 14, 15 – по В.Д.Кубареву. Масштабирование выполнено автором.

Бронза и каменный инвентарь. В свете находки из Озерного весьма примечательно открытие в Кээрмуци в пределах оградки М17, но вне расположенных там погребений в каменных ящиках группы из семи литейных принадлежностей. В нее входят две створки каменной литейной формы для кельта-лопатки с круглой, выступающей за пределы лопасти втулкой с боковой петелькой (см. рис. 1: 7,8) и две непарных (возможно, незаконченных) створки для отливки шила и тесла (по мнению китайских археологов – кинжала) (см. рис. 1: 9,10). Фигурирующая у Ю.А. Заднепровского “головка ложки” – результат буквального перевода составных частей китайского термина “бишоу” – “кинжал” [Заднепровский Ю.А., 1992, с. 120]. Петелька на втулке у каменной литейной формы образована не кольцевым сверлением, а рядом соединенных между собой радиальных пропилов. В той же технике оформлены петельки на негативе втулки у литейных форм некоторых копий и кельтов сейминского типа из Ростовки и с Иртыша [Черных Е.Н. Кузьминых С.В.,1989, с. 55, 75]. П.М. Кожин прямо связывает появление кельтов-лопаток с сейминской традицией [Кожин П.М., 1993, с. 19–23], хотя надо отметить, что изделия из Ростовки и отличаются от китайских [Матющенко В.И., Синицына Г.В., 1988, с. 26, 41].

В Китае кельты-лопатки с выступающей за пределы лопасти втулкой появляются в начале эпохи Инь (XIII в. до н. э.) и доживают до ханьского времени, до первых веков нашей эры. Правда, тогда их отливают уже не из бронзы, а из железа. Втулки всех китайских лопаток в сечении прямоугольные и без петелек. Исключение составляют только семь самых ранних экземпляров, происходящих из могилы Фу-хао на Иньском городище в Аньяне, втулки которых хотя и лишены ушек, но в сечении круглые или овальные [Могила Фу-хао, 1980, с. 103. Илл. LXVII]. Для древесины гроба из могилы Фу-хао, одной из жен иньского вана У-дина, правившего по так называемой исправленной исторической хронологии Аньяна в конце XIII – начале XII вв. до н. э., получена радиоуглеродная дата ZK–881, равная 1205±140 лет до н. э. (для уточненного периода полураспада С–14=5730 лет, но без учета дендрохронологической калибровки) [Радиоуглеродное датирование,1983, с. 80].

Поскольку кельты-лопатки, да еще столь развитой формы, для афанасьевской культуры не характерны, то встречающиеся вместе с ними яйцевидные сосуды из Синьцзяна следует признать принадлежностью какой-то другой культуры эпохи развитой, а может даже, и поздней бронзы. На это же указывает и относительно поздняя дата их алтайских аналогов из Осинкинского могильника и с. Озерное. Керамический баночный сосуд из Кээрмуци, найденный в коллективном погребении в большом каменном ящике М7М1 вместе с шестью каменными горшками, четырьмя кремневыми и одним бронзовым наконечниками стрел и бронзовым изделием непонятного предназначения, вопреки утверждению Ю.А.Заднепровского, вовсе не похож на афанасьевский. Он украшен по венчику пояском орнамента, состоящего из наклонных резных линий и рядов треугольных наколов (рис. 2:1).

Ссылка Ю.А. Заднепровского на кремневые наконечники стрел, обнаруженные в Кээрмуци, также не может служить веским аргументом для афанасьевской атрибуции памятника. Стрелы эти нескольких разных типов – миндалевидные с прямым или слегка вогнутым основанием или с выделенным черешком и треугольные с черешком (см. рис. 2: 2), характерны не только для афанасьева, но и для иных, более поздних культур эпохи бронзы [см. напр., Молодин В.И., 1985, с. 40–41]. Особенно разителен контраст частоты встречаемости каменных наконечников. В Кээрмуци 18 изделий приходятся на 20 погребений в больших каменных ящиках, что несопоставимо с только 6 стрелами со всей Минусинской котловины, приходящимися на 309 раскопанных там к середине 80-х годов афанасьевских могил [Вадецкая Э.Б., 1986, с. 16, 18]. В пятом, афанасьевском слое стоянки Тоора-Даш в Туве найдено 3 целых кремневых наконечника стрел и 7 их обломков и заготовок. В более позднем шестом слое той же стоянки обнаружено 9 целых наконечников и 39 их обломков и заготовок [Семенов В.А., 1992, с. 33–34].

Все кремневые наконечники стрел в Кээрмуци найдены в телах погребенных в больших каменных ящиках. Для инвентаря этих могил характерны многочисленные каменные круглодонные сосуды закрытых форм. Единичные каменные сосуды известны и в Южной Сибири [Кирюшин Ю.Ф., Симонов Е.В., 1997, с. 167–171], однако ближайшие соответствия изделия из Кээрмуци находят в памятниках типа Наньшаньгэнь М101 – Сяохэйшигоу из района уезда Нинчэн в провинции Ляонин КНР [Погребение в каменном ящике, 1973, с. 30, 35; Сянь Чуньсун, Ли И, 1995, с. 15–17, 19–20]. Там аналогичные формы посуды отливали из бронзы. Особенно показательно сходство таких ритуальных предметов из обоих районов, как двойные сосуды под выпуклой крышкой, имитирующие женскую грудь (см. рис. 2: 4,6,8) и встречающиеся вместе с ними ковши с прямой фалломорфной ручкой (см. рис. 2: 3,5,7).

 

 

Рис. 2. Древности из Кээрмуци (Цемурцек) и их аналоги.

1-4 – из Кээрмуци (Цемурцек) в уезде Алтай Синьцзян-Уйгурского автономного района (1 – из погребения в каменном ящике М7м1; 2 – из разных погребений, в том числе шесть наконечников стрел – из погребений М7м1 и М7м2, точное распределение по могилам неизвестно; 3 – из оградки М16, но вне погребений; 4 – из погребения в каменном ящике М3); 5-6 – из погребения в каменном ящике в Сяохэйшигоу уезда Нинчэн пров. Ляонин; 7-8 – из погребения в каменном ящике М101 в Наньшаньгэнь уезда Нинчэн пров. Ляонин. 1 – керамика, 2-4 – камень, 5-8 – бронза. Масштаб фотографий разный.

Памятники типа Наньшаньгэнь М101 – Сяохэйшигоу обычно датируют концом Западного Чжоу, т. е. IX–VIII вв. до н. э. Захоронения в больших каменных ящиках из Кээрмуци в ряде случаев перекрыты сверху или нарушены впускными могилами раннескифского времени – VII–VI вв. до н. э. [Варенов А.В.,1997, с. 41–42], что в сочетании с данными по Наньшаньгэнь-Сяохэйшигоу и определяет верхнюю хронологическую границу их бытования. Конструкция могильных сооружений и погребальный обряд также не дают оснований для прямых сопоставлений с афанасьевской культурой захоронений в больших каменных ящиках из Кээрмуци, датирующихся, скорее всего, XIII–VIII или даже X–VIII вв. до н. э. Впрочем, более точное определение их культурно-хронологической принадлежности – отдельная большая проблема.

Вышеизложенное заставляет с осторожностью подходить к безоговорочному включению всего Северного Синьцзяна в ареал распространения классической афанасьевской культуры.

Эпоха поздней бронзы

С давних пор среди археологов, занимавшихся эпохой поздней бронзы Сибири, Средней и Центральной Азии, принято было уповать на малоисследованные просторы Восточного Туркестана в плане решения проблемы происхождения и/или распространения карасукской культуры. Но изделий карасукского облика среди находок в Синьцзяне всегда было на удивление мало. Ситуация начала немного исправляться только в самое последнее время.

“Карасукские” ножи и кинжалы. В мае 1982 г. в коммуне Хуаюань (“Сад” или “Цветущий сад”), что в 3–4 км к югу от окраины города Хами (Кумул), центра одноименного уезда, уйгурский крестьянин Тохути Нияцзы (Тохты-Нияз?) при рытье ямы в огороде на глубине 4 м обнаружил два бронзовых ножа, бронзовый двухлопастной втульчатый наконечник стрелы листовидной формы (см. рис. 3: 3), плоский подпрямоугольный точильный камень со сквозным отверстием на конце и фрагменты красно-бурой керамики [Ван Бинхуа, 1986, с. 887–888]. Один из этих ножей крупный, дугообразнообушкового типа, с отделенной от лезвия шипом рукоятью, увенчанной головкой горного козла (см. рис. 3: 1). Другой нож гораздо меньше, с “хвостатым” выгнутообушковым клинком и рукоятью с миндалевидным отверстием (см. рис. 3: 2). Еще один крупный бронзовый дугообразнообушковый нож с выделенным шипом-гардой и кольцевым навершием рукоятки найден в уезде Токэсунь (Токсунь) (см. рис. 3: 7) [Му Шуньин, 1993, с. 80, 185].

Следует упомянуть еще два ножа из Синьцзяна, опубликованных С.В.Киселевым в 1960 г. и с тех пор кочующих по отечественной археологической литературе в качестве “карасукских” [Киселев С.В., 1960, с. 261]. Они были найдены в 1958 г. в уезде Синьюань (старое название – уезд Гуннайсы) при рытье арыка на р. Чабухахэ, что в верховьях р. Гуннайсы (Конайс) солдатами-строителями Синьцзянского военного округа [Ши Шуцин, 1960, с. 7].Один из них коленчатый, с бараньеголовым навершием. Решетчатый орнамент на противоположных сторонах его плоской прямой ручки несколько различается, поэтому мы приводим оба варианта прорисовки (см. рис. 3: 8,9). Другой нож из уезда Синьюань – пластинчатый, с обособленной желобчатой рукоятью, украшенной узором наклонных рельефных линий (см. рис. 3: 10). На севере Синьцзяна, в китайской части Алтая, в верховьях Иртыша встречено два “карасукских” кинжала с шипами и овальной в сечении рукоятью со щелью и с грибовидным навершием [Ван Линьшань, Ван Бо, 1995, с. 25, 87]. Один из них найден в 1984 г. в волости Саэрбулакэ (Сарбулак) уезда Хабахэ (рис. 3: 6), другой – в 1986 г. в уезде Цинхэ (рис. 3: 4).

Дандыбаевская керамика. Керамики, близкой по облику к карасукской, в Восточном Туркестане известно едва ли не меньше, чем соответствующих бронзовых изделий. О яйцевидных сосудах из Кээрмуци, сравнивавшихся различными исследователями и с “классической афанасьевской”, и с карасукской посудой, мы уже писали. Кроме того, в 1994 г. в китайской части Монгольского Алтая, в верховьях Иртыша было обнаружено еще четыре бомбовидных горшка [Ван Линьшань, Ван Бо, 1995, с. 88–91]. Один из них – черной керамики, покрытый резным орнаментом, образующим “подвешенные” треугольники – происходит из местности Куижэкэбаидэнколасы в уезде Фухай (см. рис. 3: 11). Еще два сосуда – один, изготовленный из желто-серой на поверхности, но черной в изломе керамики, покрытый геометрическим орнаментом из оттисков гребенчатого штампа или зубчатого ролика (см. рис. 3: 12) и другой, черной керамики со штампованным или прочерченным узором зигзага по венчику (см. рис. 3: 13) – встречены в деревне Куси (Кусицунь), что в волости Авэйтань соседнего уезда Алтай. Наконец, четвертый бомбовидный сосуд соломенно-желтого цвета, тулово которого сплошь покрыто прочерченным орнаментом, образующим ромбы и треугольники с заполняющими их ямками от оттисков палочки, найден случайно, а не вовремя раскопок на могильнике Кээрмуци (Цемурцек) в том же уезде Алтай (см. рис. 3: 14). Все эти горшки ручной лепки, с шаровидным туловом, круглодонные или с небольшим плоским дном и неорнаментированным цилиндрическим горлом, часто с отогнутым наружу венчиком, могут быть сопоставлены с керамикой бегазы-дандыбаевской культуры Центрального Казахстана и датируются, скорее всего, XI–IX вв. до н. э. [Маргулан А.Х., 1979; Кузьмина Е.Е., 1994, с. 127–131].

 

Рис. 3. Изделия “карасукского” облика из Синьцзяна.

1-3 – из Хуаюань в уезде Хами (Кумул); 4 – из уезда Цинхэ; 5-6 – из волости Саэрбулакэ (Сарбулак) уезда Хабахэ; 7 – из уезда Токэсунь; 8-10 – из Чабухахэ уезда Синьюань
(Гуннайсы, т.е. Конайс);
11 – из Куижэкэбаидэнколасы (Куйжэкбайдэнколас?) уезда Фухай;
12-13
– из деревни Куси (Кусицунь) в волости Авэйтань уезда Алтай; 14 – из Кээрмуци
(Цемурцек) уезда Алтай – случайная находка, сделанная не при раскопках
; 8, 9 – одно и то же изделие. 1-10 – бронза, 11-14 – керамика. Все, кроме 2, 3 – прорисовки с фотографий.

Все прорисовки и масштабирование выполнены автором.

 

 

 

Рис. 4. Оленные камни из Синьцзяна.

1 – из Цялагээр (Цяэргээр, т.е. Цялгэр или Цяргэр) в волости Туэрхун (Турхун) уезда Фуюнь (Кектокай); 2 – с могильника Шэбаэркулэ (Шебаркуль) в уезде Цинхэ; 3 – с могильника Тасытэсаи (Тасцай?) в уезде Цинхэ; 4 – из Синьдигоу в уезде Цзимусаэр (Цзимусар). 4 – переоформлен в древнетюркское каменное изваяние. Масштаб разный.

Оленные камни. Первый оленный камень на территории КНР был обнаружен осенью 1984 г. близ древнего могильника Цялагээр (иной вариант транскрипции – Цяэргээр, т. е. Цялгер или Цяргер), что на юге волости Туэрхун (Турхун) в уезде Фуюнь (Кёктокай) Синьцзян-Уйгурского автономного района (рис. 4: 1) [Чжао Янфэн, 1987, с. 118–120].

К середине 90-х годов по подсчетам китайских археологов, в Восточном Туркестане было известно не менее 37 оленных камней [Ван Линьшань, Ван Бо, 1995, с. 91–92]. Распространены они исключительно в китайской части Монгольского Алтая, в двух соседних уездах Цинхэ (12 пунктов) и Фуюнь (5 пунктов) и локализованы в межгорных котловинах, в ущельях и на предгорных участках местности, в основном к востоку от расположенных поблизости каменных насыпей курганов. В силу этого китайские исследователи относят оленные камни к надмогильным памятникам. Однако, поскольку раскопки этих “курганов” не производились, на поверку они вполне могут оказаться керексурами, сочетание которых с оленными камнями столь характерно для Алтая [Кубарев В.Д., 1979, с. 36–41].

В настоящее время китайские археологи, вслед за учеными других стран, в первую очередь российскими исследователями, считают оленные камни изображениями людей-воинов. Все оленные камни они делят на три типа: 1 – с реалистическими изображениями животных, П – “типичные” оленные камни со стилизованными изображениями животных, (см. рис. 4: 2), и Ш – “атипичные” оленные камни без изображений животных (см. рис. 4: 3). “Атипичных” камней “общеевразийского” стиля, без изображений животных, найдено в Китае больше всего. Мне удалось выявить еще два неучтенных экземпляра таких памятников, причем в принципиально новом районе – не на Алтае, а на северном склоне восточной оконечности Тянь-Шаня, в местности Синьдигоу уезда Цзимусаэр (Цзимусар), что примерно в 350 км к югу от зоны распространения остальных синьцзянских оленных камней, по другую сторону Джунгарской котловины. Они переоформлены в древнетюркские каменные изваяния (рис. 4: 4) и в качестве таковых фигурируют в китайской публикации [Су Бэйхай, 1994, с. 591]. Ю.С. Худяков упоминает об экспонировавшемся в Историческом музее Синьцзян-Уйгурского автономного района в г. Урумчи древнетюркском каменном изваянии, изготовленном из оленного камня, но без указания на место его находки [Худяков Ю.С., 1995, с. 10]. Возможно, это один из камней из уезда Цзимусаэр. Не столь многочисленные оленные камни II типа, со стилизованными изображениями животных, соответствуют стелам монголо-забайкальского стиля.

Рис. 5. Стела с изображениями быков эпохи бронзы. Из Акэтубай в волости Кээрмуци (Цемурцек) уезда Алтай. Возможно, переиспользована в скифское и/или древнетюркское время.

Единственный известный в Синьцзяне оленный камень I типа, с “реалистическими изображениями животных”, происходит из района Акэтубай, что в волости Кээрмуци (Цемурцек) уезда Алтай. По мнению китайских археологов, он переоформлен в древнетюркское каменное изваяние и относится ими к оленным камням саяно-алтайского стиля. Мне кажется, что эта стела вообще причислена к оленным камням ошибочно. Она представляет собой вертикально стоящую плоскую подпрямоугольную каменную плиту, на широкой грани которой одно под другим нанесены несколько крупных изображений быков с направленными вперед изогнутыми рогами. Фигуры быков перекрыты разбросанными там и сям углублениями-ямками, а верх плиты оформлен в виде человеческой головы с четко обозначенным лицом и висящей ниже него на шее пекторалью (рис. 5). Очевидно, что данная стела была создана в эпоху бронзы и переиспользована позже, возможно, не только в древнетюркское, но и в скифское время. Территориально и композиционно ближайшим ее аналогом является плита из пос.Озерного в Горном Алтае [Молодин В.И., Погожева А.П., 1990]. Правда, стилистически изображения животных на двух памятниках несколько различаются. Что касается углублений-ямок, то они представляют собой микроформы карстового рельефа, известные среди специалистов как лунковые карры. Видимо, аналогично по происхождению и большинство углублений на так называемых “чашечных камнях” [Кубарев В.Д., 1986], поскольку микрокарры, как желобковые, в виде мелких и узких, в 2–3 см, параллельных желобков, так и лунковые, в виде сферических углублений диаметром до 6 см и глубиной 1–2 см, особенно характерны для долины р. Чуи в Горном Алтае [Гвоздецкий Н.А., 1972, с. 159–160].

Датировка и распространение “карасукских” находок в Синьцзяне. Комплексы с козлиноголовыми ножами обнаружены на территории Китая в Чаодаогоу уезда Цинлун пров. Хэбэй [Чжэн Шаоцзун, 1962, с. 645], в Яньтоуцунь уезда Суйдэ пров. Шэньси [Хэй Гуан, Чжу Цзеюань, 1975, с. 82], в Цзинцзецунь уезда Линши пров. Шаньси [Тао Чжэнган, Лю Юншэн, Хай Цзиньлэ, 1986, с. 14], в могиле Фу-хао в Аньяне, пров. Хэнань [Могила Фу-хао, 1980, с. 103], в погребении НРКМ 1311 из Хоуцзячжуана, тоже в Аньяне [Ли Цзи, 1949, с. 35], на стоянке Ваньлюцзе уезда Факу пров.Ляонин [Пэй Юэцзюнь, Сюй Чжиго, Цао Гуйлинь, Чжоу Сянъюн, 1990, с. 39], и в виде ряда случайных находок. Все перечисленные комплексы надежно датируются эпохой Шан-Инь, т. е. XIII–XI вв. до н. э. При их анализе обращает на себя внимание прежде всего то, что ножи с козлиноголовыми навершиями включены в разнокультурный контекст – столичный иньский в Аньяне, провинциальный иньский в Цзинцзецунь, в памятники двух сильно отличающихся друг от друга соседей иньцев с так называемой “варварской периферии” в Яньтоуцунь и Чаодаогоу.

Если учесть еще соответствующие находки из Забайкалья и Минусинской котловины, то получится, что они как бы охватывают с разных сторон территорию Монголии. Не там ли лежал исконный центр распространения ножей с выделенным шипом-гардой и козлиноголовым навершием? В литературе уже высказывалось мнение об их принадлежности к культуре херексуров и оленных камней [Худяков Ю.С., 1993, с. 69–70]. Правда, в таком случае еще следует надежно доказать существование этих последних в XIII–XI вв. до н. э., синхронно с Инь. В изделиях из Хуаюань в уезде Хами очень заманчиво увидеть “чистый” комплекс такой культуры. Но риск ошибиться, учитывая широкую территориальную распространенность рассматриваемых ножей и, видимо, их достаточно легкую транскультурную миграцию, все же слишком велик, особенно если учесть, что оленные камни в Китае действительно встречены, но в иных районах, чем козлиноголовые ножи и кинжалы.

Два ножа из уезда Синьюань (Конайс), что в верховьях р. Или, находятся далеко на запад от остальных “карасукских” бронз Синьцзяна. Ю.А. Заднепровский, обратившийся при тщательном описании этих ножей помимо статьи С.В. Киселева и к китайской публикации, неправильно прочитал название уезда как Кунгес и по ошибке решил, что речь идет о двух разных находках (по два ножа в каждой) [Заднепровский Ю.А., 1992, с. 121–122]. Прямые соответствия коленчатому ножу мне не известны. Как близкие аналоги другому изделию из Конайса, Ю.А. Заднепровский привел ножи из с. Воронцовка в Чуйской долине Киргизии, клада Садовое и с Иссык-куля. Впрочем, еще С.В. Киселев отметил, что данный нож из Синьцзяна “совершенно аналогичен ножам, характерным для так называемого Казахстанского очага бронзовой культуры карасукского времени (конец II и начало I тыс. до н. э.)” [Киселев С.В., 1960, с. 265]. Е.Е.Кузьмина также датирует их эпохой поздней бронзы – концом II – началом I тыс. до н. э., но подчеркивает принципиальные отличия этих казахстанско-семиреческих ножей от карасукских [Кузьмина Е.Е., 1966, с. 48].

“Карасукских” кинжалов, подобных синьцзянским, известно довольно много в Восточном Казахстане и Минусинской котловине, есть они на Алтае, в европейской части России и на Украине. В Китае кинжалы с шипами и прямой рукоятью со щелью под грибовидным навершием до этого были обнаружены только в окрестностях Пекина – в оружейном кладе из местечка Сяохэнань уезда Синлун пров. Хэбэй [Чжэн Шаоцзун, 1994, с. 106–108; Ван Фэн, 1990, с. 57–58] и в погребениях М2 и М3 могильника Байфу уезда Чанпин Пекинского округа [Важное достижение археологии, 1976, с. 251–254]. Эти памятники датируются ранней порой Западного Чжоу, т. е. концом XI–X вв. до н. э. По типологической схеме, разработанной Н.Л. Членовой, короткие кинжалы с широким треугольным клинком (такие, как в Синьцзяне) древнее, чем их более “стройные” собратья из-под Пекина, и должны существовать “в пределах XI–VIII вв. до н. э.”, причем “более вероятным временем бытования кинжалов 1 группы представляется конец этого периода” [Членова Н.Л., 1976, с. 18]. Соответственно, московская исследовательница предприняла попытку пересмотреть хронологию Байфу (материалы Сяохэнань тогда еще не были опубликованы) в сторону омоложения, придя к дате “X–VIII вв. до н. э., причем VIII в. вероятнее, чем Х в.” [Членова Н.Л., 1991, с. 38].

Эта попытка встретила возражения со стороны С.В. Хаврина [Хаврин С.В., 1994, с. 107–108]. К его аргументам можно добавить предпринятое мной обоснование датировки комплекса из Сяохэнань, в целом синхронного Байфу [Варенов А.В., 1994а, с. 39–47; Варенов А.В., 1996, с. 31–37] и то соображение, что Байфу обязан быть существенно древнее, чем памятники типа Наньшаньгэнь М101 – Сяохэйшигоу, поскольку для ряда категорий бронзовых изделий последних Байфу является исходным пунктом развития [Варенов А.В., 1994, с. 86]. Датировка Нинчэнских памятников IX–VIII вв. до н. э. опирается сейчас не только на многочисленные китайские аналогии, но и на параллели с инвентарем погребений в больших каменных ящиках из Кээрмуци, верхняя хронологическая граница сооружения которых определена стратиграфически (см. выше с.64). Следовательно, ошибочно одно из двух предположений Н.Л. Членовой: типологическая схема развития кинжалов с шипами и прямой рукоятью со щелью под грибовидным навершием, или их хронология. Иначе говоря, либо карасукские кинжалы из Синьцзяна по крайней мере не моложе XI–X вв. до н. э., либо “широкие” кинжалы типа синьцзянских появляются позже, чем их более “стройные” собратья из-под Пекина. Особая пикантность ситуации с синьцзянскими кинжалами заключается в том, что вместе с одним из них (из уезда Хабахэ) найден и бронзовый нож не карасукского, а скифского облика, похожего, например, по общим очертаниям на тагарские ножи из Минусинской котловины (рис. 3: 5,6). Напомним, что кинжал того же типа, что и синьцзянские, встречен в погребении 37 Улангомского могильника середины I тыс. до н. э. в Северо-Западной Монголии [Новгородова Э.А., 1989, с. 262]. Объясняя этот “хронологический парадокс”, Н.Л. Членова предположила, что в ряде районов, включая Монголию и Горный Алтай, карасукские вещи могли “доживать” до V–II вв. до н. э. [Членова Н.Л., 1993, с. 65].

Таким образом, известные сейчас “карасукские” бронзы из Синьцзяна распадаются на три территориально обособленных группы: 1) Западную, в верховьях р. Или, X–VIII вв. до н. э., состоящую из двух ножей и не имеющую к карасукской культуре прямого отношения; 2) Восточную – комплекс из Хуаюань в уезде Хами и нож из уезда Токэсунь, XIII–XI вв. до н. э.; 3) Северную – два кинжала из китайской части Монгольского Алтая, XI–VIII вв. до н. э.; Последняя группа синхронна с керамикой бегазы-дандыбаевского облика и, по крайней мере, с частью оленных камней и погребений в больших каменных ящиках из Кээрмуци. Все эти памятники найдены хотя и в разных уездах, но, в общем, в одном районе (Монгольский Алтай – верховья Иртыша). Как они соотносятся между собой, еще предстоит выяснить в ходе дальнейших исследований.

Примечание

*Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект 97–01–00108а.

ЛИТЕРАТУРА

Абдулганеев М.Т., Кирюшин Ю.Ф., Кадиков Б.Х. Материалы эпохи бронзы из Горного Алтая // Археология и этнография Алтая. – Барнаул, 1982.

Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях среднего Енисея. – Л., 1986.

Вадецкая Э.Б. Сибирские курильницы // Памятники неолита и бронзы. КСИА. Вып. 185. – М., 1986а.

Важное достижение археологии в районе Пекина – новые замечания о западночжоуских могилах с деревянными камерами в Байфу уезда Чанпин // Каогу, 1976. – №4. (на кит. яз.).

Ван Бинхуа. Раскопки Гумугоу на р. Кунцюэхэ и его предварительное исследование // Синьцзян шэхуй кэсюэ, 1983. №1. (на кит. яз.).

Ван Бинхуа. Несколько групп бронзовых изделий, найденных в Восточном Синьцзяне // Каогу, 1986. – №10. (на кит. яз.).

Ван Линьшань, Ван Бо. Степные древности Китайского Алтая (Чжунго Аэртайшань цаоюань вэньу). – Пекин, 1995. (на кит. яз.)

Ван Фэн. Клад шан-чжоуских бронз, найденный в уезде Синлун пров. Хэбэй // Вэньу, 1990. – №11 (на кит. яз.).

Варенов А.В. Бронзовые шлемы на границе чжоуского Китая и их “кубанские” аналоги // Древние культуры Южной Сибири и Северо-Восточного Китая. – Новосибирск, 1994.

Варенов А.В. Оружейный клад из Китая с “карасукским” кинжалом // Гуманитарные науки в Сибири, 1994а. – №3.

Варенов А.В. Древнекитайская археология, эпиграфика и история о конце эпохи Шань-Инь и начале Чжоу // Интеграция археологических и этнографических исследований: Мат-лы IV Всероссийского научного семинара., ч. II. – Новосибирск-Омск, 1996.

Варенов А.В. О скифо-сакском компоненте в могильнике Кээрмуци // Гуманитарные исследования: итоги последних лет. Сб. тез. науч. конф. к 35-летию гуманитарного факультета НГУ. – Новосибирск, 1997.

Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Очерки истории. – М., 1988.

Гвоздецкий Н.А. Проблемы изучения карста и практика. – М., 1972.

Заднепровский Ю.А. Древние бронзы Синьцзяна (КНР) // Древности. – №3. – М., 1992.

Заднепровский Ю.А. Культурные связи населения эпохи бронзы и раннего железа Южной Сибири и Синьцзяна // Проблемы культурогенеза и культурное наследие, ч. II. Археология и изучение культурных процессов и явлений. – СПб., 1993.

И Маньбай. Краткое сообщение о раскопках древнего могильника Кээрмуци в Синьцзяне // Вэньу. – 1981. – №1 (на кит. яз.).

Кирюшин Ю.Ф., Симонов Е.В. Каменный сосуд из Угловского района // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая: Мат-лы научно-практической конф. Вып. VIII. – Барнаул, 1997.

Киселев С.В. Неолит и бронзовый век Китая // СА, 1960. – №4.

Кожин П.М. Сибирская фаланга эпохи бронзы // Военное дело населения юга Сибири и Дальнего Востока. – Новосибирск, 1993.

Кубарев В.Д. Древние изваяния Алтая. Оленные камни. – Новосибирск, 1979.

Кубарев В.Д. Чашечные камни Алтая // Материалы по археологии Горного Алтая. – Горно-Алтайск, 1986.

Кубарев В.Д. Древние росписи Каракола. – Новосибирск, 1988.

Кузьмина Е.Е. Металлические изделия энеолита и бронзового века в Средней Азии // САИ. – Вып. В4–9. – М., 1966.

Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. – М., 1994.

Ли Цзи. О древних бронзовых изделиях, найденных в Сяотуне. Ч. 2. Лезвийные орудия // Чжунго каогу сюэбао. – 1949. – Т. 4. (на кит. яз.).

Ли Чжэн. Краткое сообщение о разведке могил с каменными изваяниями в районе Алтая // Вэньу. – 1962. – №7, 8. (на кит. яз.).

Маргулан А.Х. Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана. – Алма-Ата, 1979.

Матющенко В.И., Синицына Г.В. Могильник у деревни Ростовка вблизи Омска. – Томск, 1988.

Могила Фу-хао на Иньском городище (Иньсюй фу-хао му). – Пекин, 1980. (на кит. яз.).

Молодин В.И. Бараба в эпоху бронзы. – Новосибирск, 1985.

Молодин В.И., Алкин С.В. Могильник Гумугоу (Синьцзян) в контексте афанасьевской проблемы // Гуманитарные исследования: итоги последних лет. Сб. тез. науч. конф. к 35-летию гуманитарного факультета. НГУ. – Новосибирск, 1997.

Молодин В.И., Погожева А.П. Плита из Озерного (Горный Алтай) // СА, 1990. – №1.

Му Шуньин. Древнее искусство Синьцзяна, Китай (Чжунго Синьцзян гудай ишу). – Пекин, 1993 (на кит. яз.).

Му Шуньин, Ван Минчжэ. Материальная культура древних народов Синьцзяна (Синьцзян гудай миньцзу вэньу). – Пекин, 1985 (на кит. яз.).

Новгородова Э.А. Древняя Монголия. – М., 1989.

Погожева А.П., Кадиков Б.Х. Могильник эпохи бронзы у поселка Озерное на Алтае // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. – Новосибирск, 1979.

Погребение в каменном ящике в Наньшаньгэнь уезда Нинчэн // Каогу сюэбао. – 1973. – №2. (на кит. яз.).

Пэй Юэцзюнь, Сюй Чжиго, Цао Гуйлинь, Чжоу Сянъюн. Отчет о раскопках стоянки Ваньлюцзе в уезде Факу // Ляохай вэньу сюэкань. – 1990. – №1. (на кит. яз.).

Радиоуглеродное датирование в китайской археологии. 1965–1981.(Чжунго каогусюэ чжун таньшиси няньдай шуцзюйцзи. 1965–1981). – Пекин, 1983 (на кит. яз.).

Савинов Д.Г. Осинкинский могильник эпохи бронзы на северном Алтае // Первобытная археология Сибири. – Л., 1975.

Семенов Вл.А. Памятники афанасьевской культуры в Саянах // СА. – 1982. – №4.

Семенов Вл.А. Неолит и бронзовый век Тувы. – СПб, 1992.

Семенов Вл.А. Древнейшая миграция индоевропейцев на Восток (К столетию открытия тохарских рукописей) // Петербургский археологический вестник. Вып.4. – СПб., 1993.

Су Бэйхай. Петроглифы Синьцзяна (Синьцзян яньхуа). – Урумчи, 1994 (на кит. яз.).

Сюэ Цзунчжэн. Неолитические стоянки и древние могилы, открытые в уезде Цитай в Синьцзяне// Каогусюэ цзикань. Вып.2. – Пекин, 1982 (на кит. яз.).

Сянь Чуньсун, Ли И. Отчет о разведке и раскопках погребения в каменном ящике из Сяохэйшигоу в уезде Нинчэн// Вэньу. – 1995. – №5 (на кит. яз.).

Тао Чжэнган, Лю Юншэн, Хай Цзиньлэ. Шанские могилы в Цзинцзецунь уезда Линши пров. Шаньси // Вэньу. – 1986. – №1 (на кит. яз.).

Хаврин С.В. Карасукская проблема? // Петербургский археологический вестник. Вып.8. – СПб., 1994.

Хань Кансинь. Исследование человеческих останков из могильника Гумугоу на р. Кунцюэхэ в Синьцзяне // Каогу сюэбао. – 1986. – №3 (на кит. яз.).

Худяков Ю.С. Вооружение кочевников Южной Сибири и Центральной Азии в эпоху бронзы // Военное дело населения юга Сибири и Дальнего Востока. – Новосибирск, 1993.

Худяков Ю.С. Вооружение кочевников Восточного Туркестана в бронзовом и раннем железном веках // Военное дело и средневековая археология Центральной Азии. – Кемерово, 1995.

Хэй Гуан, Чжу Цзеюань. Клад шанских бронз, найденный в Яньтоуцунь уезда Суйдэ пров. Шэньси // Вэньу. – 1975. – №2 (на кит. яз.).

Черных Е.Н., Кузьминых С.В. Древняя металлургия Северной Евразии (сейминско-турбинский феномен). – М., 1989.

Чжао Янфэн. Петроглифы Китайского Алтая (Чжунго Аэртайшань яньхуа). – Сиань, 1987. (на кит. яз.).

Чжэн Шаоцзун. Группа бронз, найденная в Чаодаогоу уезда Цинлун пров. Хэбэй // Каогу. – 1962. – №12 (на кит. яз.).

Чжэн Шаоцзун. Сообщение об открытии бронз северного стиля в Сяохэнань уезда Синлун пров. Хэбэй // Древние культуры Южной Сибири и Северо-Восточного Китая. – Новосибирск, 1994 (на кит. яз.).

Членова Н.Л. Карасукские кинжалы. – М., 1976.

Членова Н.Л. Находки комплексов с кинжалами карасукского типа в северных районах Китая, их датировка и связи с Севером и Западом // Инф. бюлл. Междунар. ассоциации по изучению культур Центральной Азии. Вып.18. – М., 1991.

Членова Н.Л. О поздней дате карасукских бронз в Монголии, Горном Алтае, Забайкалье и Ордосе // Петербургский археологический вестник, вып.8. – СПб., 1993.

Членова Н.Л. Памятники конца эпохи бронзы в Западной Сибири. – М., 1994.

Ши Шуцин. Записки о разведке синьцзянских древностей // Вэньу. – 1960. – №6 (на кит. яз.).

© 1998 г. Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск