М.П. Малышева, В.С. Познанский
ТРАГИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАЛЫХ НАРОДОВ СИБИРИ В НАЧАЛЕ 20-х ГОДОВ ХХ в
.Публикуемый документ – обращение в начале 1923 г. Сибирского отделения Российского общества Красного Креста (РОКК) к высшему государственному органу Сибири – Сибревкому был подготовлен с целью обратить внимание последнего на необходимость срочной помощи бедствующим аборигенным народам разоренного гражданской войной и последующим голодом 1921–1922 гг. обширнейшего в СССР края.
“Красный Крест” – добровольное общество помощи населению, пострадавшему от войн и стихийных бедствий. В дореволюционной России оно было создано изначально как общество содействия и помощи раненым и больным воинам. Позднее, в годы Первой мировой войны, его функции распространились на беженцев, а потом и на все гражданское население. Это было закреплено официально во время вступления Российского “Красного Креста” в одноименную международную организацию на ее конференции в 1923 г.
Сибирским отделением РОКК было установлено, что некоторые автохтонные народы Сибири, особенно малые народности Севера, в результате пережитых Сибкраем страшных катаклизмов находятся на грани вымирания. Собственными силами оно может организовать всего лишь три экспедиционных врачебных отряда. Их наметили послать с наступлением тепла в Туруханский край, Горный Алтай и Туву. Районы традиционно отсталые, где местное
аборигенное население из-за особенностей быта и ведения хозяйства могло подвергнуться эпидемии острозаразных болезней. Например, попавший в Горный Алтай путешественник В.И. Верещагин был поражен увиденным: “Живут туземцы в ужасающей грязи. Одежда не только никогда не моется, но большей частью и не снимается вплоть до того момента, когда она, наконец, истлеет на теле. Посуду никогда не моют: иначе “счастья не будет, скот будет неблагополучен”1. Насущной задачей молодой советской власти после крайнего обнищания в прошедшие тягчайшие годы войны и голода было спасение коренных народов (в конкретном случае – алтайцев, тувинцев и племен, населяющих Туруханский край) от деградации и вымирания.Данные (фактографические, цифровые), приводимые в документе Сибирского отделения РОКК, позволят специалистам-этнографам лучше представить то ужасное положение, в котором оказались в начале 20-х годов малые аборигенные народы края.
Докладная записка о необходимости организации
врачебно-питательной помощи инородцам
(
начало 1923 г.)2Сравнительное благополучие населения Сибири и вообще всей Республики в продовольственном отношении, прекратившееся массовое движение обратников голбеженцев из Сибири в Поволжье
3 позволяют Сиботделению Российского Об[щест]ва Красного Креста обратить особое внимание на оказание медицинской помощи населению, в особенности инородческому населению, лишенному совершенно этой помощи4.Если все население Сибири, состоящее из 7.312.333 ч., на пространстве почти 8 миллионов кв. верст имеет всего на всего 11.250 коек, то еще в более худших условиях находится туземное население Сибири. Туруханский край, например, площадь которого равна 1.600.000 кв. верст, с населением, по данным 1914 года, в 12.000 [чел.], обслуживается одним врачебным участком, находящимся в селе Монастырском
5. Не лучше обстоит дело и с горными алтайцами – теленгитами, телеусамии, двоеданцами в Алтайской губернии6, остяками, вогулами, зырянами, самоедами в Тобольской губернии7 и жителями Урянхайского края саиотами8. Не удивительно потому, что туземное население9, в особенности северных областей, в большой опасности, оно вымирает от недостатка пищи, оно вымирает главным образом от болезней. Целый уже ряд племен этого населения в настоящее время представлен только единицами и десятками, как, например, такие племена, как салоны, маневры, каригасы, чувасы и др.10 Насколько идет быстро вымирание туземцев, достаточно красноречиво говорит история туземцев в Горном Алтае – в 1913–1914 гг. их насчитывалось 41.119 чел., между тем в настоящее время их насчитывается едва 20.000 чел.Вопросы санитарного состояния и врачебной помощи в применении к инородческому населению являются самыми больными вопросами в инородческой проблеме. Научные обследования и наблюдения отдельных исследователей, соприкасающихся с инородцами, в один голос говорят о тех ужасных условиях, в которых протекает жизнь инородца: дети природы, предоставленные сами себе, не вооруженные никакими мерами культурного противодействия в борьбе за свое существование, они становятся жертвами всяких случайностей. Заразные и эпидемические заболевания, ничем не сдерживаемые в своем стремлении к поступательному развитию, свободно гуляют по кочевьям, неся с собой смерть и страданье.
За последнее время жизненная обстановка инородца еще больше ухудшилась. Недостаточная обеспеченность края товаро-продуктами и предметами промыслового характера, понижение покупательной силы инородца, как результат несоответствия в ценах на товаропродукты и продукты промысла, обрекли значительную часть на недоедание со всеми вытекающими отсюда последствиями. Все это взывает к необходимости уделить должное внимание инородцу, оградить его от разлагающих условий первобытного существования, принять все меры к сохранению его жизни.
Это необходимо сделать по соображениям как гуманитарного порядка, так и по соображениям практическим. Инородцы являются почти единственными поставщиками ценнейшего валютного товарообменного с заграницей фонда – пушнины. Еще древний Новгород и Москва стремились овладеть Сибирью исключительно ради ее баснословного богатства ценным пушным зверем. За ним русские люди проходили “пропастьми, снегом и лесом” не одну тысячу верст. Спустя четыре года после завоевания Кучумовой столицы Сибирь давала одной только казне уже на 200 тысяч соболя, 10 тысяч чернобурых лисиц и 500
тысяч лучших белок. Продажа пушнины была первой статьей внешней торговли и лучшим источником государственного дохода, и не будь этого важного источника, России, быть может, не под силу пришлась бы борьба с западными соседями. Но это золотое время в нашей торговле пушниной давно прошло: прошло, главным образом, вследствие постепенной убыли в звере, а также и вследствие вымирания инородца.Инородцы доставляли не только пушнину – они рыболовы, они – скотоводы. Только в одной Тобольской губернии улов рыбы, главным образом, инородцами выражается в цифрах 705.000 штук рыбы
11. И несмотря на огромное значение инородцев в экономическом благополучии края и всей страны, им до сих пор не уделено никакого внимания. В прошлом внимание русского населения к инородцам выражалось лишь в моментах отрицательных: эксплуатация, спаивание вином, стеснения, вымогательства – вот установившаяся форма в отношении русских к инородцам12. Внимание к инородцу было настолько ничтожно, что случайно до самого почти последнего времени случайными исследователями открывались целые племена, как, например, насамарян, племя открытое проф. Якобием во время его поездки для исследования быта северных инородцев13.Российское Общество Красного Креста считает своим долгом оказать помощь инородческому населению настолько, насколько ему позволят его ресурсы, точнее, – настолько, насколько будет привлечено внимание учреждений и лиц к бедственному положению инородца, и организовать на счет их пожертвований врачебно-питательную помощь.
Сиботделение Красного Креста наметило себе задачей в настоящем 1923 году организовать медицинскую помощь постоянную в следующих пунктах Туруханского края: при факториях Губсоюза – с. Имбатское, Монастырское, Полигус, Янов Стан, Северная и Дудинка
14. В Урянхайский край – один подвижной отряд во главе с врачом по глазным болезням и врач-специалист по сифилису. В Горный Алтай – три подвижных отряда, тоже во главе с врачом-глазником и сифилидологом.Инородцы – беспризорные дети природы, живущие своими глазами, слепнут от трахомы и разлагаются при жизни от сифилитического яда.
Спасайте инородца. Помогите Красному Кресту выполнить его задачу в этом деле.
Замуполкреста по Сибири
[подпись неразборчива]ГАНО, ф. Р–1, оп. 1, д. 1002, л. 10–11.
Подлинник.
Примечания
1
Верещагин В.И. Очерки Алтая. – Новосибирск, 1927. – С. 15.2 Датируется по фразе в документе о задаче послать медэкспедиционные отряды на места “в настоящем 1923 г.”.
3 Т. е. возвращающиеся обратно в свои районы, главным образом в Поволжье, бежавшие во время голода 1921–1922 гг. В Западную Сибирь голодающие из европейской части страны.
4 “Инородец”, по дореволюционной терминологии, сохранившейся и в первые годы советской власти, – представитель нерусской народности.
5 Село Монастырское – ныне г. Туруханск Красноярского края.
6 Правильно: телеуты; этнографические группы алтайцев (кумандинцы, лебединцы, белые калмыки и др.), некогда платившие дань одновременно в Российской империи, и Китаю, – здесь объединены в социальном смысле в понятие “двоеданцы”.
7 Остяки – ханты, вогулы – манси, зыряне – коми, самоеды – малые народности Севера: ненцы, энцы, нганасане и селькупы.
8 Урянхайский край – ныне Республика Тыва, саиоты (сойоты) – тувинцы.
9 Местное аборигенное население.
10 В доступных нам работах С.К. Патканова, А.Н. Самойловича, С.А. Токарева, И.С. Гурвича, Ю.Б. Симченко наименований племени “маневры” не встретилось; чуванцы – обитатели Севера Якутии, бассейна р. Анадыря; правильно: солоны (окитаевшиеся тунгусы), карагасы.
11 Имеются в виду только ли ценные породы рыб: осетра, муксуна, чира, сибирского сига, нельмы, стерляди и т. п. или любые, нам не удалось установить.
12 Считаем, что автор документа расширительно и в принципе неправомерно переносит на весь русский народ безобразное отношение сибирским аборигенам эксплуататоров-купцов, мздоимцев-чиновников и других любителей преступной наживы.
13 О какой экспедиции проф. А.И. Якобия идет речь, установить не удалось. Название племени нахсамарян нам в литературе не встречалось.
14 Фактория – торгово-снабженческий и заготовительный пункт в отдаленных промысловых районах.
©
1998 г. Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск