П.И. Шульга

О РАБОТЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ЛАГЕРЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

Наряду с традиционным привлечением учащихся к раскопкам в археологических экспедициях, на Алтае получили развитие два направления в работе с подростками. Одно из них явилось результатом кружковой работы ученых Алтайского госуниверситета при Краевом детско-юношеском центре. Последующее дополнение к кружку заочной археолого-краеведческой школы при АГУ и специализированного исторического класса помогло “отработать довольно четкую профориентационную цепочку: исторический класс – кружок – исторический факультет” (АГУ или БГПУ) [Шамшин, 1996, с. 99]. В летнее время кружковцы и учащиеся заочной школы в рамках возглавляемого А.Б. Шамшиным краевого археологического лагеря принимают участие в работах Приобской археологической экспедиции неподалеку от г. Барнаула. В зимнее время они участвуют в камеральной обработке материалов, занимаются в кружке и заочной школе, готовят доклады к конференциям различных уровней. Специфика данного направления – в его неразрывной связи с археологической специализацией, ориентацией на научную работу. Финансирование деятельности, в том числе и археологических работ, осуществляется совместно КДЮЦ и АГУ.

Второе направление определяется задачей сохранения и использования археологического наследия путем привлечения к этой работе жителей края и подрастающего поколения [Шульга, 1995б; 1996]. Основной формой работ в летнее время являются археологические лагеря краевого и районного уровней. Эта градация довольно условна, поскольку в действительности лагеря обычно совмещаются, при этом районный входит в состав краевого. В работах краевого археологического лагеря принимают участие группы учащихся и их руководители из 3–8 районов края. Количество учащихся в один заезд составляет от 30 до 110 человек. В течение 4 лет (1993–1996 гг.) краевой археологический лагерь школьников проводил работы по созданию историко-культурного заповедника в горной долине реки Сентелек Чарышского района [Шульга, 1995а]. Помимо ограниченных раскопок аварийных памятников проводились масштабные работы по расчистке запаханных или занесенных грунтом сложенных из камня надмогильных и культовых сооружений. Выявлено несколько десятков памятников археологии от стоянок каменного века до подкурганных погребений мусульман. Особо отметим обнаружение древних горных выработок на медь, самых западных погребений афанасьевской культуры (Ш тыс. до н. э.), оленных камней с личинами, раннескифских погребений с лошадьми и поминального комплекса из двадцати поваленных в древности каменных стел у “царского” кургана (диаметр 44 м) пазырыкской культуры. Указанные стелы (высотой 3–5 м) располагались через равные интервалы в 3–3,2 м в ряд к востоку от кургана. После их расчистки общим раскопом пять стел были установлены в первоначальное положение, а площадь раскопа по уровню древней поверхности заложена дерном [Гельмель, Демин, Шульга Н.Ф., Шульга П.И., 1996]. Одновременно велись исследования с целью создания заповедных археологических зон и аварийные раскопки на реке Алей Локтевского района, в ходе которых найден пока единственный в Южной Сибири курган “с усами”, изучается поселение эпохи бронзы Советский Путь–1, на могильнике Локоть–4 вскрыто одиннадцать курганов, в одном из которых находилось погребение “золотого человека” V–IV вв. до н. э. [Шульга, 1996 и др.].

В работах лагерей краевого уровня наряду с группами из местных школ принимали участие отряды еще 5–7 районов (по 12–20 учащихся от района), сменявшиеся через 2–3 недели. В целях оздоровления подростков, многие из которых приезжают из степных засушливых районов (Славгород, Кулунда), значительное внимание уделяется археологическому туризму [Шульга, 1996]. Проводятся соответствующие занятия, однодневные и многодневные радиальные маршруты. Ребята принимаются участие в камеральной обработке материала в поле и в лабораторных условиях. По вечерам в лагере читаются лекции о древнем прошлом человека. По результатам экспедиций 2–4 школьника от района в течение осени и зимы готовят доклады на проходящую в конце марта ежегодную Краевую историко-краеведческую конференцию школьников. Лучшие направляются на конференции более высокого уровня. Качественные доклады публикуются в сборнике работ учащихся. Полевые работы лагерей широко освещаются в краевой и районной печати, на районном и краевом телевидении.

Порядок финансирования лагерей ежегодно меняется. Необходимость обеспечения продуктами и транспортом для доставки отрядов до места работы на расстояние, иногда превышающее 600 км, изначально предполагала существенную помощь со стороны администраций районов их формирования. В 1993–1995 гг. Эти затраты были сравнительно небольшими. Половину необходимых средств и оборудования обеспечивал краевой центр охраны памятников истории и культуры, основное оборудование предоставлял Барнаульский госпедуниверситет, периодическую помощь оказывала краевая станция юных туристов. Положение существенно ухудшилось в 1996–1997 г. Практически прекратилось централизованное финансирование, износилось имевшееся оборудование. Однако ни один из районов не отказался от участия в работах. Средства на транспорт, питание и оборудование выделяются руководителям отрядов в районах по различным статьям: на археологический лагерь, школьные лагеря отдыха, туризм, экологию и пр. Большую роль играет поддержка родителей учащихся. В 1997 г. была опробована новая форма помощи – через районный комитет по занятости населения Краснощековского района, где проводились работы [Шульга, 1997]. Ближайшие к месту работ хозяйства, имевшие задолженности комитету по занятости, предоставили в счет их погашения значительное количество продуктов питания. При наличии предварительной договоренности местная администрация и хозяйства оказывают помощь техникой. Таким образом, для проведения археологической экспедиции иногда достаточно оплаты командировки ее начальника и небольшой суммы на фото и канцтовары.

Одной же из основных задач, которую призваны решать детские археологические лагеря, должно быть привлечение местного населения к сохранению археологического наследия в своем районе. На основе практического опыта автором была разработана программа создания районных археологических лагерей школьников в системе мероприятий по охране памятников археологии [Шульга, 1995].

После проведения картографии памятников археологии в том или ином районе археологи совместно с районными властями разрабатывают план мероприятий на текущий год. Намечаются первоочередные археологические объекты для проведения аварийных раскопок, музеефикации, определяются границы заповедных территорий. Составляется график участия школ района в работах археологического лагеря школьников, экскурсий, проведения семинаров для учителей. Сроки работ лагеря – обычно 1–1,5 месяца. Количество участников в один заезд (2 недели) до 50 человек. Предусматривается необходимое финансирование на долевых началах, определяются организации и лица, ответственные за выполнение графика заездов, предоставление транспорта, подготовку оборудования и питания. Научное руководство экспедицией осуществляется археологом, имеющим открытый лист на производство работ. В районный краеведческий музей передаются отчеты о результатах работ, некоторые находки, наборы слайдов, оказывается помощь в оформлении экспозиций. На основе полученных материалов и архивных данных археологи, историки, этнографы через несколько лет готовят иллюстрированное учебное пособие для школ о прошлом района.

Практика показала целесообразность и выполнимость всех пунктов программы. Основные причины не всегда успешное их воплощение в жизнь – экономические трудности и нехватка квалифицированных археологов.

В последние годы наметилась тенденция возникновения самостоятельных районных лагерей на почве, подготовленной деятельностью краевого археологического лагеря. Так, при переносе краевого лагеря из Локтевского района, в этом районе сохранился и продолжил работу в 1997 г. Доктевский лагерь, а отряд из Шипуновского района, включившийся в работу краевого лагеря в 1994 г., присоединился к проводимой на территории района экспедиции БГПУ. Планируемое с 1999 г. возобновление работы краевого лагеря в долине р. Сентелек, на наш взгляд, и далее послужит центром подготовки районных групп, которые впоследствии станут основой новых районных лагерей школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гельмель Ю.И. Из опыта работы археологического кружка ЦДЮТ // Историческое краеведение: теория и практика. – Барнаул, 1996. – С. 95–97.

2. Гельмель Ю.И. Демин М.А., Шульга Н.Ф., Шульга П.И. О ходе работ по созданию Сентелекского археологического заповедника // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. – Барнаул, 1996. – С. 109–114.

3. Шамшин А.Б. Историко-краеведческая работа во внешкольном учреждении (из опыта работы) // Историческое краеведение: теория и практика. – Барнаул, 1996. – С. 98–103.

4. Шульга П.И. К вопросу об организации заповедных археологических территорий // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. – Вып. V, ч. 1. – Барнаул, 1995а. – С. 26–31.

5. Шульга П.И. Из опыта организации археологических лагерей школьников в Алтайском крае // Археология в вузе и школе. – Новосибирск, 1995б. – С. 107–109.

6. Шульга П.И. Изучение курганных погребений раннего железного века в Рудном Алтае// Ш Итоговая сессия ИАиЭт СО РАН, ноябрь 1995 г. – Новосибирск, 1995в. – С. 107–109.

7. Шульга П.И. О развитии школьного археологического туризма на Алтае // Историческое краеведение: теория и практика. – Барнаул, 1996. – С. 135–141.

8. Шульга П.И. Новые материалы по культуре скифского времени северо-западных предгорий Алтая // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. – Новосибирск, 1997. – С. 336–342.

© 1998 г. Алтайский госуниверситет, Барнаул