ЕЛЕНА
КОНСТАНТИНОВНА
РОМОДАНОВСКАЯ
Елена Константиновна Ромодановская
известный в нашей стране и за рубежом литературовед. В своей научной работе
она следует двум важным принципам – это неразрывное сочетание общерусской и
региональной тематики и исследование литературных процессов в тесной связи с
историческим контекстом. При развертывании в 60-х годах комплекса гуманитарных
наук в Новосибирском центре СО АН ей выпало на долю осуществить преемственное
развитие филологической науки в Отделе гуманитарных исследований (который затем
был преобразован в Институт истории, филологии и философии) на основе общих
концепций и методов, созданной наиболее яркой и профессиональной филологической
школой страны – ленинградской. Новосибирску повезло, что возглавляющая сейчас
литературоведческое направление Института филологии чл.-корр.
РАН Е.К.Ромодановская будучи ученицей И.П.Еремина и Л.А.Дмитриева
в начале своего научного пути, проработав вместе с наиболее известными тогда в
Сибири томскими филологами, впитала исследовательские методы двух известных
филологических школ. Постоянно участвуя в работе филологических кафедр ЛГУ
(выпускницей которого она является) и одновременно все больше и больше – в
заседаниях прославленного постоянного семинара Пушкинского Дома, руководимого
вначале В.П.Адриановой-Перетц, а затем Д.С.Лихачевым, Елена Константиновна не только
усовершенствовала свою литературоведческую технику, получила опыт текстолога,
палеографа, филиграноведа, археографа, но и
приобрела неспекулятивное умение за каждой частной задачей видеть общерусскую и
мировую проблематику.
Как аспиранту-сибиряку ей пришлось выбирать
для самостоятельной работы тему региональную. В истории начального этапа
сибирской литературы было тогда много неясного. Продолжались давние споры о
происхождении и начальных этапах сибирского летописания. Традиционная точка
зрения С.В.Бахрушина о двух его главных ветвях, независимо друг от друга
берущих истоки в “Синодике ермаковым казакам”
(базирующимся на записанных рассказах очевидцев), была в 1970 г. подвергнута
критике, причем гипотетически конструировался иной, отличный от Синодика общий
исток этих двух ветвей. Решение спора сильно затруднялось отсутствием текста
самого раннего Синодика, известного лишь в его более поздней летописной
переработке. Но в этом же 1970 г. Е.К.Ромодановская опубликовала свою первую (но
далеко не последнюю) яркую архивную находку. В, казалось бы, многократно
изученном Уваровском собрании ГИМ она обнаружила подлинный первоначальный текст
Синодика, что и помогло решить многие старые споры.
Тщательный текстологический анализ различных
редакций Есиповской летописи и близких к ней
памятников позволил Е.К.Ромодановской сделать
важный вывод об особом месте Погодинской редакции
Есиповской летописи в самой ранней истории сибирского летописания и об особой
роли во всем этом деле одного из сподвижников Ермака казака Черкаса Александрова. Позднее эти наблюдения привлекли
внимание Р.Г.Скрынникова и А.А.Преображенского и
одновременно были дополнительно развиты Е.К.Ромодановской в ходе возникшей
живой полемики.
Становлению и развитию сибирской литературы
посвящена ее монография “Русская литература в Сибири первой половины XVII в.”.
И здесь наряду с интереснейшими архивными находками и текстологическими
наблюдениями нужно особо подчеркнуть и основной принцип анализа регионального
литературного процесса. Он состоит в том, что возникающие в Сибири памятники
постоянно рассматриваются через призму закономерностей общерусской литературы.
И действительно, одновременно с текстами
сибирскими, Е.К.Ромонадовская на протяжении всего своего творческого пути
изучает монографически темы общерусские, отдавая при этом предпочтение
переломному от древней к новой России XVII в. Наряду с сознательной
исследовательской установкой этому способствовало еще одно обстоятельство.
Справедливо предварив исследование сибирских текстов анализом исторических
источников о круге чтения сибиряков и о путях распространения в Сибири
произведений русской литературы, Е.К.Ромодановская естественно связывала
региональную литературу с культурно-историческими процессами всей страны. А так
как она с 1965 г., т.е. с самого начала, участвовала в “археографическом
открытии Сибири” в экспедициях за древними книгами к сибирским старообрядцам,
то сама эта работа требовала постоянного обращения к обширнейшему репертуару
древнерусской и византийской книжности. Без этого было не оценить находку в
полевых условиях, не провести затем ее камеральной обработки.
Постепенно исследовательницу стали в
общерусской проблематике все более интересовать механизмы воздействия
национальных литератур, судьбы некоторых “бродячих сюжетов” на русской почве в
переломном XVII в. Для Е.К.Ромодановской судьба сюжетов, попавших на русскую
почву из сборников “прикладов” типа “Римских деяний”, стала отправной точкой
для глубоких размышлений о путях становления художественной беллетристической
прозы при переходе российской словесности к новым временам. И в своей
монографии 1985 г. “Повести о гордом царе” Е.К.Ромодановская анализирует
значительную группу таких повестей 40-х годов XVII – начала XVIII вв. Выбирая
именно эту тему, она получила возможность исследовать глубинные
историко-культурные процессы на примере цикла памятников, включивших и весьма
распространенную “Повесть о царе Аггее”, и несколько менее распространенных
литературных произведений.
Итогом многолетних размышлений Е.К.Ромодановской
над самыми различными в жанровом отношении текстами древнерусской литературы
стала ее последняя монография “Русская литература на пороге нового времени”,
основной темой которой является литературный вымысел. Она прослеживает
становление осознанного истинного вымысла, получившего вполне свою реализацию в
русской словесности в XVII в., в эволюции, на материале более ранних
памятников, демонстрируя зачатки вымысла в самых разных жанрах древнерусской
письменности XI–XVII вв.
Особый интерес у исследовательницы вызывает
древнейший, но малоизученный жанр притчи, оказавший огромное влияние не только
на складывание русской средневековой жанровой системы, но и на формирование
беллетристики в целом. Недаром Е.К.Ромодановская продолжает свои научные изыскания
в этом направлении. Книга Е.К.Ромодановской своевременное и интересное явление
в российском научном мире. Она получила живой отклик в отечественном и
зарубежном литературоведении (рецензии А.Ранчина, Ю.Шатина, Ф.Тарасовой,
Н.Kowalska).
Значительный вклад (десятки статей) внесла
Е.К.Ромодановская в фундаментальные издания Пушкинского Дома: десятитомник
Памятников литературы Древней Руси и Словарь книжников и книжности Древней
Руси.
Е.К.Ромодановская – признанный педагог. Более
20 лет она преподавала в Новосибирском государственном университете, сейчас
читает лекции по древнерусской литературе в Государственном педагогическом
университете, руководит курсовыми и дипломными работами. Под ее руководством
выполнено несколько кандидатских диссертаций.
Поздравляя
Елену Константиновну с юбилеем, ее коллеги, ученики и друзья желают ей доброго
здоровья, осуществления всех замыслов. Редколлегия нашего журнала с
удовольствием присоединяется к поздравлениям.