РЕКОНСТРУКТИВНЫЙ
ПОДХОД В МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
В.И. Кузнецов
Реконструирование систем научного знания
В современной методологии науки реконструкцией системы
научного знания называют методологическую модель этой системы.
Собственно моделями в рамках системы знания считаются ее особые
структуры, которые представляют в ней объекты из ее предметной области.
Известны стандартная, структуралистская, структурно-номинативная и другие
реконструкции ряда фрагментов арифметики, геометрии, классической,
статистической и квантовой механики, квантовой теории поля и др. Каждая из
таких реконструкций использует специфические точные
методы и средства и в силу этого может быть названа точной. В свою очередь, в
конкретной системе научного знания современные методологи выделяют присущие ей
модели объектов из ее предметной области. Например, для классической механики
это модели гармонического осциллятора, механических весов, движущихся в
центральном поле сил тел и т.п.
Придерживаясь такой интерпретации приведенных выше
терминов, под реконструктивным подходом в методологии науки будем понимать
последовательное использование в методологических исследованиях реконструкций
систем научного знания. В принципе в рамках этого подхода приемлемы только те
утверждения о конкретной системе научного знания, которые получены в результате
анализа имеющихся ее реконструкций.
Переход методологии науки к построению и анализу
точных реконструкций систем научного знания вызван рядом причин. Это прежде всего то, что становящиеся все более очевидными
для многих методологов сложность реальных систем научного знания, их
многомерность и полисистемность выходят за границы
возможностей содержательного описания. Число свойств и структур, которые можно
вычленить в системах научного знания, не говоря уже о связях между ними,
превышает несколько сотен. Многие из них оказываются достаточно глубокими и неочевидными.
В силу этого они не осознаются большинством пользователей систем знания. Даже
многие методологи, применяющие только содержательные средства анализа, упускают
их из виду, точно так же как человек, если не использует атомно-молекулярную
теорию и электронный микроскоп, не “видит” атомно-молекулярного строения
окружающих его тел.
Например, в некоторых методологических
исследованиях любая система знания представляется с помощью понятий. Однако
описание системы знания только как системы понятий даже с выделением
теоретических и эмпирических понятий является весьма неполным и общим и ничего
не говорит о специфике современных систем научного знания. Они включают в себя не
только гораздо больше типов понятий, но и различные глубинные
структуры знания, по отношению к которым понятия служат лишь средством выражения
и которые не редуцируются к понятиям. Это как структуры, традиционно
связываемые с суждениями и умозаключениями, так и структуры, связываемые с моделями,
проблемами, операциями, методами, оценками и другими компонентами развитых
систем научного знания.
В целом сами системы научного знания оказываются
слишком сложными, для того чтобы в рамках содержательного анализа можно было
плодотворно выделять и исследовать их нетривиальные свойства и структуры. Более
эффективным является построение их точных реконструкций, претендующих на
отражение только некоторых, специфических для каждой отдельной реконструкции
свойств и структур систем научного знания. Построенные реконструкции выступают
в качестве объектов непосредственного методологического исследования, а полученные
в нем результаты сопоставляются с имеющейся у методолога информацией о системах
знания. В принципе на этом пути возможна эмпирическая проверка утверждений и
предсказаний об изучаемых системах знания, которые могут быть соотнесены с
имеющейся методологической, историко-биографической, историко-научной, науковедческой,
психологической и другой информацией об этих системах.
Как и в большинстве областей
собственно науки, методологические реконструкции строятся и исследуются с
помощью специфических средств. Использование только содержательных средств приводит к созданию содержательно-описательных
реконструкций, обладающих незначительным эвристическим потенциалом. Они в
основном дают качественные описания реконструируемой системы знания, которые
трудно, а зачастую невозможно проверить, применяя процедуры эмпирического
характера. Реконструкции, построенные и анализируемые с помощью точных средств,
открывают гораздо большие возможности в изучении
системы знания, чем ее содержательные описания.
Конечно, переход методологии науки на
реконструктивный этап не только позволяет более эффективно решать ряд задач исследования реконструируемого фрагмента системы
знания, но и обусловливает появление новых задач. Так, при использовании точных
реконструкций возникают вопросы об их адекватности реконструируемым свойствам и
структурам систем научного знания, о границах применимости используемых
реконструкций, об их взаимоотношениях и т.д. Встают также важные вопросы, связанные
с преодолением мозаичности представлений о системе знания, неизбежно
возникающей при наличии множества ее реконструкций. Ответы на подобные вопросы
нельзя дать заранее, без проведения анализа эффективности и эвристичности
имеющихся реконструкций.
В целом переход методологии на реконструктивный
этап развития означает, что ответы на вопросы о строении, компонентном составе,
свойствах и структурах систем научного знания начинают даваться в рамках их точных
реконструкций. Более того, обращение к тем реконструкциям конкретных систем
знания, которые представлены в литературе, позволяет сделать вывод о наличии
определенного соответствия между уровнем развития системы знания и уровнем
точности ее реконструкций.
Так, одной из важных реконструкций систем
математического знания является формальная система, или дедуктивное исчисление.
В определенном смысле эта реконструкция служит в качестве своеобразного
необходимого минимального чертежа, по которому строятся новые системы
математического знания. От этих систем требуется наличие таких свойств и
структур, которые бы описывались реконструированием в
виде формальных исчислений.
Важной реконструкцией систем эмпирического знания
является гипотетико-дедуктивная система. Это, по сути, один из частных видов
формального исчисления, в котором исходные аксиомы носят условный,
гипотетический характер, а некоторые термины исчисления получают эмпирическую
интерпретацию. Последний момент отражает требование возможности эмпирической
проверки утверждений, получаемых в рамках гипотетико-дедуктивной реконструкции.
Любая система эмпирического знания должна обладать чертами, которые описываются
с помощью гипотетико-дедуктивной реконструкции.
В свете сказанного не лишен оснований вывод о том,
что разрабатываемые системы знания по качеству не могут быть лучше используемых
при этом точных реконструкций. Последние могут и должны использоваться как
своего рода технологические карты для разработки новых систем научного знания.
Вышеизложенное
позволяет ввести следующее определение.
Определение 1. Методологическое
исследование называется
– содержательно-описательным,
если используемые средства привлекаются для содержательного описания системы
знания и/или ее конституэнтов;
– реконструктивным,
если с помощью используемых средств строится реконструкция системы знания и/или
ее конституэнтов и результаты анализа этой
реконструкции переносятся на реконструируемую систему.
Широко известные в СССР, а теперь в СНГ работы В.С.Степина, посвященные анализу физической теории, относятся к
содержательно-описательным исследованиям, а работы Дж. Снида
и его последователей – к реконструктивным.
Систематическое использование реконструкций систем
знания в методологии науки означает выход ее на более высокий уровень
исследования. Она постепенно трансформируется в зрелую науку, подобную физике,
химии, биологии и т.п.
Во-первых, в ней зарождаются методологические
теории систем знания. Важнейшими, но не единственными компонентами этих теорий
являются различные реконструкции систем знания. Каждой такой зарождающейся
методологической теории в принципе свойственна вполне определенная
взаимосвязанная совокупность реконструкций знания, аналогичная присущей любой
эмпирической теории совокупности моделей объектов из ее предметной области.
Во-вторых, в рамках методологических теорий
становятся возможными не только описания и объяснения свойств и закономерностей
систем научного знания, но и те или иные предсказания в отношении их истории, современного
состояния и будущего развития. Проверка этих предсказаний требует проведения
особых эмпирических исследований реальных систем знания и их истории. По сути,
речь идет о возникновении экспериментальной методологии науки. Она предполагает
не какие-то особые эксперименты с системами знания, а анализ и сравнение
различных способов развития одной и той же системы знания. Иначе говоря, в
качестве экспериментальных ситуаций здесь выступают различные пути развития
системы знания, реализуемые в ходе создания ее различных версий, вариантов,
формулировок.
В-третьих, существование разных методологических
теорий позволяет сравнивать их предсказания относительно развития одной и той
же системы знания. Это ставит теории в отношения конкуренции, и предпочтение
какой-либо из них отдается на основе большей степени ее подтверждения имеющейся
историко-научной, культурологической, психологической, науковедческой и другой
информацией.
В-четвертых, начавшееся в конце 80-х годов
использование имитационных реконструкций систем знания и их развития позволяет
проводить вычислительные эксперименты над этими реконструкциями. Это во многом
возмещает практическую невозможность осуществления экспериментов над системами
знания, а точнее, над исследовательскими коллективами, которые создают,
совершенствуют и развивают данные системы.
Определение 2.
Методологическое исследование называется
– теоретическим, если оно опирается на системы
методологического знания, выполняющие основные функции научных теорий по
отношению к изучаемым системам научного знания;
– экспериментальным, если для проверки
методологических выводов возникает необходимость поиска новой, ранее неизвестной
информации о системах знания;
– имитационным, если основным средством поиска новой информации
о системах знания служит проведение вычислительного эксперимента над их
имитационными реконструкциями.
Важной чертой современной методологии науки является
то, что одно из главных мест в ней занимает анализ аксиологических
свойств систем научного знания. Под ними понимаются различные оценки
компонентов и целостных систем знания, ценности и нормы, которые принимаются
членами научного сообщества, развивающими системы знания.
Определение 3. Методологическое
исследование называется аксиологическим, если
в ходе его проведения выделяются и реконструируются оценки систем знания.
Примерами оценок систем знания
являются оценки логические (непротиворечивость и замкнутость систем утверждений,
выводимость утверждений и др.), лингвистические (выразительность, точность,
общность языковых средств и др.), репрезентативные (адекватность, детализация,
полнота моделей и др.), проблемные (оригинальность, сложность, связанность,
решаемость проблем и др.), операционные (универсальность, реализуемость,
обоснованность операций и методов) и т.п. В тех случаях, когда аксиологическое методологическое исследование нацелено на
отдельные классы оценок, можно говорить о логическом, лингвистическом,
репрезентативном, операционном, проблемном исследовании.
Основные
реконструкции систем научного знания
Многоаспектность и сложность систем научного знания
служит объективным основанием для построения и развития разных реконструкций
систем знания. При создании каждой из них акцентируется внимание на определенных
сторонах систем знания и используются специфические
средства.
Стандартные
реконструкции. Основные идеи стандартных реконструкций систем научного
знания были сформулированы представителями берлинской школы (Г.Рейхенбах) и Венского кружка (М.Шлик,
Р.Карнап и др.), которые стремились осмыслить в строгих терминах математической
логики специфику неклассических систем знания, в частности теории
относительности и квантовой механики. Такие высокоразвитые системы научного знания, как
научные теории, реконструировались следующим образом. Теория отождествлялась с первопорядковым исчислением предикатов с тождеством. В нем
выделялись три группы терминов: 1) логические и математические; 2) теоретические;
3) термины наблюдения, которые интерпретировались с помощью наблюдений.
Аксиомы исчисления полагались устанавливающими связи между теоретическими
терминами и трактовались как формулировки научных законов. Теоретические
термины рассматривались как простые сокращения дескрипций, содержащих только
термины наблюдения. Важными компонентами стандартной реконструкции были правила
соответствия, устанавливавшие связи между теоретическими терминами и терминами
наблюдения.
Более чем полувековое развитие этих идей привело к
появлению разных вариантов стандартных реконструкций систем
научного знания. Объединяет их два момента. Первый – это
использование для построения и анализа тех или иных вариантов средств
математической логики, в том числе и модальной, а также ряда понятий современной
лингвистики. Второй момент – это рассмотрение систем научного знания как
особым образом организованных систем утверждений. Утверждения, в свою очередь,
построены с помощью теоретического языка и/или языка наблюдений. Элементы первого
получают частичную интерпретацию в элементах второго.
Если обобщить сказанное, то стандартные
реконструкции представляют системы знания как специфические системы утверждений,
при этом особый акцент делается на их дедуктивных и языковых структурах. Одновременно
предпринимаются попытки рассмотреть в этих терминах все остальные структуры и
процедуры систем знания. Примером может служить реконструкция научного
объяснения, осуществленная К.Гемпелем и П.Оппенгеймом.
Стандартные реконструкции позволяют решать
определенный круг проблем относительно свойств реконструируемой системы знания.
Сюда относятся вопросы об обоснованности дедуктивных и индуктивных выводов, о
полноте, непротиворечивости, замкнутости системы знания, об ее связях с
предметной областью и т.д. Полученные при этом результаты принадлежат К.Гемпелю, А.Тарскому, К.Геделю и др. [1]. В рамках стандартной
реконструкции работали и продолжают работать многие отечественные методологи
науки.
В целом исследования систем в рамках стандартной
реконструкции могут быть охарактеризованы с помощью определений, введенных нами
ранее [2] и в данной работе, следующим образом.
Из сказанного о средствах стандартной реконструкции
вытекает, что эти исследования относятся к содержательно-формальной, а в ряде
случаев и к формальной методологии науки. Большинство приверженцев стандартных
реконструкций считали, что они применимы для анализа любых систем
математического и эмпирического (физического, химического, биологического и
т.п.) знания. Это позволяет в зависимости от претензий тех или иных
исследователей охарактеризовать соответствующие исследования как относящиеся к
общей либо тотальной методологии науки. В случае истолкования стандартной
реконструкции в качестве применимой и к другим системам научного знания (социального,
этического, гуманитарного и др.) эти исследования могут быть отнесены к
универсальной методологии науки. В силу того, что в рамках стандартного реконструирования конкретные системы знания привлекались в
основном в качестве иллюстрации к полученным при этом результатам, а не выступали
объектом полного анализа, можно утверждать, что эти исследования были мало
связаны с сингулярной методологией науки. Поскольку в рамках стандартных
реконструкций использовалось понятие некоторого общего для всей науки языка, в
котором выделялись теоретический язык и язык наблюдений (расширенный
эмпирический язык), то получаемые выводы могли применяться как к отдельным
системам знания, так и к их комплексам, т.е. относиться и к локальной, и к
глобальной методологии. В последней интенсивно
исследовались такие отношения между системами знания, как соответствие и
редукция.
Отказ же от рассмотрения каких-либо вненаучных факторов философского, психологического и
культурного порядка позволяет причислить большинство стандартных исследований к
интерналистской методологии науки.
Нацеленность стандартной реконструкции на структуры
уже сформировавшихся систем научного знания и спорадичность попыток ее
использования для описания и объяснения генезиса и эволюции конкретных систем знания
не дают возможности уверенно отнести большинство проведенных исследований к
генетической или эволюционной методологии науки. Вместе с тем ряд методологов
пытались использовать основные положения стандартной реконструкции для описания
процессов развития систем научного знания. В
результате была сформулирована так называемая кумулятивная реконструкция их
развития, согласно которой рост систем научного знания рассматривался как
процесс добавления нового знания к уже имеющемуся в
данной системе. Естественно встали вопросы о подтверждении этой реконструкции имеющимися
историко-научными фактами относительно истории развития конкретных систем
знания. Оказалось, что она описывает далеко не все обнаруженные на эмпирическом
уровне закономерности развития систем научного знания.
Поэтому появилась необходимость в разработке более адекватных реконструкций
развития систем знания.
Культурно-исторические
реконструкции. Объединяемые
этим названием реконструкции в основном принадлежат к содержательной и
эволюционной методологии науки. Многие из них основываются на тщательном
изучении истории развития фрагментов отдельных конкретных систем знания, в
качестве существенных факторов изменения которых рассматриваются не только внутринаучные, но также различные
культурные и социальные феномены. Это позволяет причислить такие
конструкции к сингулярной и экстерналистской
методологии науки.
Хотя в работах представителей
культурно-исторической школы трудно найти четкое и явное определение используемых
ими реконструкций строения, свойств и развития систем научного знания, в целом эти
исследователи включают в них гораздо большее число конструктивных компонентов и
определенных на них структур, чем это делают сторонники стандартной
реконструкции.
Так, в реконструкции развития систем научного
знания, предложенной И.Лакатосом и известной как
методология научно-исследовательских программ, развитие системы знания
рассматривается как процесс смены связанных теорий. Это говорит о том, что данная
реконструкция относится к глобальной методологии науки. В качестве конструктивных
компонентов научно-исследовательской программы выступают определенные нормы и
связанные с ними эвристики. Выделяется также жесткое ядро программы, включающее
в себя фундаментальные положения, и защитный пояс, состоящий из вспомогательных
гипотез [3].
В широко известной реконструкции развития науки,
которая принадлежит Т.Куну, выделяются иные конструктивные элементы систем
знания и их культурно-исторического окружения. Среди них парадигма, дисциплинарная
матрица, задача-головоломка, ситуации нормального и революционного развития и
т.д. [4].
В реконструкции Л.Лаудана
в качестве особых конструктивных элементов систем знания выделяются проблемы и
ценности [5]. Это позволяет отнести ряд его работ к аксиологическим
методологическим исследованиям.
Большинство представителей культурно-исторической
школы скептически относятся к использованию в методологии науки точных методов
и в своих исследованиях не прибегают к построению и анализу точных реконструкций развития систем научного знания.
Культурно-исторические реконструкции возникли как реакция на неадекватность
стандартных реконструкций при описании развития систем научного знания.
Характерным для стандартных реконструкций является использование точных средств
математической логики и лингвистики. Эти средства мало подходили для описания
тех конструктивных элементов систем знания, которые вводились в культурно-исторических
реконструкциях. При отсутствии в методологии науки иных средств значительная
часть исследователей пришли к выводу о неприменимости вообще точных формальных
средств при описании исторических процессов развития
науки. Однако ситуация изменилась, когда в качестве таких средств
стали использоваться основные конструкции теории множеств.
Структуралистские
реконструкции. В
таких реконструкциях в существенной степени используются средства теории
множеств. При этом основной конструктивной единицей
системы знания считается модель объектов из предметной области данной системы
знания. Эта единица описывается в терминах теории множеств и представляет основные
свойства и отношения моделируемых объектов. На множествах моделей определяются
различные теоретико-множественные структуры, в терминах которых анализируются
такие конструктивные элементы систем знания, как теоретические и нетеоретические
понятия, законы, ограничения, аппликации и др. Это позволяет отнести структуралистские
реконструкции к содержательно-формальной методологии науки [6].
Обобщая, можно сказать, что если стандартная
реконструкция отражает упорядоченность систем научного знания, связанную с
отношениями вывода, то структуралистская реконструкция отражает упорядоченность
структур, предназначенных для отражения действительности. Тем самым она
выражает не дедуктивные, а репрезентативные свойства систем знания.
Дж.Снид
в книге “Логическая структура математической физики” [7], заложившей фундамент
структуралистских исследований, привел также примеры применения построенной им
реконструкции систем знания к анализу конкретной системы физического знания –
классической механики. В последовавших далее работах он и его коллеги В.Бальцер и К.Мулинес, а также их
сторонники [8] описывали системы знания и отношения между ними, процессы
изменения систем знания в историческом времени на уровнях как локальной, так и
глобальной методологии науки. В зависимости от анализируемого аспекта систем
знания сказанное позволяет отнести структуралистские исследования к сингулярной,
или общей, или тотальной, либо к генетической кинематической методологии науки.
Более того, в контекст структуралистской программы
могут быть естественным образом вставлены структуры, отражающие научные
сообщества и поколения. Это включает ее в рамки экстерналистской
методологии науки.
В принципе, структуралистская реконструкция
развития систем научного знания может играть роль своеобразной теоретической
основы описания и объяснения некоторых фактов, положенных в основу
культурно-исторических реконструкций [9].
Весьма близким к
структуралистской программе оказывается когнитивный подход в методологии науки,
в рамках которого для анализа систем научного знания используются на
содержательном уровне методы и средства когнитивных наук [10]).
Имитационные
реконструкции. Другой
класс реконструкций, использующих формальные средства и предназначенных для
анализа процессов возникновения и развития систем научного знания, связан с
компьютерной имитацией этих процессов. Это достигается путем создания
специальных программ, которые при обработке исходной информации относительно
системы знания позволяют реконструировать некоторые особенности ее формирования
[11] и развития [12], в частности такие эпизоды, как открытия [13].
Сама возможность построения и использования
имитационных реконструкций предполагает, что в их основу положены такие
конструктивные элементы системы знания, как операции, процедуры и алгоритмы.
Изменение системы знания реконструируется как применение этих элементов к ее
некоторому исходному состоянию. Полученные на этом пути результаты значительно
расширяют возможности генетической и эволюционной методологии науки и
трансформируют ее в имитационную методологию. Проведенные в ее рамках
конкретные исследования относятся в основном к локальной и сингулярной
методологии. Однако на их основе возможно выделение принципов, которые могут
эффективно использоваться в глобальной, тотальной и даже универсальной методологии
науки. На настоящем уровне развития имитационная методология науки является интерналистской и содержательно-формальной, если не сводить
ее только к написанию программ для ЭВМ.
Структурно-номинативные
реконструкции. За
десятилетие развития структурно-номинативного подхода было предложено несколько
реконструкций систем научного знания [16]. Каждая последующая охватывала в
рамках единой концептуальной схемы большее число аспектов, свойств и структур
знания, чем предыдущая. Основными чертами структурно-номинативного подхода являются
признание полисистемности любой системы научного знания и иерархического многоуровневого строения каждой его
подсистемы, систематическое использование для описания свойств, структур, компонентов
системы знания, а также внутренних и внешних взаимосвязей в ней средств теории
именованных множеств [15] и теории абстрактных свойств [16].
Структурно-номинативное реконструирование
позволяет установить взаимосвязи между ранее предложенными методологическими
реконструкциями, трактуя их как отображение различных, но тесно взаимосвязанных
сторон систем знания. Более того, при опоре как на
общие соображения, так и на анализ многочисленных конкретных систем научного
знания показывается, что эти стороны отражаются имеющимися реконструкциями
далеко не полностью. Это говорит о том, что структурно-номинативное реконструирование не только синтезирует в рамках единой схемы предложенные к настоящему времени реконструкции, но и
идет значительно дальше каждой из них в детальности, глубине, точности и эвристичности описания тех сторон знания, изучение которых
привело к созданию этих реконструкций.
Например, в рамках структурно-номинативного подхода
показано, что реальные системы научного знания содержат в себе гораздо более
богатое разнообразие языков, чем это предполагается выделением теоретического и
эмпирического языка науки в стандартном направлении. Обоснована необходимость
выделения гораздо большего числа типов моделей и структур на них, чем это
осуществлено в структуралистском направлении. Предложена и развита идея номологических структур научных теорий, позволяющая
трактовать с единых позиций понятия научного закона, принципа и постулата.
Выделены и изучены иерархии научных законов и связи между модельными, логическими,
процедурными и другими законами в современных научных теориях. Значительно
расширены представления об аксиологии науки, которая трактуется как система
взаимосвязанных оценок, ценностей и норм, характерных как для научного знания,
так и для процессов его развития. Во многих случаях содержательный анализ
дополняется формулировкой и доказательством строгих утверждений, точно так же
как исследования в сфере сингулярной методологии дополняются исследованиями на
уровнях общей и универсальной методологии.
В определенной мере эта схема выполняет в
методологии науки роль, сходную с ролью концепции корпускулярно-волнового
дуализма в квантовой механике. Аналогичным образом структурно-номинативное реконструирование дает возможность трактовать ранее предложенные
реконструкции систем научного знания как отражения различных
реальных сторон систем научного знания в зависимости от условий, целей и
средств их изучения.
Сказанное позволяет отнести исследования, ведущиеся
в рамках рассматриваемой схемы, практически к любому из выделенных выше
методологических типов, в том числе к метаметодологическому.
Отсюда не следует, что с помощью структурно-номинативного реконструирования
могут быть решены все проблемы методологии науки, но при решении некоторых из
них оно предоставляет исследователю гораздо более мощные средства, чем любой из
известных типов методологического реконструирования.
* * *
Автор признает полемичность многих высказанных в
статье положений и призывает читателей принять участие в обсуждении предложенной
им характеристики состояния современной методологии науки.
Примечания
1. См.: The structure of scientific theories / Ed. by P.Suppe. – Urbana: Univ. of Illinois
Press, 1974; 1979 (2nd ed.).
2. См.:
Кузнецов В.И. Типология методологических исследований науки // Философия науки. –
3. См.: Лакатос
И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и
развитие науки. – М.: Прогресс, 1978. – С. 204–269.
4. См.: Кун Т. Структура научных революций. –
М.: Прогресс, 1975.
5. См.: Laudan L. Progress and its problems. – Berkeley:
Univ. of California Press, 1977; Id. Science and values. – Berkeley:
Univ. of California Press, 1984.
6. См.: Sneed J.D. The logical structure of mathematical physics. –
Dordrecht: Reidel, 1971; 1979 (2nd ed.); Stegmüller W.
Theorie und Erfahrung. Zweiter Teilband: Theorienstrukturen
und Theoriendynamik. – Berlin: Springer, 1973
(Stegmüller W. The structure and dynamics of theories /
Transl. by W.Wohlhuter. – N.Y.: Springer, 1976); Id.
Theorie und Erfahrung. Dritter Teilband: Die Entwicklung des neuen
Strukturalismus seit 1973. – N.Y.: Springer, 1986; Balzer W.,
Moulines C.U., Sneed J.D. An architectonic
for science: The structuralist program. – Dordrecht: Reidel, 1987.
7. См.: Sneed J.D. The logical structure of
mathematical physics.
8.
См.: Structuralist theory of science:
Focal issues, new results / Ed. by W.Balzer and C.U.Moulines. – Berlin: Walter de Gruyter, 1996; Structuralist knowledge representation:
Paradigmatic examples / Ed. by W.Balzer, J.D.Sneed and C.U.Moulines. –
Rodopi: Amsterdam-Atlanta, CA, 2000.
9.
См.: Kuhn T.
Theory-change as structure-change: Comments on the Sneed formalism //
Erkenntnis. – 1976. – V. 10. – P. 179–199.
10. См.: Gierre R. Explaining science. – Boston: MIT Prerss, 1989.
11.
См.: Lenat D.B.
Automated theory formation in mathematics // Proceedings IJCAI-77. – Cambridge,
MA, 1977. – P. 833–842.
12. См.: Sterman J.D. The growth of knowledge: Testing a theory of scientific revolutions
with a formal model // Technological Forecasting and Social Change. – 1985. – V. 28. – P. 93–122.
13.
См.: Langley P.W.,
Simon H.A., Bradshaw G., Zytkow J.M. Scientific discovery: Computer explorations
of the creative processes. – Boston: MIT Press, 1987:
Knowledge discovery in databases. – Merlo Park:
AAAI Press; MIT Press, 1991.
14.
См.: The structure-nominative
reconstruction of scientific knowledge // Epistemologia. – 1988. – V. 11. – P. 235–254;
Informal and formal analysis of concepts // Reports of the 12th
International Wittgenstein-Symposium 7th to 14th
August 1987, Kirchberg/Wechsel. – Vienna, 1988. – V. 16. – P. 163–166;
Logical and structural principles of knowledge // Conference on
Intelligent Management. – Varna, 1989. – P. 269–272;
On structural unity of mathematical and physical
theories // Structures in Mathematical Theories: Reports on San Sebastian
International Symposium. – San Sebastian, 1990. –
P. 3–7; The structure and development
of mathematical theories // Modern Logic. – 1991. –
V. 2, No. 1. – P. 3–28; Fuzzy sets as named sets // Fuzzy Sets and
Systems. – 1992. – V. 46. –
P. 189–192; Model part of a scientific theory //
Epistemologia. – 1992. – V. 15. –
P. 41–64; The structure-nominative reconstruction
and the intelligibility of cognition // Epistemologia. – 1992. – V. 15. – P. 249–268;
A formal aesthetic for scientific discourse:
The beauty measures of a scientific theory // Anglo-Ukrainian Studies in
the Analysis of Scientific Discourse: Reason and Rhetoric / Ed. by R.Harre. – N.Y.: The Edwin Mellen Press, 1993. – P. 69–93; On methodological analysis of sociological theories //
Die Verschmelzung der Untersuchungsbereiche: Formen des Dialogs zwischen
Kulturwissenschaft und Wissenschaftstheorie / Ed. by D.Ginev. – Frankfurt-a/M. – 1993. – P. 49–61; Scientific problems and questions from logical
point of view // Synthese. – 1994. – V. 100, No. 1. – P. 1–28.
15. См.: Бургин
М.С. Именованные множества и представление информации // VII
Всесоюзная конференция по математической логике. – Новосибирск, 1984. –
С. 25.
16. См.: Бургин
М.С. Абстрактная теория свойств // Неклассические логики. – М.:
Ин‑т философии АН СССР, 1985. – С. 109–118.
19.
Burgin M., Kuznetsov V. Properties in science and their modelling //
Quantity and Quality. – 1993. – V. 27. – P. 371–382.
Институт философии НАН Украины, г. Киев
Киевский университет права
Kuznetsov V.I. A reconstructive approach to the methodology of science
The
reconstructive approach to the methodology of science is a building of
reconstructions (methodological models) of scientific knowledge systems and
their self-consistent use in solving methodological problems. The paper gives a
capsule comparative meta-analysis of standard, structuralist,
culture-historical, imitation and structure-nominative reconstructions. They
differ from each other by their notions of constructive elements of knowledge
systems, tools of their modeling, problems and methods of analysis of
scientific knowledge.