БИОЭТИКА В ЗВЕРОВОДСТВЕ
Н.А.Балакирев, Е.М.Колдаева, Т.Рекиля (Финляндия),
А.Л.Симанов, О.В.Трапезов, Л.И.Трапезова, Н.Н.Тютюнник, С.В.Хансен (Дания),
М.Харри (Финляндия)
Вопросы этического отношения человека к
животным возникли, видимо, еще во времена неолита: жалость к плененным
животным, бережное и ласковое отношение к существам, обитавшим рядом с
человеческим жилищем послужили основой одомашнивания диких особей.
В дальнейшем гуманное отношение к животным
вошло в религиозные каноны, которые призывают человека к сострадательному
отношению к животным: “Человек часто вынужден и получил на то право убивать
животных. Но как оправдать сомнительное удовольствие, испытываемое человеком от
охоты, устраиваемой ради забавы? Как оправдать человека, истязающего животное и
заставляющего его работать сверх силы? Это заслуживает названия грубого насилия
и жестокости. Еще в законе Моисея сказано: “Праведник милует души скотов
своих...”. И животные имеют душу, и они могут чувствовать и любовь и боль. Жестоко
бить, калечить или убивать бедную скотину, когда она забредет в чужой огород.
Не животное виновато, а хозяин, оставивший его без присмотра” [Православный
календарь, 18 марта 1998 г.].
Выдающийся представитель немецкой
классической философии И.Кант (1724–1804) в “Метафизике нравов” выражает свои
взгляды на обязанности человека по отношению к живой природе, считая это
существенным в нравственной культуре в целом. Кант пишет: “...Есть два класса
вещей или существ, зависящих самим бытием своим от нашей воли, произведенные
нашим трудом и по нашему проекту, – и никоим образом не зависящие от нашей
воли, однако и сами лишенные разумной целеполагающей воли (травы и животные)”.
Человек и человечество, по Канту, выступают в качестве разумной личности природы
согласно цели природы в ней. Человек, по Канту, есть один из видов
высших животных, “чувственное существо”, или “живое телесное существо”,
“разумное природное существо”. В кантовой биоэтике жалость и сострадание к
живому отражают любовь к ближнему [Кант И. Сочинения, т. 4. – М.,
1965. – С.305–438].
Имя великого физиолога XIX в. Клода
Бернара известно каждому студенту, прослушавшему курс физиологии животных. Но
ни в одном учебном пособии не описывается методика проведения его опытов по
изучению влияния температуры на организм теплокровных. Вот она: “…Животных
(использовалось более 70 собак, множество кошек, кроликов, голубей) помещают в
печь при температуре 90 и 100°С. У животных всегда наблюдаются одни и те же
характерные симптомы. Вначале животное слегка возбуждено. Скоро дыхание
ускоряется. Животное открывает рот и начинает прерывисто дышать. Скоро делается
невозможным описать его страдания; под конец оно падает в конвульсиях, умирая
обыкновенно с громкими криками” [Жестокости современной науки. М.,
1904]. В лаборатории проф. В.В.Пашутина (1889 г.) животному покрывали кожу
водонепроницаемым лаком, затем заживо сдирали – без анестезии, “дабы не
затемнить результаты научного исследования” [Матюшин А.И., Осняч В.С.,
Павлова Т.Н. Деонтология медико-биологического эксперимента. – М.,
1987].
В 1972 г. американский биолог
В.Поттер ввел в научный оборот понятие “биоэтика”. Он понимал под ней новую
научную дисциплину, объединяющую биологическое знание и человеческие ценности.
Первоначально биоэтические проблемы связывались с проблемами искусственного
прерывания беременности, эвтаназии, сексуальных отношений, медицинского
обслуживания, пересадки органов. В дальнейшем в число биоэтических проблем были
включены проблемы, связанные со взаимодействием человека и животных. Это нашло
свое отражение и в изданной в США и Англии четырехтомной “Энциклопедии
биоэтики”. В 1980 г. в Нью-Йорке широким изданием вышла книга
американского автора М.С.Доукинса “Муки животных: поиск улучшения их жизни”. В
развитых странах все более распространяются идеи защиты прав животных. Но порой
эмоции защитников прав животных переходят все разумные границы. Так, в
отдельных европейских странах защитники прав сельскохозяйственных животных,
взывая к общественности, требуют содержания пушных зверей, не рассаженных
поодиночке или парами в клетках, а проживающих семьями в шикарных вольерах
большого размера с бассейном, как в зоопарке. В своих призывах они опираются на
исследования американских генетиков, проводивших эксперименты на мышах и ничего
не имевших общего с разведением пушных зверей. Эти исследователи делили только
что родившееся потомство мышей по принципу аналогов на две группы. Одна из них
“воспитывалась” в условиях “обогащенной среды” (просторная клетка, множество
различных “игровых” элементов – лестниц, коробочек и т.д.), другая –
в обедненной среде (тесная клетка, отсутствие каких-либо посторонних
предметов). Оказалось, что у животных первой группы способности к обучению были
выше и даже толщина коры головного мозга превосходила таковую во второй группе.
Конечно, эти различия по наследству не передавались: согласно генетическим
законам, приобретенные признаки не наследуются, но трудно сказать, насколько
все это ущемляет права пушных зверей и нужно ли это практическим звероводам.
Кроме того, имеются факты, когда борьбу за
права животных используют в политических и экономических целях – либо для
оказания политического давления на ряд стран – производителей пушнины,
мясомолочной и фармакологической продукции, либо для уничтожения конкурентов.
Но в итоге в 80-е годы в США,
Великобритании, Германии, Голландии были приняты законы о защите животных,
используемых в экспериментах. В 1986 г. Совет Европы принял Конвенцию по
защите животных, используемых в экспериментальных и других научных целях, и Директиву
Совета 86/609/ЕЕС от 24.11.86 по согласованию законов, правил и
административных распоряжений стран-участниц в отношении защиты животных,
используемых для экспериментальных и других научных целей.
Все вышесказанное привело к тому, что в
90-е годы в научные исследования стали широко внедряться принципы гуманной
экспериментальной техники, которая получила название “концепция 3R”: Reduction
(сокращение), Refinement (усовершенствование), и Replacement (замена). Эта
концепция была разработана У.М.С.Расселом и Р.Л.Берчем [Russel, W.M.S.,
Burch,R.L. The principles of humane experimental technique. Potters Bar: Universities Federation for Animal
Welfare, 1992. Special Ed. 238 p.]. Здесь под сокращением понимаются
методы, позволяющие получить достоверные результаты при сокращении количества
животных, используемых в научных экспериментах. Под усовершенствованием –
методы, облегчающие или снижающие до минимума потенциально возможные боль и
дистресс, а также улучшающие благополучие животных. Боль и дистресс, которые
могут возникнуть при неправильном ограничении подвижности, экспериментальных
инфекциях, хирургических процедурах, неправильной технике эвтаназии, плохом
содержании животных и обращении с ними, в значительной степени могут быть
уменьшены и предупреждены применением анестетиков, анальгетиков,
транквилизаторов, постоянным контролем за состоянием здоровья животных
квалифицированными специалистами, содержанием животных в оптимальных условиях и
в обогащенной среде обитания. Замена животных в эксперименте может быть относительной,
когда, например, гуманно умерщвленных животных используют для получения клеток,
тканей или органов для исследований in vitro, и абсолютной, когда
вместо животных используют, например, культуру клеток человека или
беспозвоночных. К замещающим альтернативным методам и приемам можно отнести: а)
широкий обмен информацией об экспериментах на животных, позволяющий избегать их
повторения; б) использование математических и компьютерных моделей; в)
проведение экспериментов на низших организмах или позвоночных животных на
ранних стадиях развития.
Профессия зверовода на сегодняшний день не
нарушает права животных, поскольку предусматривает соблюдение необходимых
правил эвтаназии, т.е. скоротечного и безболезненного умерщвления пушных зверей
с использованием недорогих средств, дающих быстрое усыпление животных.
Оформление же научных статей предполагает в разделе “Материалы и методы”
указывать, что проведение эксперимента соответствует концепции 3R. Но дело
порой доходит до абсурда. Известно, что взятие крови для анализа у пушных
зверей представляет собой процедуру фиксации животных в специальных
клетках-ловушках с последующим взятием крови из вены или путем отсекания
кончика хвоста или когтя. Этот метод на сегодняшний день для некоторых научных
изданий считается неприемлемым, и авторам приходится искать очень своеобразные
пути добычи материала для исследования, чтобы не навредить животному. Так, в
одной публикации удалось познакомиться с оригинальной методикой бесстрессового
взятия образцов крови у зверей: в клетку с животным помещались кровососущие
насекомые (клещи), которые, насосавшись крови, отваливались и затем
использовались исследователем для анализа полученного таким методом научного
материала.
Лабиринты биоэтики, где пределы
допустимого?