БИОЭТИКА В ЗВЕРОВОДСТВЕ

 

Н.А.Балакирев, Е.М.Колдаева, Т.Рекиля (Финляндия),
А.Л.Симанов, О.В.Трапезов, Л.И.Трапезова, Н.Н.Тютюнник, С.В.Хансен (Дания), М.Харри (Финляндия)

 

Вопросы этического отношения человека к животным возникли, видимо, еще во времена неолита: жалость к плененным животным, бережное и ласковое отношение к существам, обитавшим рядом с человеческим жилищем послужили основой одомашнивания диких особей.

В дальнейшем гуманное отношение к животным вошло в религиозные каноны, которые призывают человека к сострадательному отношению к животным: “Человек часто вынужден и получил на то право убивать животных. Но как оправдать сомнительное удовольствие, испытываемое человеком от охоты, устраиваемой ради забавы? Как оправдать человека, истязающего животное и заставляющего его работать сверх силы? Это заслуживает названия грубого насилия и жестокости. Еще в законе Моисея сказано: “Праведник милует души скотов своих...”. И животные имеют душу, и они могут чувствовать и любовь и боль. Жестоко бить, калечить или убивать бедную скотину, когда она забредет в чужой огород. Не животное виновато, а хозяин, оставивший его без присмотра” [Православный календарь, 18 марта 1998 г.].

Выдающийся представитель немецкой классической философии И.Кант (1724–1804) в “Метафизике нравов” выражает свои взгляды на обязанности человека по отношению к живой природе, считая это существенным в нравственной культуре в целом. Кант пишет: “...Есть два класса вещей или существ, зависящих самим бытием своим от нашей воли, произведенные нашим трудом и по нашему проекту, – и никоим образом не зависящие от нашей воли, однако и сами лишенные разумной целеполагающей воли (травы и животные)”. Человек и человечество, по Канту, выступают в качестве разумной личности природы согласно цели природы в ней. Человек, по Канту, есть один из видов высших животных, “чувственное существо”, или “живое телесное существо”, “разумное природное существо”. В кантовой биоэтике жалость и сострадание к живому отражают любовь к ближнему [Кант И. Сочинения, т. 4. – М., 1965. – С.305–438].

Имя великого физиолога XIX в. Клода Бернара известно каждому студенту, прослушавшему курс физиологии животных. Но ни в одном учебном пособии не описывается методика проведения его опытов по изучению влияния температуры на организм теплокровных. Вот она: “…Животных (использовалось более 70 собак, множество кошек, кроликов, голубей) помещают в печь при температуре 90 и 100°С. У животных всегда наблюдаются одни и те же характерные симптомы. Вначале животное слегка возбуждено. Скоро дыхание ускоряется. Животное открывает рот и начинает прерывисто дышать. Скоро делается невозможным описать его страдания; под конец оно падает в конвульсиях, умирая обыкновенно с громкими криками” [Жестокости современной науки. М., 1904]. В лаборатории проф. В.В.Пашутина (1889 г.) животному покрывали кожу водонепроницаемым лаком, затем заживо сдирали – без анестезии, “дабы не затемнить результаты научного исследования” [Матюшин А.И., Осняч В.С., Павлова Т.Н. Деонтология медико-биологического эксперимента. – М., 1987].

В 1972 г. американский биолог В.Поттер ввел в научный оборот понятие “биоэтика”. Он понимал под ней новую научную дисциплину, объединяющую биологическое знание и человеческие ценности. Первоначально биоэтические проблемы связывались с проблемами искусственного прерывания беременности, эвтаназии, сексуальных отношений, медицинского обслуживания, пересадки органов. В дальнейшем в число биоэтических проблем были включены проблемы, связанные со взаимодействием человека и животных. Это нашло свое отражение и в изданной в США и Англии четырехтомной “Энциклопедии биоэтики”. В 1980 г. в Нью-Йорке широким изданием вышла книга американского автора М.С.Доукинса “Муки животных: поиск улучшения их жизни”. В развитых странах все более распространяются идеи защиты прав животных. Но порой эмоции защитников прав животных переходят все разумные границы. Так, в отдельных европейских странах защитники прав сельскохозяйственных животных, взывая к общественности, требуют содержания пушных зверей, не рассаженных поодиночке или парами в клетках, а проживающих семьями в шикарных вольерах большого размера с бассейном, как в зоопарке. В своих призывах они опираются на исследования американских генетиков, проводивших эксперименты на мышах и ничего не имевших общего с разведением пушных зверей. Эти исследователи делили только что родившееся потомство мышей по принципу аналогов на две группы. Одна из них “воспитывалась” в условиях “обогащенной среды” (просторная клетка, множество различных “игровых” элементов – лестниц, коробочек и т.д.), другая – в обедненной среде (тесная клетка, отсутствие каких-либо посторонних предметов). Оказалось, что у животных первой группы способности к обучению были выше и даже толщина коры головного мозга превосходила таковую во второй группе. Конечно, эти различия по наследству не передавались: согласно генетическим законам, приобретенные признаки не наследуются, но трудно сказать, насколько все это ущемляет права пушных зверей и нужно ли это практическим звероводам.

Кроме того, имеются факты, когда борьбу за права животных используют в политических и экономических целях – либо для оказания политического давления на ряд стран – производителей пушнины, мясомолочной и фармакологической продукции, либо для уничтожения конкурентов.

Но в итоге в 80-е годы в США, Великобритании, Германии, Голландии были приняты законы о защите животных, используемых в экспериментах. В 1986 г. Совет Европы принял Конвенцию по защите животных, используемых в экспериментальных и других научных целях, и Директиву Совета 86/609/ЕЕС от 24.11.86 по согласованию законов, правил и административных распоряжений стран-участниц в отношении защиты животных, используемых для экспериментальных и других научных целей.

Все вышесказанное привело к тому, что в 90-е годы в научные исследования стали широко внедряться принципы гуманной экспериментальной техники, которая получила название “концепция 3R”: Reduction (сокращение), Refinement (усовершенствование), и Replacement (замена). Эта концепция была разработана У.М.С.Расселом и Р.Л.Берчем [Russel, W.M.S., Burch,R.L. The principles of humane experimental technique. Potters Bar: Universities Federation for Animal Welfare, 1992. Special Ed. 238 p.]. Здесь под сокращением понимаются методы, позволяющие получить достоверные результаты при сокращении количества животных, используемых в научных экспериментах. Под усовершенствованием – методы, облегчающие или снижающие до минимума потенциально возможные боль и дистресс, а также улучшающие благополучие животных. Боль и дистресс, которые могут возникнуть при неправильном ограничении подвижности, экспериментальных инфекциях, хирургических процедурах, неправильной технике эвтаназии, плохом содержании животных и обращении с ними, в значительной степени могут быть уменьшены и предупреждены применением анестетиков, анальгетиков, транквилизаторов, постоянным контролем за состоянием здоровья животных квалифицированными специалистами, содержанием животных в оптимальных условиях и в обогащенной среде обитания. Замена животных в эксперименте может быть относительной, когда, например, гуманно умерщвленных животных используют для получения клеток, тканей или органов для исследований in vitro, и абсолютной, когда вместо животных используют, например, культуру клеток человека или беспозвоночных. К замещающим альтернативным методам и приемам можно отнести: а) широкий обмен информацией об экспериментах на животных, позволяющий избегать их повторения; б) использование математических и компьютерных моделей; в) проведение экспериментов на низших организмах или позвоночных животных на ранних стадиях развития.

Профессия зверовода на сегодняшний день не нарушает права животных, поскольку предусматривает соблюдение необходимых правил эвтаназии, т.е. скоротечного и безболезненного умерщвления пушных зверей с использованием недорогих средств, дающих быстрое усыпление животных. Оформление же научных статей предполагает в разделе “Материалы и методы” указывать, что проведение эксперимента соответствует концепции 3R. Но дело порой доходит до абсурда. Известно, что взятие крови для анализа у пушных зверей представляет собой процедуру фиксации животных в специальных клетках-ловушках с последующим взятием крови из вены или путем отсекания кончика хвоста или когтя. Этот метод на сегодняшний день для некоторых научных изданий считается неприемлемым, и авторам приходится искать очень своеобразные пути добычи материала для исследования, чтобы не навредить животному. Так, в одной публикации удалось познакомиться с оригинальной методикой бесстрессового взятия образцов крови у зверей: в клетку с животным помещались кровососущие насекомые (клещи), которые, насосавшись крови, отваливались и затем использовались исследователем для анализа полученного таким методом научного материала.

Лабиринты биоэтики, где пределы допустимого?