Доктор педагогических наук по специальностям 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 – теория и методика профессионального образования,
- профессор, заведующий отделом социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН,
- профессор кафедры социальной философии Новосибирского государственного исследовательского университета,
- профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования факультета технологии и предпринимательства ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»,
- профессор кафедры основ архитектурного проектирования, истории архитектуры и градостроительства (кафедра ОАПИАиГ) ФГБОУ ВО Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусства.
E-mail: marika24 [at] yandex.ru (marika24[at]yandex[dot]ru)
Образование
- в 1993 году закончила с отличием и рекомендацией в аспирантуру Педагогический институт Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова;
- с 1994 по 1997 гг. обучалась в аспирантуре Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова;
- с 1998 по 1999 гг. обучалась в аспирантуре Института гуманитарных исследований ЯНЦ СО РАН по специальности 17.00.09 – теория и история искусства;
- с 2000 по 2004 гг. обучалась в докторантуре Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова (г. Москва).
Дополнительное профессиональное образование
- 1994 год – курсы повышения квалификации по русской национальной культуре «Авторские курсы Галицкой С.С.»
- 1995 г. –высшие курсы практической психологии при Санкт-Петербургском государственном университете по программе «Особенности психодиагностики в школе» (уд. №46).
- 1995 г. – курсы повышения квалификации учителей изобразительного искусства и черчения при Институте совершенствования квалификации работников образования (96 часов).
- 2000 г. – курс обучения на летней школе «Парламентские дебаты», присвоена квалификация тьютор по данной программе (г. Москва).
- 2001 г. – краткосрочное обучение на базе Центра дополнительного художественного образования института художественного образования РАО по проблемам образовательной области «Искусство» (в количестве 72 ч. – уд. 003201). (г. Москва).
- 2001 г. – курс обучения в Интернет-центре Института «Открытое общество» по совместной программе Седьмого Всероссийского учебного семинара Междисциплинарного центра дополнительного образования Санкт-Петербургского государственного университета «Информационное обеспечение международного сотрудничества в области науки и образования» (кол. часов 30 – рег. №745) (г. Санкт-Петербург).
- 2005 г. – курс дистанционного обучения «Применение Интернет в исследовательской деятельности» по программе «Обучение и доступ к Интернет» (Project Harmony).
- 2008 г. – закончила курс обучения на Третьем методическом семинаре «Статистика без слез: регрессионное моделирование с использованием пакета NESSTAR» на базе Независимого института социальной политики (г. Москва).
- 2009 г. окончила специализированный курс «Возможности SPSS для анализа социологической информации» в рамках программы повышения квалификации по специальности «Социология» направление «Введение в SPSS и статистику» (Сертификат 09-024) (Центр социологического и политологического образования ИС РАН г. Москва).
- с 10.10.2011 по 02.12.2011 гг. прошла обучение на курсах РАНХиГС «Управление в сфере образования» (120 ч.) (г. Москва)
- с 6 по 24 февраля 2012 г. окончила специализированный курс «Качественные методы исследования в социологии: теория и практика» в рамках программы повышения квалификации по специальности «История, теория и методология социологии» направление» (Сертификат 12-001). (Центр социологического и политологического образования ИС РАН г. Москва).
- в мае 2014 г. прошла стажировку в Будапештском политехническом университете по курсу «Мультидисциплинарный анализ в архитектурном дизайне» (г. Будапешт. Венгрия)
- с 05.11.2015 по 25.11.2015 г. прошла повышение квалификации в ФГБОУ ВО РАНХиГС по дополнительной профессиональной программе «Управление в сфере культуры» (120 ч.) (г. Москва).
Квалификация
- в 1997 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Пути и условия интеллектуального развития младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством».
- в 1999 году получила диплом доцента по кафедре Культурология.
- в 1999 года стала лауреатом Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года».
- в 2000 г. получила сертификат №7276 от Московского государственного университета экономики, статистки и информатики (МЭСИ) на право работы тьютором по курсу Культурология.
- в 2004 году защитила докторскую диссертацию по специальности 13.00.01 – общая педагогика и 13.00.08 – теория и методика обучения в вузе на тему: «Гуманитарная подготовка студентов педагогических специальностей».
- в 2019 году получила звание профессора (уд. №004444 от 18 марта 2019 г.).
- Эксперт Министерства образования и науки РФ.
- Эксперт Российского фонда фундаментальных исследований.
Профессиональная деятельность
- с 1995 по 2005 г. гг. преподавала в Якутском государственном университете на кафедре ПНО ПИ ЯГУ, затем с 1997 по 2005 г. в качестве доцента на кафедре Культурологии ЯГУ. Читаемые курсы: Культурология, Мировая художественная культура, История мировых цивилизаций, Этнология, Этика, Эстетика;
- с 1997 по 1998 гг. преподавала в Якутском филиале Екатеринбургского педагогического института (музыкальное отделение) (по совместительству);
- с 1998 года участвовала в программе развития дистанционного обучения Министерства образования Республики Саха (Якутия). Разработала учебно-методические кейсы: «Культурология», «Мировая художественная культура», «История мировых цивилизаций», «Этнология», «Методика преподавания изобразительного искусства», «Методика преподавания художественного труда».
- с 1999 г. работала в Якутском филиале Московского института Современного Искусства. Читаемые курсы: «Культурология», «История искусств», «История религии», «Психология и педагогика», «Эстетика». С 1999 по 2001 гг. года была зав. каф. Гуманитарных дисциплин (по совместительству);
- с 1999 по 2000 гг. читала курс «Эстетика» в Якутском филиале МХАТ на базе Русского театра им. А. С. Пушкина (по совместительству);
- в Саха Государственной Педагогической Академии преподавала с момента ее открытия (2001 г.), не прерывая работу в ЯГУ на кафедре педагогики и методики дошкольного обучения и в качестве заведующей кафедрой изобразительного искусства. Читаемые курсы: «Культурология», «Мировая художественная культура», «Методика преподавания изобразительного искусства в начальных классах», «Теория и методика детского изобразительного творчества»;
- с 2001 по 2004 гг. преподавала в Якутском педагогическом колледже №2 по совместительству. Разработаны авторские курсы для студентов по «Теории и истории изобразительного искусства» и специализации «История культуры»;
- с 2004 г. ведущий научный сотрудник сектора этносоциальных исследований ИФПР СО РАН, а с 2016 г. заведующий отделом социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН;
- с 2004 г. профессор каф. Архитектурной теории и композиции НГАХА (с 2016 г. профессор кафедры основ архитектурного проектирования, истории архитектуры и градостроительства НГУАДИ);
- с 2006 г. по настоящее время профессор кафедры логики и методологии НГУ (с 2017 г. кафедры социальной философии);
- с 2008 по 2016 гг. профессор Якутского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы;
- с 2010 г. по настоящее время профессор кафедры психологии и профессиональной педагогики НГПУ.
Научные интересы
- Социально-психологические и кросс-культурные исследования личности;
- Социокультурная адаптация и инкультурация;
- Мультикультурализм;
- Социокультурная типология молодежи;
- Социокультурные исследования системы образования, ценностных ориентаций, семьи;
- Этносемиотика;
- Использование проективных методов в социально-психологических исследованиях.
Основные публикации
Общее количество публикаций – 360, из них 16 монографий, 8 статей опубликовано в журналах базы данных Web of science и Scopus, 11 статей в зарубежных журналах, 61 статья в журналах списка ВАК. Количество цитирований в РИНЦ – 620. Индекс Хирша -10.
В 2014 г. в конкурсе публикаций Российского общества социологов монография Абрамовой М.А., Гончаровой Г.С., Костюка В.Г. Социокультурные типы молодежи: этнический и региональный аспекты. Монография. Новосибирск: Автограф, 2014. 179 с. заняла I место.
В 2016 г. в конкурсе публикаций Российского общества социологов монография «Региональные модели государственной национальной политики современной России» (М.А. Абрамова, В.Г. Костюк, С.А. Мадюкова, О.А. Персидская, Ю.В. Попков; под. ред. Попкова Ю.В.; ИФПР СО РАН. – Новосибирск: Манускрипт, 2016. Ч. I. – 176 с.) заняла I место.
В 2017 г. в конкурсе публикаций Российского общества социологов монография Абрамовой М.А. Мультикультурализм как социокультурный феномен: историческая динамика, трансляция моноэтничными и межэтническими семьями/ Науч. ред. В.Г. Костюк. Новосибирск: Параллель, 2016. 184 с. заняла III место.
Монографии
- Абрамова М. А. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством (монография). М.: Академия, 1999. 196 с.
- Абрамова М. А. Гуманитарная подготовка студентов педагогических специальностей: этнокультурная и педагогическая проблематика. М.:РИЦ «Альфа», 2003. 112 с.
- Абрамова М. А. Идеи гуманизма в культуре и образовании Якутии. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 2003. 130 с.
- Абрамова М. А., Неустроев Н.Д. Гуманистические представления в культуре народов Якутии. М.:Academia, 2003. 216 с.
- Абрамова М. А. Мультикультурность как свойство картины мира современной молодежи Севера. Новосибирск, 2008. 150 с.
- Абрамова М.А. Анализ цивилизационных ценностей и констант (социально-психологический аспект) // Россия как цивилизация: Сибирский ракурс. Новосибирск: Сибирское Научное Издательство, 2008. С.198–228.
- Абрамова М.А., Гончарова Г.С. Попков Ю.В. Социокультурная адаптация молодежи Севера (на примере г. Якутска) //Адаптация народов и культур в условиях трансформации Российского общества: Кол. моногр. Изд-во Росспен. 2009. С.308–319.
- Абрамова М.А., Гончарова Г.С., Костюк В.Г. Социокультурная адаптация молодежи Севера к условиям современных трансформаций. Новосибирск: Нонпарель, 2011. 330 с. (24 п.л.)
- Абрамова М.А., Кошеутова О.Л. Интеграция в архитектурно-художественном образовании. Новосибирск, Сибпринт, 2013. 142 с.
- Абрамова М.А. Система образования как регулятор межэтнических отношений в постсоветский период России //Социокультурный подход к регулированию межэтнических взаимодействий / Под ред. Ю.В. Попкова, В.Г. Костюка. Новосибирск: ООО Издательский дом «Манускрипт», 2013. С. 173–200.
- Абрамова М.А., Гончарова Г.С., Костюк В.Г. Социокультурные типы молодежи: этнический и региональный аспекты. Новосибирск: Автограф, 2014. 179 с.
- Абрамова М.А. Становление модели федерального университета в условиях национального субъекта РФ // Модель исследовательского университета и тенденции развития региональных вузов Сибири / Аблажей А.М., Абрамова М.А., Головко Н.В. Новосибирск: Манускрипт, 2014. С. 119-302.
- Абрамова М.А., Гончарова Г.С. Костюк В.Г. Региональная специфика образования // Константиновский Д.Л., Абрамова М.А., Вознесенская Е.Д., Гончарова Г.С., Костюк В.Г., Попова Е.С., Чередниченко Г.А. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования. М.:ООО «Центр социального прогнозирования и маркетинга», 2015. С. 62-98.
- Abramova Mariya, Goncharova Galina, Kosyuk Vsevold. Chapter 2. Young descendants’ Choice of acculturation strategies in the context of family ethnicity// Current psychosocial problems in traditional and novel approaches: Three worlds of human life (volume 4) Hanna Liberska Scientific Editor. Uniwersytetu Kazimierza Wielkiego. Bydgoszcz 2016. Pp. 27-39. ISBN 978-83-8018-127-4.
- Абрамова М.А. Мультикультурализм как социокультурный феномен: историческая динамика, трансляция моноэтничными и межэтническими семьями. Новосибирск: Параллель, 2016. 184 с.
- Региональные модели государственной национальной политики современной России/ М.А. Абрамова, В.Г. Костюк, С.А. Мадюкова, О.А. Персидская, Ю.В. Попков; под. ред. Попкова Ю.В.; ИФПР СО РАН. Новосибирск: Манускрипт, 2016. 176 с.
- Абрамова М.А., Костюк В.Г., Зазулина М.Р. Социокультурная динамика межэтнических и локальных сообществ России. Новосибирск, 2017. 150 с.
Статьи в зарубежных журналах
- Abramova M.A., Krasheninnikov V.V. Media Reality as a Factor of Youth Socialization in the Modern World//"Society-Media-Kommunication", ed. Aldona Guzik. 2013. vol.1. Pp. 41–54.
- Abramova M.A., Goncharova G.S. Type of marriage of parents as the factor of adaptation of a child in poliethnic society //Polskie Forum psychologiczne. 2013. №3. pp. 267-284. Instytut Psychologii Uniwersytet Kazimierza Wielkiego // http://www.pfp.ukw.edu.pl/page/pl/archi…
- Abramova M.A., Goncharova G.S. The Influence of an Information Enviroment on the Socio-cultural Adaptation of Youth//Annales Universitatis paedagogicae Cracoviensis. Studia Sociologica V (2013), vol.1. "Society-Media-Kommunication", ed. Aldona Guzik. Pp. 55–72.
- Abramova M.A., Goncharova G.S. Indigenous minority peoples of Russia: the dynamics of national policy, transformation of family and marriage relations // Annales Universitatis paedagogicae Cracoviensis. Studia sociologica VI (2014) vol. 2. Towards critical demography. Demographic processes and social issues in the contemporary world. Editor: Małgorzata Krywult-Albańska. Krakow. Pp. 122–140
- Abramova M.A. Socio-cultural types of youth and leadership // Poland. Lubuski Yearbook, 2014, № 40 vol 1. Pp 227 – 238
- Abramova M.A., Kostyuk V.G., Goncharova G.S. Modeling in studying the accultural strategies of youth //Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 20. P. 94481.
- Abramova M.A., Krasheninnikov V.V. Transformation of the model of science and higher education interaction in Yakutia // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2016. Т. 7. № 6. Pp. 165–171. (Scopus)
- Neustroev N.D., Neustroeva A.N., Borisova U.S., Zakharova G.A., Abramova M.A. Staffing and logistical support of the activities of nomadic schools of tribal communities in the north-east of Russia//Espacios. 2017. Т. 38. № 55. P. 21 (Scopus)
- Abramova M.A. Family’s Impact on the Formation of the Strategy of Attaining Higher Education by youth // Polskie Forum Psychologiczne, 2017, tom 22, № 1, Pp. 144–160
Учебники и учебные пособия
- Абрамова М. А. Путешествия в мир искусства (Книга для учителя). Якутск: Бичик, 1995. 80 с.
- Абрамова М. А. История мировых цивилизаций (учебно-методический комплекс для ВУЗа). В 2-х ч. Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 1999. ( Ч.1.- 111 с.; Ч.2.- 119 с.)
- Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. М.:"ВЛАДОС", 2002. 122 с.
- Абрамова М.А. Культурология. //Учебно-методический кейс. В 2-х ч. Ч.1. Ин-т развития образования, Якут. Гос. Ун-т им. М.К.Аммосова, Пед. ин-т. Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я). (Ч.1.-104 с. ; Ч. 2. 2002. Ч.3- 96 с.)
- Абрамова М. А. Этнология. Ин-т развития образования, Якут. Гос. Ун-т им. М. К. Аммосова, Пед. ин-т. Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 2002. 116 с.
- Абрамова М. А. Мировая художественная культура: В 4-х ч.: Учебно-методический комплес. Якутск, Изд-во СГПА, 2003 (Ч.1 – 120 с.; Ч.2 – 120 с.; Ч.3 – 115 с.; Ч.4 – 96 с.)
- Абрамова М. А., Крашенинников В. В. Высокие технологии: социально-философский анализ развития, внедрения и использования в системе образования. Новосибирск: Манускрипт, 2016. 100 с.
- Абрамова М.А., Кошеутова О.Л. Интеграция в образовании: концепция, подход, реализация. Параллель, 2017. 96 с.
Статьи в журналах списка ВАК
- Абрамова М. А., Гончарова Г.С. Аккультурационные стратегии учащейся молодежи Якутии// СOЦИС. №3. 2009. С. 108–115. (Индексируется в Web of science и Scopus)
- Абрамова М. А. Мировоззренческие предпосылки формирования в России мультикультурного сообщества //Философия образования. 2008. №2. С.44–51.
- Абрамова М. А. Социально-психологический подход к исследованию больших социальных групп// Вестник НГУ. Серия: Философия. 2008. Т. 6. Вып. 2. С. 90–95.
- Абрамова М. А. Сравнительный анализ жизненных ориентиров молодежи России и Казахстана // ЖССА. 2008. №3. С.35–48.
- Абрамова М. А. Образование как фактор социокультурной адаптации учащейся молодежи к условиям современных трансформаций// Вопросы образования. 2010. №3. С. 195–213 (Индексируется в Web of science и Scopus)
- Абрамова М. А., Гончарова Г.С. Степени этничности как основа национальной политики России //СОЦИС. 2012. №10. С.42–50. (Индексируется в Web of science и Scopus)
- Абрамова М. А., Гончарова Г.С., Костюк В.Г. Язык как социокультурный феномен// Вестник Новосибирского Государственного университета. 2012. Том 10. выпуск 4. С. 64–72.
- Абрамова М.А. Медиареальность как фактор ремифологизации общественного сознания // Вестник Новосибирского Государственного университета. 2012. №3. С. 96–101.
- Абрамова М.А., Гончарова Г.С., Костюк В.Г. Жизненные планы и адаптация различных социокультурных типов молодежи (на материале социологического и социально-психологического исследований в Республике Саха (Якутия)) //Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. XVI. № 1. С. 78–99.
- Абрамова М.А., Крашенинников В.В., Подгурецкий Ю. Факторы формирования коммуникационного пространства в образовании //Философия образования. 2013. №3. С.5–12.
- Абрамова М. А., Гончарова Г.С. Демографические процессы у коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации // Вестник Новосибирского Государственного университета. Серия Философия. 2014. Том 12, вып. 2. С. 125–139.
- Абрамова М. А., Крашенинников В.В., Либерска Х., Фарника М. Трансляция культуры и/или развитие в деятельности: Германо-Российская и англо-саксонская модели образования//Философия образования. 2015. № 2 (59). С. 37–45.
- Абрамова М.А., Алмакаева А.М. Влияние типа семьи на формирование ценностной иерархии у детей Вестник Новосибирского государственного университета. Серия Философия. 2015. Т. 13, вып. 4. С. 97–105.
- Абрамова М.А. Диалектика интернационального и национального и российская система образования //Философия образования 2016. №5. С.59–69.
- Абрамова М.А., Гончарова Г.С. Динамика социокультурных процессов в межэтническом сообществе современной Хакассии //Сибирский философский журнал №3. 2017. С. 137–148.
- Абрамова М.А. Картина мира: исследовательские подходы, лингвокультурные особенности и формирование личности//Сибирский философский журнал №4. 2017. С. 80–91.
- Абрамова М.А. Трансформация идеи единства народов в советский и постсоветский периоды //Философия образования. № 4. 2017. С. 28–38.
- Абрамова М.А., Каменев Р.В. Высокие технологии в инновационном развитии высшего образования//Философия образования 2017. № 4. С. 153–163.
Участие в конференциях, школах, семинарах
Доклады на конференциях
- Abramova M. A. Influencing of informative technologies on formation of Social – psychological model of organization of educational process //Материалы международной Научно-практ.конф. Automation, Control and Information Technology (ACIT 2002) 10–13 июня 2002 г. Новосибирск, 2002. С.125–130.
- Абрамова М.А. Информационные технологии как фактор осуществления междисциплинарных связей в системе образования //Материалы V Всероссийской объединенной конференции "Технологии Информационного общества - Интернет и современное общество" (IST/IMS-2002). СПб, 25-29 ноября 2002 г. СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2002. С. 144–146
- Абрамова М.А. Роль изодеятельности в развитии восприятия и внимания младших школьников //"Первая всероссийская интернет-конференция по когнитивной науке" Секция 2. Междисциплинарные исследования восприятия и внимания. Проблема сознания и осознания. 2003 г. февраль. Москва.
- Абрамова М.А. Комплексный подход в исследовании этнического самосознания //VI Конгресс этнографов и антропологов России, Санкт-Петербург, 28 июня–2 июля 2005 г.: тезисы докладов / отв. Ред. Ю.К.Чистов.- СПб.:МАЭ РАН, 2005. С.67.
- Абрамова М.А. Идентификация этнического самосознания личности посредством графических образов //Первый культурологический конгресс. Тезисы. СПб:Эйдос, 2006. С.264.
- Абрамова М.А. Проективные методы исследования этнокультурных архетипов // VII Конгресс этнографов и антропологов России. Доклады и выступления. Саранск, 9-14 июля 2007 г. Саранск, НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия, 2007. С. 283.
- Abramova M. A. The vital youth priorities in the post-Soviet space //Priorităţile vitale a tineretului (din exemplele Rusiei şi Cazahstanului.// „Intensificarea activităţii civice şi autoafirmării tineretului – imperativul timpului” [din materialele conf.intern.ştiinţifico-practice, 24 aprilie 2008]. Col.red. Andrei Timuş, Ion Rusandu, Victor Mocanu. Academia de Ştiinţe a Moldovei, Institutul de Filozofie, Sociologie şi Ştiinţe Politice, Asociaţia Sociologilor şi Demografilor din Republica Moldova. – Ch. UASM, 2008, p. 113–117.
- Abramova M.A. Intercultural interaction of peoples of Russia as a condition for multicultural community formation // Section «Ethnography of Russia and Central Asia». Materials. The 16th Congress of International Union of Anthropological and Ethnological Sciences. Kunming, China 2009. Pp.208–215.
- Абрамова М.А. Традиции и социализация личности //Национальная философия в контексте современных глобальных процессов: материалы международной научно-практической конференции, 16–17 декабря 2010 г. / науч. ред. совет: А.А. Лазаревич [и др.]; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии. Минск: Право и экономика, 2011. С.309-311.
- Abramova M.A. Multiculturalism – the concept of positive interaction //Социально-политические аспекты современного мироустройства (идентичности в условиях глобализации). Улан-батор, 2010. С. 135–141.
- Абрамова М. А. Взаимосвязь психологической и социокультурной адаптации личности в трансформирующемся обществе//Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: психология здоровья и здорового образа жизни: материалы III Междунар. науч. конф., 19–20 мая 2011 г., Минск / редкол.: И. А. Фурманов (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2011. С. 3–5.
- Abramova M. A. Youth in conditions of transformation of Russia // International scientific journal “Global science communications” Matters of International Scientific Internet Conference “The intellectual potential of XXI century: the level of cognition” 18-25 April. №4 (10) 2011. Cranendonck 2 5673 LA Eindhoven - NETHERLANDS. – Pp. 32–37.
- Abramova M.A. The factors of socio-cultural adaptation of young people in Yakutia // http://www.europeansurveyresearch.org/c… (Любляны. Словения 15-18 июля 2013 г.).
- Abramova M.A. Acculturation Youth Strategies and National Policy Formation // Program and abstract of the XXXVI CICA Conference “Towards understanding conflicts, aggression, violence and Peace”, Heviz, Hungary, June 23–26, 2013. Pp.31.
- Abramova M.A. Factors Influencing the Choice of Youth Acculturation Strategies // Papers of Russian Sociologists for the 11th ESA Conference Crisis, critique and changes in Torino, Italia, August 28-31, 2013. Ed. by V.A. Mansurov. Moscow: RSS, 2013. Pp.14–16.
- Abramova M.A., Krasheninnikov V.V. Education as a factor of Social and Cultural Adaptation of Youth // International Conference “Nauczyciel zjednoczonej Europy a wyzwania edukacyjne”, Poland, 2013. Pp.23–35.
- Abramova M.A., Krasheninnikov V.V. Conflicts in the evaluation of the efficiency of institutions of higher professional education in Russia Conflict and Aggression: Developmental and Social Conditions. Abstracts of 37th CICA Conference. Warsaw, 2014. Pp. 92–94.
- Abramova M.A., Almakaeva A.M., Kostyuk V.G., Goncharova G.S. The influence of ethno-cultural type of family on the value orientations of young people: the Case of Siberia Region // ESRA 2015.
- Абрамова М.А. Социокультурный подход к анализу мультикультурализма: проблемы и перспективы //Национальная философия в глобальном мире. Тезисы Первого белорусского философского конгресса. 2017. С. 477–478.
- Абрамова М.А., Костюк В.Г. Исследование факторов межэтнической консолидации в России //Сборник статей по итогам международной научно-практической конференции «Модернизация 3.0: Рухани жаңғыру» (15 сентября 2017 года) / под общ. ред. Г. С. Ныгыметова. Астана: Институт Евразийской интеграции, 2017. С. 18–30.
- Абрамова М.А. Образование как фактор гармонизации межкультурного взаимодействия в условиях модернизации// «Модернизация 3.0: Рухани Жаңғыру»: Сборник статей по итогам международной научно-практической конференции (20 октября 2017 года) / под общ. ред. Г. С. Ныгыметова. Астана: Институт Евразийской интеграции, 2017. С. 39–48
Исследовательские проекты
Участие в социологических исследованиях (годы, названия).
- С 2005 по 2008 гг. Республика Саха (Якутия)
- С 2009 по 2010 гг. Республика Хакасия
- Руководитель экспедиционных грантов СО РАН в 2005 – 2015 гг.
Гранты:
- Руководитель интеграционного гранта РАН 6.26. «Социокультурная адаптация учащейся молодежи в Республике Саха (Якутия) в условиях современных трансформаций (на примере г.Якутска)»
- Грант Лаврентьева для молодых ученых 2006 г. № 152. «Исследование отражения этнического самосознания личности в графических образах» (индивидуальный)
- В 2007 году получила Грант Президента РФ МД-3562.2007.6 «Мультикультурность как свойство картины мира современной молодежи Севера: репрезентация в графических образах (на примере Республики Саха (Якутия))» (индивидуальный);
Руководитель 4 грантов поддержанных РГНФ:
- РГНФ № 07-06-18025е «Молодежь коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) в условиях современного промышленного города: проблемы социокультурной адаптации)» (руководитель);
- РГНФ № 08-06-00613а «Модели этнокультурной адаптации молодежи в условиях интенсификации промышленного освоения Севера (на примере Республики Саха (Якутия))» (руководитель);
- РГНФ № 12-03-00546а (2012-2013 гг.) «Социокультурные типы молодежи современной России: этнический и региональный аспекты» (руководитель);
- РГНФ 15-03-00194 а - "Влияние типа семьи на межэтническую интеграцию в современной России (руководитель);
- РФФИ 18-011-00223 а "Влияние лингвокультурной специфики среды на формирование установок молодежи в межэтнических отношениях" (руководитель)
Исполнитель в гранте РГНФ 13-03-00028 «Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи» (Руководитель Константиновский Д.Л.).
Гранты РАНХиГС:
В 2013 г. – «Анализ факторов влияния образования на институциональную динамику Республики Саха (Якутия)» (Регистрационный № 01201375096).
В 2015 г. – «Предпосылки и перспективы реализации инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования в Сибири и на Дальнем Востоке России» (Регистрационный № 115090270001).
Преподавание
Общий педагогический стаж – 24 года (с 1993 г. по настоящий момент).
Читаемые курсы: «Психология и педагогика», «Педагогика высшей школы», «Этносоциология», «Этнопсихология», «Социальная психология», «Культурология», «Социология», «История культуры и искусства», «Методика подготовки научных публикаций», «Информационные технологии в науке и профессиональном образовании», «Научные исследования в сфере профессионального образования».
Количество подготовленных кандидатов наук – 3.
Членство в ассоциациях
- В 2001 г. избрана членом-корреспондентом МАНПО.
- В 2009 году избрана членом Санкт-Петербургской Арктической Академии по секции наука и образование (уд №155).
- Член Российского общества социологов,
- Член Российского общества культурологов,
- Член Российского общества политологов,
- Член Российского общества философов.