
Доктор педагогических наук по специальностям 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 – теория и методика профессионального образования,
- профессор, заведующий отделом социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН,
- профессор кафедры социальной философии Новосибирского государственного исследовательского университета,
E-mail: marika24@yandex.ru
Образование
- в 1993 году закончила с отличием и рекомендацией в аспирантуру Педагогический институт Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова;
- с 1994 по 1997 гг. обучалась в аспирантуре Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова;
- с 1998 по 1999 гг. обучалась в аспирантуре Института гуманитарных исследований ЯНЦ СО РАН по специальности 17.00.09 – теория и история искусства;
- с 2000 по 2004 гг. обучалась в докторантуре Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова (г. Москва).
Дополнительное профессиональное образование
- 1994 год – курсы повышения квалификации по русской национальной культуре «Авторские курсы Галицкой С.С.»
- 1995 г. –высшие курсы практической психологии при Санкт-Петербургском государственном университете по программе «Особенности психодиагностики в школе» (уд. №46).
- 1995 г. – курсы повышения квалификации учителей изобразительного искусства и черчения при Институте совершенствования квалификации работников образования (96 часов).
- 2000 г. – курс обучения на летней школе «Парламентские дебаты», присвоена квалификация тьютор по данной программе (г. Москва).
- 2001 г. – краткосрочное обучение на базе Центра дополнительного художественного образования института художественного образования РАО по проблемам образовательной области «Искусство» (в количестве 72 ч. – уд. 003201). (г. Москва).
- 2001 г. – курс обучения в Интернет-центре Института «Открытое общество» по совместной программе Седьмого Всероссийского учебного семинара Междисциплинарного центра дополнительного образования Санкт-Петербургского государственного университета «Информационное обеспечение международного сотрудничества в области науки и образования» (кол. часов 30 – рег. №745) (г. Санкт-Петербург).
- 2005 г. – курс дистанционного обучения «Применение Интернет в исследовательской деятельности» по программе «Обучение и доступ к Интернет» (Project Harmony).
- 2008 г. – закончила курс обучения на Третьем методическом семинаре «Статистика без слез: регрессионное моделирование с использованием пакета NESSTAR» на базе Независимого института социальной политики (г. Москва).
- 2009 г. окончила специализированный курс «Возможности SPSS для анализа социологической информации» в рамках программы повышения квалификации по специальности «Социология» направление «Введение в SPSS и статистику» (Сертификат 09-024) (Центр социологического и политологического образования ИС РАН г. Москва).
- с 10.10.2011 по 02.12.2011 гг. прошла обучение на курсах РАНХиГС «Управление в сфере образования» (120 ч.) (г. Москва)
- с 6 по 24 февраля 2012 г. окончила специализированный курс «Качественные методы исследования в социологии: теория и практика» в рамках программы повышения квалификации по специальности «История, теория и методология социологии» направление» (Сертификат 12-001). (Центр социологического и политологического образования ИС РАН г. Москва).
- в мае 2014 г. прошла стажировку в Будапештском политехническом университете по курсу «Мультидисциплинарный анализ в архитектурном дизайне» (г. Будапешт. Венгрия)
- с 05.11.2015 по 25.11.2015 г. прошла повышение квалификации в ФГБОУ ВО РАНХиГС по дополнительной профессиональной программе «Управление в сфере культуры» (120 ч.) (г. Москва).
- 2017 г. «Научные исследования в области изобразительного и монументально- декоративно искусства» НГУАДИ (72 ч.) (уд. № 77-2017)
- 2019 г. «Инновационные современные технологии образования взрослых» (72 ч.) КГПУ им. В.П. Астафьева (уд. № 4277-19)
- 2019 г. «Цифровые технологии в корпоративном обучении» (72 ч.) КГПУ им. В.П. Астафьева (уд. № 3104-19)
- 2020 г. закончила обучение по программе «Психолингвистика» СПбГУ (72 ч.)
- 2022-2023 гг. закончила обучение по программе профессиональной переподготовки «Графический дизайн и основы фриланса» (256 ч.) Яндекс Практикум (АНО ДПО)
Квалификация
• в 1997 году защита кандидатской диссертации по теме «Пути и условия интеллектуального развития младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством»;
• в 1999 году Министерстом образования РФ присвоено ученое звание доцента по кафедре Культурология;
• в 1999 года лауреат Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года»;
• в 2000 г. получен сертификат №7276 от Московского государственного университета экономики, статистки и информатики (МЭСИ) на право работы тьютором по курсу Культурология;
• в 2004 году защита докторской диссертации по специальности 13.00.01 – общая педагогика и 13.00.08 – теория и методика обучения в вузе на тему: «Гуманитарная подготовка студентов педагогических специальностей»;
• в 2019 году Министерством высшего образования и науки РФ присвоено ученое звание профессора (уд. №004444 от 18 марта 2019 г.);
• Эксперт Министерства образования и науки РФ;
• Эксперт Российской академии наук.
Профессиональная деятельность
- с 1995 по 2005 г. гг. преподавала в Якутском государственном университете на кафедре ПНО ПИ ЯГУ, затем с 1997 по 2005 г. в качестве доцента на кафедре Культурологии ЯГУ. Читаемые курсы: Культурология, Мировая художественная культура, История мировых цивилизаций, Этнология, Этика, Эстетика;
- с 1997 по 1998 гг. преподавала в Якутском филиале Екатеринбургского педагогического института (музыкальное отделение) (по совместительству);
- с 1998 года участвовала в программе развития дистанционного обучения Министерства образования Республики Саха (Якутия). Разработала учебно-методические кейсы: «Культурология», «Мировая художественная культура», «История мировых цивилизаций», «Этнология», «Методика преподавания изобразительного искусства», «Методика преподавания художественного труда».
- с 1999 г. работала в Якутском филиале Московского института Современного Искусства. Читаемые курсы: «Культурология», «История искусств», «История религии», «Психология и педагогика», «Эстетика». С 1999 по 2001 гг. года была зав. каф. Гуманитарных дисциплин (по совместительству);
- с 1999 по 2000 гг. читала курс «Эстетика» в Якутском филиале МХАТ на базе Русского театра им. А. С. Пушкина (по совместительству);
- в Саха Государственной Педагогической Академии преподавала с момента ее открытия (2001 г.), не прерывая работу в ЯГУ на кафедре педагогики и методики дошкольного обучения и в качестве заведующей кафедрой изобразительного искусства. Читаемые курсы: «Культурология», «Мировая художественная культура», «Методика преподавания изобразительного искусства в начальных классах», «Теория и методика детского изобразительного творчества»;
- с 2001 по 2004 гг. преподавала в Якутском педагогическом колледже №2 по совместительству. Разработаны авторские курсы для студентов по «Теории и истории изобразительного искусства» и специализации «История культуры»;
- с 2004 г. ведущий научный сотрудник сектора этносоциальных исследований ИФПР СО РАН, а с 2016 г. заведующий отделом социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН;
- с 2004 - 2021 гг. профессор НГАХА (НГУАДИ) (с 2004 – 2016 гг. каф. Архитектурной теории и композиции, с 2016 г. кафедры основ архитектурного проектирования, истории архитектуры и градостроительства);
- с 2006 г. по настоящее время профессор НГУ (с 2006 г. кафедры логики и методологии, с 2017 г. кафедры социальной философии);
- с 2008 по 2016 гг. профессор Якутского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы;
- с 2010 – 2022 гг. профессор кафедры психологии и профессиональной педагогики НГПУ.
Научные интересы
- Социально-психологические и кросс-культурные исследования личности;
- Социокультурная адаптация и инкультурация;
- Мультикультурализм;
- Социокультурная типология молодежи;
- Социокультурные исследования системы образования, ценностных ориентаций, семьи;
- Этносемиотика;
- Использование проективных методов в социально-психологических исследованиях.
Основные публикации
Общее количество публикаций – около 500, из них 20 монографий, 23 статьи в журналах ядра РИНЦ, 16 статей в Белом списке, 17 статей в зарубежных журналах, 115 статей в журналах списка ВАК. Количество цитирований в РИНЦ – 1893. Индекс Хирша -19.
В 2012 г. в конкурсе публикаций Российского общества социологов монография Абрамовой М.А., Гончаровой Г.С., Костюка В.Г. Социокультурная адаптация молодежи Севера к условиям современных трансформаций (на материалах исследований в республике Саха (Якутия)). – Новосибирск: Нонпарель, 2011. – заняла II место в номинации «Публикации по результатам исследований».
В 2014 г. в конкурсе публикаций Российского общества социологов монография Абрамовой М.А., Гончаровой Г.С., Костюка В.Г. Социокультурные типы молодежи: этнический и региональный аспекты. Монография. Новосибирск: Автограф, 2014. – заняла I место в номинации «Коллективные монографии».
В 2016 г. в конкурсе публикаций Российского общества социологов монография «Региональные модели государственной национальной политики современной России» (М.А. Абрамова, В.Г. Костюк, С.А. Мадюкова, О.А. Персидская, Ю.В. Попков; под. ред. Попкова Ю.В.; ИФПР СО РАН. – Новосибирск: Манускрипт, 2016) – заняла I место в номинации «Коллективные монографии».
В 2017 г. в конкурсе публикаций Российского общества социологов монография Абрамовой М.А. Мультикультурализм как социокультурный феномен: историческая динамика, трансляция моноэтничными и межэтническими семьями/ Науч. ред. В.Г. Костюк. Новосибирск: Параллель, 2016. – заняла III место в номинации «Авторские монографии».
В 2018 г. в конкурсе публикаций Российского общества социологов монография Социокультурная динамика межэтнических и локальных сообществ России: подходы, факторы интеграции и дезинтеграции: в 2 ч./ М.А. Абрамова, М.Р. Зазулина, В.Г. Костюк; под ред. Г.С. Солодовой; ИФПР СО РАН. – Новосибирск: Омега Принт, 2017. Ч. I. 150 с. – заняла III место в номинации «Публикации по результатам исследований».
В 2020-21 гг. в конкурсе публикаций Российского общества социологов монографии: Абрамова М.А., Гончарова Г.С., Костюк В.Г. Влияние лингвокультурной специфики социокультурной среды на межэтнические установки молодежи. Монография. Новосибирск. 2021. с. 208; Абрамова М.А., Лбова Е.М., Сандакова Л.Б. Лингвокультурная специфика социокультурной среды: подходы к исследованию феномена/ Отв. ред. В.Г. Костюк. Новосибирск: ИД «Манускрипт», 2020. – 180 с. – заняли II место в номинации «Публикации по результатам исследований».
Монографии
- Абрамова М. А. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством (монография). М.: Академия, 1999. 196 с.
- Абрамова М. А. Гуманитарная подготовка студентов педагогических специальностей: этнокультурная и педагогическая проблематика. М.:РИЦ «Альфа», 2003. 112 с.
- Абрамова М. А. Идеи гуманизма в культуре и образовании Якутии. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 2003. 130 с.
- Абрамова М. А., Неустроев Н.Д. Гуманистические представления в культуре народов Якутии. М.:Academia, 2003. 216 с.
- Абрамова М. А. Мультикультурность как свойство картины мира современной молодежи Севера. Новосибирск, 2008. 150 с.
- Абрамова М.А. Анализ цивилизационных ценностей и констант (социально-психологический аспект) // Россия как цивилизация: Сибирский ракурс. Новосибирск: Сибирское Научное Издательство, 2008. С.198–228.
- Абрамова М.А., Гончарова Г.С. Попков Ю.В. Социокультурная адаптация молодежи Севера (на примере г. Якутска) //Адаптация народов и культур в условиях трансформации Российского общества: Кол. моногр. Изд-во Росспен. 2009. С.308–319.
- Абрамова М.А., Гончарова Г.С., Костюк В.Г. Социокультурная адаптация молодежи Севера к условиям современных трансформаций. Новосибирск: Нонпарель, 2011. 330 с. (24 п.л.)
- Абрамова М.А., Кошеутова О.Л. Интеграция в архитектурно-художественном образовании. Новосибирск, Сибпринт, 2013. 142 с.
- Абрамова М.А. Система образования как регулятор межэтнических отношений в постсоветский период России //Социокультурный подход к регулированию межэтнических взаимодействий / Под ред. Ю.В. Попкова, В.Г. Костюка. Новосибирск: ООО Издательский дом «Манускрипт», 2013. С. 173–200.
- Абрамова М.А., Гончарова Г.С., Костюк В.Г. Социокультурные типы молодежи: этнический и региональный аспекты. Новосибирск: Автограф, 2014. 179 с.
- Абрамова М.А. Становление модели федерального университета в условиях национального субъекта РФ // Модель исследовательского университета и тенденции развития региональных вузов Сибири / Аблажей А.М., Абрамова М.А., Головко Н.В. Новосибирск: Манускрипт, 2014. С. 119-302.
- Абрамова М.А., Гончарова Г.С. Костюк В.Г. Региональная специфика образования // Константиновский Д.Л., Абрамова М.А., Вознесенская Е.Д., Гончарова Г.С., Костюк В.Г., Попова Е.С., Чередниченко Г.А. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования. М.:ООО «Центр социального прогнозирования и маркетинга», 2015. С. 62-98.
- Abramova Mariya, Goncharova Galina, Kosyuk Vsevold. Chapter 2. Young descendants’ Choice of acculturation strategies in the context of family ethnicity// Current psychosocial problems in traditional and novel approaches: Three worlds of human life (volume 4) Hanna Liberska Scientific Editor. Uniwersytetu Kazimierza Wielkiego. Bydgoszcz 2016. Pp. 27-39. ISBN 978-83-8018-127-4.
- Абрамова М.А. Мультикультурализм как социокультурный феномен: историческая динамика, трансляция моноэтничными и межэтническими семьями. Новосибирск: Параллель, 2016. 184 с.
- Региональные модели государственной национальной политики современной России/ М.А. Абрамова, В.Г. Костюк, С.А. Мадюкова, О.А. Персидская, Ю.В. Попков; под. ред. Попкова Ю.В.; ИФПР СО РАН. Новосибирск: Манускрипт, 2016. 176 с.
- Абрамова М.А., Костюк В.Г., Зазулина М.Р. Социокультурная динамика межэтнических и локальных сообществ России. Новосибирск, 2017. 150 с.
- Абрамова М.А., Каменев Р.В., Крашенинников В.В. Высокие технологии: влияние на социальные институты и применение в профессиональном образовании. Новосибирск, 2018. 222 с.
- Абрамова М.А., Лбова Е.М., Сандакова Л.Б. Лингвокультурная специфика социокультурной среды: подходы к исследованию феномена. Новосибирск, 2020. 180 с.
-
Абрамова М.А., Гончарова Г.С., Костюк В.Г. Влияние лингвокультурной специфики социокультурной среды на межэтнические установки молодежи. Новосибирск, 2021. 208 с.
Статьи в зарубежных журналах.
1. Neustroev N.D., Neustroeva A.N., Borisova U.S., Zakharova G.A., Abramova M.A. Staffing and Logistical Support of the Activities of Nomadic Schools of Tribal Communities in the North-east of Russia. Espacios. 2017. Т. 38. № 55. С. 21. https://www.revistaespacios.com/a17v38n…
2. Abramova M.A. The Problem of Inter-Ethnic Interaction and the Culture of Perception of the Mass Media. Polskie Forum Psychologiczne. 2019. Т. 24. № 4. С. 391-399. DOI: 10.14656/PFP20190401
3. Abramova M.A., Krasheninnikov V.V., Kamenev R.V. The Influence of High Technologies on the Formation of High-Order Consciousness. Rocznik Lubuski. 2019. Т. 45. № 1. С. 151-161. DOI: https://doi.org/10.34768/rl.2019.v451.09
4. Abramova M.A., Krasheninnikov V.V. Media Education as the Factor of Safety of the Individual. International Journal of Smart Education and Urban Society. 2020. Т. 11. № 2. С. 38-47. DOI: 10.4018/IJSEUS.2020040104
5. Abramova M. Studying the Influence of Linguocultural Environment Specifics on Interethnic Settings of Young People: the Methodological Foundations. Polskie Forum Psychologiczne. 2021. Т. 26. № 1. С. 30-39. DOI: 10.14656/PFP.2021.01.02
- Kamenev R.V., Abramova M.A., Krasheninnikov V.V. Development and Testing of a Model of Distance Education. Política e Gestão Educacional. 2021. Т. 25. № 3. С. 2408-2427. DOI: 10.22633/rpge.v25i3.15923Abramova M.A., Goncharova G.S. Type of marriage of parents as the factor of adaptation of a child in poliethnic society //Polskie Forum psychologiczne. 2013. №3. pp. 267-284. Instytut Psychologii Uniwersytet Kazimierza Wielkiego // http://www.pfp.ukw.edu.pl/page/pl/archi…
- Abramova M.A., Goncharova G.S. The Influence of an Information Enviroment on the Socio-cultural Adaptation of Youth//Annales Universitatis paedagogicae Cracoviensis. Studia Sociologica V (2013), vol.1. "Society-Media-Kommunication", ed. Aldona Guzik. Pp. 55–72.
- Abramova M.A., Goncharova G.S. Indigenous minority peoples of Russia: the dynamics of national policy, transformation of family and marriage relations // Annales Universitatis paedagogicae Cracoviensis. Studia sociologica VI (2014) vol. 2. Towards critical demography. Demographic processes and social issues in the contemporary world. Editor: Małgorzata Krywult-Albańska. Krakow. Pp. 122–140
- Abramova M.A. Socio-cultural types of youth and leadership // Poland. Lubuski Yearbook, 2014, № 40 vol 1. Pp 227 – 238
- Abramova M.A., Kostyuk V.G., Goncharova G.S. Modeling in studying the accultural strategies of youth //Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 20. P. 94481.
- Abramova M.A., Krasheninnikov V.V. Transformation of the model of science and higher education interaction in Yakutia // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2016. Т. 7. № 6. Pp. 165–171. (Scopus)
- Neustroev N.D., Neustroeva A.N., Borisova U.S., Zakharova G.A., Abramova M.A. Staffing and logistical support of the activities of nomadic schools of tribal communities in the north-east of Russia//Espacios. 2017. Т. 38. № 55. P. 21 (Scopus)
- Abramova M.A. Family’s Impact on the Formation of the Strategy of Attaining Higher Education by youth // Polskie Forum Psychologiczne, 2017, tom 22, № 1, Pp. 144–160
Учебники и учебные пособия
- Абрамова М. А. Путешествия в мир искусства (Книга для учителя). Якутск: Бичик, 1995. 80 с.
- Абрамова М. А. История мировых цивилизаций (учебно-методический комплекс для ВУЗа). В 2-х ч. Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 1999. ( Ч.1.- 111 с.; Ч.2.- 119 с.)
- Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. М.:"ВЛАДОС", 2002. 122 с.
- Абрамова М.А. Культурология. //Учебно-методический кейс. В 2-х ч. Ч.1. Ин-т развития образования, Якут. Гос. Ун-т им. М.К.Аммосова, Пед. ин-т. Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я). (Ч.1.-104 с. ; Ч. 2. 2002. Ч.3- 96 с.)
- Абрамова М. А. Этнология. Ин-т развития образования, Якут. Гос. Ун-т им. М. К. Аммосова, Пед. ин-т. Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 2002. 116 с.
- Абрамова М. А. Мировая художественная культура: В 4-х ч.: Учебно-методический комплес. Якутск, Изд-во СГПА, 2003 (Ч.1 – 120 с.; Ч.2 – 120 с.; Ч.3 – 115 с.; Ч.4 – 96 с.)
- Абрамова М. А., Крашенинников В. В. Высокие технологии: социально-философский анализ развития, внедрения и использования в системе образования. Новосибирск: Манускрипт, 2016. 100 с.
- Абрамова М.А., Кошеутова О.Л. Интеграция в образовании: концепция, подход, реализация. Параллель, 2017. 96 с.
- Абрамова М.А. Социальная коммуникация: подходы к исследованию, детерминанты. Новосибирск, 2018. 150 с.
- Абрамова М.А., Крашенинников В.В. Социальная коммуникация в образовании. Новосибирск, 2018. 237 с.
Статьи в журналах Белого списка, RSCI, WoS, Scopus
- Абрамова М.А. Эвристический потенциал визуализации семьи в социокультурных исследованиях //Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2024. № 4 (46). С. 9-32.
- Kamenev R.V., Abramova M.A., Krasheninnikov V.V. Development and Testing of a Model of Distance Education // Política e Gestão Educacional. 2021. Т. 25. № 3. С. 2408-2427.
- Абрамова М.А. Визуальная репрезентация образа "счастье" как способ исследования социокультурного архетипа //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1 (155). С. 51-77.
- Абрамова М.А., Костюк В.Г., Гончарова Г.С. Изучение влияния лингвокультурной специфики среды на межэтнические установки молодежи: факторы, индикаторы, показатели // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 446. С. 83-89
- Абрамова М.А., Гончарова Г.С., Костюк В.Г. Типы идентичности молодежи и взаимодействие в межэтническом пограничье // Русин. 2018. № 1 (51). С. 282-298.
- Каменев Р.В., Крашенинников В.В., Фарника М., Абрамова М.А. Высокие технологии и трансформация системы образования: конструктивность и деструктивность // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 6. С. 104-119.
- Абрамова М.А., Гончарова Г.С., Костюк В.Г. Влияние уровня образования родителей на формирование образовательных стратегий детей (на примере выпускников школ Новосибирской области) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. 18. № 2. С. 87-102.
- Абрамова М.А., Назарова И.Л., Неустроева А.Н. Образование как фактор преодоления трансакционных издержек институциональной динамики (на примере РС(Я)) // Наука и образование. 2014. № 1 (73). С. 109-115.
- Абрамова М.А., Костюк В.Г., Гончарова Г.С. Жизненные планы и адаптация различных социокультурных типов молодежи (на материале социологического и социально-психологического исследований в Республике Саха (Якутия)) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16. № 1. С. 78-99.
- Абрамова М.А., Гончарова Г.С. Степени этничности как основа национальной политики // Социологические исследования. 2012. № 10 (342). С. 42-49.
- Абрамова М.А. Использование проективного метода для анализа семейно-брачных ценностей молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011. № 5 (105). С. 128-130.
- Попков Ю.В., Абрамова М.А. Этносоциальные процессы во внутренней Евразии // Новые исследования Тувы. 2011. № 2-3. С. 89-92.
- Абрамова М.А. Образование как фактор социокультурной адаптации учащейся молодежи к условиям современных трансформаций // Вопросы образования. 2010. № 3. С. 195-213.
- Абрамова М.А. Отношение молодежи к своему материальному положению и деньгам (на материалах всероссийских опросов и социологического исследования молодежи Республики Саха (Якутия)) // Гуманитарные науки в Сибири. 2009. № 3. С. 67-72.
- Абрамова М.А., Гончарова Г.С. Аккультурационные стратегии учащейся молодежи Якутии // Социологические исследования. 2009. № 3 (299). С. 108-114.
- Гончарова Г.С., Абрамова М.А. Традиции и новации в сфере семейно-брачных отношений у учащейся молодежи Якутии // Гуманитарные науки в Сибири. 2008. № 3. С. 96-101.
- Абрамова М.А. Сравнительный анализ жизненных ориентиров молодежи России и Казахстана // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. 11. № 3. С. 35-47.
- Абрамова М.А., Гончарова Г.С. Морфологический и функционально-деятельностный компоненты антропотока Республики Саха (Якутия) // Гуманитарные науки в Сибири. 2007. № 3. С. 95-99.
- Абрамова М.А. Опыт кросс-культурного исследования ценностных ориентации учащейся молодежи Республики Саха (Якутия) // Гуманитарные науки в Сибири. 2006. № 3. С. 69-72.
Исследовательские проекты
Участие в социологических исследованиях (годы, названия).
- С 2005 по 2008 гг. Республика Саха (Якутия)
- С 2009 по 2010 гг. Республика Хакасия
- Руководитель экспедиционных грантов СО РАН в 2005 – 2015 гг.
Гранты:
- Руководитель интеграционного гранта РАН 6.26. «Социокультурная адаптация учащейся молодежи в Республике Саха (Якутия) в условиях современных трансформаций (на примере г.Якутска)»
- Грант Лаврентьева для молодых ученых 2006 г. № 152. «Исследование отражения этнического самосознания личности в графических образах» (индивидуальный)
- В 2007 году получила Грант Президента РФ МД-3562.2007.6 «Мультикультурность как свойство картины мира современной молодежи Севера: репрезентация в графических образах (на примере Республики Саха (Якутия))» (индивидуальный);
Руководитель 4 грантов поддержанных РГНФ:
- РГНФ № 07-06-18025е «Молодежь коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) в условиях современного промышленного города: проблемы социокультурной адаптации)» (руководитель);
- РГНФ № 08-06-00613а «Модели этнокультурной адаптации молодежи в условиях интенсификации промышленного освоения Севера (на примере Республики Саха (Якутия))» (руководитель);
- РГНФ № 12-03-00546а (2012-2013 гг.) «Социокультурные типы молодежи современной России: этнический и региональный аспекты» (руководитель);
- РГНФ 15-03-00194 а - "Влияние типа семьи на межэтническую интеграцию в современной России (руководитель);
- РФФИ 18-011-00223 а "Влияние лингвокультурной специфики среды на формирование установок молодежи в межэтнических отношениях" (руководитель)
Исполнитель в гранте РГНФ 13-03-00028 «Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи» (Руководитель Константиновский Д.Л.).
Гранты РАНХиГС:
В 2013 г. – «Анализ факторов влияния образования на институциональную динамику Республики Саха (Якутия)» (Регистрационный № 01201375096).
В 2015 г. – «Предпосылки и перспективы реализации инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования в Сибири и на Дальнем Востоке России» (Регистрационный № 115090270001).
Преподавание
Общий педагогический стаж – 32 года (с 1993 г. по настоящий момент).
Читаемые курсы: «Социальная политика и формирование личности», «Психология и педагогика», «Педагогика высшей школы», «Этносоциология», «Этнопсихология», «Социальная психология», «Культурология», «Социология», «История культуры и искусства», «Методика подготовки научных публикаций», «Информационные технологии в науке и профессиональном образовании», «Научные исследования в сфере профессионального образования».
Количество подготовленных кандидатов наук – 6.
Членство в ассоциациях
- В 2001 г. избрана членом-корреспондентом МАНПО.
- В 2009 году избрана членом Санкт-Петербургской Арктической Академии по секции наука и образование (уд №155).
- Член Российского общества социологов,
- Член Российского общества культурологов,
- Член Российского общества политологов,
- Член Российского общества философов.