В Томском политехническом университете завершилась работа конференции «Формирование мировоззрения для технологического лидерства России», которая прошла в рамках крупномасштабного федерального проекта «ДНК России» и серии дискуссионных событий «Технологическое лидерство: идеи, практики, рецепты». Идейным вдохновителем конференции и ее главным модератором выступила Ольга Голышенкова, возглавляющая Координационный совет ОП РФ по развитию сообществ молодых специалистов и ассоциацию «МАКО».
Участники конференции обсудили подходы к преподаванию нового образовательного курса «Основы российской государственности» для инженеров, а также проблемные аспекты его внедрения в учебную программу для технических специальностей в вузах. Среди приглашенных экспертов – проректоры по воспитательной работе и образовательной деятельности вузов Сибирского федерального округа, преподаватели, представители технологических компаний.
От Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук в работе конференции приняли участие сотрудники отдела социальных и правовых исследований доктор социологических наук Галина Сергеевна Солодова и кандидат философских наук, доцент Владимир Валерьевич Петров.
В рамках проблематизирующей сессии «Формирование нового поколения технологических лидеров: принципы образования и воспитания инженеров в современной России» научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин рассказал, что предпосылки переформатирования подготовки в рамках высшего образования были заложены еще в 2021 году.
«Мир постоянно меняется, каждое новое поколение привносит существенное изменение в ландшафт знаний, – сказал Андрей Полосин. – Задача проекта «ДНК России» состоит в том, чтобы не просто сформулировать концепцию мировоззрения и создать образовательные программы. Самое главное при трансформации системы образования — опереться на опыт и экспертизу профессорско-преподавательского состава: на профессоров, доцентов, кандидатов наук, преподавателей аспирантов, в конце концов на самих студентов».
Разработка содержания курса мировоззрения является самой важной частью проекта, поскольку решения, которые будут приняты, станут основой для трансформации образовательной системы всей страны.
«В новых реалиях тема технологического лидерства звучит как никогда остро, поэтому сегодня особенно важно говорить не только о наших возможностях и амбициях, но и о мировоззренческих основах, — сказала Ольга Голышенкова. — Технологические подходы и способы мышления должны опираться на то, что уже есть в нашей ДНК — ДНК России: это традиции и наследие русской инженерной школы, а также управленческие методы, наиболее эффективные в российском социокультурном и общественно-политическом контексте».
«Сегодня важно говорить о формировании инженера как личности, об образовании в его подлинном понимании, о правильном фундаменте личности инженера, выстроенном на социогуманитарных, философских основах,— сказал на открытии конференции Дмитрий Седнев, ректор Томского политехнического института. – Без этого фундамента инженер не сможет сделать следующий шаг в технологическом развитии, быть в авангарде создателей технологического суверенитета».
«Разговор с будущими лидерами технологической сферы должен быть максимально открытым, – уверен ректор НИЯУ «МИФИ» Владимир Шевченко. – Симбиоз гуманитарного и технического мировидения приведет к появлению нового инженера —человека, который верит в себя и делает свое дело по зову сердца».
О том, что инженеры должны найти свое место не только в открытиях и достижении технологического лидерства, но и в понимании своей роли в стране, говорила и Людмила Огородова, заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации.
После официального открытия участники конференции провели групповую работу в рамках форсайт-сессии, по итогам которой было сформулировано тематическое наполнение, адаптированное под студентов-инженеров, и представлены методические рекомендации для преподавания курса «Основы российской государственности» с учетом специфики инженерной подготовки.
Конференция в Томске стала четвертой в серии событий проекта «Технологическое лидерство: идеи, практики, рецепты», включенного в «ДНК России». В центре внимания высокоэкспертных дискуссий, инициированных Координационным советом ОП РФ по развитию сообществ молодых специалистов, ассоциацией «МАКО» и компанией «Норильский никель», — специалисты, готовые профессионально управлять технологиями и технологическим развитием России, а также предлагать нетривиальные решения для ключевых отраслей экономики и для страны в целом.
СПРАВКА
«ДНК России» – проект, направленный на вовлечение академического сообщества в учебно-методическое и научно-исследовательское сопровождение государственной политики в области просвещения, высшего образования и молодежной политики. Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, в его работу вовлечено одновременно более двух тысяч преподавателей социогуманитарных дисциплин по всей стране.
Главной целью «ДНК России» стала разработка учебно-методического комплекса для нового образовательного курса «Основы российской государственности». Курс должен сделать более гармоничным и системным процесс подготовки студента к его профессиональной деятельности и самореализации, дав молодежи системное понимание того, что из себя представляет Россия как цивилизация, связанная с определенными мировоззренческими ориентирами и ценностными константами.
Весной 2023 года в всех федеральных округах на базе опорных вузов запланированы конференции, по итогам которых будут собраны лучшие форматы и методики преподавания, тематическое наполнение концептуального каркаса курса «Основы российского государственности», а также разработана технология внедрения и организации преподавания новой дисциплины.
При подготовке информационного сообщения использованы материалы Общественной палаты РФ и пресс-службы ТПУ