В Сибирском отделении Российской академии наук есть хорошая традиция: знакомить молодежь с результатами фундаментальных исследований. Этому в частности посвящен специальный проект «Научный consonance», который предполагает встречу старшеклассников с учеными СО РАН и обсуждение новых научных достижений в самых разных отраслях знаний.
На прошлой неделе очередную такую встречу в Малом зале Дома ученых Новосибирского Академгородка организовала представитель Президиума СО РАН И.П. Цветкова. Встреча была посвящена результатам первого года работы по междисциплинарному проекту «Экономико-географические, этнокультурные и историко-демографические механизмы пространственного развития Сибири» (рук. д. филос. н., профессор Ю. В. Попков), который реализуется сотрудниками трех институтов: ИФПР СО РАН, ИЭОПП СО РАН и ИИ СО РАН. О нем уже сообщалось на нашем сайте. Проект реализуется в рамках Комплексной программы фундаментальных исследований СО РАН «Междисциплинарные интеграционные исследования» на 2018-2020 гг.
Говоря о результатах проведенной работы по экономическому блоку проекта д.э.н., профессор Е.А.Коломак отметила влияние современных миграционных процессов на экономические показатели и социальную ситуацию в разных регионах, важное значение исследования распределения экономической активности в пространственном измерении, на неоднородность экономического пространства, основные каналы пространственного развития. Проведенные расчеты с использованием количественных индексов позволило сделать вывод о том, что в Сибири, несмотря на миграционную подвижность населения, в последнее время этнокультурное разнообразие и уровень поляризация остаются в целом стабильными. Диверсификация экономики и ее масштаб оценены как важный ресурс позитивной динамики развития. При наличии неблагоприятного демографического фона Сибирь не уступала среднероссийским показателям динамики и качества изменений в городской системе.
Подводя итоги работы по историко-демографическому блоку проекта к.и.н. М.А.Семенов акцентировал внимание на проведенных исследованиях по истории народонаселения в Сибири, в частности, реконструкции урбанизации, динамике национального состава по конкретным регионам с учетом естественного прироста и миграции. Сделан вывод о различающихся потоках мигрантов в Сибирь в разные периоды ее освоения и наличии различающихся моделей пространственного поведения у коренных сибирских народов.
Свое выступление на данной встрече я обозначил как проблему: «Этнокультурное разнообразие: бремя – благо – испытание?», иллюстрируя его фотографиями из своих многочисленных этносоциологических экспедиций. Школьники вовлекались в поиск ответа на заданную проблему, и мы пришли к заключению о том, что этнокультурное разнообразие может быть и благом, и бременем, и испытанием. Все определяется конкретными обстоятельствами и степенью эффективности управления соответствующими процессами. Позитивно оценивая роль этнокультурного разнообразия для динамизма и устойчивости экономики, нельзя не видеть негативного влияния современных миграционных процессов, особенно стихийных, на состояние межэтнических отношений как в глобальном, так и в региональном масштабах. Сделан вывод о необходимости комплексного осмысления экономических и этносоциальных последствий усиления этнокультурного разнообразия под влиянием миграционных процессов, важности выявления конкретных условий и механизмов, при которых экономические выгоды одновременно являются благоприятными для межэтнического сообщества, когда они способствуют укреплению его интеграционного потенциала. Акцентирована необходимость проводить не только количественные оценки этнокультурного многообразия, но и анализировать его качественное состояние. Именно оно определяет изменение этнокультурного ландшафта и рождают проблемы в межэтнических отношениях.
Молодые люди – участники встречи приняли активное участие в об-суждении результатов проведенных исследований, проявили к ним живой интерес. Особое впечатление на них произвел показанный в конце встречи фильм моего друга, известного ученого и режиссера-документалиста А.В.Головнева «Путь к святилищу». Он посвящен повседневной жизни и мифологии оленеводов-кочевников Ямала – жизни, так непохожей на повседневность городских школьников.
Ю.В.Попков