ГЕНИСАРЕТСКИЙ ОЛЕГ ИГОРЕВИЧ
28.02.1942 – 11.05.2022 г.г.
11 мая 2022 года в 6 часов утра скончался Олег Игоревич Генисаретский. На одном из своих юбилеев он как-то сказал: «Если я не заслужил благодати, то, надеюсь, что хотя бы заслужил покоя».
Говорить про Олега Игоревича сложно, едва ли вообще возможно. То есть говорить «о», в его отсутствии. С ним надо быть в присутствии. С ним надо просто говорить. В живой встрече ты получаешь его живую мысль, тонкую, витиеватую, и всякий раз не знаешь, куда она пойдет, какой поворот совершит.
Кстати, информация о нем, если кто-то захочет узнать, размещена на разных ресурсах, в том числе и на его личном сайте: https://olegen.com/саретский-о-и-на-ммк_imcwhsyjae2jhqwmq48tfw/
Но внешняя канва жизни мало, что скажет о житии живой личности.
Он не был никогда философом ex cathedra. Но был мыслителем от бога. Тонким, ироничным и одновременно страстным, со своей личностной мембраной, чувствилищем, открывающимся и отзывающимся на звуки времени.
Фактически одним из первых в нашей стране, еще тогда, давно, в 60-е годы, стал разрабатывать теорию дизайна. С 1965 года работает во ВНИИТЭ, вместе с В Л. Глазычевым, Г. П. Щедровицким, К. Кантором и др. Они разрабатывали задолго до западных авторов деятельностную и культурологическую теорию дизайна, понимаемого как особое структурное образование и строение мышления и действия, имеющее свою архитектонику. Тогда же, чуть раньше, он вошел и в ММК Г. П. Щедровицкого. Потом вышел из него. Потом снова вошел. Как он выражался, тогда, в 1963 году впервые познакомился с основателем ММК и стал прилежным прихожанином его семинаров. Однажды он вспоминал, что когда впервые пришел на семинар кружка, то на него обдало энергией, живой силой мысли. И прошло сквозь него.
Думаю, занятия Кружка были похожи на сборища эзотерического сообщества. Другой кружковец В. М. Розин с этим согласился.
В 1970 году он представил к защите кандидатскую диссертацию по философским основаниям проектной культуры и теории дизайна, но ее ВАК зарубил (в связи с «нарушением ленинского принципа партийности»). Кандидатскую в итоге он защитил поздно, в 1989 году, а потом в 1992 г. и докторскую, но не по философии, а по искусствоведению, как более нейтральной области, удаленной от партийности.
В 70-е годы начинает заниматься русской религиозной философией, причем не только теоретически, но и сугубо практически, выстраивая личностный вариант духовных молитвенных практик, обучаясь этому у Александра Меня и Евгения Шифферса.
Это привело к тому, что однажды они встретились, не просто лично, но и духовно, – он и Сергей Сергеевич Хоружий. И создали Институт синергийной антропологии в 1995 году. Он мне об этом поведал лично, мы сидели в Институте философии РАН. Сказал как-то шепотом, с улыбочкой, загадочно.
С тех пор и мы познакомились ближе. Прежде были знакомы на ниве методологических штудий и практик, а затем и в связи с поиском антропологической альтернативы.
В 1998 году он приезжал вместе с А. А. Гусейновым и Петром Щедровицким ко мне на Первую Сибирскую философскую школу. Параллельно мы семинарили вместе в разных других местах, то в Москве, то в Красноярске, то в Нижнекамске, то в Новосибирске, либо на очередной игре, либо на проектном семинаре, либо в рамках Ассоциации «Открытый музей», президентом которой он был несколько лет.
А в 2009-2012 г. г. они вместе с С. С. Хоружим приезжали на наши совместные антропологические семинары в Новосибирск, которые проводили на базе НГУЭУ. Это были события для всех участников. Некоторые участники эти приезды воспринимали как приезд легенды. Мой старший товарищ, преподаватель философии НГУ Наль Александрович Хохлов, с удивлением меня спрашивал: «Неужели к тебе приедет этот Гений Саретский?».
Олег Игоревич занимался самыми разными областями, музейным делом, дизайном, антропологией, проектной культурой, искусствоведением. Издавал книги русских философов. В том числе сборник работ о. П. А. Флоренского.
Последнее письмо от него было связано с тем, что он прислал мне книгу «Философия проектности. Из истории проектной культуры второй половины ХХ века» (М.: Ленанд, 2016). В ней собраны его работы по основам проектирования и проектной культуры, методологии дизайна, экологии культуры, антропологии и др. смежным областям. Работы датированы с 1965 по 2016 г.г.
Его мысль была принципиально не дисциплинарной. Она не вмещалась ни в какие дисциплинарные и предметные конструкты. Методология сугубо в авторском изводе сочеталась с тонкой духовной антропологией и антропрактикой, теория дизайна – с культурой проектирования, духовные практики личностного роста – с театральными штудиями.
И все делалось изящно, тонко, витиевато... С прищуром…
С. А. Смирнов