29 апреля 2023 г. состоялось VII заседание Всероссийского научного вебинара по проблемам социальных и гуманитарных наук «Соединяем пространства» с международным участием. Мероприятие было организовано совместно с междисциплинарным семинаром «Этнокультурные сообщества Северной Евразии: сети, институты, идентичность». В работе вебинара приняло участие 37 человек из разных городов России (Абакан, Москва, Красноярск, Курган, Новосибирск, Омск, Чита), Казахстана (Алматы, Павлодар), Монголии (Улан-Батор), Аргентины (Буэнос-Айрес).
Участники заслушали четыре доклада.
С докладом «Этноконфессиональная идентичность хакасов: эволюция и современные вызовы» выступила д-р филос. наук, профессор, профессор Хакасского государственного университет им. Н.Ф. Катанова Лариса Викторовна Анжиганова. В начале доклада Л.В. Анжиганова обратила внимание участников вебинара на древние истоки хакасской культуры (III–II тыс. лет до н.э.), ее связь с Окуневской культурой, что делает Хакассию притягательной для археологов. Далее докладчик разъяснила ряд ключевых терминов и отметила, что на сегодняшний день этноконфессиональный неотрадиционализм выступает в качестве ресурса развития модернизационных процессов, и в тоже время способствует обретению этносом целостности, единства с миром и полноты бытия в пространстве стабильно развивающейся культуры. Основное содержание доклада было посвящено исторической динамике этноконфессиональной идентичности хакасского народа, приведшей к ревитализации шаманизма и тенгрианства на современном этапе. Л.В. Анжиганова указала, что в конфессиональном пространстве этнической жизни хакасов ярко проявились три тенденции, а именно: традиционализм, модернизм и неотрадиционализм. Традиционалисты как ревнители чистоты веры и каноничности обряда находят «свою нишу», апеллируя к сакральной легитимации своей позиции. Модернисты склонны к включению научного и общекультурного фундамента (философские, психологические, мистические учения и концепции) в ресурсы шаманизма и тенгрианства, вплоть до растворения этих феноменов в, так называемых, «высокорейтинговых» религиозных мирах (например, мировых религиях). Неотрадиционалисты пытаются использовать вероучение и культовую практику тенгрианства и шаманизма в решении конкретных проблем этноса (например, проведении совместных обрядов против хищнического уничтожения угольщиками Койбальской степи и пр.). Делая выводы, Л.В. Анжиганова сделала акцент на периодизацию исторической динамики этноконфессиональной идентичности хакасского народа.
Научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, канд. филос. наук Аржана Петровна Чемчиева представила доклад на тему «Религиозная идентичность алтайцев: история и современность», где сделала критический обзор работ по истории и этнографии алтайцев, раскрывающих религиозные воззрения и вероисповедную принадлежность алтайского народа с XVIII в. по настоящее время. Автором показано, что в большинстве работ в качестве традиционной религии алтайцев рассматривается шаманизм, представлены сведения о распространении среди алтайцев православия и феномена «двоеверия», обобщены причины возникновения бурханизма, а также уделено внимание полемике исследователей по вопросу признания бурханизма локальным вариантом северного буддизма (ламаизма). В заключение автор доклада отметила, что вопрос религиозной идентичности алтайцев остается в регионе дискуссионным.
Доклад на тему «Идентичность современных потомков кержаков-старообрядцев д. Макурино Кемеровской области» сделала аспирант Института археологии и этнографии СО РАН Анастасия Анатольевна Рублева. Она представила результаты обобщения своих полевых исследований, показала, что потомки кержаков-старообрядцев при потере основных культурных и религиозных маркеров старообрядчества продолжают считать себя «кержаками». По мнению докладчика причиной такой идентичности стал образ предка-кержака, обладающего определёнными морально-волевыми качествами, такими как трудолюбие, стойкость во взглядах, закрытость, честность и упорство. Также причиной сохранения идентичности стала культурная среда, так или иначе приобщавшая информантов к культуре предков-старообрядцев.
Ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН, д-р филос. наук, доцент Елена Анатольевна Ерохина выступила с докладом «Миф и логос неотрадиции», в котором были представлены формы современного социокультурного неотрадиционализма: современный традиционный костюм, практики сакрализации памятников историко-культурного наследия и фольклорные мотивы в произведениях современного профессионального искусства. Неотрадиция рассмотрена как способ преодоления конфликта между коллективной (групповой) нормой и ценностями индивидуализма. Осмысленная как продолжение аутентичной традиции в новых социокультурных условиях, неотрадиция, тем не менее, имеет свою специфику, а именно способность трансформировать традицию таким образом, который позволил бы совместить ее разнородные, относящееся к различным историческим эпохам, элементы. Со временем исходный культурный феномен, приобретая новые формы и способы существования, меняет собственное содержание.
Активное участие в работе вебинара и обсуждении докладов приняли К.К. Бегалинова, Ю.В. Попков, С.И. Филиппов, И.А. Пфаненштиль, А.А. Овчинников, Хишигдулам Нанжидмаа, В.А. Прошин, Е.Ф. Фурсова, С.А. Хлыновская, А.П. Чемчиева, Н.Е. Лукьянов.
Аудио и видеозапись осуществляли аспиранты, преподаватели кафедры права и философии НГПУ Е.А. Гордейчик и Н.Е. Лукьянов.
Видеозапись вебинара расположена на канале ИФПР СО РАН в Youtube.
Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=OoSiqCZ…
Модераторами вебинара выступили ведущий научный сотрудник, заведующая Отделом этнографии Института археологии и этнографии СО РАН, д-р истор. наук, доцент Елена Федоровна Фурсова и ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН, д-р филос. наук Анна Анатольевна Изгарская.