Россия в северном горизонте
30 мая на Точке кипения Академпарка начал работать экспертный клуб «Башня». Первой темой клуба стала тема «Россия как цивилизация: северный культурный код».
Для начала два слова о клубе. Инициатором его создания стали философ Сергей Смирнов (автор этих строк) и креативный продюсер Лада Юрченко. В основании инициативы лежит допущение, что наш город испытывает большой дефицит мест, на которых люди могли обсуждать: во-первых, пограничные темы, связанные с современными мировыми вызовами, во-вторых, обсуждать их, не будучи ангажированными бизнесом, властью, социальным статусом и положением. Клуб – это пространство мышления от первого лица, а потому действие рискованное и открытое, даже провокационное.
Повестка для работы Клуба формируется не исходя из интересов и прихотей его организаторов и участников, а с учетом мировых вызовов и трендов, требующих от нас от всех выработки продуманного, квалифицированного ответа.
С этой целью в повестку Клуба включены такие темы, как: «Россия как северная цивилизация (наше цивилизационное самоопределение)», «Человек и умная цифра (победит ли тренд ухода человека?)», «Город и Человек», «Образование: новая повестка», «Цивилизация и Культура» и др.
Клуб получил свое имя – «Башня». В нем присутствует скрытая цитата, отсылающая нас к началу ХХ века, когда русские деятели культуры, столпы символизма, собирались в Башне Вяч. Иванова и обсуждали мировые проблемы философии, искусства, литературы, читали стихи и выступали с докладами. К тому же Клуб «Башня» открыл свою работу в одной из башен Академпарка.
К одному из ключевых мировых вызовов относится вопрос, связанный с цивилизационным самоопределением России. Поэтому для проведения первого заседания, как уже было сказано, выбрана именно эта провокативная тема. Она задает необходимую для нашего самоопределения рамку и заставляет нас вырабатывать вполне определенную мировоззренческую позицию.
В качестве ключевых спикеров и экспертов в заседании Клуба участвовали:
Головнев Андрей Владимирович, автор книги «Северность России», член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор, директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамера).
Смирнов Сергей Алевтинович, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, Институт философии и права СО РАН. Главный редактор журнала "Человек.RU".
Попков Юрий Владимирович, доктор философских наук, главный научный сотрудник, Институт философии и права СО РАН.
Маяренков Сергей Юрьевич, предприниматель, учредитель Сибирской лаборатории урбанистики, АНО Институт города, АНО "Иркутские кварталы», Иркутск.
Непомнящий Александр, кандидат экономических наук, финансовый советник, бизнесмен, автор проекта «Северная цивилизация»
Модераторами заседания выступали Юрченко Лада Валерьяновна, советник Генерального директора АИР НСО, и Смирнов Сергей Алевтинович, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, Институт философии и права СО РАН.
А. В. Головнев в своем выступлении подробно рассмотрел вопрос о том, что Россия как цивилизация рождалась именно на географическом Севере. По-настоящему русскими городами являются Великий Новгород, Псков. Северное измерение для России вполне органично, поскольку она пространственно доминирует в Северном полушарии, с географическим центром на полярном круге в устье Енисея. Исторически Россия начиналась с Севера, со Старой Ладоги и Рюрикова городища.
Точкой сборки уже имперской России как Северной цивилизации в момент апогея ее складывания и самоопределения выступил Санкт-Петербург, Северная Пальмира. А освоение Арктики в советское время по своей значимости и героике сопоставимо с освоением космоса.
А. В. Головнев на ярких примерах показал, что именно сочетание северности и холода, мобильности кочевников-номадов, привело к формированию особого типа цивилизации, принципиально отличной от западных, южных и восточных цивилизаций.
Более подробно Головнев свою позицию изложил в недавно вышедшей книге «Северность России». Она размещена на сайте Кунсткамеры: https://lib.kunstkamera.ru/rubrikator/02/978-5-88431-408-5
С. А. Смирнов в своем выступлении акцентировал внимание на том, что северность – это не только про географию. Это про ориентиры, опоры и горизонты, это про соответствующий антропотип, отличный от западного или южного. Северность означает не просто чисто географическое пространство. Она означает то, что именно на северных пространствах Евразии вырабатывался иной способ жизни, иной уклад, иной способ мышления и действия, отличный о западного, южного или восточного. В то время как российские политические элиты в течение столетий сделали привычкой искать образцы для очередных реформ именно в западной техногенной цивилизации, сформированной в Средиземноморье, довлеющем к югу. В этой цивилизации формируется соответствующий антропотип, стремящийся к уюту, комфорту, оседлости и технической оснащенности, в силу чего формируется своеобразная сидячая мобильность.
В отличие от него северный номадический тип довлеет к жизни в дискомфорте, в мобильности, открытости пространствам. Сочетание северов и кочевничества формирует иной антропотип. Поэтому человек при самоопределении в северном горизонте выбирает иные, отличные от западной техногенной цивилизованности, способы обитания, иные опоры и ориентиры. Прежде всего речь идет о способе обитания на границе. Человек-номад живет на границе, потому он постоянно осуществляет практики преображения, он не противопоставляет себя среде обитания. Он живет в ней. В отличие от западного техногенного типа цивилизации, в рамках которого человек постепенно передает себя в подчинение умной технологии, и тем самым перестает осуществлять заботу о себе и о других. Северный же тип несет ответственность за себя и за среду обитания.
Ю. В. Попков в своем выступлении проанализировал проблемную ситуацию, связанную с цивилизационным самоопределением России. Он показал, что это самоопределение до сих пор не завершено и ясно не артикулировано. В то время как уже проведены различные исследования, в том числе им самим, его коллегами, в которых показано, что ресурс и потенциал Севера и Сибири до сих пор не используется в полной мере именно для поиска ответов на вопрос о цивилизационном самоопределении. До сих пор Сибирь и Север рассматриваются как ресурсные территории.
Ю. В. Попков обратил внимание на общецивилизационный кризис, указал на необходимость перехода от доминирующей ныне в мире техногенно-потребительской цивилизации к духовно-экологической цивилизации, показал потенциально важную роль в этом процессе сибирского региона. Такой вывод делается на основе не только теоретических изысканий, но и всестороннего анализа объективного и субъективного социокультурного потенциала, которым обладает Сибирь, и который позволяет рассматривать ее в качестве осевого локуса глобальной цивилизационной трансформации. Обосновано важное значение традиционной культуры разных народов (в форме неотрадиционализма) и этнокультурного разнообразия в формировании основ духовно-экологической цивилизационной перспективы. В проведенных исследованиях показано место Сибири как важной части целостной России, аргументирована тупиковость стратегий, направленных на сепаратизм и изоляцию северных и сибирских территорий. Все эти вопросы отражены в недавно изданной совместно с барнаульскими коллегами коллективной монографии, которая уже имеет широкий отклик у специалистов: https://philosophy.nsc.ru/node/977.
С. Ю. Маяренков предложил проект зимнего города. В его рамках предлагается рассмотреть зиму, снег и холод не как проклятье, а как ресурс развития. С этим связана постановка следующих вопросов: Возможно ли создать комфортные условия проживания на Севере? Возможно ли создать жизнь в холодных климатических условиях комфортной и безопасной? Возможно ли создать конкурентоспособные по сравнению с южными территориями условия для жизни и работы? Какие виды экономической деятельности на этих территориях к этому располагают? Могут ли зима и трансформация зимних городов создать спрос на инновации? В выступлении Маяренкова были показаны примеры реальных проектов развития городов в условиях зимы и севера, не мешающих развитию, и создающих достаточно комфортные условия для проживания и развития.
А. Непомнящий предложил авторский проект Северной цивилизации. Проект распадается на несколько направлений – Северная этика, Северная демократия, Северная экономика, Северное образование. Этот проект позиционируется как ответ на вызов, связанный с западными демократиями, показывающими тупиковый путь развития.
В качестве резюмирующего итога можно сказать следующее.
В настоящее время обострился вопрос о самоопределении России не как отдельно взятой страны, а как особой цивилизации, со своим культурным кодом и духовным строем, ценностно-смысловыми опорами и ориентирами. Вместе с тем, Россия как цивилизация предпочитала брать культурные образцы у западной, техногенной цивилизации. До сих пор Россия не использовала северный культурный код в качестве ориентира, опоры и рамочного горизонта развития.
В то же время актуальным становится обогащение культурных доминант и добавление к цивилизационной оси Запад – Восток, Запад – Россия оси Север – Юг, в которой России еще предстоит найти свое достойное цивилизационное место, чтобы не быть географической периферией, но способной и готовой инициировать глобальные северные проекты развития в партнерстве с глобальными игроками в рамках мировых коллабораций.
Такое цивилизационное самоопределение предполагает выработку адекватной ситуации вызова повестки и проведение соответствующих форсайтов и экспертных разработок. Подобная работа в такой повестке до сих пор не проводилась, поскольку в основание фактически всех до ныне выработанных стратегий и проектов национального развития в России закладывались чуждые ей западные или восточные образцы.
В то же время Север, Сибирь и Арктика могут выступать как мощные и адекватные России ресурсы и предельные горизонты для развития, учитывающие в том числе и богатейшие социокультурные традиции народов Севера и Сибири, давно живущих по законам северного культурного кода.
Сергей Смирнов