19 октября 2023 г. на базе НГУЭУ под руководством кандидата философских наук, заведующего кафедрой информационных технологий НГУЭУ Андрея Игоревича Пестунова и доктора философских наук, ведущего научного сотрудника ИФПР СО РАН Сергея Алевтиновича Смирнова прошла пятая экспертная сессия полигона «Умный гаджет». В рамках первой части сессии обсуждались проекты «Повышение эффективности учёта продукции стекольного завода методом компьютерного зрения» и «БПЛА для контроля посевных площадей зерновых культур».
На второй части сессии был представлен ряд докладов, отражающих сущность гуманитарной экспертизы, механику её проведении и потенциальное место в мире. В частности, с докладом «О востребованности гуманитарной экспертизы и формировании заказа на неё» выступила сотрудница нашего института, кандидат философских наук Зайкова Алина Сергеевна.
23 октября 2023 г. на базе Лицея № 130 имени М. А. Лаврентьева состоялся экспертный полигон «Диалог человека и нейросети». Учителя лицея провели открытые уроки, продемонстрировав, как именно ребёнок в школе может взаимодействовать с нейросетью (ChatGPT 3.5) и какими особенностями обладает это взаимодействие. Лось Татьяна Викторовна провела модельный урок у 2-го и 3-го классов по теме «Окружающий мир глазами человека и компьютера». В ходе урока ученики попеременно задавали вопросы учителю или нейросети и рефлексировали о том, какой опыт общения оказался для них более приятным и полезным. Гайдученко Максим Сергеевич провел урок истории у учеников 11-го класса, предложив им найти ответы на вопросы по теме, связанной с прошлым стран третьего мира, с помощью нейросети.
Полигон завершился обсуждением уроков с подробным анализом как роли цифровых посредников и цифровой среды для детей и подростков, так и в целом влияния цифровых технологий на образовательный процесс. Среди экспертов были представлены сотрудники нашего института Персидская Ольга Алексеевна и Зайкова Алина Сергеевна. Алина Сергеевна обратила внимание на недостатки коммуникации с нейросетью из-за невозможности эмоциональной близости, которая особенна важна в школе, а Ольга Алексеевна сделала акцент на выстраивании субъектной позиции у ученика.
Полигоны были проведены при поддержке гранта РНФ № 21-18-00103 «Человек и новый технологический уклад. Антропологический форсайт» (руководитель – Смирнов С. А.).