23 декабря 2023 г. состоялось XI заседание Всероссийского научного вебинара по проблемам социальных и гуманитарных наук «Соединяем пространства» с международным участием. Мероприятие было организовано совместно с кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Университета при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС (г. Санкт-Петербург). В работе вебинара приняли участие 32 исследователя из разных городов России (Абакан, Владивосток, Красноярск, Москва, Новосибирск, Омск, Санкт-Петербург), Казахстана (Алматы) и Монголии (Улан-Батор). В качестве слушателей присутствовали студенты философского факультета НГУ и Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ (6 человек).
С докладом «Полемология как аппроксимация мира» выступила заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Университета при МПА ЕврАзЭС, доктор философских наук, профессор Ольга Васильевна Плебанек. В начале своего доклада О.В. Плебанек обратила внимание слушателей на то, что в учебный план по направлениям «Социология» и «Политология» уже достаточно давно включена дисциплина «Философия конфликта и мира». Однако имеющиеся учебно-методические пособия сосредоточены на проблеме конфликта и не рассматривают проблему мира. Докладчик отметила, что если в России проблемам мира посвящены единичные исследования (А.С. Капто, В.П. Римского, М.А. Ефимец), то в зарубежной науке существуют многочисленные центры и научные школы, объединенные в направление peace research или peace studies.
Опираясь на концепцию стадий развития науки В.С. Стёпина О.В. Плебанек описала проблемы становления онтологии и методов исследования войны и мира в ряде зарубежных научных направлений. Докладчик указала, что в европейской философии, в частности в произведениях Б. Спинозы, существовала идея о недостаточности понимания мира как состояния без войны, однако именно концепция негативного мира получила распространение. Так, например, самый значительный проект построения мирного общества – «К вечному миру» (1795) И. Канта – касался не вопросов устройства мира, а проблемы предотвращения войн. Было показано, что начала полемологии, чьим предметом выступает война и военное насилие, были заложены П.А. Сорокиным, Л.Ф. Ричардсоном, Ф.К. Райтом. Институционализация научных исследований войны и мира происходила после окончания Второй мировой войны, которая стимулировала интерес к осмыслению причин зарождения вооружённых конфликтов и возможных способов их устранения. Полемология как направление социологии появляется вместе с выходом в 1946 г. книги Г. Бутуля «Сто миллионов погибших». Однако полемология не отвечала на вопрос о сущности мира и условиях его устойчивого существования. Данная проблематика оказалась в центре направлений, за которыми в разных национальных традициях закрепились разные названия – паксология, иренология, «peace studies», «peace research», «science of peace». Выход книги Т. Ленца «К науке о мире» обозначил начало концептуализации понятия «мир». Важное значение для институционализации исследований мира в середине XX в. имели труды представителей группы исследователей при Мичиганском университете Р. Хефнера, У. Барта, К. Райта, С. Ричардсона. В этот период негативная концепция мира, опиравшаяся на авторитет И. Канта, продолжала оставаться основной. Война продолжала рассматриваться как главное препятствие миру. Данная концепция не позволяла рассмотреть «серую зону», а именно комплекс факторов, запускающих войну. О.В. Плебанек указала, что узость теоретико-методологических границ и возможностей социального конструирования концепции негативного мира были обусловлены тем, что концепция несла в себе все ограничения классической парадигмы науки, формировавшейся для обслуживания естествознания.
Следующий этап осмысления проблем мира происходил в период утверждения принципов неклассического познания. На данном этапе появляется понимание различий в содержании понятия «мир» в культурах различных цивилизаций (Т. Исида), расширяется представление о факторах препятствующих миру, состояние отсутствие мира («peacelessness») видится там, где процветает бедность, безработица, голод (С. Дасгупта), мир противопоставляют не войне, а структурному насилию (Й. Галтунг). В результате с 1970-х гг. утверждается позитивная концепция мира. Под позитивным миром стали понимать состояние общества, при котором достигнута социальная справедливость и созданы условия для полной реализации человеческих возможностей.
В 1980 гг. в связи с появлением и осознанием новых источников опасности и нестабильности (экологических вызовов, терроризма, экономических беженцев, межэтнических конфликтов, гендерного неравенства и др.) утверждается концепция интеркультурного мира. Ядром этой концепции стали принципы, ориентированные на признание личностного, культурного и ценностного разнообразия. В науке возникают понятия «культурного мира» (Й. Галтунг), «нейтрального мира» (Б. Хименес) и «несовершенного мира» (Ф. Муниос). Приходит понимание того, что мир обеспечивается межконфессиональным, межнациональным и межэтническими взаимодействиями, эффективным сотрудничеством и условиями, способствующими творческой реализации потенциалов человека. Среди авторов концепции мира третьего поколения О.В. Плебанек назвала Б. Хименеса, Г. Фернандеса, Р. Моя Торесс, Э. Холенштейна, Р. Ф. Инглхарта.
В заключение доклада О.В. Плебанек отметила, что современные принципы постнеклассической парадигмы требуют окончательного отказа от подходов, которые определяют мир как предотвращение войны. На сегодняшний день концепт мира в науке становится все более объемным и комплексным.
Активное участие в обсуждении доклада приняли А.В. Харламов, Ю.В. Попков, И.А. Пфаненштиль, К.К. Бегалинова, С.А. Хлыновская, О.А. Персидская, И.А. Грибовский, В.А. Прошин.
Технические условия работы вебинара обеспечивали Н.Е. Лукьянов (младший научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН, старший преподаватель, аспирант кафедры права и философии НГПУ) и Е.А. Гордейчик (преподаватель-исследователь по специальности 5.7.7. Социальная и политическая философия, старший преподаватель кафедры права и философии НГПУ). В качестве модератора мероприятия выступила ведущий научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН, д-р филос. наук А.А. Изгарская.