25 января состоялось XX заседание Всероссийского научного вебинара по проблемам социальных и гуманитарных наук с международным участием «Соединяем пространства». На своей площадке вебинар собрал 28 человек из разных городов России (Абакан, Дудинка, Кемерово, Красноярск, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Омск), Монголии (Улан-Батор) и Казахстана (Алматы).
Участники вебинара заслушали и обсудили доклад «Как русские становятся бурятами: влияние практик усыновления на трансформацию этнической идентичности у приемных детей» научного сотрудника сектора истории российской социологии Социологического института РАН – филиала ФНИСЦ РАН Николая Ивановича Карбаинова (город Санкт-Петербург). Доклад был основан на полевых материалах экспедиции в Бурятию (2018 г.), проведенной в рамках проекта «Экономика усыновления как стратегия выживания малых сел» при финансировании Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники». Н.И. Карбаинов показал, как практики усыновления влияют на трансформацию этнической идентичности русских детей в приемных бурятских семьях. Одним из ключевых выводов доклада стал тезис о том, что в реальности материальные мотивы к созданию приемных семей не противоречат установлению близких эмоциональных отношений между приемными родителями и детьми. В реальности люди не видят противоречий между тем, что они руководствуются материальными мотивами, и тем, что они воспитывают детей как своих собственных. Любовь к детям является главным механизмом воспроизводства экономики усыновления в малых селах. Большинство находящихся в Бурятии в учреждениях для сирот детей являются русскими по этническому происхождению, бурятских детей в них очень мало. В результате бурятские семьи в основном принимают к себе русских детей. Докладчик раскрыл исторические корни традиции усыновления русских детей бурятскими семьями. Отметил отсутствие информации о процессе формирования этнической самоидентификации русских приемных детей в дореволюционный и советский периоды. Проведенные полевые исследования показали, что трансформация этнической идентичности у приемных детей является непреднамеренным последствием их социализации в бурятских семьях и их адаптации в моноэтничных бурятских селах. Русские дети со временем начинают говорить по-бурятски, следовать религиозным обрядам буддизма и (или) шаманизма, самоидентифицировать себя как бурят или одновременно как бурят и русских, но в то же время они не признаются в качестве бурят своими приемными родителями и односельчанами. В условиях размывания приобретенных маркеров этничности (язык, религия) происходит усиление аскриптивных маркеров этнической идентичности (происхождение, фенотип). По этой причине приемными родителями не признается «бурятскость» приемных детей.
Доклад вызвал живой отклик у слушателей. Активное участие в обсуждении доклада приняли: д-р филос. наук, профессор К.К. Бегалинова, канд. социол. наук Б.Е. Винер, канд. филол. наук, доцент С.И. Везнер, методист в ТМКУ «Информационный методический центр» г. Дудинка Г.А. Григорьева, аспирант кафедры права и философии НГПУ А. Б. Дворкин, канд. филос. наук В.Г. Костюк, учитель истории высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 148 г. Купино А.А. Овчинников, с.н.с. отдела социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН О.А. Персидская, д-р филос. наук, профессор Ю.В. Попков, канд. ист. наук В.А. Прошин, канд. филос. наук А.В. Петропавловский, заместитель директора по методической работе СОШ № 68 г. Кемерово В.А. Рязанов, канд. филос. наук И.Н. Трошкина, канд. филол. наук Л.А. Ульяницкая, канд. филос. наук С.И. Филиппов, канд. филос. наук А.В. Харламов, д-р филос.наук А.А. Изгарская.
В роли модераторов выступили канд.филос.наук, доцент, доцент кафедры права и философии НГПУ А.В. Харламов и д-р филос. наук, в.н.с. отдела социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН А.А. Изгарская. Видеозапись вебинара осуществлял старший преподаватель кафедры права и философии НГПУ, младший научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН Н.Е. Лукьянов.