26 апреля состоялось XXIII заседание Всероссийского научного вебинара по проблемам социальных и гуманитарных наук «Соединяем пространства» с международным участием. Старший научный сотрудник сектора истории российской социологии Социологического института РАН филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (Санкт-Петербург), кандидат социологических наук Борис Ефимович Винер сделал доклад на тему: «Что стоит относить к сфере интересов этносоциологии?». Тема доклада оказалась весьма актуальной, 68 человек из разных городов России (Абакан, Владивосток, Дудинка, Иркутск, Красноярск, Курган, Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург, Чита, Якутск), Казахстана (Алматы) и Монголии (Улан-Батор, Баянхонгор, Сухэ-Батор, сомон Мандал) подключились к работе вебинара.
В самом начале доклада Б.Е. Винер отметил, что в англоязычной литературе термин «этносоциология» отсутствует. Вместо этого используется название «социология расовых и этнических отношений». Развитие отечественной науки в советский период шло относительно автономно от западной традиции и поэтому социальная и когнитивная структуры современной этносоциологии имеют свои особенности. Докладчик провел анализ предмета этносоциологии в отечественной научной традиции (Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, О.И. Шкартан, Л.М. Дробижева) и предложил свое определение предмета социологии этнических отношений. По мнению Б.Е. Винера предмет должен быть рассмотрен в трех аспектах. Во-первых, как этническая специфика в разных областях жизни общества, рассматриваемая в социологических категориях с применением социологической методологии в широком смысле (как отметил докладчик, такое понимание предмета этносоциологии ближе к формулировке, данной Л.М. Дробижевой). Во-вторых, предмет этносоциологии должен включать теоретическое осмысление природы этничности этнологией/социокультурной антропологией (т.е. теории этничности). В-третьих, предметом этносоциологии являются институциональные особенности этнологии (ее когнитивная и социальная структура). Выделение трех аспектов предмета этносоциологии было необходимым этапом создания инструментария, позволившего Б.Е. Винеру не только исследовать содержание отечественных концепций в их взаимосвязи с социально-исторической ситуацией, но и реконструировать научные связи между отечественными учеными. Три аспекта предмета этносоциологии, на которых сосредоточился Б.Е. Винер, определили основную структуру доклада.
Б.Е. Винер дал краткое описание истории становления этносоциологии в зарубежной и отечественной традициях социологии науки. Б.Е. Винер отметил, что проблематика «расовых и этнических отношений» принадлежит полю социологии. Далее он уделил внимание идеям в области социологии знания, которые, на его взгляд, создали базовые основания для становления социологии этнических отношений. Среди таковых были названы: вопрос о социологии социальных исследований (П. Лазарсфельд, 1962 г.); введение термина «социология социологии» (R.W. Friedrichs, 1970; A. Gouldner 1970 г.); введение термина «социология социальных наук» (E.T. Crawford, 1971 г.); введение термина «социология антропологии» (R. Darnell, 1971 г.); введение термина «социология философий» Р. Коллинзом в 1998 г. (Коллинз Р. Социология философии. Глобальная теория интеллектуального изменения / Пер. с англ. Н.С. Розов, Ю. Б. Вертгейм. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. 712 с.). Б.Е. Винер указал, что теория в исследовании этнических отношений играет роль инструмента. Три главных социологических традиции, имеющие макросоциологическую ориентация и берущие начала от К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера, такой инструментарий предоставляли, но каждое из направлений имело свои акценты в предмете, а, следовательно, и методологические рамки. Далее докладчик сделал акцент на современных подходах, предлагающих синтез ряда идей классиков социологии, а также таких современных авторов как Бурдье, Гидденс, Бергер и Лукман, и отметил преимущества критического реализма в сравнении с позитивизмом и конвенциализмом, разновидностью которого является конструктивизм.
Раскрывая теоретические основания отечественной этносоциологии, докладчик отметил, что в 1920-е гг. в Советском Союзе социология была практически уничтожена, ее возрождение начинается лишь в конце 1950-х гг., а этносоциология начинает формироваться во второй половине 1960-х гг. В отечественной этносоциологии наибольшее распространение получили идеи Н.М. Широкогорова, Л. Н. Гумилева и Ю.В. Бромлея. Б.Е. Винер подчеркнул, что два первых подхода не являются научными социологическими концепциями в строгом смысле слова, поскольку не связаны с существующими более общими социологическими теориями. Теория этноса Ю.В. Бромлея, как и более ранние идеи С.А. Токарева, Н.Н. Чебоксарова, являются эмпирическими, они построены индуктивным методом с опорой на концепт «племя-народность-буржуазная нация, социалистическая нация», который вырастал из формационных конструкций марксизма-ленинизма, а если точнее, из работ И.В. Сталина. Однако в 1970-е гг. этот концепт не выдержал эмпирической проверки. Советский китаист М.В. Крюков показал, периоды развития китайского этноса не вписывались в данную конструкцию.
Б.Е. Винер, опираясь на идеи Р. Уитли (R. Whitley) о социальной и когнитивной институционализации научных специальностей и идеально-типическую структуру коммуникации в науке Н. Маллинза (N. Mullins), познакомил участников вебинара с результатами своих исследований связей между отечественными учеными в исследовательской области этнография/антропология города. Более подробно он проиллюстрировал работу метода исследования научных связей на американистах ИЭ АН СССР.
В обсуждении доклада приняли активное участие: д-р филос. наук, профессор Л.В. Анжиганова, д-р филос. наук, профессор К.К. Бегалинова, д-р филос. наук, профессор Ю.В. Попков, д-р филос. наук, профессор И.А. Пфаненштиль, д-р филос. наук, профессор С. И. Черных, д-р филос. наук, профессор О.В. Плебанек, канд. филос. наук, доцент В.Г. Костюк, канд. истор. наук, доцент И.В. Олейников, канд. филос. наук, доцент С.И. Филиппов, канд. филос. наук, доцент Р.Ю. Царёв, Г.А. Григорьева, аспирант А.И. Грибовский, д-р филос. наук А.А. Изгарская.
В роли модератора выступила д-р филос. наук, в.н.с. отдела социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН А.А. Изгарская. Старший преподаватель кафедры права и философии НГПУ, м. н. с. ИФПР СО РАН Н.Е. Лукьянов и магистрант кафедры права и философии НГПУ А.А. Борисова осуществляли видеозапись вебинара. Помощь в работе вебинара осуществляли н.с. ИФПР СО РАН О. А. Персидская, аспирант кафедры права и философии НГПУ И. Ф. Литошенко.
Следует особо отметить работу по популяризации вебинара, проведенную модератором вебинара, преподавателем кафедры английского и немецкого языков Монгольского национального университета образования (МНУО) Хишигдулам Нанжидмаа. Со стороны Монголии к работе вебинара подключились 4 преподавателя МНУО, 15 учителей русского и английского языков из образовательных учреждений г. Улан-Батора, 15 учителей русского языка из аймака Баянхонгор, 2 учителя русского языка из аймаков Сэлэнгэ и Мандал сомона, а также 2 студента МНУО.