29 ноября 2025 г. состоялось XXVI заседание Всероссийского с международным участием научного вебинара по проблемам социальных и гуманитарных наук «Соединяем пространства». Вебинар был подготовлен совместно с НИИ Философия образования Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ). В работе вебинара приняли участие 52 человека из разных городов России (Владивосток, Дудинка, Красноярск, Москва, Мурманск, Новосибирск, Омск, Санкт-Петербург, Томск, Чита, Якутск), Казахстана (Алматы) и Монголии (Улан-Батор). Участники заслушали и обсудили три доклада.
Доклад «Современные проблемы и направление развития высшего образования в Казахстане» сделала профессор кафедры религиоведения и культурологии Казахского национального университета аль-Фараби, доктор философских наук, профессор Калимаш Капсамаровна Бегалинова. За основу доклада был взят «Национальный доклад о состоянии и развитии системы высшего образования Республики Казахстан за 2023–2024 гг.» (URL: https://enic-kazakhstan.edu.kz/files/1744864271/doklad-mnvo-rus-17-04-2025-postranichno.pdf). В самом начале доклада К.К. Бегалинова описала структуру высшего образования, дала характеристику текущего состояния и перспектив интенсивно формирующихся взаимосвязей вузов Казахстана с мировыми научными и образовательными центрами. К.К. Бегалинова отметила, что образование является зеркалом, в котором отражаются проблемы развития общества, и обозначила вызовы, стоящие перед высшей школой Казахстана. Было показано, что на систему высшего образования влияет сложившаяся ситуация неравенства между городом и сельской местностью, между центром и регионами страны. Как и в Российской Федерации, в Казахстане существует кадровый дефицит и проблема выгорания педагогов. В период пандемии 2019 г. уровень цифровизации учебных заведений возрос, но и сегодня он остается недостаточным для решения современных образовательных задач. К.К. Бегалинова описала проблемы, возникающие у казахских вузов в контексте глобальных вызовов. Глобальные тренды несут с собой коммерциализацию образования, «макдональдизацию» университетов (господство представления об образовании как услуге). В результате главная миссия университета в обществе – быть центром разума и культуры – сегодня утрачивается. Присутствующие познакомились с имеющимися успехами и планируемыми государством Республики Казахстан направлениями развития высшей школы, с намечающимися новыми трендами (например, «Lifelong learning», инклюзивное образование, цифровое обучение). К.К. Бегалинова отметила, что необходим возврат к идее университета как пространства становления человека мыслящего, чувствующего, нравственно-ответственного. Докладчик подчеркнула, что сегодня университет должен не только давать профессию, он должен формировать способность ориентироваться в современном мире, главными характеристиками которого становятся возрастающая неопределенность и сложность этических ориентиров.
Старший преподаватель кафедры английского и немецкого языков Монгольского национального университета образования Нанжидмаа Хишигдулам выступила с докладом «Монгольская молодежь на перекрестке культур: идентичность, образование и профессиональные перспективы». В самом начале своего доклада Н. Хишигдулам отметила, что, пережив радикальные трансформации, Монголия оказалась в поле пересечения четырех мощных влияний, а именно: традиционной монгольской культуры с её кочевым наследием, советского прошлого, западных ценностей и динамично растущего восточноазиатского, прежде всего южнокорейского, культурного влияния. Молодежь, которая в Монголии составляет 28,61%, формирует свою идентичность в поле этих культурных пересечений – векторов. Н. Хишигдулам описала векторы, дала характеристику типам стратегий формирования идентичностей (космополитической, гибридной, традиционалистской, ностальгической). Она показала, что доминирующей является гибридная идентичность, раскрыла механизм ее формирования посредством «code-switching» в пространстве семьи, профессиональной деятельности и досуга. Докладчик уточнила, что смешение культурных кодов не вызывает у молодого поколения психологического дискомфорта и внутренних конфликтов.
Основное противоречие складывающейся гибридной идентичности докладчик видит между коллективистскими культурными ценностями, которые присущи монгольской молодежи, и индивидуализмом как принципом господствующей капиталистической экономики. Текущее состояние Н. Хишигдулам описала, используя наработки российских ученых (Ю. В. Попкова, Е.А. Тюгашева, Д. В. Ушакова), как «цивилизационную паузу». Н. Хишигдулам отметила, что 98% молодых людей считает образование важнейшей ценностью, однако в сложившихся условиях существует ряд проблем, которые не позволяют полноценно использовать потенциал молодежи в целях экономического развития страны. Опираясь на статистические данные Н. Хишигдулам показала, что наличие высшего образования не гарантирует занятости и достойной зарплаты. В 2017 году был принят Закон «О развитии молодёжи», был профинансирован целый ряд направлений поддержки молодежи, но уровень безработицы среди молодежи не изменился. Сохраняется дисбаланс образования и рынка. В результате образовательная миграция, главным образом в Южную Корею, США, Японию, Чехию, Швецию, становится неформальной системой социальной защиты и часто превращается в эмиграцию. В соответствии с Президентской программой «Илгээлт 2100», направленной на систематическую отправку студентов в ведущие зарубежные университеты, в 2025-2026 учебном году запланирована отправка 39 студентов в Германию, 8 – во Францию, продолжается набор в университеты Киргизии, Хорватии, Лаоса. Приоритетными специальностями являются сельское хозяйство, гуманитарные науки, экономика. Н. Хишигдулам подчеркнула противоречия данной программы, выразила опасения, что программа будет способствовать росту образовательной эмиграции и потере Монголии самого ценного ресурса развития – молодежи. Н. Хишигдулам обозначила направления и средства решения назревших проблем.
Доклад «Арктический дискурс в ценностях студентов университетов Арктики» сделала младший научный сотрудник отдела этносоциологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Дария Николаевна Филиппова (г. Якутск, Россия). В своем докладе Д.Н. Филиппова раскрыла результаты проведенного социологического исследования ценностей молодежи Арктической зоны РФ. Она подчеркнула, что студенчество арктических университетов является человеческим капиталом, без которого развитие российской Арктики невозможно. На сегодняшний день необходимо глубокое понимание жизненных планов и ценностей молодых людей, это должно помочь в разработке более эффективных мер по поддержке молодежи и закреплению ее на арктических территориях.
Исследование проводилось в 2017–2019 гг. и в 2024 г., полученные результаты позволили зафиксировать динамику ценностей. В качестве методологических оснований выступила теория арктической циркумполярной цивилизации профессора У.А. Винокуровой. Д.Н. Филиппова сделала обозримыми и обобщила уже имеющиеся результаты социологических исследований отечественных ученых. Она указала, что различные аспекты студенчества и молодежи Арктической зоны РФ исследовали К.С. Зайков, И.В. Каторин, А.М. Тамицкий. Е. В. Недосекой, Е. Н. Шарова, Г.В. Жигунова, Е.Н. Шарова, Е.А. Хотеева и др.
Д.Н. Филипповой рассказала, что были разработана анкета «Жить Арктикой». Вопросы анкеты подводили респондентов к осмыслению своей пространственной принадлежности: «Арктика – мой дом?». Для качественной интерпретации результатов применялась методология indigenous methodology (англ. методология коренных народов), которая позволяет выявлять сформированные в условиях многолетней мерзлоты геокультурные ценности арктической циркумполярной цивилизации. В анкетном опросе приняли участие студенты Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) в Республике Саха (Якутия), Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) в Архангельской области и Мурманского арктического университета (МАУ). Выборка респондентов была сформирована с учетом пола, возраста, курса и направления обучения. В 2017–2019 гг. общее количество участников составило 441 чел.
Участники вебинара получили возможность познакомиться с ответами студентов арктических университетов на целый ряд вопросов, а именно: «Хотели бы Вы постоянно работать в условиях Арктики?»; «Намерены ли Вы остаться в Арктике сразу после окончания учебы?»; «Участвуете ли Вы в реализации международных, российских, региональных, вузовских проектов, связанных с Арктикой?»; «По Вашему представлению, что есть Арктика?»; «Кем Вы себя считаете по территориальной принадлежности?»; «Как Вы себе представляете жизнь в Арктике по сравнению с другими территориями?». Д.Н. Филиппова проинтерпретировала результаты проведенных опросов. Исследование динамики ценностей 2019–2024 гг. показало, что повысили позиции такие ценности, как «материальная обеспеченность», «личная свобода и независимость», «семейное счастье», «здоровье», «верные друзья», «единение с природой, ее красота».
Помимо этого, Д.Н. Филиппова раскрыла результаты качественных исследований, которые показали, что большинство участников согласны с утверждением, что Арктика является их малой родиной. Переехавшие в детстве из арктических районов студенты не считают себя жителями Арктики, или считают себя жителями Арктики «наполовину». Исследование показало, что чем теснее контакты, связи с малой родиной, родственниками, которые проживают в арктических районах, тем выше вероятность рассмотрения варианта возвращения в северные и арктические районы. Д.Н. Филиппова обратила внимание присутствующих, что студенты не владеют информацией об арктической ипотеке, 27% считают эффективными программы «Земский учитель» и «Земский доктор». 47% связывают свое решение о выборе места жительства после обучения с условиями работы/труда. 47 % планируют жить и работать в Арктике (вернуться в родной район), также 1 (6%)– в родной северный район, 27% - не планируют, 20% - затруднились с ответом или еще не думали об этом.
Доклады вызвали большой интерес, участники вебинара задавали вопросы, которые позволили присутствующим сравнить состояние и тенденции развития трех систем образования, перспективы, которые они открывают для молодежи.
В обсуждении докладов приняли участие д-р филос. наук, профессор К. К. Бегалинова, канд. филол. наук, доцент С. И. Везнер, канд. пед. наук, доцент Н. Ю. Гусевская, методист Г.А. Григорьева, д-р филос. наук, профессор О. Т. Лойко, аспирант Л. Л. Молодых, канд. истор. наук, доцент В. А. Прошин, д-р филос. наук, профессор И. А. Пфаненштиль, канд. филос. наук Д.В. Ушаков, канд. филос. наук С. И. Филиппов, канд. филос. наук А. В. Харламов, магистрант К. И. Хаценко, д-р филол. наук, профессор А. А. Чернобров, д-р филос. наук, профессор С. И. Черных, канд. пед. наук А. Ю. Шачина, канд. филос. наук С. В. Шачин, канд. физ.-мат. наук Н.В. Шилов.
Технические условия работы (запись трансляции, составление текста отчета) обеспечивали: магистрант кафедры права и философии Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ), преподаватель кафедры философии и истории Сибирского университета потребительской кооперации А. А. Борисова; магистрант кафедры права и философии НГПУ К. И. Хаценко, преподаватель-исследователь, старший преподаватель кафедры права и философии НГПУ Е.А. Гордейчик; научный сотрудник ИФПР СО РАН О.А. Персидская.
В качестве модератора мероприятия выступила ведущий научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН, профессор кафедры права и философии НГПУ, д-р филос. наук А.А. Изгарская.
