В период с 12 по 16 ноября в Санкт-Петербурге прошла XXXIX Международная годичная научная конференция Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. Н.И. Вавилова РАН «Международные сети как фактор интеграции научного сообщества» и состоялась XXXIV сессия Международной Школы социологии науки и техники им. С. А. Кугеля «Общество в цифровую эпоху: Pro et Contra». От Института философии и Права СО РАН в работе научных мероприятий приняли участие сотрудники Отдела социальных и правовых исследований – ведущий научный сотрудник кандидат философских наук А.М. Аблажей, старший научный сотрудник кандидат философских наук В.В. Петров и младший научный сотрудник Н.А. Синюкова. В рамках работы XXXIX Международной годичной научной конференции Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. Н.И. Вавилова РАН, которая в этом году была посвящена международным сетям как фактору интеграции научного сообщества, А.М. Аблажей сделал доклад на тему «Современное состояние академической аспирантуры: первые результаты исследования» где осветил социальные характеристики современных аспирантов, сформулированные на основании материалов социологического исследования, проведенного в мае – июне 2018 г. среди обучающихся в академической аспирантуре Новосибирского научного центра. В.В. Петров выступил с докладом «Трансферт технологий в наукоемком обществе: взаимодействие с бизнесом», показав, что в условиях глобальной капитализации знаний без серьезного развития гуманитарной составляющей возрастает риск перехода от трансферта технологий к «трансферту специалистов».
|
XXXIV сессия Международной Школы социологии науки и техники им. С. А. Кугеля, в этом году была посвящена осмыслению феномена цифрового общества с точки зрения истории, социологии и философии науки. Отметим, что в настоящее время Школа работает в тесном контакте с Социологическим институтом РАН – филиалом Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Факультетом социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, Петербургским государственным университетом путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом, Европейским Университетом в Санкт-Петербурге и Объединенным научным советом по общественным и гуманитарным наукам Санкт-Петербургского научного центра РАН.
На сессии Школы А.М. Аблажей выступил с докладом «Цифровая компетентность современных аспирантов», где очертил основные условия и факторы, обусловливающие уровень цифровой компетентности современных аспирантов, изложил критерии, на основании которых его можно оценить.
В.В. Петров представил доклад «Влияние цифровой экономики на формирование образовательного запроса», в котором отметил, что в условиях цифровизации общества происходит многократное усложнение структуры контроля качества знания, поскольку научная достоверность и обоснованность доопределяются идеями рыночной конкурентоспособности, практической полезности, а также соотношениями цены и качества.
|
Н.А. Синюкова в докладе «Цифровизация и технологизация общества в контексте трансформации феноменов «здоровье/болезнь» обозначила, что новый формат коммуникаций повлек за собой как зарождение движения пациентов 2.0 (Patient 2.0), так и начало формирования партиципаторной медицины (Participatory Medicine), отметив, что вместе с очевидными, объективными, прорывными эффектами для развития медицины и лечения болезней, технологизация оказывает влияние на индивидуальную сферу переживания болезни и формирует негативные аспекты опыта болезни, связанные с овеществлением человека и утратой естественности человеческой телесности. Все названные доклады были встречены с большим интересом и вызвали оживленную дискуссию.
|
Помимо участия в научных мероприятиях, состоялись деловые встречи с санкт-петербургскими коллегами из Центра независимых социологических исследований, Европейского университета в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. Н.И. Вавилова РАН, Северо-Западного института управления (филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации) и др., на которых обсуждались перспективы дальнейшего научного сотрудничества и взаимодействия.
А.М. Аблажей,
В.В. Петров