21–23 ноября в Новосибирском государственном педагогическом университете состоялась Всероссийская конференция с международным участием «Философия образования и педагогика: современные проблемы аксиологии и воспитания», главными организаторами которой выступили Научно-исследовательский институт философии образования НГПУ и Научный центр РАО при НГПУ. Конференция проводилась при участии Межрегиональной ассоциации философов образования, ГОО «Новосибирское философское общество», редакции журнала «Философия образования» и ИФПР СО РАН. В рамках работы Конференции был продолжен традиционный дискурс, заложенный в 2001 г., основателем которого является доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИФПР СО РАН, директор НИИ ФО НГПУ, главный редактор журнала «Философия образования» Нина Васильевна Наливайко .
В данном ежегодном научном мероприятии приняли очное участие более 80 докладчиков из Новосибирска, Красноярска, Кургана, Барнаула, Томска, Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Екатеринбурга, Магнитогорска, Горно-Алтайска, а также Монголии и Казахстана.
|
На конференции были затронуты актуальные проблемы современной философии образования и педагогики в контексте аксиологических и воспитательных трансформаций, происходящих под воздействием информатизации и цифровизации общества.
Значительное внимание было уделено практико-ориентированным проблемам: так, директор новосибирского лицея № 9 Екатерина Игоревна Калинина заострила внимание на вопросах воспитания и образования в цифровом пространстве средней школы, директор школы № 165 г. Новосибирска Максим Евгеньевич Давыдов рассказал о возможностях применения искусственного интеллекта в образовании, а директор лицея № 130 им. академика М.А. Лаврентьева (г. Новосибирск) Сергей Владимирович Сопочкин выдвинул проект школы-лаборатории как перспективной модели современного школьного образования.
|
Аксиологический аспект проблем воспитания обсуждали Калимаш Капсамаровна Бегалинова, Нина Алексеевна Корниенко, Татьяна Сергеевна Косенко, Елена Владимировна Ушакова, Ирина Владимировна Яковлева. Проблемам здоровьесбережения вузовского и школьного образования были посвящены доклады Антона Юрьевича Приходько, Натальи Юрьевны Фёдоровой, Олеси Сергеевны Белявцевой и др. Языковое образование как важнейший фактор межкультурной коммуникации обсуждался Сапрыгиным Борисом Владимировичем, Анастасией Сергеевной Комковой, Любовью Петровной Загорулько, Еленой Александровной Крутько, Натальей Николаевной Власюк и др.
Институт философии и Права Сибирского отделения Российской академии наук был представлен сотрудниками отдела социальных и правовых исследований старшим научным сотрудником кандидатом философских наук Владимиром Валерьевичем Петровым , старшим научным сотрудником кандидатом философских наук Дмитрием Владимировичем Ушаковым и ведущим инженером Еленой Сергеевной Сусуевой .
|
В.В. Петров в своем докладе «Аксиологические ориентиры в современном образовательном пространстве: смена позиций» обозначил, что в условиях изменения ключевых востребованных компетенций к 2020 г. отечественные университеты неизбежно столкнутся на глобальном образовательном рынке с возрастающей конкуренцией со стороны высшей школы Восточной Европы, что неизбежно приведет к оттоку студентов и, как следствие, к снижению качественного уровня российского образования. Д.В. Ушаков в своем выступлении на тему «Этнокультурные ценности современной молодежи Монголии» отметил, что Новосибирск обладает достаточным потенциалом для подготовки кадров, требующихся для Монголии, что положительно сказывается на развитии взаимовыгодного сотрудничества и межкультурной коммуникации.
|
Участники Конференции в процессе работы пришли к заключению о том, что в современных социокультурных условиях необходимо философское обоснование приоритетных аксиологически-ориентированных концепций в сфере образования, продиктованных современным уровнем развития российского общества, значительно опережающим традиционную государственно-образовательную идеологию.
|
В.В. Петров
Фото Д.В. Ушакова