19 марта на «Точке кипения» состоялся первый семинар по разработке проектных предложений для концепции «Академгородок 2.0».
Семинар организован как самостоятельное инициативное действие, предполагающее самоорганизацию местного экспертного и гражданского сообщества Академгородка и для выстраивания горизонтальных содержательных связей между участниками проекта.
Семинар вел один из инициаторов семинара в. н. с. Института философии и права СО РАН д. филос. н. С. А. Смирнов.
На семинаре С.А. Смирнов представил свое понимание ситуации, требующей самоопределения от участников в связи с тем, что концепции Академгородка 2.0 фактически еще нет, а есть некоторый эскиз, нуждающийся в конкретной предметной, содержательной проработке.
Участникам была предложена примерная повестка, по которой предполагается провести серию проектных семинаров по разработке предполагаемой концепции. Данный семинар был первым, направленным на самоопределение и самоорганизацию участников.
Повестка состоит из ряда важнейших вопросов, нуждающихся в проработке, но пока отсутствующих в тех проектных документах по теме Академгородок 2.0, которые уже известны научному и экспертному сообществу. В этих документах ответы на эти вопросы пока не даны.
Примерная повестка.
Академгородок 2.0 как субъект развития.
Место в мире, в стране, в регионе. Самоопределение и позиционирование. Рамочные правила взаимодействия. Модели развития инновационных центров и научных городов.
Рамки и границы проекта АГ 2.0
Нормативная рамка. Правовой статус Академгородка. Какой должна быть организационно-управленческая модель? Существующие нормативные законодательные ограничения. Пространственное развитие. Взаимодействие разных групп на территории. Проектные предложения по развитию и размещению социальной сферы, дорожной сети, транспорта, сервисной инфраструктуры, жилых зон, образовательной, культурной инфраструктур. Академгородок 2.0 и Наукополис: в чем различие и сходство? Выстраивание модели взаимодействия основных игроков и заинтересованных сторон в рамках концепта Академгородок 2.0.
Модель науки
Мировые научные тренды и вызовы. Новая исследовательская повестка.
Новая роль науки. Какие требуются новые субъекты? Новые инфраструктуры? Новые типы коммуникаций. Новые научные институции. Связь науки и инноваций. Связь науки и образования. Проблема преодоления ведомственной закрытости и феодальной разобщенности. От НИИ – к новым субъектам, междисциплинарным проектам и институциональным матрицам.
Экономика проекта. Финансовая модель.
Финансовые ресурсы. Целевые программы. Инвестиции в науку. Государственные целевые программы. Механизмы финансирования научных проектов. Частные инвестиции.
Международные рынки и зарубежные инвестиции. Механизмы работы с иностранными инвесторами. Что защищать и удерживать? Как соотноситься с внешними стратегиями?
Социальная сфера и общественная активность.
Модель умного города для социальной сферы. Внедрение научных достижений и умных технологий в социальную сферу, здравоохранение, сферу слуг. Профилактическая медицина. Связь науки, технологий и нового образа жизни.
Общественная активность и гражданское общество. Роль горожан в управлении развитием территории. Общественная активность. Органы самоуправления. Самоорганизация городских сообществ. Институт общественной экспертизы проектов и программ развития.
Академгородок 2.0 и Образование.
Университет. Кадры для науки. Город-кампус. «Третье место университета». Университет как драйвер развития территории. Возможные модели: тройная спираль; возрождение модели физтеха, открытый университет. Взаимная увязка Стратегии развития НГУ, Стратегии развития региона и Академгородка.
Школьное образование. Академгородок 2.0 и Школа 3.0. Связка школа – вуз – наука. Подготовка кадров для науки со школы. Школы-лаборатории. Формирование исследовательских компетенций в школе. Кружковое движение НТИ. Детские технопарки, кванториумы. Губернаторские школы РАН.
В работе семинара приняли участие более 50 человек – представителей научной, образовательной общественности, представители НКО, гражданских инициатив, сотрудники НИИ, НГУ, бизнес-компаний.
Участникам семинара было предложено определиться согласно предложенной повестке – записаться в ту или иную группу из повестки (всего шесть групп) и провести примерный SWOT-анализ ситуации развития Академгородка через призму темы группы.
В итоге участники распределились на четыре группы:
1. Группа Академгородок 2.0 и Образование.
2. Группа Развитие человеческого потенциала.
3. Группа Экология проекта.
4. Группа Общественная и гражданская активность.
По ключевым темам повестки (АГ 2.0 как субъект, рамки и границы проекта, модель науки, экономика проекта) группы не были организованы.
Названные группы провели экспресс-анализ ситуации и представили свое видение концепта АГ 2.0 через призму тематики своей группы. В каждой группе были определены координаторы, готовые пробовать и организовать работу своих групп в дальнейшем.
Было решено организовать работу данных групп (и возможно новых групп) после семинара. Следующий семинар решено организовать и провести по мере готовности групп.
https://leader-id.ru/event/
С. А. Смирнов
22.03.2019 г.