21-22 ноября 2019 г. в Новосибирском государственном аграрном университетете состоялась VII Всероссийская научно-практическая конференция «Онлайн-образование в условиях цифровизации общества» .
Организаторами конференции выступили Новосибирский государственный аграрный университет, Институт дополнительного профессионального образования НГАУ, Новосибирский государственный педагогический университет, редакция журнала «Профессиональное образование в современном мире», Институт философии и права СО РАН, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса (г. Барнаул).
|
Работа Конференции объединила более 100 участников – руководителей и специалистов органов управления образованием; руководителей образовательных программ; представителей общественно-политических организаций; руководителей образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы; сотрудников академических институтов; преподавателей ВУЗов; аспирантов и молодых исследователей из разных городов России и зарубежья – Новосибирска, Красноярска, Томска, Кемерово, Москвы, Барнаула, Алматы (Казахстан), Тбилиси (Грузия) и др.
Работа Конференции прошла в рамках тематических направлений:
- Цифровое образовательное пространство как многозадачная реальность
- Онлайн-образование как стратегия развития образовательного пространства
- Методологические проблемы развития онлайн-образования
- Онлайн-образование в условиях преобразования высшей школы
- Онлайн-образование как новый вектор в интеграции науки и бизнеса
- Онлайн-образование: педагогическая и психологическая актуализация
- Онлайн-образование в системе ДПО, отраслевых вузах
- Правовые аспекты онлайн-образования в условиях глобального мира
- Личностные аспекты онлайн-образования
В выступлениях участников цифровизация рассматривалась как возможность и как действительность, затрагивались проблемы потерь и приобретений при распространении онлайн-образования, а также обсуждались вопросы изменения человеческого капитала в цифровом пространстве.
Заведующая отделом социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН доктор педагогических наук, профессор Мария Алексеевна Абрамова, открывая пленарное заседание докладом «Цифровизация в условиях цифрового неравенства», на примере используемых индексов сопоставления стран по уровню внедрения информационно-коммуникационных технологий показала потребность в проведении в регионах России комплексной оценки существующих социокультурных предпосылок для реализации программ по цифровизации образования.
В рамках работы пленарного заседания старший научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН, заместитель главного редактора журнала «Философия образования» кандидат философских наук, доцент Владимир Валерьевич Петров в своем докладе «Неосязаемость нематериальных активов: последствия и перспективы виртуализации образовательного процесса» обосновал, что в соответствии с трендами мировой экономики система отечественного высшего образования, ориентируясь исключительно на увеличение «прибавочной стоимости» студента, в условиях цифровой экономики (e-economy) будет развиваться в соответствии с экономическими законами диверсификации и демассификации, действующими сегодня в социальной, производственной, информационной и иных сферах деятельности человека.
В процессе обсуждения достоинств и рисков цифровизации и он-лайн обучения, как одного из преимущественных векторов, участники конференции пришли к заключению о том, что современное состояние образовательного пространства, проводимая образовательная политика и качественные характеристики основных субъектов образовательных практик (государство, бизнес-структуры, общество, индивид) не вполне удовлетворяют императивам «цифрового метода познания жизни». Было отмечено, что невозможность линейно прогнозировать прорывные технологии становится основным вызовом для современной науки в условиях информационного общества и формирующегося общества знания.
Участниками конференции было четко обозначено, что существующий уровень управления и осознания текущих изменений крайне низок, а отсутствие последовательной, позитивной и единой концепции ответов на вызовы четвертой промышленной революции являются основными факторами, ограничивающими потенциал эффективного развития человеческого капитала.