В Новосибирском Академгородке состоялась Всероссийская научно-методическая конференция «Современные концепции и системы профильного обучения в российской школе» (7 – 8 декабря 2019 г.), организаторами которой выступили Новосибирский государственный университет, Специализированный учебно-научный центр (Физико-математическая школа) и Ресурсный центр социокультурных исследований и экспертизы Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук при участии редакции журнала «Философия образования».
Конференция собрала более 80 очных участников из различных регионов России – от Комсомольска-на-Амуре до Ростова-на Дону. Стратегической целью Конференции стало взаимодействие учителей лицеев, гимназий и профильных школ из различных регионов России, преподавателей Специализированных учебно-научных центров Московского, Санкт-Петербургского и Уральского государственных университетов, профессорско-преподавательского состава вузов, научных сотрудников исследовательских институтов Новосибирского научного центра, представителей органов управления образования, их профессиональная консолидация, координация усилий, направленных на интенсификацию профильного обучения посредством регулярного взаимодействия, взаимного ознакомления с полученными результатами и их коллективного обсуждения, необходимого для совершенствования механизмов раннего вовлечения молодежи в научные исследования.
Ректор НГУ академик РАН Михаил Петрович Федорук, открывая конференцию, отметил, что уровень подготовки выпускников школ, которые приходят в вузы, пока оставляет желать лучшего.
Представитель Российского технологического агентства (г. Москва) Алан Малхазович Елбакиев, выступая на пленарном заседании, сообщил, что к 2024 году в России стоит задача создать 8 специализированных учебно-научных центров (в данное время их всего 4 – в Новосибирске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве).
Директор СУНЦ НГУ профессор Николай Иванович Яворский подчеркнул, что опыт «раннего входа в науку», успешно реализованного на базе СУНЦ НГУ в Новосибирском Академгородке, является уникальным и может быть использован для дальнейшего развития профильного образования при создании специализированных центров и в других федеральных округах.
Декан физического факультета НГУ академик Александр Евгеньевич Бондарь обратил внимание участников Конференции на то, что при развитии профильного физико-математического и химико-биологического образования необходимо серьезное внимание уделять базовым аспектам формирования системы ценностей современного человека.
Чрезвычайно широким стал спектр вопросов, обсуждавшихся участниками Конференции: от профильного обучения, специализированного и инженерного образования в современной российской школе и олимпиадной подготовки до общегуманитарной подготовки в естественно-научном и научно-техническом образовании.
В рамках Конференции была организована работа практико-ориентированных тренингов и мастер-классов естественнонаучной и научно-технической направленностей, круглых столов по обмену опытом преподавания физики, математики, химии, биологии, информатики, русского языка и литературы, обществознания, истории и иностранных языков.
По итогам работы Конференции издан сборник научных трудов.