В Новосибирске завершила работу Юбилейная Всероссийская конференция с международным участием «Философия образования: методология и потенциал развития», посвященная 20-летию журнала «Философия образования», которая состоялась 10 – 11 февраля 2022 г.
Организаторами Конференции выступили Новосибирский государственный педагогический университет, Научный центр Российской академии образования, редакция журнала «Философия образования», Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирский военный ордена Жукова Институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, и Институт дополнительного профессионального образования по повышению квалификации руководителей и специалистов АПК Новосибирского государственного аграрного университета.
В работе Конференции приняли участие ученые, преподаватели вузов, аспиранты, руководители и педагогические работники образовательных организаций общего, дополнительного, среднего, специального и высшего образования, специалисты органов управления образованием из различных городов России и стран ближнего и дальнего зарубежья.
На открытии Конференции с приветственным словом выступила директор Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук доктор философских наук, доцент Марина Николаевна Вольф, которая отметила важность сотрудничества между академическими организациями и высшими учебными заведениями в области образования и определении траекторий его развития.
В ходе секционных заседаний заведующая отделом социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН доктор педагогических наук, профессор Мария Алексеевна Абрамова представила доклад «Трансформация института образования в России и интеграционные процессы в евразийском социокультурном пространстве», где, обратившись к феномену евразийского образовательного пространства с позиции системного, функционального и коммуникативного подходов и теории баланса сил как к некому социокультурному пространству, показала, что каждое государство-участник, выполняя условия соглашения, в то же время преследует свои задачи. Мария Алексеевна обозначила современные тенденции, влияющие на трансформацию отношения стран к идее создания общего образовательного пространства и обосновала, что использование термина «евразийское образовательное пространство» на данный момент скорее является идеей, разделяемой многими государствами, но не реализованным единым целым.
Ведущий научный сотрудник Отдела социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН доктор философских наук Анна Анатольевна Изгарская в докладе «Неравенство в современном образовании: к проблеме периферизации обществ евразийского пространства» представила результаты анализа механизма формирования образовательного неравенства в периферизируемых обществах, осуществленного с позиции миросистемного подхода и обозначила, что проблема неравенства в образовании выходит за рамки отдельных государств и подконтрольных им обществ.
Старший научный сотрудник Отдела социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН кандидат философских наук, доцент Владимир Валерьевич Петров в докладе «Директивные предпосылки унификации отечественного образования» обратился к результатам ретроспективного анализа основных концептуальных документов, определяющих развитие отечественной системы образования, где показал, что реформы отечественной системы высшего образования зачастую не доходят до логического завершения, поскольку носят преимущественно декларативный характер, далеко не всегда подкрепленный законодательной базой, что приводит к непоследовательности практических действий по их реализации. Им обосновано, что незавершенность реформ во многом связана с существующими разрывами сотрудничества между институтами образования, науки и промышленного производства, которое декларируется во всех концептуально значимых документах, но на практике тесное взаимовыгодное сотрудничество между указанными акторами в должной степени не проявляется.
Материалы участников конференции планируется опубликовать в научном рецензируемом журнале «Философия образования», входящего в перечень ВАК.