Гуревич П.С.
DOI: 10.32691/2410-0935-2018-13-13-26
Информация об авторе:
ГУРЕВИЧ ПАВЕЛ СЕМЁНОВИЧ, главный научный сотрудник Института философии РАН, доктор философских наук, доктор филологических наук, профессор, главный редактор журналов «Философия и культура» и «Философская антропология».
E-mail: gurevich [at] rambler.ru (gurevich[at]rambler[dot]ru)
Аннотация. Трактовка человеческой разумности — одна из насущных тем неклассической антропологии. В рамках классического постижения человека разум рассматривался как высшая познавательная способность людей, как великое чудо природы. Это привело к диктату рациональности, пониманию разумности как надёжного поводыря человечества. Грядущая судьба людей связывалась с дальнейшим раскрытием интеллектуальных способностей человека, с объяснением тайн мозга. Однако эти положения подверглись сомнению в связи с рождением новой научной парадигмы. Прежде всего, началась «десакрализация мозга». Исследователи разных отраслей науки обнаружили в мозге массу дефектов, связанных с его устройством. Так возникло множество новых философских вопросов: одинаковы ли формы ментального освоения мира? Всегда ли именно сознание венчает наиболее продуктивное постижение мира? Точно ли, что ментальность есть порождение длительного эволюционного маршрута? Сходны ли представления других мыслящих созданий иных миров о картине Вселенной? Историческая практика показывает, что разум вряд ли может быть безошибочным навигатором человечества. Следует ли поэтому искать внутренние возможности мозга или необходимо срочно «обогатить» его техническим ресурсом?
Ключевые слова: разум, мозг, сознание, разумное существо, рациональность, бессознательное, интуиция, когнитивные схемы, «химия» интеллекта, «шизофизиология», запредельный мир, неклассическая антропология.
Литература
Гершензон М. Гольфстрем // Гершензон М. Избранное. Мудрость Пушкина. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. С. 213–309.
Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 15 т. Т. 6. Идиот. Ленинград: Наука, Ленингр. отд., 1989. 680 с.
Кант И. Критическое освещение аналитики чистого практического разума // Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т. 4. М.: Чоро, 1994. С. 480–562.
Кант И. Основоположения метафизики нравов // Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т. 4. М.: Чоро, 1994. С. 153–246.
Кацура А. В. Перспективы человека // Кацура А. В., Мазур И. И., Чумаков А. Н. Планетарное человечество. На краю пропасти. М.: Проспект, 2016. С. 126–197.
Князева Е. Н. Когнитивная архитектура воплощённого разума как понятие неклассической эпистемологии // Философия и культура. 2010. № 2 (26). С. 29‑40.
Маркус Гари. Несовершенный человек. Случайность эволюции мозга и её последствия. М.: Альпина нон-фикшн, 2011. 255 с.
Миркина Зинаида. Избранные эссе. Пушкин. Достоевский. Цветаева. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 296 с.
Ницше Ф. Утренняя заря. Мысли о моральных предрассудках. Свердловск: Воля, 1991. 303 с.
Пелипенко А. А. Мифоритуальная система. Книга первая. Часть вторая. Медиационная парадигма. М.: РОССПЭН, 2017. 503 с.
Савельев С. В. Нищета мозга. М.: ВЕДИ, 2014. 192 с.
Смирнов С. А. Антропологический навигатор. К событийной онтологии человека. Новосибирск: ООО «Офсет-ТМ», 2016. 438 с.
Смирнов С. А. Форсайт человека. Опыты по неклассической философии человека. Новосибирск: ЗАО ИПП «Офсет», 2015. 660 с.
Сол Дж. Р. Ублюдки Вольтера: диктатура разума на Западе. М.: АСТ: Астрель, 2006. 895 с.
Соловьёв Э. Ю. Категорический императив нравственности и права. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 415 с.
Шекли Р. Верный вопрос // Шекли Р. Охотник-жертва. М.: ЭКСМО-пресс, 1998. С. 196–208.